Скачать 82.42 Kb.
|
Муниципальное .бюджетное общеобразовательное учреждение «Болдыревская средняя общеобразовательная школа» Ташлинского района Оренбургской области Урок географии в 8 классе Тема: «Байкал-жемчужина Сибири» (с использованием ресурсов сети Интернет) Автор урока: Аншакова Е.М. учитель географии высшей категории С Болдырево 2012г Аннотация Урок географии в 8 классе по теме: «Байкал-жемчужина Сибири» я разработала с применением ресурсов сети Интернет. Использование Интернет–ресурсов и ресурсов из Единой коллекции Цифровых образовательных ресурсов придают уроку наглядность, зрелищность, способствуют формированию географического образа территории, помогают раскрыть уникальность природы Байкала, развивают творческие способности учащихся. Урок имеет воспитательную направленность и усиливает патриотические чувства любви к родной природе, экологическое сознание, эстетическое восприятие мира. Постоянная смена видов деятельности на уроке, сочетание коллективных и личных целей способствует повышению интереса к предмету и достижению высоких результатов. Урок начинается с запуска программы Google Earth-планета Земля. Небольшой по размерам шар увеличивается и постепенно приближает ту территорию, о которой пойдёт речь на уроке, что позволит ощутить своё присутствие в этом огромном мире. Тема: Озеро Байкал-жемчужина Сибири. Цели урока: Обучающая: Расширение и углубление знаний учащихся о уникальности озера Байкал. Развивающая: Развивать познавательную деятельность учащихся, формировать навыки общения, коллективной работы, поиска и обработки необходимой для урока информации из различных источников. Воспитательная: формирование опыта равноправного сотрудничества учителя и ученика в процессе работы Метод урока: словесно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный. Технология с использованием ресурсов сети Интернет. Информационная поддержка: поисковые службы-www.rambler.ru www.yandex.ru Формы организации учебной деятельности: беседа, фронтальные, индивидуально-групповые опережающие задания, работа с картами разных типов, атласом, работа с компьютером. Место проведения: компьютерный класс. Интернет- программа Google Earth-планета Земля. Литература: 1.География. Природа России. И.И.Баринова М. Дрофа 2009г. 2.Мультимедийное пособие «Уроки географии 8 класс» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 3.Мультимедиа учебник. География. Начальный курс для учащихся 6 класса общеобразовательных учебных заведений. Автор учебного материала Петрова Н.Н. Урок №1 1 часть. На доске слова Л.С.Берга- «Чудо природы во всех отношениях» Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с этим чудом природы, озером, которое является объектом мирового наследия. давайте посмотрим как выглядит из космоса озеро Байкал (выход в Интернет, запуск программы Google Earth-планета Земля ). (отметить красоту и величественность священного озера). Просмотр видеофильма «Озеро Байкал».Задание после просмотра фильма: назвать наиболее интересные особенности озера. Учитель: Давайте теперь более подробно познакомимся с этим удивительным краем. 2 часть. Изучение нового материала. Итак, мы отправляемся в путешествие по Байкалу. Задание № 1. По физической карте найдите следующие объекты Хребты: Байкальский, Баргузинский, Хамар-Дабан, Приморский. Реки: Селенга, Баргузин, Ангара, Сарма. Острова: Ольхон, Ушканья, Круглый, Долгий. Заливы, бухты: Бабушка, Внучка, Аля, Песчаная, Провал. Полуострова, мысы: Святой Нос, Шаманка. Один ученик у доски показывает на Интер – активной карте, остальные находят у себя в атласах. Задание№2. (Класс делится на группы). Каждая группа учеников, получает задание, которое должна выполнить за 10-15 минут, используя мультимедийное приложение составить краткий конспект, найти ответы на вопросы. После 10 минут работы с компьютером делается маленький перерыв и дежурный класса проводит физминутку для глаз!!! Физико - географы 1.Определите особенности географического положения Байкала. 2.Определите разницу во времени между Байкалом и Оренбургом. Вспомните, что такое линия перемены дат и где она проходит? 3.