Скачать 293.99 Kb.
|
Школы здоровья Юго-Восточного окружного управления образования Комплексный подход здоровьесберегающих технологий используется во всех школах здоровья ЮВОУО, благодаря которому решаются вопросы защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания, культуры здоровья детей и учителей. Этот комплекс выражен в здоровьесберегающей педагогике, главная отличительная особенность которой - приоритет здоровья, грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса, что определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигаемые результаты. Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Ценностью и главной целью здоровьесберегающего образования является качество здоровья обучающихся, периодически оцениваемое по определенным критериям. Здоровье выступает как процесс адекватного возрасту физического, психо-социального и духовного развития, самореализации, раскрытия духовных потенций учащихся. Показатели, которые характеризуют все виды здоровья: физическое, психическое, социальное, духовное и их диагностика. Мониторинг здоровья проводится на всех ступенях обучения: выпускник ДОУ, по окончании 1 класса, выпускника начальной школы, в конце 5 класса, и 9 класса, выпускника 11 класса, так как исключительно важный параметр здоровья – репродуктивное здоровье выпускника. Это позволяет периодически контролировать ситуацию и получать информацию о качестве образования с точки зрения здоровья и развития человеческих ресурсов. Измерение показателей здоровья требует подготовленных специалистов, владеющих современными технологиями диагностики здоровья, сбора и обработки информации, мониторинга ситуации, позволяющего принимать адекватные и своевременные управленческие решения. Результаты такого мониторинга вносят свой вклад в оценку качества образования и оценку труда коллектива учителей, обеспечивших этот результат. В школах здоровья Юго-Восточного окружного управления образования штатные специалисты обеспечивают диагностическое сопровождение учащихся в полном объеме. За период с 2008 по 2010 годы образовательные учреждения регулярно пополняли свою материально-техническую базу необходимым оснащением, дополнительными штатными специалистами и оборудованием. Созданы оптимальные условия для организации здоровьесберегающей деятельности для обеспечения, сохранения и укрепление здоровья школьников. Оздоровительная инфраструктура школ здоровья представлена: медицинским и зубоврачебным кабинетами, спортивным залом, школьным стадионом, тренажерным комплексом, бассейном, кабинетом релаксации, фитобаром, солярием, ингаляторием, зимним садом. Заместителями руководителей образовательных учреждений по здоровьесбережению осуществляют анализ учебной нагрузки; оздоровительной и профилактической работы, уровня заболеваемости учащихся, организации внеурочной нагрузки, досуга, оценка режима для внеурочной и учебной нагрузки школьников, организации физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима школьников с определением приоритетных проблем и выбора форм и методов работы по сохранению и укреплению здоровья. Комплексная оценка состояния здоровья учащихся складывается из оценки уровней физического, нервно-психического развития ребенка, степени резистентности и реактивности организма, функционального состояния органов и систем, наличия или отсутствия хронических заболеваний, врожденных пороков развития. Основным методом в школах здоровья является комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности, в который включен целый ряд необходимых компонентов: соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию внутришкольной среды и организации учебного процесса; проведение физкультурно-оздоровительной работы; соблюдение рационального режима для школьников; организация квалифицированной медицинской и психологической помощи школьникам; мониторинг состояния здоровья учащихся; организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни среди учащихся, педагогов и родителей В системе здоровьесберегающего образования школ здоровья ЮВОУО обязательными компонентами являются организационные структуры (методические кабинеты, центры здоровья и др.), обеспечивающие управление здоровьем обучающихся; программа развития системы здоровьесберегающей деятельности в ОУ; нормативно-правовое регулирование здоровьесберегающей деятельности в ОУ (Положение о Школе Здоровья, согласованные программы обучения здоровью