Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 126.98 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.05.2014
Размер126.98 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > География > Конкурс
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ оСИПОВИЧСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 2 г. Осиповичи»

конкурс ДЕТСКИХ УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ «Я РОДНЫМ КРАЕМ ГАНАРУСЯ» в номинации “ПРЫРОДНАЯ СПАДЧЫНА”

Экологическая экспедиция

В поисках чистой воды”

Руководители:

Бобакова Людмила Павловна, учитель химии

ГУО «Средняя школа № 2

г. Осиповичи»;

Сасова Надежда Николаевна,

учитель физики

ГУО «Средняя школа № 2

г. Осиповичи»

Введение

Детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм - прекрасное средство, которое удовлетворяет эти потребности. Туризм – средство расширения кругозора, обогащения духовной жизни, средство познания красоты природы. «Каждое путешествие – прикосновение к чему-то значительному и прекрасному», - так говорил писатель К. Паустовский. Кроме того, туристический поход – это замечательный психологический тренинг взаимодействия, общения, совместного преодоления трудностей.

Вот уже, который год летние каникулы начинаются у нас именно с туристического похода. «Лето 2013» не стало исключением. Но мы не хотели повторять ошибок прошлогоднего похода на Скачальское озеро, которое находится в Стародорожском районе Могилёвской области. Поскольку наш замечательный отдых был омрачён отсутствием питьевой воды в радиусе 6 км. Большой запас питьевой воды нам пришлось нести с собой. Возможно, на территории, прилегающей к озеру есть родники или какие-то другие источники питьевой воды, но мы не нашли никаких указателей, свидетельствующих об этом.

На подготовительном этапе экспедиции мы столкнулись с проблемой – родники на территории нашего района никак не обозначены. Единственным обустроенным и зарегистрированным источником является родник в урочище Проща между деревнями Кохановка и Корытное. Информации об общем количестве родников Осиповичского района и их местоположении мы не получили ни в городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, ни в землеустроительной службе Райисполкома.

УЗ «Осиповичский районный центр гигиены и эпидемиологии» не располагает данными о пригодности для питья воды из всех родников на территории района. Физико-химический анализ можно сделать в частном порядке, но эти данные нигде не обнародованы. Между тем воду из многих родников люди пьют, даже не зная, пригодна ли она для этого.

Исходя из выше изложенного, мы считаем, что наша экологическая экспедиция «В поисках чистой воды» является актуальной.

Таким образом, объектом исследования являются родники.

Цель экспедиции: изучение природных источников питьевой воды (водная экология) на территории Осиповичского района Могилёвской области.

Для её достижения необходимо решить следующие задачи:

1.Посетить родник в урочище Проща и родник, находящийся на берегу реки Свислочь в районе деревни Смык.

2.Провести исследование воды из двух родников в условиях школьной лаборатории.

3.Провести микробиологический анализ воды из родника деревни Смык.

4.Обобщить полученные данные, сделать выводы в соответствии с поставленными задачами.

5.Пропагандировать природоохранительные знания среди учащихся школы.

Участники экспедиции – учащиеся и классные руководители Л.П. Бобакова и Н.Н. Сасова 8-х классов ГУО «Средняя школа №2 г. Осиповичи» (приложение 1).

1.Теоретическая часть

Родником или ключом называется небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр. Родники, как выходы грунтовых и подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Их питание осуществляется за счёт более глубоких водоносных слоёв (свыше 10 – 20 м), куда загрязняющие вещества с поверхности практически не проникают.

Родники имеют большое значение, поскольку:

  • питают и другие естественные водоёмы, поддерживают их водный баланс и сохраняют стабильность окружающих биоценозов;

  • являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения.

Родниковую воду полезно использовать для питья потому что:

1.Благодаря естественной фильтрации она полностью сохраняет свои природные качества, структуру, свойства.

2.Её не обеззараживают хлором, не озонируют, не подвергают иному физико-химическому воздействию, не добавляют микроэлементы и всевозможные добавки.

3.В ней много кислорода.

4.Это «живая вода», так как не требует кипячения.

