Скачать 70.43 Kb.
|
Разработка урока "Реки России"Тип урока: комбинированный Форма урока: Изучение новой темы, с элементами творчества и самостоятельности. Цели:
Задачи урока: 1. Образовательная:
2 Воспитательная:
3. Развивающая
Оборудование:
Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас в этом прекрасном кабинете, надеюсь, что сегодняшний урок для вас будет поучительным и интересным. II. Актуализация знаний Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды. Сегодня на уроке мы начинаем изучение темы “Внутренние воды и водные ресурсы”, с которой будем знакомиться в течение несколько уроков (откроем тетради и запишем тему на несколько уроков вперед) Откройте учебник на странице 108 и с помощью рис.41 вспомните виды внутренних вод. Ответы детей: реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды. Сегодня мы посветим наш урок самому используемому компоненту внутренних вод – это реки. - Что бы вы хотели узнать о реках? Поэтому цель урока: Изучить крупнейшие речные системы России. Определить зависимость речной системы от климата, направление от рельефа. Объяснить особенности питания и режим рек. Запишите тему урока: “Реки России” На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии. С термином “река” вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами освежим память и попробуем закончить предложенные мною предложения и ответить на вопросы Вопросы для повторения ранее изученного материала: А) Поток воды текущий в выработанном им углублении – река. Б) Как называется начало реки – исток. В) Что может быть истоком реки – озеро, ледник, болото. Г) Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море – устье. Д) Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку - речной бассейн. Е) Что образует главная река со всеми притоками – речную систему. Ж) как определить какой приток у реки правый, а какой левый – необходимо встать лицом по течению реки, все реки, впадающие справа – будут правыми притоками, с лева – левыми. З) Что значит верхнее, среднее и нижние течение реки – ближе к истоку – верхнее течение, ближе к устью – нижнее течение. III. Изучение нового материала 1. Крупные реки России А) Крупные реки и их питание. Прошу открыть контурные карты и с помощью презентации Приложение 1, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите слайд, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте, знакомитесь с питанием рек и любуетесь фотографиями. После того, как отмечены реки: Северная Двина, Мезень, Печора, Обь- обладает крупнейшим по площади бассейном, Енисей- самая полноводная река России, Лена, Индигирка, Колыма. Учитель задает вопросы: - Что объединяет отмеченные вами реки? – они впадают в Северный Ледовитый Океан - Почему крупнейшие реки России текут на север? – большая территория России имеет уклон к северу - Какое питание характерно для рек Северного Ледовитого океана – снеговое А теперь отметим Амур и Анадырь После того как отмечен Амур, учитель задает вопросы: - Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере – на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов - Какое питание характерно для Амура – дождевое - Объясните, почему? Какой климат, характерен для Дальнего Востока – муссонный, летний муссон приносит с собой большое количество дождей Отметьте реки Волгу, Урал, Терек - В какое море-озеро они впадают – Каспийское, бассейн внутреннего стока Отметьте реки Дон, Нева Кубань – бассейн Атлантического океана Один ли источник питания у рек России – нет несколько, значит питание смешанное Сделайте вывод: Питание российских рек смешанное. 2. Режим рек России Изучение нового материала происходит с помощью МУ “География России: природа и население. 8 класс”, автор В.П. Дронов. Меню ->характеристика природы -> воды - > режим рек С помощью карты на экране и слов диктора определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с паводочным режимом. После просмотра Какой режим рек преобладает на территории России? – с весенним половодьем. Используя Рис.44 на стр. 112 Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Енисей, Лена и т.д. Вводятся новые слова (учащиеся записывают определения в тетрадь) Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке. Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками. Вспомните произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”, во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев? - во время половодья. Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек? - на питание и режим рек большое влияние оказывает климат. 3. Влияние рельефа на реки. Объяснение темы новой темы с использованием МУ, раздел “Влияние рельефа на реки”. Падение – превышение истока реки над устьем (м). Уклон – отношение величины падения реки к ее длине (см/км). А сейчас хочу предложить вам выполнение практического задания на вычисление падения и уклона реки. Произвести математические действия, используя необходимые данные, сведенные в таблицу и сделать вывод падение горных или равнинных рек больше
Определите падение рек: Обь: Терек: Определите уклон рек: Обь: Терек: Сделайте вывод: падение, горных или равнинных рек больше.
Конечно же на сегодняшнем уроке мы не моги не сказать о том, как использует человек реки. И расскажет об этом( Панфилова Алина), которая приготовила презентацию по этому вопросу Изучение темы с помощью творческой проектной работой “Как человек использует реки” оформленной в виде презентации (задание ребёнку выдано заранее). (Приложение 3) 5. Стихийные явления на реках. На реках в результате обильных дождей могут возникнуть стихийное явление. Что же это такое мы узнаем с помощью творческой работы “Стихийные явления на реках” (задание ребёнку выдано заранее). V. Закрепление знаний
2. Сочинить синквейн на тему “Реки России”
Игра «Третий лишний» Печора, Волга, Лена Дон, Амур, Кубань Волга, Терек, Нева Подведение итогов урока - Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились? IV. Домашнее задание
Подготовить сообщения об озерах и болотах России V Рефлексия Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать что… На уроке мне было комфортно На уроке мне было интересно На уроке мне было скучно На уроке мне было трудно Урок привлек меня тем, что… |