Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 106.34 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.05.2014
Размер106.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Учитель начальных классов СШ №16 г. Гродно

Ковалевская Ольга Николаевна, высшая категория
Тема: «Животный мир экваториального леса».

Цели: -сформировать представление о животных экваториальных лесов, их разнообразии, приспособленности к условиям жизни;

- содействовать развитию умений устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- создать условия для воспитания чувства удивления и восхищения мудростью природы, гуманного отношения к природе.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний

0.Психологический настрой.

1.Разминка.

  1. Как называется древний праздник проводов зимы? (Масленица)

  2. Всё, что создано человеком, его трудом и умом… (Культура)

  3. Самый большой национальный парк Беларуси… (Беловежская пуща)

  4. Самое большое озеро Беларуси… (Нарочь)

  5. Самое глубокое озеро Беларуси… (Долгое)

  6. Углубление, по которому течёт река… (русло)

  7. Первое по величине животное Беларуси… (зубр)

  8. Какова причина образования природных зон? (климат)

План работы:

1 Разминка.

2. Дом. задание.

3.Животные - экваториального леса (работа в группах):

-верите ли вы?

-решаем проблему

-заочное путешествие

-цепи питания

-экологическая проблема

4. Рефлексия: - кроссворд

-«домики» мыслей

5. Домашнее задание.


  1. Проверка домашнего задания.

А) письменный опрос:

1.Экваториальные леса расположены:

а) где много влаги, много тепла летом

б) где много влаги, много тепла круглый год

2.Воздушные корни деревьев служат:

а) дополнительной опорой

б) для дополнительного питания

3. Чтобы защититься от солнечных ожогов и ливневых дождей, у растений листья:

а) большие, кожистые, часто блестящие

б) маленькие, кожистые, матовые

4. Злак с мощным одревесневшим стеблем. Растёт до 75см в сутки. Семена и молодые ветки употребляют в пищу.

а) какао

б) кофейное дерево

в) бамбук

5. Обнимая хозяина, вьюсь.

Лезу вверх, высоты не боюсь.

И, с хозяином так обнимаясь,

Я всё выше и выше взбираюсь.

Чтоб гирляндой

Потом с высоты ниспадать…

Кто я есть?

Попытайтесь, друзья, угадать.

-Самопроверка (2 балла за каждый правильный ответ)

1. б)

2. а)

3. а)

4. в)

5. лиана (выборочное выставление отметок)
Б) Кто готовил сообщение о ярусах экваториального леса?

Верхний ярус-55-70м

Ярус Канопи -30-40м

Средний ярус (подпотолочный)

Нижний ярус -7-8м

(лесная подстилка) (дополнительно: результат письменного опроса – отметка)

3. Изучение нового материала:

(стадия вызова)

1.-Давайте вспомним, какие связи возникают между растениями в экваториальном лесу?

-конкуренция (свет, минеральные вещества)

-хищничество (насекомоядные растения)

-паразитизм (некоторые растения – на других растениях)

-взаимовыгодность (симбиоз)
Тема урока: Животный мир (фауна) экваториального леса
Верите ли вы? Почему?

Экваториальный лес - уникальная среда обитания для животных.
-Как вы думаете, какие животные могут жить в экваториальном лесу? (большие, маленькие, …)
1группа: Почему выгодно быть маленьким?

2группа: Какие приспособления должны выработать животные к условиям обитания в экваториальном лесу?

3группа: Перечислите животных, которые живут, по вашему мнению, в экваториальном лесу?

4группа: Не зная животных, подумайте, могут ли у животных такие же связи, как и у растений: конкуренция, хищничество, паразитизм, взаимовыгодность?

(стадия осмысления)

2. Работа по учебнику.

-Рассмотрите рисунки. Очень многие животные ведут древесный образ жизни.

-Как вы думаете, способен ли экваториальный лес всех животных обеспечить пищей?

3.Самостоятельное изучение нового материала. А)- Давайте изучим и расскажем друг другу о некоторых животных, живущих в экваториальном лесу. Совершим заочное путешествие.


  • 1группа: МУРАВЬЕД (используя материалы учебника)

  • 2 группа: ЯГУАР (используя энциклопедический материал)

  • 3 группа: АНАКОНДА (используя материалы учебника и энциклопедический материал)

  • 4 группа: РЕВУНЫ (используя энциклопедический материал)


(подготовка и выступление учащихся)

Ягуар.

Животное, похожее на леопарда, но более крупное; отличается так же особым рисунком на шкуре: кольцеобразные темные пятна, внутри которых крапины поменьше. Охотятся ягуары в одиночку и в основном на земле, хотя хорошо ползают по деревьям и плавают. Поймав добычу, хищник обычно прячет ее где-нибудь в потайном месте и потом съедает по частям.

Ягуары производят на свет двух или трех детенышей. Как и все хищники, они учат своих подрастающих малышей охотиться
Б) -Совершим заочное путешествие по экваториальному лесу.

(просмотр слайдов, сообщение интересной информации)

-Бабочки

Материал для сообщения:

- Cимвол экваториального леса – карликовый бегемот.
(Рост -77-83см, длина тела – 150см, цвет – чёрно-бурый.

Питается растительной пищей. Очень скрытный. Если испугается, несётся к воде и бесшумно ныряет. Занесён в Красную Книгу.)
-Термиты

( Большую часть своей жизни проводят глубоко под землёй. Можно увидеть целые термитные посёлки, сооружения в виде конуса высотой до 6м и более. Отправляются за пищей ночью или по крытым галереям термитника. Питаются

растительной пищей, зерном, разводят в термитнике «грибные огороды».Термиты – лакомая добыча для птиц, млекопитающих, пресмыкающихся. Нашествие термитов – бедствие для страны. Сложное построение семьи.)
-Попугаи.

( Жако – более других попугаев восприимчив к заучиванию слов и поэтому высоко ценится любителями.)
-Колибри.

( Самая маленькая птичка на земле, питающаяся нектаром цветов в полёте. Размером со шмеля. Вес – 2 - 20 г.)

Колибри.

Эта крошечная птичка (размер от 5,7 до 21,6 см; вес от 1,6 до 20 гр.) с длинным изогнутым клювом способна взмахивать крыльями так часто, что ей удается почти неподвижно висеть в воздухе, высасывая нектар из цветка. Это единственная в мире птица, способная летать назад.

Колибри-мечеклюв. Порхая, эта птица делает более 50 взмахов крыльями в секунду. Так она может неподвижно застыть в воздухе или лететь со скоростью до 100 километров в час. Клюв у мечеклюва очень длинный и прямой, тогда как у других колибри он изогнутый.
-Змеи. (удав боа).

-Леопарды, пантеры, дымчатый леопард.

( Держится по одиночке и на охоту выходит ночью. Прекрасно лазает по деревьям. Устраивается там на отдых, в засаде, а нередко ловит на деревьях обезьян. В основном охотится на земле. Подкарауливает добычу в засаде около звериной тропы или у водопоя. Питается антилопами, косулями, оленями и др. копытными. В случае их недостатка – грызунами, обезьянами, птицами, даже пресмыкающимися и насекомыми. Утром он затаскивает остатки добычи на дерево.

Дымчатый леопард – охотится ночью, хорошо лазает и прыгает по деревьям, длинный хвост помогает сохранять равновесие. Питается птицами, обезьянами, свиньями, козами, оленями, молодыми буйволами.)
-Ленивец

Ленивцы названы так за чрезвычайную медлительность движений, напоминающих движения при замедленной киносъемке. Постоянно влажная шкура ленивцев служит питательной средой для микроскопических водорослей, из-за чего шерсть животных приобретает зеленоватый оттенок, делающих их почти не заметными среди листвы.

-Обезьяны

Питаются растительной пищей, реже насекомоядные. В основном живут на деревьях. Есть наземные и полуназемные виды.
Игрунки. Обитают в лесах Амазонии .Питаются насекомыми, плодами и другой растительной пищей. Общаются свистящими звуками. Миролюбивы. Споры разрешаются без драк, только угрожающими криками. Большую часть жизни малыши проводят с папами, а не с матерью.
Орангутаны. («человек лесной»). Редко опускаются на землю. Никогда не прыгают по деревьям. Передвигаются на ветках на согнутых пальцах, руками перебирая с ветки на ветку. По земле ходят на четвереньках. Строят гнёзда. Спят - ноги прижав к животу, руками держатся за сук. Просыпаются с рассветом, просыпаться не торопятся. Потягиваются, почёсываются и только потом отправляются на завтрак.
Шимпанзе. Полудревесный, полуназемный. Чашку для питья делают, сворачивая лист в конус.
Паукообразные обезьяны.
Живут на деревьях, передвигаются способом полубрахиации, подвешиваясь на передних конечностях и цепком хвосте. Активны в светлое время суток. Держатся семейными группами или стадами до 100 особей. Питаются как растительной, так и животной пищей; предпочтение отдают плодам, семенам и листьям растений. Также употребляют в пищу яйца птиц.

Тукан.

Эту птицу не спутаешь ни с какой другой из-за огромного пестрого клюва, который у туканов иной раз длиннее всего тела. Гнезда туканы устраивают в углублениях древесных столбов, но часто занимают дупла, оставленные семьями дятлов.

Водосвинка (капибара)

Самый крупный грызун в мире. Её масса достигает 50 килограммов. Живет у самого берега и при малейшей опасности бросается в воду. На суше главные враги капибар - ягуары, но и воде для них кроется опасность - встреча с притаившимся аллигатором.

Тапир.

Самый распространенный южноамериканский вид - сухопутный тапир, живет вблизи водоемов. Он прекрасно плавает и может пересекать довольно широкие реки; иногда тапиры даже ныряют, чтобы достать стебли водных растений, служащие им пищей.

В густой листве амазонских лесов живет множество самых разнообразных диких птиц. Здесь прогуливаются красно-коричневый гоацин и хохлатая серима, у которой лапы лучше приспособлены для бега, чем крылья для полета. Квезал строит гнездо внутри термитника и термиты не причиняют ему никакого беспокойства. Филин, ночной хищник с длинным гребнем на голове, живет в самых непроходимых местах, и поэтому орнитологам до сих пор не удалось выяснить его повадки.

Пеликан.

Эта причудливая птица с характерным клювом водится на всех континентах и в зависимости от зоны обитания имеет небольшие различия в форме и размерах. Самая типичная среда её обитания - морские побережья и озера. Кормится водными животными, преимущественно рыбой. Эти птицы ловят рыбу особым способом при отливе. Они собираются группами и бьют все вместе крыльями по воде, пугая рыбу и заставляя её плыть по направлению к берегу, где она хорошо видна, а её маневренность затруднена. Рыба становится легкой добычей для пеликанов; они наполняют ею свои клювы, на нижней части которых находятся растяжимые горловые мешки. Добычу относят в гнездо и там спокойно съедают.

Пеликан - очень большая птица, в длину достигает 1,8 метра, а размах крыльев у нее до 3 метров. В поисках пищи способны нырять на глубину.

Пеликаны - птицы общественные, живут многочисленными колониями, вместе добывают пищу и строят гнезда.

Американский белый пеликан большую часть года живет в южной части Соединенных Штатов Америки, Мексике и в Центральной Америке. В период размножения птицы, живущие в более северных районах, перемещаются к югу, где климат более мягкий и благоприятный для развития птенцов. Оперение пеликанов почти полностью белое, лишь на груди и крыльях есть светло-желтые пятна.

Гнездо пеликана - громоздкая постройка из камыша, сушняка и перьев. Когда взрослые птицы приносят в гнездо пищу для своих птенцов, те вытаскивают ее клювом из глотки родителей уже полупереваренной, что облегчает им усвоение пищи.

Самка откладывает два или три голубоватых или желтоватых яйца и насиживает их около 30 дней. Птенцы рождаются совершенно голыми. Оперение вырастает в течение последующих 10 дней. Самка по размерам немного меньше самца.

Масса пеликана достигает 14 килограммов.

В) Составление цепей питания.

Г) Решение экологической проблемы.

К чему может привести вырубка экваториального леса?

Материал для сообщения. ВЫРУБКА ЭКВАТОРИАЛЬНЫХ ЛЕСОВ.

Влажные экваториальные леса занимают небольшую часть поверхности Земли, Они играют особую роль. Эти "зеленые легкие" Земли вырабатывают около трети кислорода, содержащегося в атмосфере. Их уничтожение вызовет необратимые экологические последствия. Рост содержания углекислого газа в атмосфере в результате вырубки лесов уже через 40 лет может привести, как считают некоторые ученые, к повышению средней температуры в мировых масштабах на 2 градуса Цельсия, что усилит возможность таяния обоих полярных шапок - Антарктиды и Северного Ледовитого океана. Это в свою очередь, грозит затоплением миллионов гектаров низинных земель во всем мире. Кроме того, лес играет еще одну важную роль хранителя почв, сдерживающих наступление пустынь. Уничтожь растительный покров - нарушится сезонный цикл дожей, обмелеют реки, землю разъест эрозия. Между тем, уже сегодня сведение экваториальных лесов приняло угрожающие масштабы. Каждый год в мире уничтожается 11 млн. гектаров джунглей - площадь, равная четырем Бельгиям.

Ряд африканских стран уже осознали всю серьезность последствий столь интенсивной вырубки лесов. Так, например, в Республике Конго леса сохранились лишь на 60% площади. Государство контролирует заготовку и экспорт древесины, лес восстанавливается, высаживают эвкалипты. В государствах Центральной Африки (Заир, Конго, Габон, Камерун) создаются новые национальные парки с целью сохранения экваториальных лесов.

ЭКОЛОГ. Сведение больших площадей экваториального леса влечет за собой глобальные последствия. Гилея поставляет треть общего объема кислорода в атмосферу Земли. Она концентрирует в зоне экватора огромное разнообразие растительных и животных форм жизни, что обеспечивает устойчивость биосферы в целом. Гилея удерживает и сохраняет бедные и неустойчивые почвы. При сведении последней почвы полностью разрушаются, превращаясь в пустыню. Гилея очень богатая и, в то же время, очень хрупкая экосистема планеты. Вмешательство человека должно быть очень продуманным и ограниченным.
4. Рефлексия.

А) Кроссворд ( работа по группам ):


По вертикали:


  1. Животное, у которого трудно определить, где голова, а где хвост, любитель термитов и муравьёв.

  2. Насекомое, по виду напоминающее муравья, питается остатками растений.

  3. Одна из самых длинных змей (достигает до 10м), убивает жертву, обвивая своим телом и сжимая, встречается в реке Амазонка.

  4. Эти животные ведут древесный образ жизни. Цепкие хвосты используют в качестве дополнительной конечности. С помощью длинных конечностей и цепкого хвоста ловко передвигаются по деревьям, раскачиваясь на ветвях.

  5. Ярко окрашенные птицы. Среди них самый большой – ара.

  6. Животное, получившее своё название из-за крайней медлительности и за то, что большую часть своей жизни проводит во сне.

  7. Самые маленькие птички на земле, питающиеся нектаром растений.

  8. Хищная кошка, живущая в лесах Амазонии.

По горизонтали: Земля вокруг реки Амазонки.

Б) «Домики мыслей».

В) Самооценка «Мишени».

5. Домашнее задание.

1)читать, отвечать на вопросы

2)мини-сообщение

3)найди ошибки:

ДНЕВНИК НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ ПУТЕШЕСТВИЯ. "Путешествие по экваториальному лесу".

Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Северной Америке, на самом большом материке земного шара.

Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны. Слои снега лежали под высокими пальмами, которые стояли зелеными, так как они никогда не сбрасывали листву. В лесу мы увидели на деревьях ленивца, мартышек, зебру. Лиану обвивала анаконда. Медленно прохаживался жираф и ел листья на деревьях. Осторожно крался к своей добыче ягуар. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Нил. В пустыне было жарко, воздух был насыщен влагой. Лес стоял неприступной стеной и рос в несколько ярусов. На берегу самой полноводной реки мы сделали привал, наловили рыбы и написали эти заметки.
Найдите и исправьте ошибки. Удачи!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск