Скачать 102.41 Kb.
|
Тема: «Съедобные и ядовитые грибы» Цели:
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, таблица съедобных и ядовитых грибов, картинки деревьев, полянка, грибы для рефлексии, индивидуальные дополнительные карточки. ХОД УРОКА:
Прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок. Наши ушки на макушке, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Сядьте тихо и неслышно, И послушайте меня!
– Сегодня мы с вами отправимся в лесное царство. Пойдем в лес тайными, волшебными тропинками. А вот там нас встретит Старичок – Лесовичок. Жил на свете Старичок, Старичок – Лесовичок. Он в лесу волшебном жил, Он со всеми тайнами знаком, Он со всеми там дружил. Вот такой был Старичок, Дедушка – Лесовичок! – Сегодня Старичок – Лесовичок расскажет нам про… А про что, мы узнаем отгадав загадку: С виду он похож на зонтик, Только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, Он бывает очень рад. Если дождик и тепло, Он считает – повезло. (Гриб) – Правильно. Какова наша тема урока? (Грибы съедобные и ядовитые) – Какие цели мы поставим перед собой? (Узнать про ядовитые и съедобные грибы, о их значении в природе, познакомиться с правилами сбора грибов) – Грибы – это настоящее чудо! Без них невозможен здоровый и полноценный лес.
– Как вы думаете, грибы относятся к живой или неживой природе? – Почему? (Живой, потому что растут, дышат, дают потомство и. т. д.) – А к какой группе – растениям или животным – относятся грибы? Дети высказывают свои предположения, доказывая их. Возникает проблема: грибы обнаруживают родство и с теми и с другими. – А вот Старичок – Лесовичок, говорит, что грибы – это особая группа живых организмов. Это не растения и не животные, хотя имеют общие характеристики. – Итак. Какой вывод мы можем сделать? – Чтобы узнать о каких грибах нам сегодня расскажет Старичок – Лесовичок, он подготовил нам загадки про грибы. – Готовы слушать? Помним правило: Ответить хочешь не шуми, А только руку подними. 1) Этот гриб живет под елью, Под ее огромной тенью. Мудрый бородач-старик, Житель бора - ... (боровик) – А знает ли кто, почему его так называют? – Царь грибов – белый гриб, другое его название. – Белый гриб – самый ценный по питательным свойствам. У гриба белая толстая ножка и большая выпуклая коричневая шляпка. На срезе гриб не темнеет – отсюда и его название. 2) Под осиной мужичок, На нём красный колпачок. (Подосиновик) – Этот гриб иногда называют осиновик, краснюк, красноголовик. Растет главным образом под осинами. 3) Под берёзой старичок, На нём бурый колпачок, И пиджак с пестринкой, А сапожки с глинкой. (Подберёзовик) – А почему этот гриб так называют? 4) Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички – золотистые… (лисички). – Почему лисички имеют такое название? (На самом деле похожи на лисичек, такие же рыжие и хитрые. Их не так-то легко найти в лесу.) – Опишите их. (Лисички светло-желтого или оранжево-желтого цвета. Края шляпки вогнутые и волнистые.) 5) В шляпе розовой, мохнатой, Но не выглядит растяпой. Будто плюшевое ушко, Для соления ... (волнушка) – Имеет тонкий приятный волнующий запах… Шляпка у нее сначала выпуклая, затем широко-воронковидная, с ровными завернутыми внутрь сильно опущенными краями, с хорошо выраженными волнами. 6) На пеньке сидят братишки, Все в веснушках, шалунишки. Эти дружные ребята Называются ... (опята) – Белки заготавливают их на зиму. У опенка осеннего шляпка буроватая с чешуйками, мякоть белая с приятным запахом. – Это были съедобные грибы. А ещё Лесовичок хочет нам рассказать и про ядовитые грибы. – Послушайте загадки: 7) А этот красавец на беленькой ножке. Он в красненькой шляпке, На шляпке горошки. (Мухомор) – Возьмем ли мы этот гриб к себе в корзину? Почему? 8) У него невзрачный бледный вид, Воланчик на ножке его не украсил. Ты знай – он очень ядовит! Увидишь его – беги восвояси! (Бледная поганка) – Бледная поганка — самый опасный из ядовитых грибов. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. Дело не только в исключительной силе яда, но и в том, что первые признаки отравления — головная боль, головокружение, ухудшение зрения — появляются только через 10—12 или даже через 30 часов. За это время яд уже основательно «поработал» в организме. 9) Нам издали красная шапка видна Лесного обманщика-хвастуна. Ему к нам в корзинку Попасть не придётся, Пусть мухам на гибель В лесу остаётся! (Ложные опята) – У съедобных опят шляпка коричневато-желтая, на ножке пленка, похожая на кольцо. У ложных опят желто-зеленая или красноватая шляпка, а на ножке нет кольца. – Немного устали путешествовать по лесу. Давайте отдохнём и отправимся дальше. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА По грибы мы все пойдём, Их в лукошко соберём. Под берёзкой, под осинкой Мы наклоним свои спинки. Это - белый, будем брать. Это - красный, всем стоять. Сыроежки собираем И в корзинки отправляем. Груздь, лисички и опята, Очень дружные ребята. В красной шапке, с белой ножкой. Полезай и ты в лукошко. Этот, бледный, весь дрожит. С ним нам лучше не дружить. Ядовитый не берём, Лучше мы домой пойдём. – Продолжая наше путешествие Старичок – Лесовичок хочет рассказать нам о строении гриба. Давайте рассмотрим рисунок. – Из каких частей состоит шляпочный гриб? –А что такое грибница? Это тонкие бесцветные ниточки, которые и есть основное растение. А сам гриб, лишь плодовое тело. На десятки метров под землей раскидываются эти ниточки – грибницы. С каждым днем появляются новые ниточки, пробираются между комков земли, забираются в щелочки и трещинки. А на них образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы. Грибы срываются или погибают, а грибница остается. И после нескольких дней появляются новые грибы – это грибница дает новые плодовые тела. Грибницы живут многие десятки лет, и каждый год дают урожай. – Так почему же придя в лес нельзя вырывать грибы с грибницей? Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу. – Чем отличается строение гриба от растения? ФИЗМИНУТКА для глаз Реснички опускаются, Глазки закрываются, Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают. Шея не напряжена И расслаблена. Всё чудесно расслабляется. Дышится легко, ровно, глубоко. Все чудесно отдыхали Сном волшебным засыпали, Но проснуться нам пора. И к работе приступаем детвора.
