Скачать 89.59 Kb.
|
МОУ «Гимназия №22 города Белгорода» Урок по физической географии материков и океанов (7 класс) Тема: «Евразия – величайший массив суши, материк контрастов» Учитель географии высшей категории Фёдорова Ольга Петровна 2006 год Урок . 7 класс Тема: Евразия - величайший массив суши, материк контрастов. Цель: 1. Личностно-ориентированная: помочь учащимся осознать социальную значимость изучаемого материала в изучении особенностей физико-географического положения материка Евразия, в раскрытии уникальности материка, как величайшего массива суши. 2. Развитие познавательных процессов личности. Создать условия для: -применения ранее полученных знаний и умений в составлении физико-географического положения материка Евразия, т.е. установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания, и в сочетании с новыми знаниями раскрыть уникальность материка как величайшего массива суши; - установления межпредметных связей; - выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся, определить причину их возникновения; - развитие логического мышления; - развитие смысловой памяти; - развитие умений работать с атласом, текстом учебника, дополнительной литературой, настенными картами; - развитие любознательности, стремление к познанию нового. 3. Предметные задачи - (ЗУН) знания, умения, навыки: - усвоение знаний по теме урока; - при проведении характеристики физико-геграфического положения материка учить делать краткие выводы; - учить оформлять практическую работу по физико-географическому положению материка на контурной карте. Тип урока: Комбинированный. Форма: Практическая работа (практикум) Межпредметные связи: Математика, 5 класс, «Умножение и деление десятичных дробей», «Сложение и вычитание натуральных чисел». Изобразительное искусство, 7 класс, «Книжная графика». Оборудование: физическая карта полушарий, карта географических поясов и природных зон мира, физическая карта Евразии, иллюстрации по Евразии, схема алгоритма физико-географического положения материка. Книги: энциклопедия для детей: Т.3 (География). – Составитель С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта +, 1994. ... Евразия - самый, самый, самый .... СТРУКТУРА УРОКА. 1. Организационный этап. 2. Этап проверки выполнения домашнего задания. 3. Этап (практической работы) контроля и самоконтроля. 4. Этап подготовки к работе на основном этапе. 5. Этап усвоения новых знаний. 6. Этап закрепления новых знаний и умений. 7. Этап обобщения и систематизации знаний. 8. Этап информации о домашнем задании. 9. Этап подведения итогов занятия. 10. Этап рефлексии. 11. Окончание урока. 1. Организационый этап. Подготовка учащихся к работе: - приветствие; - рапортичка дежурных об отсутствующих; - проверка подготовки учащихся к уроку (учебники, принадлежности); - психологический настрой (обратить внимание на внешний вид, хорошее настроение , хорошую погоду). 2. Этап проверки выполнения домашнего задания. Что было задано на дом? (используя алгоритм, составить описание физико-географического положения материка Евразия и выполнить по физико-географическому положению практическую работу) Отвечаем на вопросы алгоритма. (материк Евразия лежит севернее экватора; пересекается Северным полярным кругом; с тропиками; нулевым и 180 меридианами) О чем это говорит? ( Вывод: материк сильно вытянут как с Севера на Юг, так и с Запада на Восток) Следующий вопрос: (С - м.Челюскин -78°с.ш. 104°в.д.; Ю - м.Тай - 1°с.ш. 103°в.д.; 3 - м.Рока- 38°с.ш. 9° з.д.; В - м.Дежнева 170°з.д. 66°с.ш.) 1) В ° протяженность с С на Ю: 78°-1°=77° (в 1° меридиана 111 км). 2) В км - 77 х 111=8547 (км). 3) В ° протяженность с 3 на В: 180+10+9=199° 4) Протяженность в км определяем по 60° с.ш., где в 1° параллели 55,8 км широты 6° в.д. и 171° в.д. (171°-6°) х 55,8=9207 км) - Каков вывод: (По протяженности материка как с Севера на Юг, так и с Запада на Восток можно говорить о его гигантских размерах.) - Отвечаем на 3 вопрос: (Материк лежит во всех климатических поясах: А, СА, У, СТ, Т, СЭ, Э. Можно сделать следующий вывод, что природа материка очень разнообразна: от холодных снежных пустынь до экваториальных лесов.) - Отвечаем на 4 вопрос: (Вывод: Материк Евразия омывается всеми океанами и многочисленными морями. Наиболее глубокие моря на Востоке и Юге.) - Отвечаем на 5 вопрос: (Вывод: Материк Евразия единственный, от которого на недалеком расстоянии по морским просторам расположены 3 материка: Северная Америка, Африка, Австралия) - Отвечаем на 6 вопрос: (Вывод: Материк Евразия больше изрезан на Западе, заметно изрезан на Востоке). По данному материку Евразия и заданию вы должны были выполнить итоговую практическую работу. Обменялись контурными картами и проверили выполненное задание пункты алгоритма № 1,2, 3, 4, 5, 6. В условных знаках сделайте пометки на какой пункт алгоритма следует обратить внимание. Если работа выполнена на «5» - ставим оценку, все написали рядом свою фамилию. 