Скачать 123.05 Kb.
|
Тема: Основные формы рельефа. Горы суши Цель:
Ожидаемые результаты: Предметные: сформированность представлений об основных формах рельефа и их классификации по высоте Коммуникативные: формирование умений работать в группах Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности Личностные: мобильность, толерантность, самостоятельность Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности Оборудование:
Смысловые блоки - модули урока
Ход урока:
- На прошлых занятиях мы с вами изучили особенности строения и движения земной коры. - Из чего состоит земная кора? (минералов и горных пород) - Как могут залегать горные породы? (горизонтально и наклонно) - Какие процессы могут повлиять на характер залегания горных пород? (внутренние и внешние) СЛАЙД 2 - Таким образом, под влиянием каких процессов формируются неровности земной поверхности? (заполнение схемы, переход к слайду 4) СЛАЙД 4 – Внутренние процессы создают неровности земной поверхности. С чем это связано? (с движением земной коры) - Какие виды движения земной коры вам известны? (вертикальные и горизонтальные) - (после просмотра видеосюжета) Что является результатом вертикального движения земной коры? (горы, впадины, равнины) - Горизонтального? (землетрясения, вулканизм) - А что образуется, если вертикальные и горизонтальные движения накладываются друг на друга? (горст и грабен), (заполнение схемы) – (возвращение к слайду 2) СЛАЙД 2 - Таким образом, что создают внутренние процессы? (неровности земной поверхности) - Какие виды внутренних процессов мы вспомнили? - Кроме внутренних процессов на земную поверхность влияют внешние процессы (переход к слайду 5) СЛАЙД 5 - Внешние процессы в отличие от внутренних выравнивают неровности земной поверхности, т.е. разрушают их. - Как называется такой процесс? (выветривание) - Выветривание представлено несколькими типами… (ребята называют, на слайде проявляются)
СЛАЙД 2 -Итак, внешние силы, формирующие облик земной поверхности представлены каким процессом? (выветриванием) - Назовите составляющие процесса выветривания (заполнение схемы) - Таким образом, с чем связано многообразие неровностей земной поверхности? (с внутренними и внешними процессами), (переход по гиперссылке к слайду5)
Смысловой блок 1. Формы рельефа суши. Познавательная задача: выделить две крупные формы рельефа суши и определить существенные отличительные признаки каждой из них. СЛАЙД 5 –Посмотрите внимательно на фотографию и скажите, какая (ровная или неровная) поверхность земли на ней изображена? - А как, на ваш взгляд, одним словом можно назвать неровности земной поверхности? (рельеф) - Запишите определение в свои раздаточные листочки. (переход к слайду2) Рельеф – это неровности земной поверхности - Т.е., что формируется под воздействием внутренних и внешних сил Земли? (переход по гиперссылке к слайду6) СЛАЙД 6 -Просмотрите на предложенный слайд и попробуйте сгруппировать неровности поверхности в две крупные формы. Они вам знакомы из курса природоведения 5 класса. (горы и равнины) - Перечислите основные отличия этих форм. Что их объединяет? (переход к слайду2, заполнение схемы) - Таким образом, какие основные формы рельефа суши мы с вами смогли выделить? (горы и равнины). Предметом изучения сегодня будет одна форма – горы. Смысловой блок 2. Горы. Познавательная задача: выделить характерные особенности строения горных систем. СЛАЙД 2 - Вспомните и расскажите о холмах и горах, которые вы видели в природе или на картинках. - Откройте свои учебники на стр. 71 и ознакомьтесь с пунктом 1. постарайтесь выделить сходства между горой и холмом. (особенности – возвышающиеся участки суши над окружающей местностью) - Но есть и существенное различие между горами и холмами. Какое? (особенность – высокие, обширные) - В природе редко встречается отдельно стоящая гора. Исключением являются вулканы. Обычно горы представляют большие по площади и сложные по строению участки земной коры. - Так что же такое горы? (переход к слайду7) СЛАЙД 7 –Посмотрите внимательно на фотографию, на ней изображены горы. Предложите свое определение этому термину, исходя из того, что мы с вами уже установили выше и знания о формулировке термина: понятие = ключевое слово + существенные признаки (учащиеся совместно с учителем составляют определение) - Давайте сравним наше определение с определением в учебнике, правы ли мы. (чтение определения в учебнике на стр.71, также определение появляется на слайде) Запишите его в листочки. Горы - обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами и имеющие сильно пересеченный рельеф - Какие участки окружающей местности больше всего подходят под определение понятия «ГОРЫ»? (Большой Хехцир) - Пользуясь нашим определением докажите, что Большой Хехцир – это горы. Т.