Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Главные воспитательные задачи на год.
1.Воспитывать у детей ответственное отношение к учебе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы.
2.Расширять нравственное представление детей о своем поведении в школе, о своей гражданской позиции по отношению к Родине.
3.Создать для детей комфортную обстановку, благоприятный климат в коллективе.
4.Воспитывать доброжелательные отношения в группе, основанные на взаимопомощи и поддержке в учебе и труде
5.Развивать творческие способности детей на основе чтения, изобразительной деятельности.
6.Развивать физические способности детей. Особое внимание уделять здоровью учащихся путем правильно составленного режима дня
7.Повысить образовательный и культурный уровень детей путем внеклассной деятельности.
Пояснительная записка
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.
Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.
Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.
Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:
- углубление содержания учебных предметов;
- получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;
- закрепление и повторение изученного на уроках материала;
- упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;
- развитие интереса к учению;
- приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;
- формирование исполнительских навыков.
Работа по патриотическому и гражданскому воспитанию.
Цели и задачи:
1.Определить структуру коллектива.
2.Определить режим жизни детей в группе, их творческие и спортивные интересы.
3.Воспитывать у детей осознанное отношение к своим обязанностям в школе и дома.
4.Формировать навыки поведения по отношению к старшим и младшим.
5.Формирование гражданской позиции, чувства собственного достоинства и любви к семье, школе, городу, Родине.
6.Формирование представлений о России как о многонациональном государстве.
7.Воспитывать уважение к людям разной религии, культуры, профессии.
Традиционные мероприятия:
1.Проведение еженедельных бесед о культуре поведения, о Родине и т.д.
2.Ежемесячное распределение и смена общественных поручений.
3.Принятие участия в подготовке к праздникам и школьным мероприятиям.
4.Проводить информационные беседы о событиях в стране и за рубежом.
Работа над самоподготовкой учащихся.
Цели и задачи:
1.Совершенствовать организацию выполнения домашнего задания.
2.Формировать и развивать навыки самостоятельной работы.
3.Повышать мотивацию и заинтересованность.
4.Систематически организовывать, совместно с учителем консультационную работу с детьми.
Традиционные мероприятия:
1.Ежедневно проводить проверку уроков.
2.Ежедневно проводить беседы, познавательные игры.
3.Организовывать экскурсии по своей деревне.
4.Подготовка викторин.
Трудовое воспитание в группе продленного дня.
Цели и задачи:
1.Воспитывать у детей бережное отношение к вещам, учебному оборудованию.
2.Направить детей на участие в трудовых делах класса, школы.
Традиционные мероприятия:
1.Ежедневно убирать групповую комнату.
2.Проводить беседы о людях разных профессий.
3.Проводить проверку сохранности школьного имущества.
Работа по охране природы.
Цели и задачи:
1.Создавать условия для наблюдения и ухода за комнатными растениями
и растениями на участке.
2.Учить наблюдать за особенностями изменения природы в разные времена года.
3.Развивать интерес и любовь к природе, формировать экологическое мышление.
Традиционные мероприятия:
1.Еженедельное чтение художественной литературы.
2.Еженедельные беседы о природе и бережном отношении к ней
3.Организовать подкормку птиц на участке в зимнее время.
4.Проведение викторин о природе.
Работа по художественному воспитанию.
Цели и задачи:
1.Формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.
2.Создавать условия для развития художественного вкуса у детей.
3.Развивать культурное взаимоотношение детей в коллективе.
Традиционные мероприятия:
1.Еженедельно организовывать изобразительное творчество у детей. Устраивать тематические конкурсы рисунков.
2.Проводить просмотр видеофильмов.
3.Проводить беседы, обсуждение фильмов.
Цели и задачи:
Оздоровительная работа.
1.Развивать у детей потребность в спорте.
2.Формировать у детей навыки гигиены, опрятности одежды.
3.Закреплять навыки поведения в спортзале и при проведении физкультурных занятий.
Традиционные мероприятия:
1.Ежедневно организовывать подвижные игры на воздухе, физкультминутки на самоподготовке.
2.Ежедневно проводить проверку чистоты рук, лица, одежды.
3.Проводить беседы о личной гигиене.
4.Принимать участие в днях здоровья.
Работа над культурой поведения в школе.
1.Ознакомление детей с основными правилами поведения в школе,
в целях профилактики правонарушений среди школьников.
2.Проведение бесед по поводу травмоопасных ситуаций в школе с целью профилактики.
Традиционные мероприятия:
1.Еженедельные беседы о правилах поведения в общественных местах.
2.Организация досуга в правильной форме.