Однако, используя родниковую воду для питья необходимо соблюдать некоторые правила. Во-первых, пить воду только из проверенных источников. Во-вторых, родниковую воду нельзя хранить дольше недели, так как она теряет свои органолептические свойства [3].

Некоторые родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы. Они являются центральным компонентом окружающих ландшафтов, повышают их эстетические свойства.

С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения. Воду некоторых родников считают святой, целебной. На некоторых родниках сооружены часовни. Один из таких уникальных источников находится на территории нашего района в урочище Проща между деревнями Кохановка и Корытное. Как гласит легенда, два путника, будучи слепыми, попили воды из родника, умылись ей – и прозрели. А на дереве возле родника увидели чудесным образом явившуюся икону Пресвятой Богородицы. Три раза уносили люди христианскую святыню в ближайшую церковь, и всякий раз на следующий день икона чудесным образом оказывалась снова на том же дереве в лесу. Именно на этом месте и был в 1864 году построен храм, который здесь существовал до 20-х годов прошлого века. Церковь, возрождённая у криницы в наши дни, в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», которая почитается покровительницей болящих людей. Свидетельством чудотворной силы воды святого источника является само слово Проща, которое образовано от слова «прощать». В Беларуси прощами называли места, куда съезжался народ с мольбами о прощении грехов, об исцелении от бездетности, лёгких родах и здоровых детях [4].

Родник в деревне Смык на берегу реки Свислочь, никакими легендами не овеян. Однако на протяжении многих лет местные жители и дачники используют эту воду для питья.

В течение 2012 года в нашей стране осуществлялся проект «Живая вода – очистка родников в Беларуси» при поддержке Представительства Программы развития ООН (ПРООН) и Программы малых грантов Глобального экологического фонда. Основной целью проекта являлось улучшение доступа населения к чистой питьевой воде, снижение загрязняющих стоков в реки и другие водоёмы, формирование экологической культуры. В рамках проекта были оздоровлены и благоустроены 4-е родника Беларуси.

2. Практическая часть

Реализация экологической экспедиции «В поисках чистой воды» осуществлялась в три этапа.

Подготовительный этап

Задачи:

1.Обеспечить организационно-управленческие условия для подготовки к экспедиции.

2.Изучить теоретические основы природных источников питьевой воды, водной экологии.

3.Организовать взаимодействие с природоохранными организациями района и учреждением здравоохранения «Осиповичский районный центр гигиены и эпидемиологии».

4.Выбрать и разработать маршрут экологической экспедиции.

5.Определить методы для исследования родниковой воды.

6.Обеспечить материально-техническую базу экспедиции.

В мае с участниками будущей экспедиции было проведено организационное собрание, на котором были назначены сроки походов, даты, проведения лабораторных исследований, распределены функциональные обязанности. Было принято решение назвать нашу экологическую экспедицию «В поисках чистой воды». При этом учащиеся для решения задач подготовительного этапа разделились на четыре группы. Каждой из них предстояло решать свои задачи.

Первой группой для теоретического обоснования экологической экспедиции была изучена литература библиотечного фонда, использовались ресурсы Интернет сети.

Вторая группа учащихся во главе с руководителями экспедиции Бобаковой Людмилой Павловной (учитель химии) и Сасовой Надеждой Николаевной (учитель физики) встретилась с представителями городской инспекции природных ресурсов и охраной окружающей среды, землеустроительной службой Райисполкома. В ходе беседы было выяснено, что ни в одной из этих организаций, данных о количестве и месторасположении родников на территории нашего района не имеется. Поэтому маршрут экспедиции был выбран по следующим критериям: урочище Проща – здесь находится обустроенный и зарегистрированный источник; Смык – зона отдыха, деревня, дачный посёлок. По сведениям, полученным от друзей и знакомых, мы узнали, что там находится родник, воду которого используют для питья местные жители, отдыхающие. Эта же группа учащихся разработала маршрут экспедиции (приложение 2).

Совместно с учителем химии Л.П. Бобаковой третья группа участников определила методы для исследования родниковой воды: сравнительный визуальный анализ родниковой воды источников из урочища Проща и деревни Смык, определение рН и жёсткости воды в условиях школьной лаборатории. УЗ «Осиповичский районный центр гигиены и эпидемиологии» дало согласие на проведение микробиологического исследования воды из родника деревни Смык в их лаборатории.

Четвёртая группа под руководством Н.Н. Сасовой отвечала за материально-техническую базу (рюкзаки, палатки, аптечка, костровое оборудование, продуктовая раскладка) экспедиции.

Основной этап

Задачи:

1.Осуществить экологическую экспедицию «В поисках чистой воды» в соответствии с назначенными сроками.

2.Описать родники деревни Смык и урочища Проща.

3.Провести микробиологический анализ воды родника деревни Смык.

4.Исследовать органолептические, основные химические и физические показатели воды из двух родников в условиях школьной лаборатории.

Сроки, маршрут экспедиции, количество участников приведены в приложении 3.

Участники экспедиции описали родник деревни Смык и родник урочища Проща (приложение 4).

Микробиологический анализ воды родника деревни Смык проводился в лаборатории УЗ «Осиповичский районный центр гигиены и эпидемиологии». Пробы воды для этого анализа отбирались в специальные стерильные бутылки, промытые хромовой смесью. Отобранную пробу закрывали ватной пробкой с марлевой салфеткой, поверх накладывали салфетку из жёсткой бумаги, завязывали ниткой. Пробу воды зачерпывали бутылкой погружённой на глубину 5-10 см. Протокол испытания воды нецентрализованного водоснабжения, выданный лабораторией УЗ «Осиповичский районный центр гигиены и эпидемиологии» представлен в приложении 5.

В условиях школьной лаборатории под руководством учителя химии Л.П. Бобаковой нам удалось провести исследование органолептических, физических и основных химических показателей воды из двух родников (приложение 6). При отборе пробы использовалась посуда, тщательно вымытая моющими средствами и неоднократно сполоснутая водой, а перед забором посуда была несколько раз сполоснута исследуемой водой. Были отобраны образцы воды:

  • образец № 1 – вода источника урочища Проща;

  • образец № 2 – вода родника деревни Смык.

К органолептическим показателям воды относятся: мутность и прозрачность, цвет, запах, вкус.

Мутность обусловлена содержанием взвешенных в воде мелкодисперсных примесей – нерастворимых или коллоидных частиц различного происхождения. Мутность образцов была проверена по степени мутности столба, образованного проходящим светом [2]. Прозрачность по шрифту: бесцветный цилиндр высотой 60 см устанавливался непосредственно над газетным шрифтом на высоте 4 см. Затем исследуемая вода наливалась в цилиндр и определялась предельная высота столба, при которой можно прочитать шрифт.

Если вода загрязнена, она может иметь окраску, не свойственную цветности природных вод. Для питьевой воды она не должна обнаруживаться в столбе воды высотой 20 см.

Запах воды обусловлен наличием в ней пахучих веществ, которые попадают в неё естественным путём. Для исследования запаха колбу заполняли на 1/3 объёма водой и закрывали пробкой. Содержимое взбалтывали. Затем колбу открывали и определяли интенсивность запаха.

Различный вкус воды может быть вызван присутствием химических соединений, а также продуктами жизнедеятельности водных организмов [2].

К основным химическим показателям воды относятся: сухой остаток, постоянная и временная жёсткость, кислотность.

Сухой остаток – это остаток, полученный после выпаривания отфильтрованной пробы воды и высушенный до постоянной массы при 110 – 1200С. Он характеризует содержание минеральных и частично органических примесей в мг на 1 л воды [2]. Для исследования необходим сушильный шкаф и эксикатор. Условия школьной лаборатории не позволяют провести данное исследование, но если выпарить воду в небольшом количестве, то по сухому остатку можно сравнить количество растворённых в воде минеральных примесей. Опыт проводился путём выпаривания незначительного количества образцов воды на лабораторном стекле и сравнения следа от сухого остатка.

Кислотность обусловлена наличием свободной угольной кислоты, а также растворимых солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой, которые гидролизуясь, образуют свободные кислоты [1]. Кислотность образцов воды была проверена универсальной индикаторной бумагой.