всех возрастных категорий обучающихся, соответствующие положения в Уставе школы, правилах жизни школы, приказах директора и других нормативных документах); информационно-аналитическая служба ОУ (мониторинг здоровья, оценка эффективности здоровьесберегающих воздействий, обеспечение дифференцированного подхода в зависимости от возраста и уровня здоровья ученика); система подготовки кадров по овладению здоровьесберегающими образовательными технологиями; система обучения здоровью с 1-го по 11-й класс, обучение здоровью родителей и педагогов; здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, отвечающая требованиям СанПиН; служба практической психологии в образовательном учреждении; система социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса; система социального партнерства, межведомственная кооперация ресурсов в целях управления здоровьем участников образовательного процесса. Система медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся применяется во всех школах здоровья как основной способ современной диагностики и коррекции нарушений психического здоровья детей и подростков с применением разнообразного спектра оздоровительных средств и методов: физиотерапия; бальнеотерапия; массаж; ЛФК; фитотерапия; ароматерапия; витаминопрофилактика. Основной задачей образовательных учреждений «Школа здоровья» по профилактике нарушений здоровья направлена прежде всего на мероприятия по снижению влияния неблагоприятных внутришкольных факторов, связанных с инфраструктурой школы и организацией учебного процесса. Используются также неспецифические и специфические методы профилактики прогрессирования «школьных» заболеваний близорукости, нарушений осанки (оздоровительный массаж, корригирующая гимнастика, ЛФК, офтальмологические методики и т.д.). Профилактика простудных заболеваний в образовательных учреждениях проводится, как правило, в осенне-весенний период и включает витаминизацию, фитотерапию, позволяющие повысить работоспособность, снизить риск развития простудных заболеваний. Для укрепления психоэмоционального и физического здоровья в школах работают кабинеты психологической разгрузки и саморегуляции, используются плавательный бассейн и сауна, спортивные и тренировочные залы и др. В Юго-восточном окружном управлении образования функционируют 8 образовательных учреждений «Школа здоровья». ГОУ СОШ «Школа здоровья» №473 Юридический адрес школы: 109429, г. Москва, Капотня, 2 квартал, дом 19 тел.: 355 0196, 355 0456 e-mail: school473@bk.ru Материально-техническая база школы:
Опыт работы образовательного учреждения: Разработан комплексный мониторинг здоровья как инструмент создания здоровьесберегающей образовательной среды. Создана система работы по адаптации учащихся к новым формам школьной жизни. Разработана модульная система здоровьесберегающей работы школы. Разработана и внедрена Программа «Здоровье учителя». В школе работает орган детского самоуправления «Юные наследники добрых дел России», одним из направлений, работы которого являются по здоровьесбережению и экологии. В школе сформирована система воспитательной работы на основе гуманистических идей международного общественного движения «Добрые дети мира – педагогика добра». Разработана система классных часов по модулю «здоровья». Накоплен опыт проектно-исследователдьской работы каждого классного руководителя и отдельных учителей – предметников по здоровьесбережению. В школе проводится мониторинг уровня здоровья детей и сотрудников. Разработан Проект «Школа здоровья». Цель: социальный заказ на личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие здорового человека. Трансляция передового опыта и технологии. Введен саногенетический мониторинг. Школа активно участвует в мероприятиях по обмену опытом (проведении конференций, круглых столов, семинаров). Результаты инновационной деятельности опубликованы в печатных изданиях. Как ресурсный центр школа взаимодействует с образовательными учреждениями района Капотня №№1996,1858, с учреждениями с центром содействия здоровью №№.478,921,1493,1987,488,1877,1547. В течение учебного года проводятся различные семинары повышения квалификации педагогов совместно с МИОО и Центром качества. Развитие инклюзивного образования:
ГОУ ЦО «Школа здоровья» №1858 Юридический адрес школы: 109649: г. Москва, Капотня, 5-й квартал, д. 29, тел: (495) 355-0000, 355-0100, факс: (495) 355-0000, e-mail: 1858@mail.ru, сайт: www.co1858.ru |