Как географическое положение влияет на своеобразие природных условий Байкала? Геологи 1.Определите возраст котловины озера Байкал. 2.Какие очертания имеет озеро, почему? 3.Почему озеро является самым глубоким в мире? 4.Каков характер берегов озера? 5.Какими породами сложены берега? 6.Какие острова находятся в озере? Историки 1.Как называют Байкал буряты - коренное население побережья озера? 2.Когда впервые на берегах озера появились русские? 3.Кто из учёных занимался изучением Байкала? 4.Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время? Климатологи 1.Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры зимой и летом. 2.Какие местные ветры возникают на озере? В чём их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)? Гидрологи 1.В чём уникальность воды Байкала? 2.Прозрачность воды. 3.Химический состав воды. 4.Реки, впадающие в озеро. 5.Реки, вытекающие из озера. 6.Ледовый режим, температура воды. 7.Движение воды. Зоологи и биологи 1.В чем уникальность фауны озера Байкал? 2.Какую роль играет планктон озера? 3.Чем уникальна рыбка голомянка? 4.Назовите представителей фауны озера? 5.Какие животные имеют промысловое значение? 6.Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала. 7.Каков тип растительности Прибайкалья? По окончании времени каждая группа делает отчет по своему заданию. Вывод: За такое короткое время узнать об удивительном мире Байкала невозможно. Я предлагаю отправить в путешествие группу ребят для более детального изучения озера Байкал и Баргузинской долины. Желающие могут побывать в заповедниках данного района. И на следующем уроке мы заслушаем отчеты об их путешествиях. 3 часть Подведение итогов. Учитель: У вас на столах лежат листочки с вопросами. Ответьте на них, пожалуйста. Ребята, как вы чувствовали себя на уроке? На каком этапе урока вам было трудно? Чувствовали ли вы себя комфортно, работая в группах? Какие чувства переживали? Какой вид работы был для вас интересен? Домашнее задание: § 39, стр.225-228,на контурной карте подписать все географические названия, используемые на уроке, подготовить сообщения. Урок № 2. Проблема Байкала (продолжение). Цели урока: Обучающая:Закрепить знания учащихся о особенностях природы озера Байкал. Развивающая:Совершенствовать приёмы работы с различными источниками информации. Воспитательная: наметить пути решения проблем озера Байкал. Тип урока: урок-путешествие Технология с использованием ресурсов сети Интернет. Информационная поддержка: поисковые службы-www.rambler.ru www.yandex.ru Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с учебником, атласом, работа с компьютером. Место проведения: компьютерный класс. Литература: 1.География. Природа России. И.И.Баринова М. Дрофа 2009г. Интернет-ресурсы: http://www.baikaltravel.ru http://www/magikbaikal.ru http.//www.lake-baikal.narod.ru http.www.bargusin,e-baikal.ru/ http.//www.ecolthics.ru. http.//scools/techno.ru. 1часть. Проверка домашнего задания. (10 минут) Географический диктант
2 часть. Сегодня на уроке мы встречаем путешественников, которые побывали на Байкале и готовы поделиться с нами своими впечатлениями. Задание: Слушая отчет о путешествии ответить на вопросы:
Выступление учащихся с мультимедийной презентацией. Мы сегодня еще раз убедились в том, как удивительна природа Байкала. В заключение урока самостоятельная работа по оценке проблем Байкала и путей их решения с использованием карт, текста учебника и заполнением таблицы: Проблемы Байкала и пути их решения
Вывод: «Байкал - бесценный дар природы - да будет вечно на земле» (А.Твардовский) 3 часть. Рефлексия (ответы на вопросы) Географический цифровой диктант. Задание: установите соответствие 1.сарма а) самая крупная река, впадающая в озеро 2.баргузин Байкал. 3.Баргузинский б) сплав брёвен не связанных в плоты. 4.Селенга в) ураганный ветер на Байкале. 5.Залив г) вдающаяся в сушу часть озера. 6.озеро д) северо-восточный ветер и река. 7.Ангара е) замкнутая котловина, заполненная водой. 8.Молевой сплав ж) хребет на северо-восточном берегу озера з) река, вытекающая из озера Байкал. 4 часть. Подведение итогов. Оценки за урок. Домашнее задание: §39 |