– А вы знаете, что однажды произошло в Лесном царстве? Хотите узнать? Слушайте внимательно: «Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибов в грабеже: “Вы воруете у нас пищу. Срастаетесь с нашими корнями и живете за наш счет. Мы уходим от вас”. И все деревья ушли подальше от царства грибов. Как не старались упросить их грибы, ничего не помогло. Прошло время – грибов становилось все меньше и меньше – им действительно не хватало пищи, взять они ее могли только у деревьев, потому что своих “зеленых поварят” у них не было. Но и деревьям было не сладко. Они стали хуже расти, чахнуть, а еще каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и все стало по-прежнему. Грибы стали лучше расти, ведь теперь им хватало воздушного питания за счет зеленой листвы деревьев, а деревья стали быстрее расти и засохшие листья куда-то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках почему же им стало так плохо без грибов». – Грибы и деревья связаны между собой, они нуждаются друг в друге. – Но, что же связывает деревья и грибы друг с другом. – Итак, что же получают грибы от деревьев? (питание из воздуха – на доске). – А тогда давайте предположим, что же деревья получают от грибов. – Как связана грибница и корни деревьев? (срастаются) – А что делают корни деревьев в земле? – Участвуют ли они в процессе питания всего дерева? (да) – Что получают деревья из почвы? – Так какую помощь при этом может оказывать грибница? (ускоряет процесс питания деревьев из почвы – воды, полезных веществ). – А кто убирает все засохшие листья под деревьями? Ведь каждую весну, когда вы приходите в лес – вы не видите сухих листьев – кто же там наводит порядок? (это грибница съедает лесной мусор) – Итак, давайте ответим на вопрос деревьев, почему же им плохо без грибов. На доске: ускоряют процесс подземного питания, убирают лесной мусор. – Ребята, а теперь скажите мне, пожалуйста, кому еще нужны грибы? (людям и животным – на доске) – А что дают людям и животным грибы? (на доске – пищу).
– У вас на партах лежат конверты с заданиями, которые для вас подготовил Лесовичок. – Необходимо из предложенных вам букв, составить названия грибов. (Работа с карточками) – Поднимите руки у кого названия съедобных грибов? Назовите их. – Ядовитых? Назовите. – Молодцы! – Легко ли быть грибником? – Нужно обязательно строго выполнять определенные правила. 1. Не собирать грибы, которых не знаешь. Среди грибов много двойников, т. е. встречаются ядовитые и несъедобные грибы, которые очень похожи на известные съедобные. Так, есть ложные опята, ложные белые грибы. У ложного белого гриба шляпка снизу розоватая, на ножке черная сеточка, мякоть на срезе розовеет. Не собирать те грибы, в съедобности которых есть хоть малейшее сомнение. 2. Не нарушать места, где растут грибы. Ножку гриба нужно срезать как можно ближе к земле. Это убережет грибницу от загнивания. Место среза надо прикрыть мхом или опавшими листьями. Иначе грибница может высохнуть. 3. Не собирай и не сбивай старые грибы. 4. Не сбивай ядовитые грибы. Мухоморы — ядовитые, но очень красивые и приметные грибы. Часто, встречая мухоморы, некоторые люди со злостью их сбивают ногами, палкой. Почему нельзя этого делать? Я прочитаю вам рассказ Н. Сладкова, а вы подумайте и ответьте на него: «Сорока подскочила к мухомору, обломила клювом кусочек шляпки и ... проглотила! – Самоубийца! — решил я. — Отравилась! Куда там отравилась! Лихо взлетела на самый верхний еловый торчок и стала трещать. Еще бы: такое событие — человек в лесу! Знающие люди говорят, что сорока не травилась, а скорее всего лечилась! Ведь самый сильный яд в малой дозе часто действует как лекарство».
(На доске появляется кластер) – К какой группе относятся грибы? – На какие две группы можно разделить грибы? – Назовите съедобные, ядовитые. – Каково строение гриба? – Какое значение имеют грибы для природы? – Все ли цели достигнуты?
Стр. 59 – 63, читать, отвечать на вопросы
– Если вам было интересно и вы узнали много интересного, то полянку Старичку – Лесовичку посадите боровичка. – А если вам было скучно и ничего нового вы не узнали, то оставьте мухомора. Растения Живая природа Ядовитые Съедобные Грибы Животные – Спасибо за урок. Урок окончен. |