3. Этап практической работы. - Для того, чтобы закончить практическую работу: по 80° в.д., используя карту природных зон вы подпишите климатические пояса. - Одним из заданий практической работы является нанесение пунктиром простым карандашом границы между 2 частями света: Европой и Азией. Найдите в тексте учебника с.202 в «Географическом положении» описание границы между Европой и Азией: вдоль восточного подножия Уральских гор (63° в.д.) по р. Эмбе, по северному побережью Каспийского моря, по Кумо-Манычской впадине, по Азовскому, Черному морям, по проливам Босфор и Дарданелы и в Средиземное море. ( Вывод: Материк Евразия – единственный, на котором расположены две части света). 4. Этап подготовки к работе на основном этапе. - К какому выводу вы пришли, характеризую физико-географическое положение Евразии:
- Данные выводы говорят о том, что материк своего рода рекордсмен по этим показателям, но на этом его рекорды не ограничиваются, и я предлагаю тему урока «Евразия – величайший массив суши». Эпиграфом слова «…Самый, самый, самый». 5. Этап усвоения новых знаний. Отправляемся в путь по материку. - Какова площадь материка? (54 млн. км²) - А какова площадь суши? (149 млн. км²) - Какую часть занимает Евразия от всей суши? (1/3) - Какие два крупных материка составляет площадь материка? (Северная Америка (24,2) + Африка (30,3)) - Вместе с островами Евразия расположена во всех четырёх полушариях. - Посмотрите на карту природных зон, что мы видим? (Ещё раз повторяем – Евразия расположена во всех климатических поясах, следовательно, представлены все природные зоны) - Для такого исключительного по размерам материка характерна исключительная контрастность природы. - Определите по физической карте абсолютную высоту самого высокого и низкого участков. (Джомолунгма 8848 м –Гималаи; Мертвое море- Аравийский полуостров (самый большой полуостров в мире) - 402 м.) - Определите абсолютный минимум (t°С) зимы и абсолютный максимум лета, осадки по климатической карте. (- 72°С в районе Оймякон (Якутия); +53°С Иранское нагорье; самое «мокрое» место на Земле район Черрапунджи 10854 мм/год, самое «сухое» место г. Хаилъ - 4 мм/год Аравийский полуостров. Евразия - величайший массив суши 1. Занимает 1/3 всей суши; 2. Площадь - 54 млн.км2; 3. Африка + Сев. Америка = Евразия; 30,3 24,2 54,5 4. Вместе с островами в четырех полушариях; 5. Все климатические пояса, все природные зоны; 6. г. Джомолунгма 8848 м. 7. Мертвое море - 402 м. 8. t° от -72°С Оймякон, до +53°С Иранское нагорье; 9. Самое «мокрое» место - Черрапунджи 10854 мм/год, - г. Хаиль — 4 мм/год Аравийский полуостров. Вывод: Материк Евразия имеет очень много уникальных особенностей природы, их можно продолжить собирать. Задание на дом будет состоять не только в запоминании - изучении выше названных рекордов Евразии, но и в сборе рекордов (природного гиннеса) самостоятельно. 6. Этап закрепления новых знаний и умений. Разгадывание чайнворда «Евразия», что обеспечивает высокий уровень закрепления знаний, закрепление повышения уровня осмысления изученного и глубины его понимания. 1. мыс . Е ...... 2. полуостров ...В...... 3. часть света .. Р ... 4. остров ... А ... 5. часть света . 3 .. 6. самое «сухое» место .. И .. 7. острова Я ....... 7. Этап обобщения и систематизации знаний. Итак, обобщим те знания, которые мы сегодня приобрели. • Материк Евразия состоит из двух частей света Евразии и Азии. • Материк - величайший массив суши с ярко выраженными контрастами природы. 8. Этап информации о домашнем задании. 1. Дома нанести на контурные карты климатические пояса. 2. Собрать данные по природным рекордам Евразии и закрепить знания по изученным на уроке. 3. Текст в учебнике с.202-203. 9. Этап подведения итогов занятия. - Характеристика работы класса (класс организован, внимателен, работал активно) - Оценки за работу на уроке. 10. Этап рефлексии. - С чем познакомились на уроке? - С каким настроением работали? - Какие затруднения были на уроке? - Что понравилось? - Что хотелось бы повторить? 11. Окончание урока. |