Технологическая карта урока
в рамках введения системно-деятельностного подхода ФГОС
Автор разработки:
| Козак Ольга Юрьевна
| Предмет
| Музыка
| Класс
| 3 класс
| Автор УМК, учебник (выходные данные)
| по программе В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр «Музыка» (Образовательная система «Начальная школа 21 века»)
| Тема урока
| «Развитие музыки»
| Тип урока
| урок «открытия» нового знания
| Цель урока
| формировать понятие о развитии музыки
| Задачи урока:
| - Включить учащихся в учебную деятельность. - Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
- актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.
- Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения. - зафиксировать изученное учебное
-содержание во внешней речи.
- Организовать выполнение самостоятельной работы.
-повторить учебное содержание.
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
-оценить собственную деятельность на уроке;
-обсудить и записать домашнее задание.
| Методы организации учебной деятельности
| -метод идентификации - вживание в образы искусства;
-метод организации художественно-эстетической среды;
-словесное рисование;
-поиск выразительных средств исполнения;
-вокально-хоровая работа
| Форма организации работы
| коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность, фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение.
| Используемые технологии
| Технология деятельностного метода
|
Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация.
Задачи этапа:
- Включить учащихся в учебную деятельность. - Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Формируемые универсальные учебные действия
| Дети под музыку входят в класс. Музыкальное приветствие.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.
| Музыкальное приветствие детей «Доброе утро, здравствуйте учитель»
| Личностные:
- самоопределение
Коммуникативные:
-Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками
| Этап урока: 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Задачи этапа: - актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.
| Давайте вспомним, как называется знак, который открывает нам музыку?
- Сколько всего нот в музыке? назовите их по порядку.
-Пропоём все звуки.
В нашей жизни и в нас с вами постоянно происходят изменения.
-в жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения?
– в природе: прорастает зерно, растет, изменяется и становиться растением (слайд № )
– человек: малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и т.д. (слайд №4)
Если что-то изменяется, значит, происходит что? - развитие.
Развитие – это, прежде всего изменение, (слайд №5) постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни.
Если мы прочитаем (без музыки) любую сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские беседы, то в споры и т. д. Все это называется развитием.
Но если такое развитие есть в жизни человека, в природе или просто вокруг нас, то оно, должно быть и в музыке.
При помощи чего может развиваться музыка?
Как может развиваться музыка?
Докажите, что это так.
| (Скрипичный, музыкальный ключ)
(7)
Поют
Да
Ответы детей
Развитие
Ответы детей
Дети затрудняются ответить.
| Познавательные:
-анализ, синтез, сравнение, обобщение;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные:
-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
| Этап урока: 3.Выявление места и причины затруднения .
Задачи этапа: - Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.
| -Почему вы не можете ответить?
| ( Потому что мы не знаем и не изучали на уроке.)
| Познавательные:
-постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные:
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
| Этап урока: 4.Построение проекта выхода из затруднения.
Задача этапа:
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.
| Изменения происходят и в музыке, она не бывает всё время одинаковой. Значит, в ней тоже происходит развитие, и мы, сегодня на уроке, послушаем, при помощи чего происходит развитие музыки.
Какую цель мы должны поставить?
Значит какая тема нашего урока?
Чтобы понять, что такое развитие музыки и какие бывают виды развития музыки, надо внимательно слушать музыку и учителя. (Слайд №2)
Послушай, как щебечут птицы Послушай, как поёт волна Как дождь в окно твоё стучится Повсюду музыка слышна
Именно эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке.
Мы услышим, как развивается музыка композитора Эдварда Грига.
Познакомьтесь, композитор Э. Григ.
Слайд . (портрет + И.Ф. и годы жизни.)
Э. Григ родился и жил на севере, в Норвегии. Эта страна находится у Северного моря. В ней много морских заливов, гор, скал, снегов, озёр. Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. Эти сказочные существа будто бы живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.
Слайды о Норвегии. №.
Э. Григ сочил музыку к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт».
Комедия-это, когда смешно, драма-когда грустно.
Музыка рассказывает историю о юноше, который покинул родной дом и отправился путешествовать в дальние страны в поисках счастья.
Звали его - Пер, фамилия - Гюнт.
Было ему тогда всего лишь 20 лет.
Во время путешествия он попадал в разные страны:
Слайд : В пещеру горного короля
В Аравийскую пустыню
В страну гномов
- Послушайте музыку и выберите из имеющихся названий, куда попал Пер?
-У гномов такая музыка может быть? Вспомните м/ф «Белоснежка».
- А у нас музыка добрая?
- А в пустыне? В пустыне жара, зной. Тоже нет.
Правильно, Пер попал в пещеру горного короля, к злым существам, в подземное царство троллей.
Музыка так и называется «В пещере горного короля».
Слайд .
Посмотрите на экран. Помогите мне разгадать этот ребус.