Обобщающий этап

Задачи:

1.Обобщить полученные данные, сделать выводы в соответствии с поставленными целями.

2.Составить отчёт об экспедиции.

3.Пропагандировать природоохранительные знания среди учащихся школы.

Проведя исследования и обработав полученные данные, были сделаны выводы и составлен отчёт об экспедиции.

Выводы по результатам исследования родниковой воды:

1.Микробиологический анализ родниковой воды деревни Смык показал, что она пригодна для питья (приложение 5).

2.Образцы воды № 1 и № 2 прозрачные, без запаха и вкуса, не имеют несвойственной для воды окраски, следовательно, вода не загрязнена. Желтоватый цвет воды родника урочища Проща указывает на повышенное содержание в ней ионов железа (приложение 7).

3.Образцами воды № 1 и № 2 на лабораторном стекле оставлен слабо заметный след от сухого остатка, что свидетельствует о достаточно низкой минерализации воды, вода мягкая. Образцы воды имеют временную жёсткость, которая устраняется кипячением. Кислотность воды нейтральная (рН = 7) (приложение 7).

Исходя из выше изложенного, можно заключить, что вода незарегистрированного родника деревни Смык не уступает по органолептическим, физико-химическим показателям воде зарегистрированного источника урочища Проща и также пригодна для питья.

2 сентября 2013 года участники экспедиции «В поисках чистой воды» представили свои отчёты перед аудиторией 9-х классов на первом уроке «Як ты сэрдцу майму міла, дарагая Беларусь». На этот урок был приглашён и настоятель храма «Живоносный источник» иеромонах Максим.

Позади «Лето-2013», впереди «Лето-2014», а это значит, что экологическая экспедиция с целью выявления новых родников будет продолжена. В настоящее время мы планируем провести работу по расчистке территории вокруг родника деревни Смык, его благоустройству.

Приложение 1

Участники экспедиции «В поисках чистой воды»






Приложение 2

Маршрут экспедиции «В поисках чистой воды»

http://osipovichi.com/uploads/posts/2009-12/1261767572_raion.jpg

Приложение 3

Маршрутные дни экологической экспедиции «В поисках чистой воды»


Место проведения

Сроки проведения

Количество участников

1.г. Осиповичи

2.туристическая база отдыха «Берёзка»

3.деревня Смык

4.река Свислочь

5.г. Осиповичи


2 дня

с 01.06. по 02.06.

14 человек

1.г. Осиповичи

2.деревня Корытное

3.деревня Кохановка

4.урочище Проща

5.г. Осиповичи


1 день

24.08.


14 человек


Приложение 4

Описание родника деревни Смык
Родник находится в 1 км от зоны отдыха на берегу реки Свислочь в районе дачного посёлка. Однако отдыхающие и, что удивительно, не все жители дачного посёлка, знают о его местонахождении. Вода из родника выходит с небольшим напором, образуя ручеёк длиной 5 -6 м. Почва вокруг родника размыта, нет лестницы к спуску, где можно набрать воду.
Описание родника урочища Проща



В 2012 году в рамках проекта «Живая вода – очистка родников в Беларуси» родник был оздоровлён. На средства проекта проведено благоустройство источника: установлен специальный насос, который качает воду в колодце, подведено электричество. Качество воды регулярно контролируется районным центром гигиены и эпидемиологии.
Приложение 6

Исследование органолептических, физико-химических показателей родниковой воды в условиях школьной лаборатории











Приложение 7
Органолептические и физические показатели воды родников урочища Проща (проба № 1) и деревни Смык (проба № 2)




Мутность

Прозрачность по шрифту

Цвет

Запах

Вкус

Проба № 1

прозрачная

45

слегка желтоватая

отсутствует

отсутствует

Проба № 2

прозрачная

40

не имеет цвета

отсутствует

отсутствует



Основные физико-химические показатели воды родников урочища Проща (проба № 1) и деревни Смык (проба № 2)




Сухой остаток

Жёсткость воды

Кислотность

Проба № 1

след заметен, но слабо

мягкая

нейтральная

рН=7

Проба № 2

след заметен, но слабо

мягкая

нейтральная

рН=7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск