Скачать 80.06 Kb.
|
Развитие положительной учебной мотивации учащихся в группе продленного дня коррекционной школы № 30 VIII вида г. Белгорода Л. В. Евстефеева Обучение детей с отклонениями в интеллектуальном развитии сводится не только к усвоению учащимся определенной суммы знаний, навыков и умений, но и подготовки их к самостоятельной жизни. Актуальность адаптации детей нуждающихся в специальном образовании и воспитании заключается в том, что не находя удовлетворения своим потребностям толкает их на неадекватные, безрассудные и непредвиденные ими самими поступки. Необходимо помогать каждому ученику воспитывать в себе симпатию по отношению к другим детям, взрослым и формировать привычки, позволяющие в будущем хорошо заботиться о себе и об окружающих. Следовательно, помимо привития умственно отсталым детям навыков, умений и знаний, необходимо обратить внимание на их социальное и психическое развитие. Важной стороной учебно-воспитательного процесса в условиях общеобразовательной коррекционной школы VIII вида являются мотивы учения. Мотивация может быть: положительной, отрицательной, нейтральной или же сочетающей в себе разные мотивы. Мотивы учебной деятельности можно разделить на две группы внутренние и внешние. К внутренним мотивам учебной деятельности можно отнести такие, как собственное развитие в процессе учения; познание нового, неизвестного, понимание необходимости учения для дальнейшей жизни. Такие мотивы, как сам процесс учения, возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными, хотя они в большей степени определяются зависимостью от внешних факторов. Выделяют пять уровней учебной мотивации: Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень – положительное отношение к школе и школа привлекает таких детей во внеучебную деятельность. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе. Пятый уровень – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения. Мотивационная основа учебной деятельности воспитанника состоит из следующих элементов: сосредоточение внимания на учебной ситуации, осознание смысла предстоящей деятельности, осознанный выбор мотива, целеполагание, стремление к цели (осуществление учебных действий), стремление к достижению успеха, самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности). Можно выделить следующие функции учебных мотивов: а) побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность учащегося, его поведение и деятельность; б) направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива; в) регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. "Мотива́ция. I ж. Совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, её ценностной ориентацией и направляющей её деятельностью; мотивировка. Моти́в. I м. 1. Побудительная причина, основание, повод к чему-либо. .." Толковый словарь Ефремовой. Другими словами, чтобы представить себе ,что такое мотивация необходимо попытаться объяснить причины поступков ученика, ответив на вопросы: «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». В условиях школы положительную мотивацию могут выработать: экскурсии, активное участие во внеклассной и внешкольной работе, различные познавательные игры, моделирование проблемных ситуаций на уроках и во внеурочной деятельности.. Для меня, как воспитателя группы продленного дня (ГПД) вопросы стимулирования познавательной деятельности, развития самостоятельности, познавательной активности, формирования положительной мотивации учащихся столь же актуальны ,как и для учителя-предметника. Дети с недостатками умственного и физического развития требуют от учителя-воспитателя особого, индивидуального подхода в решении всех задач. Формированию положительной мотивации в деятельности ГПД способствует атмосфера доброжелательного отношения между учителем и воспитанником. Занятия в ГПД это уже не урок в чистом виде, а значит ученик чувствует себя более свободно, раскованно, более комфортно. Меняются критерии оценки его деятельности. Нет груза ответственности за не правильный ответ и т.д. Коллективные формы работы, как нельзя лучше подходят для развития самостоятельности и инициативы детей. Именно групповую форму работы воспитанников использую для участия класса в различных творческих конкурсах, выставках. Раскрепощаясь, становясь более общительными ,учащиеся группы осваивают новые виды деятельности, принимают участие в различных школьных, городских и областных конкурсах, по итогам проведений конкурсов дети и я были награждены грамотами. Атмосфера сотрудничества учителя-воспитателя и ученика в ходе всех занятий еще один элемент благотворно влияющий на формирование положительного микроклимата , а значит и положительного самочувствия ученика в классе. Стараюсь без необходимости не вмешиваться в выполнение задания, а когда подсказываю ученику, советую обратить внимание на то или иное место в работе, где допущена ошибка. Формированию положительной познавательной мотивации способствуют необычная форма проведения занятий в группе. Например, в форме конкурса на лучшую выполненную работу, соревнования - какая команда первая решит задачу, театрализованного представления, когда в ходе изучения стихотворения или отрывка литературного произведения проводится мини-представление, экскурсия в ходе, которой приобретаются новые знания, навыки общения и др.. Форма игры как нельзя лучше подходит к организации коллективной деятельности учащихся. Так как в ГПД 11 учеников, создаю два, три мини-коллектива в зависимости от сложности и объема предстоящей работы. При формировании группы обращаю внимание не только на сложившиеся внутри коллективные связи, симпатии, предпочтения, но и на индивидуальные знания, умения и навыки учащихся. Это необходимо для создания равноценных по силе и возможностям групп, чтобы заранее не было явных лидеров и отстающих, чтобы нельзя было предопределить лидера или даже победителя. Массу эмоций вызывает у учащихся работа по оценке своей деятельности и еще более оценке деятельности своих товарищей. Это позволяет мне не только организовать повторение материала, усвоение его на более высоком эмоциональном уровне, но и возбудить интерес к работе, использовать новые, побуждающие к деятельности, мотивы. Такой вид деятельности требует повышенного внимания воспитателя к адекватности оценки, оказывать помощь ребенку, давать возможность прокомментировать свое мнение. Зная возможности каждого ученика, ревностное отношение каждого из них к своей работе, порой неадекватную реакцию при сравнении его работы с работой других учеников ,чаще всего сравниваю его собственные сегодняшние результаты с предыдущими, а потом уже с тем, как должно быть. Положительный познавательный интерес формируется и становится устойчивым тогда, когда учебная, или другая деятельность успешна, а его работа, его способности, проявленные при этом умения и навыки, оцениваются воспитателем положительно. В доброжелательной атмосфере у детей развиваются навыки общения со сверстниками и учителем, что положительно влияет на формирование коллектива в целом. Для поддержания высокого познавательного интереса, при выполнении домашней работы, имею возможность на своих занятиях объединить разные предметы в один урок. Чтение и развитие речи. Тематика ряда уроков связана с осенней тематикой: "Осень..." А.Толстой. Осень по К. Ушинскому", "Осенний лес. по В.Пескову. Лес осенью. А.Твардовский", "В чудесной кладовой" По М.Ильину и Е Сегал", "Осеннее утро. О.Высотская. "Уж небо осенью дышало..." А.С.Пушкин". Изобразительное искусство - темы "Рисование с натуры листа дуба", "Рисование с натуры ветки рябины". На уроках трудового обучения ряд тем предполагаю работу с ножницами и бумагой. Содержание строчек стихотворений сами подталкивают к изучению тем разных уроков в системе. "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин..." А.К.Толстой Лес осенью "Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко-жёлтая листва..." А.Т.Твардовский Планирую изучение выше обозначенных тем на совместном занятии с проведением экскурсии в городской парк, который находится недалеко от нашей школы. В начале урока объявляю детям в какой форме и последовательности будут проходить наши сегодняшние занятия, что нам предстоит выразительно прочитать стихотворение А.Толстого "Осень", ознакомится со стихотворением А.Твардовского "Лес осенью". На экскурсии находим сходство между поэтическим строчками и состоянием природы. "Кисти ярко-красные вянущих рябин...", "Ярко-желтая листва..." на ветвях березок, ярко-красная листва кленов... В класс возвращаемся с массой положительных эмоций, у каждого несколько понравившихся по форме и цвету листьев и не только дуба, но и березы, клена и после небольшой перемены дети приступают к их рисованию. Рисуют не только листочки дуба, но и других деревьев. И в конце - изготавливаем открытки, выполненные в форме понравившихся детям листьев. Самодельными открытками дети поздравляют своих родных с праздником осени. Итогом такой совместной деятельности является не только хорошее настроение, но и формируется положительная мотивация. Таким образом, работа по формированию положительной образовательной мотивации учащихся есть процесс непрерывный и нескончаемый. Меняется возраст воспитанников, меняется социальная среда, следовательно, меняются и сами побудительные мотивы. Воспитатель всегда надеется, что потраченные им время, энергия душевные силы не обернуться пустоцветом, а дадут хороший урожай, который соберут его ученики и сумеют написать свои законы своей собственной жизни, жизни, которая будет гармонично вписана в контекст общечеловеческих ценностей. Литература: 1. Леонтьев А. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971 2. Орлов А.Б. Формирование мотивов учения. 3. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1981. 4. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. 5. Маркова А.К.. Формирование мотивации учения. |