Цели и задачи
режимных моментов в группе продленного дня
Режимные моменты
| Основные воспитательные задачи и
направления деятельности
|
|
| Прием детей в группу
| Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.
| Обед
| Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды.
| Отдых и деятельность на воздухе
| Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.
| Переключение на умственную деятельность
| Развитие познавательных потребностей, интереса к политическим знаниям, событиям культурной и экономической жизни страны.
| Самоподготовка
| Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.
| Клубно-кружковая работа
| Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека.
| Подведение итогов дня
| Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.
| Индивидуальная работа с дежурными
| Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности.
|
Примерный план работы воспитателя ГПД
№
| Содержание деятельности
| Сроки
| 1
| Комплектование ГПД, утверждение режима работы
| Май, сентябрь
| 2
| -социальный состав,
-состояние здоровья,
-овладение навыками учебной работы и интеллектуального
развития,
| 1 четверть
|
| -успеваемость уч-ся, их отношение к учебе,
-творческие возможности и интересы воспитанников,
-психолого-педагогические проблемы,
-формирование нравственной позиции воспитанников,
-формирование коллектива.
|
| 3
| Оформление документации и уголка ГПД.
| В течение года
| 4
| Определение актуальных проблем воспитания и развития воспитанников
| 1 четверть
| 5
| Планирование воспитательной работы.
| еженедельно
|
| игр, чтение книг, посещение библиотеки.) по основным направлениям деятельности:
-спортивно-оздоровительное(беседы о пользе закаливания, как одеваться в разное время года, о видах сорта, физкультминутки, посещение спортзала, игры на воздухе..)
-учебное(познавательные игры, знакомство с новыми книгами, обсуждение прочитанного, конкурсы, викторины..)
-эстетическое(беседы о прекрасном, выставки, праздники..)
-санитарно-просветительское(беседы по ПДД, поведение во время каникул, прогулок, о противопожарной безопасности, правила техники безопасности)
-нравственно-патриотическое(знакомство с обязанностями, беседы о поведении, истории Отечества)
-трудовое(организация дежурства в группе, беседы о профессиях, изготовление подарков к праздникам, уход за растениями)
|
| 6
| Посещение уроков учителей с целью изучения методики преподавания разных предметов и уровня сформированности у учеников общественных навыков и умений
| В течение года
| 7
| Сотрудничество с руководителями школы, учителями.
| В течение года
| 8
| Организация работы со слабоуспевающими и мотивированными учащимися. Разработка индивидуальных приемов работы, инструкций, памяток, опорных схем.
| В течение года
| 9
| Работа по самообразованию воспитателя(выбор темы, изучение современных достиженийпед.науки, выступление на заседании м/о по результатам самообразования
| Сентябрь-февраль
| 10
| Создание условий для успешной работы в ГПД (соблюдение санит.гигиен. режима, материально-технических условий, создание копилки игр)
| В течение года
| 11
| Индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
| 1 раз в четверть
| 12
| Анализ работы ГПД за учебный год и выработка рекомендаций к плану на следу
следующий учебный год
| 4 четверть
|
№
| Содержание деятельности
| Сроки
| 1.
| Сообщить родителям о режиме работы ГПД, о том, что необходимо иметь при себе учащимся для успешного пребывания в группе.
| сентябрь
|
2.
|
|
| Привлекать воспитанников ГПД на занятия в кружках. Составить списки учащихся, которые будут посещать кружки.
| сентябрь
| 3.
| Иметь в журнале графики работы кружков.
| сентябрь
| 4.
| Организовать в группах классные библиотеки.
| сентябрь
| 5.
| Оборудовать уголки по ИЗО, конструированию, выставки детских работ.
| сентябрь, октябрь
| 6.
| Работать над закреплением у школьников навыков культуры поведения, чистоты и аккуратности.
| в течение года
| 7.
| Проводить работу по изучению ПДД.
| В течение года.
| 8.
| Проводить беседы с детьми по ОБЖ (нельзя брать в руки незнакомые предметы, быть осторожными и внимательными на улице, в общественных местах и т.п.)
| 1 раз в неделю
| 9.
| Привлекать учащихся к общественно-полезному труду (уборка класса, пришкольной территории)
| ежедневно
| 10.
| Регулярно проводить «Клубные часы»
|
| 11.
| Принять участие в подготовке и проведении школьных праздников.
| по плану
| 12.
| Регулярно проводить викторины и конкурсы: на лучший рисунок, на лучшего чтеца.
| ежемесячно
| 13.
| Конкурс эрудитов, «Что? Где? Когда?», «Хочу все знать!».
| в течение года
| 14.
| Ежедневно проводить с детьми подвижные игры, знакомить с новыми и забытыми старыми играми.
| ежедневно
| 15.
| Постоянно поддерживать связь с учителями школы, работать в контакте при проведении самоподготовки.
| ежедневно
| 16.
| Владеть методикой работы по развитию ученического самоуправления в группах.
| в течение года
| 17.
| Постоянно пополнять библиотеку воспитателя литературой, которая помогла бы в работе.
| в течение года
| 18.
| Участвовать в работе методических объединений, педсоветов.
| в течение года.
|
Ожидаемые результаты:
Повышение качества обучения учащихся;
Развитие индивидуальности учащихся;
Развитие интереса к изучаемым предметам
Развитие самостоятельности
Формирование полезных привычек
|