Скачать 120.12 Kb.
|
Черепанова А.И., преподаватель КУ и Э ИПК и ПРО УР Роль учителя географии в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся. Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него. С появлением нового документа «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» перед учителями географии возникло ряд проблем. Это новый для отечественной школы документ, в котором сформулированы: система базовых общенациональных российских ценностей, требований к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структуре и содержанию программ воспитания и социализации граждан России. Концепция является частью федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Президент в своих посланиях назвал важнейшие ценности нашего общества: справедливость, свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, жизнь человека, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм, вера в Россию, единство российской нации. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, - таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых делает нас единым народом, Россией». Процесс формирования духовно-нравственного, эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе достаточно сложен и учитывает следующие особенности в процессе преподавания географии: 1.Смену парадигмы развития цивилизации, в которой общество и природа должны развиваться на основе принципа взаимосогласованного гармоничного развития. В этом случае невозможно господство интересов одной из сторон. 2.Требования современного общества к личностно-культуротворческой ориентации географического образования. Движение социальной потребности «от человека - знающего, к человеку культурному». 3.Изменение структуры и современного содержания географического образования. Введение новых Федеральных государственных стандартов второго поколения. 4.Установление и совершенствование системы межпредметных связей. 5.Организацию углубленного освоения школьниками национальных ценностей на материале этических и региональных культур, культур народов России, мира. 6.Создание эколого-воспитательной среды в УВП, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом. 7.Удовлетворение социокультурных потребностей обучающихся и их родителей. 8.Учет возрастных психофизиологических особенностей школьников, ориентации на их самоопределение, экологогуманистические ценностные установки личности. 9.Интеграцию учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно полезной деятельности в рамках программы обучения географии. Изменения в нашем обществе и в самом человеке характеризуют новую социальную ситуацию. Происходящие события требуют адекватной оценки в вопросе понимания современного человека, его развития, а поэтому и задач его образования, самообразования. Какой он современный школьник? Каковы особенности личности нынешнего выпускника? Насколько хорошо он приспособен к взрослой жизни? Эти вопросы волнуют не только родителей, учителей, но и все общество. Научить школьника понимать современный мир и бороться за свое будущее – это огромная задача современного учителя. До недавней поры ни у кого не вызывало сомнения то, что школа должна ориентироваться на «человека просвященного». И поэтому «главным героем» урока географии считался учебный предмет. Сейчас же, когда общество переживает духовный кризис, на первом месте на уроке географии должен быть не сам предмет, а уникальность, внутренний мир конкретного ребенка. Содержание духовно-нравственного воспитания группируется вокруг образовательных областей и решается педагогом через организацию учебно-воспитательного процесса и внеклассную воспитательную работу. Для решения этих задач педагоги вместе со школьниками обращаются к содержанию:
Базовые ценности пронизывают содержание всех учебных предметов, интегрируют все основные виды деятельности:
Невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль учителя уникальна. Учитель как образцовый гражданин – это служитель храма, несущий на глазах детей свой крест на свою Голгофу и не ожидающий земного вознаграждения. Жизненный опыт показывает, что каждый из нас знал в своей жизни такого учителя, и именно его воздействие на нас осталось с нами навсегда. Все взрослые, работающие в школе, должны быть образцами нравственного и гражданского поведения. Главный способ духовно-нравственного воспитания школьников – это правда, которая должна исходить от нас. Большие возможности в раскрытии духовно-нравственного и творческого потенциала учащихся на уроках географии имеет их участие в проектной или исследовательской деятельности. Это деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Темы проектов могут быть: «Я живу в Удмуртии». Цель: изучение культуры народов, проживающих в республике. Дети учатся уважать культуру разных народов, в том числе и их религию. «Моя родословная». Цель: изучение истории семьи. Изучая традиции семьи, историю своего рода учащиеся учатся толерантности, терпимому отношению друг к другу, независимо от