Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.04.2014
Размер83.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
6 класс
Тема: Породы, слагающие земную кору.

Полезные ископаемые Костромской области.

Цель:

Сформировать представления о минералах и горных породах, основных группах горных пород и их происхождении, научить устанавливать причинно-следственные связи при изучении образования различных групп горных пород, начать формирование знаний о рациональном использовании минеральных ресурсов, научить различать основные виды горных пород по внешним признакам, познакомить с полезными ископаемыми своей области.
Оборудование: Коллекции горных пород и минералов (раздаточные образцы), карточки с

названием горных пород, текст «Полезные ископаемые Костромской области»,

грамота с домашним заданием, рисунок-схема внутреннего строения Земли,

учебник географии и рабочая тетрадь у каждого ученика.

Форма

проведения: Урок – путешествие.
Тип урока: Урок изучения нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, дневник, ручка. Рабочее место подготовлено.

Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, мысленно скажите: «У нас все получится! У нас хорошее настроение!», тихонько присаживайтесь.
П. Мобилизующий этап.

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, о чем хочу я вам напомнить, читая эти

строчки:

Я думаю, знать вам конечно пора

Что это такое ЗЕМНАЯ КОРА.

 

Ну, как объяснить вам доходчиво, точно

Ее представляю я пенкой молочной.

 

На кухне кастрюлька для каши стоит

А в ней молоко вместе с манкой кипит.

 

От центра кастрюльного тонкого днища

Идет теплота, теплотища, жарища.

 

( А в центре планеты, ядро наблюдаем:

Оно фантастическим жаром пылает: 5000° С)

 

Вот булькает вязкая манная каша,

По ней пузырьки беспокойные пляшут.
И каша, как мантия-покрывало

Ядро, раскаленное плащом прикрывало.

 

( А ведь на поверхности нашей Земли

Такие события быть бы могли.)

 

Когда мы кастрюльку свою выключаем,

Пpоцесс остывания в ней наблюдаем.

 

Вот каша остыла и значит - УРА -

Получится пенка - (Земная кора).
- Итак, о чем же я вам напомнила, читая эти строчки?

+ о внутреннем строении Земли.

- Давайте вспомним, каково же внутреннее строение Земли.

(на доске рисунок-схема внутреннего строения Земли).
III. Формулирование темы и целей урока.
- На прошлом уроке мы изучали внутреннее строение Земли. Тема сегодняшнего урока связана с

внешней оболочкой, которая изображена на нашей схеме. Назовите эту оболочку.

+ Земная кора.

- Мы узнали о толщине земной коры под океанами и материками. Изучали ли мы, из каких пород

сложена земная кора? Сформулируйте тему урока.

+ Породы, слагающие земную кору.

(Число, запись темы урока на доске, а учащиеся в тетрадях.)

- Сформулируйте цели нашего урока, используя опорные слова:

1) Повторить …

2) Познакомиться …

3) Научиться…

+ Повторить внутреннее строение Земли, познакомиться с породами, слагающими земную кору,

научиться различать основные виды горных пород по внешним признакам.
IY. Повторение изученного материала.
- В природе существует несколько тысяч минералов и горных пород.

- Ребята, чем отличаются понятия минерал и горная порода? Об этом вы говорили в 5 классе.

+ минерал – это однородные образования, из которых часто состоят горные породы.

- Правильно, например,

гранит (горная порода) состоит из 3 минералов: а) из слюды б) из полевого шпата в) кварца;

+ горные породы – это плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору.

- Молодцы! А сейчас мы отправляемся в путешествие. Вы любите сказки?
Y. Объяснение нового материала.
В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь Закир. Был у него сын – удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он. Решил Закир испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне Ключ Земли, а вернешься с победой, будешь царством-государством управлять».

Отправился Иван Закиров сын в путь-дорогу. Долго шел, коротко ли, дошел до заморского царства-государства. Видит: перед ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись «Литосфера». Прочитал Иван-царевич мудреное название и призадумался.
- Ребята! Кто поможет Ивану-царевичу объяснить это название? Что такое литосфера?
+ литосфера – это оболочка, состоящая из земной коры и части верхней мантии.
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: “Что, мил человек, голову повесил?” “Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?” Отвечает старец: “Есть-то, есть, но найти его не просто. Хранится он глубоко под Землей, а стережет его прекрасная царевна”. “А как же мне туда попасть”?- спрашивает Иван. “Нужно вырыть глубокий колодец”, - отвечает ему старик.

Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная.
- Эти горные породы, образуются в результате оседания и накопления на поверхности земли и

называются Осадочными.

(на доску вывешивается слово Осадочные)
- Горные породы, возникшие в результате жизнедеятельности организмов, образованные из остатков

растений и животных, отлагающихся на дне водоемов, называются органическими.