е. надо найти существенные признаки, которые мы указали в определении (высокие, обширные, возвышающиеся над окружающей местностью) - Вспомните курс природоведения 5 класс, где вы изучали строение холма и горы. Из каких частей состоит гора? (на слайде проявляются стрелки, дети называют составляющие горы, и они тоже постепенно проявляются) - Что же такое вершина?.. Склон?.. Подошва?.. (выводятся определения) Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы. Склон – расстояние между вершиной и подошвой. Подошва - переход склона (горы) в равнину. - Подпишите составные части горы на рисунке в своих раздаточных листках. - Кроме уже известных вам составляющих можно выделить также гребень (появляется на слайде) на ваш взгляд, какое определение можно дать этому термину? (выводится, если возникают сложности можно обратиться к учебнику) Гребень – самая высокая часть хребта - Все, что вы видите на фото можно назвать горным хребтом. Попробуйте объяснить, что это такое? (выводится, если возникают сложности можно обратиться к учебнику) Горный хребет – линейно вытянутые поднятия с отдельными вершинами - Найдите и подпишите на рисунке гребень и горный хребет. - Итак, ребята, у нас получился схематический рисунок, демонстрирующий внешние отличительные особенности гор. Какие? (один из учащихся называет и показывает) Смысловой блок 3. Классификация гор (различие по высоте, времени образования, строению и т.д.) Познавательная задача: классифицировать горы по различным признакам (высоте, времени образования, строению) - Откройте, пожалуйста, в атласе физическую карту полушарий. - Найдите на карте объекты, которые подходят под наше определение. - По каким показателям вы их нашли? -Подтвердите свой ответ аргументацией установленных в определении понятия признаков. (называют горы и говорят о больших размерах и высоте) -Ребята, а как вы узнали, о высоте этих участков суши на географической карте? (с помощью шкалы высот) - Чтобы лучше запомнить название и расположение основных горных систем суши выполним практическую работу: перенесем их на свои контурные карты. - Что это означает – перенести горы? Мы обозначим линиями местоположение основных хребтов и правильно подпишем их название. - Инструкция в ваших раздаточных листочках поможет нам в этом. Ознакомьтесь с ней, пожалуйста. - Предлагаю начать с западного полушария. Давайте начнем с самых протяженных гор суши (почти 9 тыс.км). Они расположены на материке Южная Америка. Какие это горы? (ученики называют Анды, учитель работает на доске, а дети в к/к, рисование сопровождается пояснениями)
- А как правильно подписать горы на к/к? (образец подписи – это географическая карта – горы подписываются по линии протяжения) - Назовите горы Северной Америки, где они располагаются? Давайте обозначим их на к/к – Кордильеры, Аппалачи. - Восточное полушарие: материк Евразия – Кавказ, Гималаи, Альпы, Уральские, Скандинавские, Сихоте-Алинь. - В Африке – Атлаские, Драконовы. - В Австралии – Большой Водораздельный хребет. - Ребята, а что еще о горах (кроме расположения и направления) может рассказать карта? (если возникнут сложности, обратить внимание на шкалу высот – в результате должны придти к классификации по высоте) - (переход к слайду9) СЛАЙД 9 - Ребята, на данной схеме показано деление гор на группы в зависимости от высоты. -Рассмотрите ее внимательно. Так какие группы мы можем выделить? (ребята называют); (переход к слайду 10) СЛАЙД 10 – Вы можете привести примеры гор, относящихся к разным группам по высоте? (переход к слайду2) СЛАЙД 2 - Таким образом, с каким типом классификации гор мы познакомились? (при работе с этим слайдом ребята заполняют схемы у себя на листочках) (переход к слайду15) - Какие горы суши являются самыми высокими на Земле? - Какова их высота и где они находятся? - Как называется наивысшая вершина этих гор? Кто-нибудь покорил ее? - Ребята, на территории Хабаровского края есть высокие горы? (на севере хребет Сихоте-Алиня) - А Большой Хехцир относится к какой группе гор по высоте? (к низким) СЛАЙД 15 – Посмотрите внимательно на фотографии. И на одной, и на другой изображены горы. Чем они отличаются друг от друга? (высотой, характером вершин, крутизной склонов, растительным покровом и т.д.) - В чем причина названных вами различий? Как вы думаете, почему они различаются? - На ваш взгляд, на какие две группы по возрасту можно разделить горы суши? (должны придти к возрасту – старые и молодые) - К старым горам, давно появившимся на суше, относятся уже разрушенные горы: Уральские, Аппалачи, Хибины. - Какой еще признак для классификации гор мы обнаружили вместе с вами? (по возрасту) (переход к слайду2, заполнение схемы в листочках) - Но и среди высоких гор, с остроконечными вершинами есть старые горы – например, Тянь-Шань, Алтай, Скалистые горы, которые получили свое второе рождение относительно недавно. - Их еще называют омоложенными горами. А установили это просто. Изучили внутреннее строение гор – характер залегания горных пород. Дальше работа ведется с диском «Кирилл и Мефодий 6 класс» Урок 27 «Рельеф суши. Горы» слайды 13, 16, 17 -Просмотрев несколько фрагментов фильма, установите какую классификацию гор можно еще выделить? Предложите свою группировку (горы можно разделить сгруппировать в зависимости от их строения). - (слайд 13 урока 27) 1 группа Складчатые горы образуются в результате смятия пород земной коры в крупные и сложные складки. - В рельефе складчатых гор выпуклые складки представлены горными хребтами, а вогнутые – межгорными впадинами. -Все складчатые горы молодые – их складки, хребты и впадины образовались относительно недавно, еще не успели разрушиться и продолжают расти. - Они, как правило, высокие, с крутыми склонами и острыми вершинами. - (слайд 16 урока 27, мультимедиа) 2 группа Глыбовые - Глыбовые горы не старые, а возрожденные. Просто они сложены старыми породами. - Они могут быть низкими и средневысотными с округлыми плоскими вершинами. - (слайд 17 урока 27) 3 группа Складчато-глыбовые - Таким образом, что является причиной разделения гор на группы по внутреннему строению? (движение земной коры) - Как вы думаете, какое строение имеет горный хребет Большой Хехцир? (складчато- глыбовые) Почему вы так решили? Ответ поясните. - Какие группы в результате мы можем выделить? (складчатые, глыбовые, складчато-глыбовые), (заполнение схемы). - Т.о., классифицировать горы можно и еще по одному признаку: по внутреннему строению – складчатые и глыбовые. Иногда выделяют переходный тип – складчато-глыбовые. - Посмотрите пожалуйста на профиль Большого Хехцира. Как вы думаете, к каким горам по внутреннему строению он относится? Почему вы так решили. - Таким образом, мы с вами выяснили несколько классификаций гор суши в зависимости от следующих признаков… Каких? (высоты, возраста, строения) - Есть и другие классификации, с которыми мы познакомимся в старших классах. Смысловой блок 4. Описание гор. Познавательная задача: составить описание географического положения одной из горных систем. - Мы с вами не случайно так подробно знакомились с некоторыми особенностями гор. Для чего, как вы думаете? - Представьте, что вы собираетесь отдохнуть в горах, и у вас есть только карта. Какие сведения можно из нее почерпнуть? (выясняет вместе с учениками) - Т.е. мы можем найти географическое положение объекта – его адрес. - Откройте учебники на стр.75, таблица 4. Перед вами примерный план определения географического положения гор. -Давайте, действуя в соответствии с этим планом, попробуем определить географическое положение Анд. (совместная работа) - Дома выберите любую горную систему и дайте ее характеристику.
1. Работа в группах. - А сейчас предлагаю провести конкурс загадок. - В этом конкурсе у вас будет возможность показать на сколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока, а так же свои умения добывать новые знания из различных источников информации. - Сейчас мы разделимся на группы, для каждой из групп на мониторе компьютера есть задание, прочитайте его внимательно, на выполнение отводится 5 мин. - (после проверки) Какая загадка оказалась для вас самой интересной? - Самой трудной?
Гималаи Кордильеры Анды Северная Америка Уральские Австралия Драконовы Евразия Большой Водораздельный хребет Африка Кавказ Южная Америка Атлас
Гималаи Народная Кордильеры Косцюшко Анды Мак-Кинли Уральские Эльбрус Большой Водораздельный хребет Аконкагуа Кавказ Эверест
А) Гималаи, Кавказ, Аппалачи, Кордильеры; Б) Альпы, Уральские, Драконовы, Аппалачи; В) Алтай, Гималаи, Тянь-Шань, Скалистые.
А) 430с.ш 800в.д. Б) 400с.ш. 1100з.д. В) 460с.ш. 100в.д.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? - С какими признаками для классификации гор вы сегодня познакомились? И.т.д.
|