национальности и вероисповедания. «Удмуртия от «А до Я». Цель: изучение истории, экономики, культуры населения городов Удмуртии». Изучение истории родного края предполагает всестороннее развитие личности, воспитание патриотизма. «Этнография удмуртов» Цель: Изучение культуры и быта удмуртского народа». Изучение традиционной культуры коренного населения региона позволяет учащимся глубже понять современные традиции развития общества, определить свои духовно-нравственные ориентиры. При изучении темы «Сельское хозяйство России» уместным бывает чтение стихотворения Николая Рачкова «Я их крестьян». Мечтою чуть не каждый ныне Стать дворянином обуян – В архивной утопает тине, А я горжусь, что из крестьян! И я горжусь, что наши деды Растили хлеб, а дни войны С мечом шагали до Победы, Не посрамив родной страны. Ну, кто вот так еще до боли Любил свой васильковый край? Они сначала вспашут поле, Потом уж соберутся в рай. Хотелось бы поймать жар-птицу, Чтоб стала жизнь светлей кругом. И разве кто на заграницу Из них сменил бы отчий дом? Не зря в душе растет тревога: Заполонил поля бурьян. Дворян в России стало много, Зато пойди, найди крестьян (пауза для размышления). При изучении темы «Острова» в 6 классе можно с учащимися провести конкурс рисунков «Эти нескучные одинокие острова». Здесь присутствует чувство юмора учащихся, который зачастую сближает их. В последствие эти рисунки выставляются на общее рассмотрение в День юмора 1 апреля. В педагогике есть пример: учение созерцанию, с которого начинается любовь человека к миру, к другому человеку, к себе, к жизни. Учить видеть и замечать жизнь вокруг себя – в этом заложен смысл и важнейшая проблема воспитания. Ни какие мероприятия не помогут ученику, пока он сам не научиться «видеть, слышать», то доброе, что предлагают другие. А этому надо учить в школе. Включение учащихся в игровые ситуации на уроке, в которых они переживают опыт самопознания и взаимодействия с другими людьми, помогают им готовиться к взрослой жизни. Тему для урока-игры можно выбрать самую разнообразную, например, «Я и моя маленькая Удмуртия», «Мы юные экологи», «Суд в защиту гидросферы», «Берегите природу, национальные духовные ценности». Вспомним повесть Платонова: «Дом человек построит, а сам расстроится». Главное такие виды деятельности готовят учащихся к работе в условиях рыночной экономики. Одним из самых эффективных методов формирования духовно-нравственной культуры является – диспут. Эта форма организации урока представляет собой спор на указанную учителем тему. Диспуты хороши тем, что убеждения вырабатываются при столкновении различных точек зрения. Этот метод наиболее сложный, поэтому его надо проводить в старших классах. При изучении темы «Национальный состав России» в 9 классе можно провести урок в форме диспута «Россия для русских?». Учащиеся приходят к выводу, что Россия – это многонациональная страна. И ее культура – это совокупность культур всех национальных меньшинств. Если мы отделим все республики, входящие в состав России, то от великого государства ничего не останется. Следовательно, межнациональные конфликты должны быть ликвидированы, а для этого надо проявлять терпимость к людям другой национальности. Большую воспитательную роль в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся оказывает разработка учащимися докладов для научно-практических конференций или для новой темы по уроку. Темы докладов самые разнообразные: «Экологические проблемы человечества?», «В мире животных», «Последствия загрязнения Ижевского пруда», «Родина», «Религии мира», «Глобальные экологические проблемы мира и Удмуртии» и др. Ученик не просто должен получать знания на уроке географии, а формировать «мир в себе». Учитель не знает многих тайн бунта души ученика. Да и школа не то место, где надо исповедоваться, точнее « по – ведать» мудрому собеседнику о своем насущном. Растущий человек очень хочет выговориться. Не достает нашим детям духовного общения, и здесь снова приходят на помощь учителя географии, которые чаще других ходят с ними в походы, проводят экскурсии. Здесь важно «снять» все ожидаемые риски общения с учителем: - проявлять искренне отношение к ученику; - при обсуждении детских проблем указывать на аналогичные собственные и делится опытом их преодоления; - ценить откровенность ребенка и хранить тайну его «исповеди»; - не принижать его личность, особенно в глазах сверстников; - избегать назойливого оценивания его поведения, деятельности; - «авансировать» ребенка не словесными «подачками», а основательным суждением. Социальные потрясения, которые разрушили систему воспитания, вызвали резкую смену образа жизни и моделей социального поведения человека в обществе. Происходит изменение гендерных ролей у учащихся. Наблюдения показывают, что сегодняшние девочки в большинстве своем имеют тенденцию к большей вербальной агрессии по сравнению с юношами, кроме того, были зафиксированы факты, покровительствующего отношения девушек к юношам. В среде мальчиков чаще всего отмечаются две противоположные тенденции. С одной стороны, прослеживаются элементы согласия и принятия чужой точки зрения, т.