(на доску вывешивается под словом Осадочные 1). Органические: уголь, торф, мел)
На парте лежат образцы горных пород, посмотрите торф и уголь.
- Горные породы, образованные под влиянием ветра, текучих вод, из обломков других горных пород

называются обломочными.

(на доску вывешивается под словом Осадочные 2). Обломочные: песок, глина)
Посмотрите образцы горных пород: песок, глина.
- Горные породы, растворенные в воде морей, океанов и некоторых озер и осаждаются в виде

кристаллов на дне водоемов называются химическими.

(на доску вывешивается под словом Осадочные 3). Химические: поваренная соль, гипс)
Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему гранит, железняки – бурый, магнитный, руды полезных металлов.
- Эти горные породы называются магматическими.

(работа с учебником стр. 42)
Найдите в учебнике и прочитайте определение, что значит магматические горные породы.
+ они образуются при затвердевании и остывании магмы – расплавленной каменной массы,

возникающей во время извержения вулкана.

(на доску вывешивается слово Магматические)
- Если магма достигла земной поверхности и излилась на нее, то она остывает быстро. В таких

условиях образуются породы, состоящие из мелких кристаллов и называются излившимися.

(на доску вывешивается под словом Магматические 1). Излившиеся: пемза)
Посмотрите образцы излившихся горных пород: пемза.
- Если магма остывает в глубинах Земли, то образуются глубинные магматические породы.

(на доску вывешивается под словом Магматические 2). Глубинные: гранит)
Посмотрите на образцы глубинных горных пород: гранит.

Совсем глубоко спустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему, твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути. Да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.
- Ребята! Что случилось? Почему трудно дышать нашему герою?

+ ядро Земли раскалено, и чем ближе к ядру, тем выше температура.
- Эти горные породы образовались в глубине под воздействием температуры и большого давления,

потому они сильно изменены. Из одних пород образуются другие: например из
(на доску вывешиваются примеры изменения горных пород известняк – мрамор; гранит – гнейс; графит – алмаз; песчаник – кварцит)
- Такие горные породы называются Метаморфические, «метаморфоза», в переводе с греческого

означает превращение.
Посмотрите на образцы метаморфических горных пород.
Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: “Люди молвят, что скрываешь ты Ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!”. “Ну что ж отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!” – ответила царевна. “Загадывай, сказал Иван-царевич, - попробую отгадать!”
- Ребята, поможем Ивану-царевичу отгадать загадки.
1. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (песок)
2. Он черный и блестящий

Людям помощник настоящий,

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (уголь)
3. Белый, как сахар, но не сладкий,

Пока руки им не испачкаешь,

Ума-разума не наберешься. (мел)
- Ребята, скажите, пожалуйста, кроме того, что это загадки о горных породах, что еще объединяет

эти горные породы? Еще, какой смысл заложен в эти загадки?
+ эти горные породы можно назвать полезными ископаемыми.
- Правильно, дети, это все полезные ископаемые. Давайте вспомним, что такое полезные

ископаемые?

+ полезные ископаемые – это те горные породы и минералы, которые человек использует в своей

хозяйственной деятельности.
“Молодец Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе Ключ Земли и помни: только знания, как ключ открывают любые замки и двери”, - сказала ему царевна.

Поклонился Иван и отправился домой.
- Обратный путь Ивана-царевича проходил через Костромскую землю. Какими полезными

ископаемыми богата Костромская область, давайте сами расскажем Ивану-царевичу.
(работа с текстом, который выдан на каждую парту «Полезные ископаемые Костромской области»)
Выпишите из текста названия полезных ископаемых, которыми богата Костромская область.
YI. Закрепление изученного материала.
- Как образуются магматические породы?

- Приведите примеры пород осадочного происхождения?

- Как образуются метаморфические породы?

- По какому признаку мы разделили все горные породы на группы?

- На сколько групп и на какие мы разделили горные породы?

- Какие породы преобладают на земной поверхности?

- Какими породами сложены глубинные слои земной коры?
Вернулся Иван-царевич домой, отдал царю Закиру ключ Земли. Обрадовался царь, передал он своему сыну царство, а сам ушел на покой. И стал Иван-царевич править страной справедливо и разумно. А нам с вами прислал наш герой грамоту.
YII. Домашнее задание:
Друзья мои! Спасибо за помощь в поисках Ключа Земли! Желаю Вам успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались вам неизвестны. Дома потрудитесь: прочитайте параграф 17 и выполните письменно задание № 5 из учебника стр. 44.

Царь Иван
YIII. Итог урока. Оценивание работы учащихся.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск