Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» для 10 -го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии и программы предмета «география» для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений, разработанной В.П.Максаковским, 2009г.
Программа рассчитана на 34 ч. (1 ч. в неделю), количество часов для проведения контрольных работ 5 ч., итоговое тестирование 1ч, практических работ 4 ч.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Учебному плану МБОУ «Новотимошкинская СОШ» с универсальным ( непрофильным) обучением на 2011-2012 учебный год (Приказ № 132 от 06.09.2011г.). Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного среднего (полного) образования по географии и авторской программой учебного предмета В.П.Максаковского.
Основание на данные документы в программе определяет наиболее полное содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (2004г), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала одиннадцатиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Для формирования ключевых компетенций обучающихся в учебной деятельности широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков. На уроках применяются исследовательские, дифференцированные технологии обучения. Используются ИКТ, ресурсы КМ-школы, мультимедийные программы, различные источники географической информации (дополнительная литература, ресурсы Интернета).
Формы контроля: тестирование, работа с картами атласа, работа с контурными картами.
Данный курс по географии ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ПО ГЕОГРАФИИ В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
-основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
Уметь
-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-сопоставлять географические карты различной тематики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
1.Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / В.П.Максаковский, М.: Просвещение.,2009.
2. Поурочные разработки по географии: Экономическая и социальная география мира» 10 класс .Жижина Е.А., Никитина Н.А., изд. «ВАКО»,2007.
3. Шатных А.В. Современный урок географии.Часть 3. Методические разработки урока географии в 10 классе.М.: «Школьная Пресса»,2002.
4.Пятунин В.Б.Контрольные и проверочные работы по географии.6-10 класс.изд. «Дрофа»
5. Поурочные планы по географии: 10 класс: к учебнику В.П.Максаковского «География: Экономическая и социальная география мира» 10 класс .Ануфриева О.И. изд. «Учитель»,2001.
Календарно-тематическое планирование по географии 10 класса.
| № п/п
| Название раздела, темы уроков
| Кол-во часов
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля. Измерители
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Дата
|
|
| план
| факт
|
|
|
| Современная политическая карта мира
|
|
| 1
| Положение географии в системе наук.
| 1
| Политическая карта мира.
Изменения на политической карте мира в новейшее время.
Многообразие стран
современного мира и их основные группы.
Государственный строй,
формы правления и ад-
министративно-
территориального
устройства стран мира.
Геополитика и политическая география.
Международные организации.
Роль и место России в
современном мире.
Политическая карта мира.
Изменения на политической карте мира в новейшее время.
Многообразие стран
современного мира и их основные группы.
Государственный строй,
формы правления и ад-
министративно-
территориального
устройства стран мира.
Геополитика и политическая география.
Международные организации.
Роль и место России в
современном мире.
| Знать/понимать:
основные географи-
ческие понятия и
термины
Уметь:
определять
распределение группировок по континентам
|
|
| Стр.5-7 учебника, написать эссе, подготовить сообщение (один ученик).
|
|
|
|
| 2
| Многообразие стран современного мира
| 1
|
|
| Тема 1,§1 задание 1 и2, составить кроссворд на тему «Страны мира».
|
|
|
|
| 3
| Влияние международных отношений на политическую карту мира
| 1
|
| Изменения на политической карте мира (по сводкам новостей)
| Тема 1, §2 задание 3 на с.22.
|
|
|
|
| 4
| Государственный строй стран мира
| 1
|
|
| Тема 1, §3, задание 4 на стр.23, знать определения
|
|
|
|
| 5
| Политическая география. Практическая работа №1 «Страны добившиеся политической независимости после 2 мировой войны»
| 1
| Практическая работа
|
| §4 тема 1,задания 5,6; подготовиться к итоговому уроку.
|
|
|
|
| 6
| Итоговый урок по теме: «Политическая карта мира»
| 1
| Самостоя-тельная работа
|
| Учить страны и их столицы.
|
|
|
|
| География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды
|
|
|
| 7
| Взаимодействие
человечества и природы в прошлом и настоящем
| 1
| Основные виды природных ресурсов.
Размещение природных
ресурсов и масштабы их
использования.
Обеспеченность природ-
ными ресурсами.
Особенности использова-
ния разных видов природных ресурсов.
Рациональное и нерациональное природо-
пользование.
Причины и последствия
загрязнения окружаю-
щей среды.
Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию.
Геоэкология
| Знать особенности
размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.
Уметь
определять и
сравнивать по разным источникам нформации географические тенденции развития природных, соци-
ально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообес-печенность отдельных стран и регионов мира
|
|
| Тема 2, §1, выучить определения
|
|
|
|
| 8
| Природные ресурсы Земли, их виды.
| 1
|
| Влияние международных организаций на решение проблем окружающей среды (по сводкам новостей)
| Тема 2, §2,выполнить задания 2,3,6,8 (письменно)
|
|
|
|
| 9
| Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.
| 1
|
|
| Стр.36-41 прочитать, тесты,выучить термины, работа по карте.
|
|
|
|
| 10
| Загрязнение и охрана окружающей среды.
| 1
| Практическая работа
|
| Тема 2, §3, подготовить реферат по выбору.
|
|
|
|
| 11
12
| Географическое ресурсоведение и геоэкология.
| 1
|
|
| Тема 2, §4,итоговое задание №10 на стр.52.
|
|
|
|
| Обобщение по теме «Мировые природные ресурсы»
| 1
| Самостоя-тельная работа
|
|
|
|
|
|
| География населения мира
|
|
|
| 13
| Численность и воспроизводство населения
| 1
| Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира
| Знать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногео-графическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения
| .
|
| Тема 3, §1,задания 1-4 на стр.85.
|
|
|
|
| 14
15
16
| Состав и структура населения.
| 1
|
|
| Тема 3, §2, задание 5-8 на стр.85.
|
|
|
|
| Размещение и миграции населения
| 1
|
|
| Тема 3, §3,задания 9,10 на стр.86.
|
|
|
|
| Практическая работа №3 «Миграции населения»
| 1
| Практическая работа
|
| Оформить практическую работу в тетради.
|
|
|
|
| 17
| Городское и сельское население.
| 1
|
|
| Тема 3 §4,задания 13,14 на стр.87.
|
|
|
|
| 18
| Обобщение по теме «Население мира»
| 1
| Самостоя-тельная работа
|
| Задания на стр.88-89 учебника.
|
|
|
|
| 19
|
|
|
|
|
| Научно-техническая революция и мировое хозяйство
|
|
|
| Научно-техническая революция
| 1
| Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,
различия в уровнях эко-
номического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и
сельским хозяйством
| Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. Оценивать и объяснять уровень териториальной концентрации произ
водства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
|
|
| Тема 4, §1,задание 1 на стр.118.
|
|
|
|
| 20
| Мировое хозяйство
| 1
|
|
| Тема 4, §2,задания 2,3 на стр.118.
|
|
|
|
| 21
22
| Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства
| 1
|
|
| Тема 4, §3,задания 5,6,7 на стр.118
|
|
|
|
| Факторы размещения
| 1
|
|
| Тема 4, §4,итоговое задание №8 на стр.118.
|
|
|
|
| 23
24
| Обобщающее повторение по теме «Мировое хозяйство»
| 1
| Самостоя-тельная работа
|
| Тесты.
|
|
|
|
| География отраслей мирового хозяйства
|
|
|
| География промышленности.
Топливно-
энергетическая
промышленность
| 1
| Мировое хозяйство и эта-
пы его развития.
Основные центры мирового хозяйства.
Международное географическое разделение
труда.
Экономическая интеграция.
Интеграционные группировки.
Отраслевая и территори-
альная структура мирового хозяйства.
География основных отраслей промышленности
и сельского хозяйства
мира, основные промыш-
ленные и сельскохозяйст-
венные районы.
География мирового
транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике.
География внешней
торговли.
Виды международных
экономических отношений.
Россия в мировой
экономике
Мировое хозяйство и эта-
пы его развития.
Основные центры мирового хозяйства.
Международное географическое разделение
труда.
Экономическая интеграция.
Интеграционные группировки.
Отраслевая и территори-
альная структура мирового хозяйства.
География основных отраслей промышленности
и сельского хозяйства
мира, основные промыш-
ленные и сельскохозяйст-
венные районы.
География мирового
транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике.
География внешней
торговли.
Виды международных
экономических отношений.
Россия в мировой
экономике
| Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных
отраслей.
Оценивать и объяснять уровень территориальной
концентрации производства, степень
природных, антропогенных и техно-
генных изменений
отдельных территорий.
Применять разно-
образные источники
географической ин-
формации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под
влиянием разнооб-
разных факторов.
Составлять комплексную географическую характеристику, таблицы,
картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия
|
| Развитие отрасли (по сводкам новостей)
| Тема 5, §1,задания 1-3 на стр. 170.
|
|
|
|
| 25
| Электроэнергетика. Металлургия
| 1
|
| Развитие отрасли (по сводкам новостей)
| Тема 5, §1 п.4-6,задания 7,8 на стр.171.
|
|
|
|
| 26
27
| Машиностроение,
химическая, лесная
и текстильная
промышленности. Главные страны и
районы
| 1
|
| Развитие отрасли (по сводкам новостей)
| Тема 5, §1 п.7-11,задания 10,11 на стр.171-172.
|
|
|
|
| География сельского хозяйства и «Зеленая революция»
| 1
| Практическая работа
|
| Тема 5, §2 п.1,2,подготовить вопросы.
|
|
|
| 28
| Растениеводство. Животноводство
| 1
|
| Влияние геномодифици-рованных продуктов на человека (по сводкам новостей)
| Тема 5, §2 п.3-8,задания 10-13 на стр.172.
|
|
|
| 29
| География транспорта
| 1
|
| Экологические виды транспорта (по сводкам новостей)
| Тема 5, §3,задание 15 на стр.172.
|
|
|
| 30
| Международные экономические отношения
| 1
|
|
| Тема 5, §4,задания 16,17 на стр.172.
|
|
|
| 31
| Обобщающее повторение по теме «География отраслей мирового хозяйства»
| 1
| Самостоя-тельная работа
|
| Подготовиться к практической работе.
|
|
|
| 32
| Практическая работа №4 «География отраслей мирового хозяйства».
| 1
| Практическая работа
|
| Тесты., подготовиться к итоговой контрольной работе.
|
|
|
| 33
| Обобщающее повторение по теме «Общая характеристика мира».
| 1
| Самостоя-тельная работа
|
| Тесты.
|
|
|
| 34-35
| Обобщающее повторение по теме «Общая характеристика мира».
| 2
|
|
|
|
|
|
| |