е. высокой степени покорности в общении с противоположным полом, желание, чтоб девушка сама проявляла активность в ухаживании. С другой стороны, имеет место пренебрежительное отношение молодых людей к женщине вообще, и что настараживает отношение к бабушкам, людям которые прожили трудную жизнь. Таким образом, новая социальная ситуация формирует новый образ женского и мужского начал. И эта проблема является одной из проблем в организации детей для учебной деятельности. В течение последних лет российская школа с трудом противостоит бездуховности и безнравственности, которые идут со стороны СМИ. Какие были прекрасные передачи по центральному телевидению «В мире животных», «Клуб путешественников», «По всему миру» и др., которые на уроке использовал учитель. В силу одинокого противостояния у педагогов часто «опускаются руки» и весь воспитательный процесс превращается в формальное проведение каких-либо мероприятий. Положительный результат дает учителю в деле воспитания, его советы учащимся, что читать у современных авторов. «Не навреди» - важнейшая заповедь учителя. Чтобы построить воспитание в современных условиях учителю надо научиться входить в новый тип взаимодействия со школьниками. Обществу необходимы люди с совестью, чувством долга, бескорыстием, способностью к сотрудничеству самими собой, такие люди не появляются, их надо воспитывать. Учитель должен в первую очередь быть воспитателем. Главное в работе учителя уважительное отношение к учащимся, умение считаться с его мнением. Так, организуя опрос учащихся: - признавать его способности и уникальность как факт, как нормальное явление и во взаимодействии с ним исходить их них; - видеть в учении достойного собеседника, слушателя со своим собственным воззрением, принимать его точку зрения; - внимательно слушать ученика, не теряя надолго его глаз, не «давить взглядом»; - не торопить ребенка при оформлении своих мыслей в высказывании. В общественном мнении все чаще главенствует мысль о передаче всех функций воспитания семье. Неуверенность – одно из самых сильных проявлений детской проблемности. Такая проблемность у ребенка как утверждают психологи, идет, в первую очередь от его матери, которая вербально или невербально передает свою тревожность и агрессивность. «Есть только одна из всех прирожденная наклонность, на которую может всегда рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших воспитательных системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - К.Д. Ушинский. Внеклассная работа по географии также оказывает влияние на формирование духовности и нравственности учащихся. Самой распространенной формой является выпуск географических листов, газет. Одной из рубрик может быть «Путешествие по миру», где уместно поместить такой материал. «Как празднуют Новый год в мире». * Париж традиционно гуляет на Елисейских Полях, а лондонцы на Трафальгарской площади. Жителей столицы Италии традиционной новогодней проповедью, призывающей к миру и согласию, приветствует Папа. * Еврейский Новый Год называется Рош Ха-Шана. Это – святое время, когда люди думают о совершенных грехах, и обещают искупить их в следующем году. * Во Вьетнаме Новый Год называется «тэт». Его встречают между 21 января и 19 февраля. Точная дата праздника меняется из года в год. Вьетнамцы считают, что в каждом доме живет бог, и в Новый Год отправляется на небеса, чтобы там рассказать, как провел уходящий год каждый из членов семьи. Не менее важно помочь школьнику осознать потребность самоанализа, самопознания и умения оценить все происходящее в жизни. Только научившись самоанализу, овладев рефлексией, ученик испытывает потребность совершенствовать себя, окружающую действительность, свои взаимоотношения. Формирование духовно-нравственных качеств личности ученика в процессе обучения предмету география означает: - учить осмыслять свои действия и поступки, отношения и взаимоотношения с людьми, свои цели и замыслы; - помогать воспринимать все происходящее вокруг себя открытой душой, учить быть «открытым миру»; - соотносить поведение и деятельность с высокими нормами нравственности, созданными культурой; - учить действенному проявлению сочувствия, духовно-нравственной деятельности, направленной на поддержку человека. Духовно-нравственное воспитание является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Предмет география формирует у подрастающего поколения новое ценностное отношение к природе, которое основано на принципах возможности совместного взаимосогласованного гармоничного развития общества и природы. Литература: В.В. Козлов, А.М. Кондаков Фундаментальное ядро содержания общего образования. М. Просвещение, 2009. «Гражданин и патриот. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников». ФЦПРО РФ на 2006 - 2010 А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Стандарты второго поколения) Москва «Просвещение» 2009. |