Слайд №. ДИНАМИКА
- Что такое динамика?
То есть звуки могут звучать громко или тихо.
Какая динамика была в этом произведении?
- Если изменяется динамика, что происходит?
Посмотрите на экран, прочитайте глазками.
Слайд № (динамическое развитие).
Какие ещё изменения вы услышали в этом произведении? Как он изменялся?
- А если изменяется темп, то происходит развитие.
- как называется такое развитие?
Посмотрите на экран. Прочитай, пожалуйста.
Слайд № (темповое развитие).
А теперь давайте поговорим, почему произошло такое развитие в музыке?
О чём рассказывает композитор?
Пер попал в пещеру и прилег отдохнуть.
- Как музыка звучала?
Тролли стали постепенно подкрадываться к Перу
-Как в музыке это показано?
Когда тролли подкрались к Перу, то увидели что это человек и обрадовались.
Когда вам весело, на празднике каком-нибудь, например, вы что делаете от радости? Танцуете.
Тролли устроили дикий танец вокруг Пера (быстрый, стремительный, дикий, страшный).
- Как изменилась музыка?
Вот видите, как много нам музыка рассказала.
-Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие)
- Какое?
Обратите внимание на экран, прочитайте про себя: (динамическое развитие и темповое).
| Узнать, при помощи чего происходит развитие музыки.
Развитие музыки.
Слушают
Нет (гномы веселые, добрые).
Злая.
Пер попал в пещеру горного короля.
ДИНАМИКА
Сила звука.
Ответы.
(динамическое развитие).
Ответы изменился темп (в начале медленный, а потом постепенно ускоряется и становится быстрым)
(темповое развитие).
(настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).
(музыка стала звучать быстрее и громче.)
Веселимся, танцуем.
(если вначале настороженная, то далее…?)
(стала очень громкая и быстрая)
развитие (динамическое развитие и темповое).
| Познавательные:
- анализ, синтез, сравнение;
-формулирование познавательной цели;
-построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Личностные:
-осознание ответственности за общее дело.
Коммуникативные:
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
-учёт разных мнений.
| Этап урока: 5.Первичное закрепление.
Задачи этапа: - зафиксировать изученное учебное
-содержание во внешней речи.
| Долго путешествовал П.Г. в поисках счастья - 40 лет.
Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь.
И все время, когда Сольвейг вспоминала Пера, она пела песню.
Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите какое развитие в этой музыке вы услышали?
Слушание музыки.
- Какое настроение у Сольвейг было? Всегда такое? Музыка менялась?
- Какая стала?
Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.
Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.
- Что изменилось в музыке?
- Когда грустила, темп был…?
- А когда думала о хорошем…?
- Какое еще развитие в музыке было? Что изменялось?
Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче.
Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг.
Назовите, пожалуйста, какое развитие было в музыке?
|
Слушание музыки.
( Грустное)
Грустное, потом весёлое.
Темп
медленный.
быстрый.
динамика
Динамическое, темповое.
| Познавательные:
-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
| Этап урока: 6этап. Самостоятельная работа.
Задача этапа:
- Организовать выполнение самостоятельной работы.
| Танец «Три хлопка над головой»
Какие изменения были в музыке?
Значит, какое развитие?
| Темп
Темповое
| Познавательные:
-доказательство
Коммуникативные:
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
-учёт разных мнений.
| Этап урока: 7этап. Включение в систему знаний и повторение.
Задача этапа:
-повторить учебное содержание.
| Ребята, а сейчас я предлагаю спеть знакомую нам песню «Если с другом вышел в путь»
-Какой характер?
-Давайте, в характере исполним песню.
| Весело, радостно
исполняют
| Коммуникативные:
-адекватное использование речевых средств, для решения коммуникационных задач.
| Этап урока: 8этап. Рефлексия.
Задача этапа:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
-оценить собственную деятельность на уроке;
-обсудить и записать домашнее задание.
| Какая цель нашего урока?
Какая тема нашего урока?
– Что такое развитие? Скажите одним словом….(изменение)
– Чему мы сегодня научились?
– В произведениях, какого композитора было яркое развитие? (Грига.) Как оно называлось?
– Какие виды развития?
-Спасибо за урок. Мне было очень интересно на нашем уроке. Вы меня очень порадовали своей активной работой.
-Что вам больше всего понравилось на
уроке?
-Какое у вас настроение после нашего урока?
Домашнее задание.
Я предлагаю вам дома нарисовать любой рисунок к произведению, которое вам больше всего понравилось.
Оценки за урок.
| Узнать с помощью чего развивается музыка?
Развитие музыки
Изменение
(Определять виды развития)
(“В пещере горного короля”)
(динамическое, темповое)
Ответы детей (всё понравилось)
Хорошее
| Познавательные:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные:
-самооценка на основе критерия успешности;
-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные:
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
| |