Пояснительная записка
Программы:
Примерная программа основного общего образования по географии. Геоrрасрия России (V11--1Х класс) I Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта: Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по геогра- фии. - М.: Дрофа, 2008.
Николина В.В. География: Программы общеобразовательных учреждений. б-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.
Количество часов: всего - 70 часов, в неделю - 2 часа; практических работ - 23, из них оценочных - 12.
Оценочные практические работы
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов.
Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт- Петербурга.
Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
7. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Европейского Севера.
Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.
Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.
Составление характеристики Норильского промышленного узла.
Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона).
УМК:
Дронов В.П., Савельева Л.Е. География: Россия: природа, население, хозяйство. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
География: Россия: природа, население, хозяйство: Электронное приложение к учебнику 9 класса / Под ред. В.П.Дронова. CD-ROM.
Мишняева Е.Ю., Тарасова Н.В., Банникова С.В. География: Россия: природа, население, хозяйство: Тетрадь-тренажер для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
Барабанов В.В. География: Россия: природа, население, хозяйство: Тетрадь-экзаменатор для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
б. Дронов В.П. География: Россия: природа, население, хозяйство: 8-9 класс. Атлас. - М.: Просвещение, 2010.
Дронов В.П., Котляр О.Г. География: Россия: природа, население, хозяйстео: 8-9 класс. Контурные карты. - М.: Просвещение, 2010.
География: Россия: природа, население, хозяйство: 9 класс: Методические рекомендации / Под ред. В.П.Дронова. - М.: Просвещение, 2010.
География: Россия: природа, население, хозяйство: Интерактивное картографическое пособие: 9 класс / Под ред. В.П. Дроноеа. CD-ROОМ.
исг ееа
то~ Дополнительная литература:
Алексеев А.А. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2007.
Дронов В.П., баринова И.И., Ром В.Я:, Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2007.
Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2003.
4. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2004.
Родионова И.А. Экономическая география России. - М.: Московский лицей, 2001.
Пятунин В.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы. — М.: Дрофа, 2007.
Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Куryт, Л.И. Елисеева и др. — М.: Глобус, 2010.
Интернет-ресурсы.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного при обретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
В результате изучения географии в основной школе ученик должен:
• знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- специфику географического положения отдельных территорий Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
• уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами; хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутри- государственных и внешних экономических связей России,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Формы контроля
| Практические работы
| д/з
| Дата
| ВВЕДЕНИЕ ( 1 час)
| 1
| Что изучает ЭГ России
| УИНМ
|
|
| Анализ карт, фронт. опрос
|
| С.6-8
|
| РАЗДЕЛ 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ ( 25 часов)
| Общая характеристика хозяйства России ( 6 часов)
| 2
| Особенности хозяйства России.
| УИНМ
| Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие. Отрасль. МОК
| Знать: изменение пропорций между сферами, секторами, МОК, и отраслями в структуре хозяйства.
| Анализ карт, фронт. опрос
|
| §1
|
| 3
| ГП как фактор развития хозяйства.
| УАЗУ
| ГП. Виды и уровни ГП.
| Понимать: связь между ГП и другими компонентами природы.
| Анализ карт, фронт. опрос
| История освоения и изучения территории России.
| §2
|
| 4
| Человеческий капитал и качество населения.
| УАЗУ
| ЭАН и ТР, их роль в развитии и размещ. хозяйства. Размещ.
ТР по территории России. Занятость и безработица.
| Знать: понятия ТР, ЭАН, занятость.
Уметь: приводить примеры.
| Анализ карт, фронт. опрос
| Карта « Качество жизни населения»
| §3
|
| 5
| Трудовые ресурсы и ЭАН.
| Практ.
| Анализ карт, фронт. опрос
| §4
|
| 6
| Природо-ресурсный капитал.
| УАЗУ
| Влияние природной среды на исторический процесс развития общества.
| Знать: влияние природного фактора на развитие общества.
| Анализ карт, фронт. опрос
| Карта « Народы» Выявление терр. аспектов межнац. Отнош.
| §5
|
| 7
| Производственный капитал.
| семинар
| ТЕСТ
|
| §6
|
| ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ( 9 часов)
| 8
| ТЭК. Газовая пром-ть
| УИНМ
| Состав и значение ТЭК. ТЭБ.Современные проблемы ТЭК.
| Знать: состав и специф. ТЭК. Называть основн. Проблемы и персп. развития.
| Тест.
Анализ карт, фронт. опрос
| Составление схемы « Стр - ра ТЭК»
| §7
|
| 9
| Нефтяная пр-ть
| УАЗУ
| Роль нефти, угля и газа в ТЭБ. Способы добычи и транспортировки, места добычи. Топл. пр-ть и окр. Среда.
| Знать и показывать на карте месторожд. Нефти, газа, угольные бассейны, нефте и газопроводы.
| Анализ карт, фронт. Опрос, устный опрос.
| Составл. Хар-ки нефтяного или угольного бассейна по типовому плану.
| §8
|
| 10
| Угольная пр-ть
| УАЗУ
| §9
|
| 11
| Электроэнергетика
| практ
| Значение отрасли. Типы эл.ст., их особенности, доля в производстве. Энергосистемы. ЕЭС.
| Приводить примеры и показывать на карте ГЭС, ТЭС, АЭС, ПЭС.
| Анализ карт, фронт. Опрос, устный опрос
|
| §10
|
| 12
| Машиностроение
| УАЗУ
| Состав и значение МСК.Факторы размещения и география МСК. ВПК и его конверсия.
| Объяснять роль м/с в экономике. Показывать р-ны и центры отраслей м/с.
| Тест. Анализ карт, фронт. Опрос
| Определение гл. р-ов размещ. предприятий трудо- и металлоемкого м/с.
| §11
|
| 13
| Черная металлургия
| семинар
| Состав, место и значение в х-ве. Факторы размещения. Типы предприятий. Металлургические базы.
| Показывать на карте металлургические базы и центры. Использовать различные источники геоинформации для характеристики баз.
| Анализ карт, фронт. Опрос
| Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.
Составление характеристики мет. базы по картам и стат. Материалам.
| §12
|
| 14
| Цветная металлургия.
| практик
| География легких и тяжелых металлов. Факторы размещения.
| Показывать на карте центры выплавки цв. Металлов, объяснять факторы их размещения.
| Анализ карт, фронт. Опрос, устный опрос
| §13
|
| 15
| Химическая промышленность
| практик
| Состав, место и значение ХЛК в х-ве
Группировка отраслей. Основные базы. Экологические проблемы.
| Знать специфику ХЛК, важн. центры. Показывать осн. Базы.
Составлять х-ку баз, используя различные источники геоинформации.
| Тест.
|
| §14
|
| 16
| Лесная промышленность
| практик
| Анализ карт, фронт. Опрос, устный опрос
|
| §15
|
| СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И АПК ( 4 часа)
| 17
| Сельское хозяйство.
| УАЗУ
| Особенности АПК. Мелиорация. Проблемы.
| Понимать особ-ти с/х. Уметь оценивать ПУ для ведения с/х.
| тест
|
| §16
|
| 18
| Растениеводство
| практик
| География зерновых и технич. Культур, картофеле, садо и плодоводство.
| Знать осн. Р-ны выращивания культур. Уметь объяснять принципы размещения отраслей.
| Анализ карт, фронт. Опрос.
| Опред. По картам р-нов выращивания зерновых и техн. Культур.
| §17
|
| 19
| Животноводство
| практик
| География осн. Отраслей животноводства.
| Знать осн. Р-ны разведения КРС, свиней, овец. Уметь объяснять принципы размещения отраслей.
| Анализ карт, фронт. Опрос, устный опрос
| Опред. По картам р-нов животноводства.
| §18
|
| 20
| Пищевая и легкая промышленность
| практик
| Состав, место и значение пп и лп в х-ве
Группировка отраслей по факторам размещения.
| Знать специфику отраслей легкой и пищевой пр-ти, географию размешения отраслей и центров.
| Тест.
|
| §19
|
| СФЕРА УСЛУГ ( 6 часов)
| 21
| ТК. Железнодорожный транспорт.
| УАЗУ
| Состав и особенности отраслей ТК. Преимущества и недостатки. Трансп. Магистрали и узлы. Перспек. Развития.
| Приводить примеры отраслей ТК. Знать разл. виды транспорта. Показывать трансп. Магистрали и трансп.
Узлы.
| Анализ карт, фронт. Опрос, устный опрос
| Составление характеристики одного из видов транспорта.
| §20
|
| 22
| Автомобильный и воздушный тр-т
| практик
| Анализ карт, фронт. Опрос, устный опрос
| §20
|
| 23
| Водный транспорт
| практик
| тест
|
| §20
|
| 24
| Связь
| семинар
| СФУ, состав, значение, особенности отраслей. География жилищного и рекреационного хозяйства.
| Объяснять значение отраслей СФУ, геогр. Различия СФУ.
| Анализ карт, фронт. Опрос, устный опрос
|
| §21
|
| 25
| Наука и образование.ЖКХ
| УАЗУ
|
| §22
§23
|
| 26
| Урок-зачет по общему разделу курса.
| РАЗДЕЛ 2. РАЙОНЫ РОССИИ ( 42 часа)
| 27
| ЕЧС и АЧС России.
| УИНМ
| Районирование и его виды. Зоны России, их особ. и проблемы.
| Приводить примеры эк. Районов, ФО.
|
|
| §24
|
| ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР ( 4 часа)
| 28
| ЭГП Европейского Севера.
| УИНМ
| Состав р-на, специфика ЭГП.
| Давать оценку влияния ЭГП на заселение и разв. х-ва.
| Анализ карт, фронт. Опрос, устный опрос
|
| §25
|
| |