Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 148.62 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.05.2014
Размер148.62 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > География > Методическая разработка
ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат VI вида № 44 ЗАО г. Москвы

Методическая разработка

урока географии по теме:

«Эпоха Великих географических открытий»

(6 класс)

Автор: учитель географии Ивашкина Наталья Павловна

МОСКВА

05 ноября 2013 года

Тема: Эпоха Великих географических открытий
Цель – сформировать знания о развитии географической науки в эпоху Великих географических открытий.

Планируемые результаты:

  • личностные: развитие познавательного интереса, формирование ценностного отношения к миру, к знаниям о мире;

  • метапредметные: формирование умения устанавливать причинно-следственные зависимости и последовательность событий; обогащение активного и пассивного словарного запаса; развитие связной устной речи, долговременной памяти, пространственного ориентирования и основных операций мышления (анализ и синтез);

  • предметные: выявление причин и результатов наступления эпохи Великих географических открытий; формирование представлений об истории открытия Нового Света, об открытиях, совершенных в поисках пути в Индию; изучение маршрутов кругосветных путешествий, совершенных Фернаном Магелланом, Френсисом Дрейком.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Формы учебной и познавательной деятельности: самостоятельная работа обучающихся с учебником, дополнительными материалами к уроку, картами атласа, выполнение индивидуальных заданий.

Оборудование: компьютерная презентация по теме урока, географические атласы, учебник «Планета Земля» 6 класс «Сферы» А.А. Лобжанидзе. М. «Просвещение» 2008 г, папки с раздаточными материалами по теме урока.

Место урока: урок в теме: «Развитие географических знаний о Земле».

Межпредметные связи: история, математика, литература.

Ход урока:



I. Организационный момент

Приветствие гостей. Проверка подготовленности обучающихся к уроку.

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности обучающихся

«Через двадцать лет вы будете больше жалеть не о том, что вы сделали, а о том, что не сделали. Так скидывайте узлы, выплывайте из тихих гаваней. Поймайте ветер в свои паруса. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте».

Марк Твен

III. Актуализация опорных знаний

Учитель. На предыдущих уроках мы говорили о развитии географических знаний о Земле в древности и в эпоху Средневековья.



В. Назовите основные направления развития географии в древности.

- Землеописание, землеведение, картография.

Учитель. Важным стимулом к развитию познаний о Земле и дальним путешествиям в средние века стала торговля между странами, а главными открывателями новых земель – купцы.

В. Ответьте на фотовопросы:



  • Жители Скандинавского полуострова, главными занятиями которых были рыбный промысел, торговля, а нередко и морской разбой?

- Викинги.



  • Они были великолепными мореплавателями, составлявшими довольно точные карты мира. Их географические описания легли в основу таких увлекательных книг о неведомых землях, как «Синбад – мореход», «Тысяча и одна ночь»?

- Арабские мореходы.



  • Венецианский купец, который после своих путешествий в Азию издал книгу о богатых золотом, драгоценными камнями и пряностями странах Востока?

- Марко Поло.



  • Как называются путевые заметки тверского купца, который первым из европейцев подробно описал Индию?

- «Хождение за три моря» Афанасий Никитин.



  • Мореплаватель, который никогда не участвовал в экспедициях, но снарядил и отправил в плавание десятки кораблей, основал в Португалии обсерваторию и мореходную школу?

- Энрике Мореплаватель, португальский принц.

IV. Изучение нового материала



Учитель. Географические открытия, которые заслуживают определения "великие", совершались на нашей планете во все исторические эпохи. Но есть особый период в истории человечества, который принято называть эпохой Великих географических открытий.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока: Эпоха Великих географических открытий.



Эпохой великих географических открытий принято называть период с конца XV до половины XVII века.

Этот период в корне изменил представление людей о Земле, сменив насаждаемые церковью религиозные вымыслы истинными знаниями, основанными на неопровержимых фактах.

Сегодня вам предстоит узнать, каковы были причины великих географических открытий, какие открытия были сделаны и какое имели значение, кем были люди, совершившие великие географические открытия.



Учитель. Существует ряд причин наступления эпохи ВГО.

(Работа с таблицей: «Причины наступления эпохи ВГО»).

Учитель. Большую роль сыграла в эпоху Великих географических открытий идея шарообразности Земли. С нею была связана мысль о возможности западного морского пути в Индию через Атлантический океан.



На первом этапе Великих географических открытий решающую роль сыграли Испания и Португалия. Эти морские державы контролировали тогда большую часть океанического пространства.



Учитель. Открытие Нового Света связано с именем Христофора Колумба.

В. Что вам известно об этом человеке.

- Христофор Колумб открыл Америку.

(Рассказ и беседа о плаваниях Х. Колумба, о значении его открытий для европейцев, о судьбе великого мореплавателя)

Христофор Колумб.

История Колумба – это бесконечная история загадок. Сомнениям подвергается все – дата рождения, его происхождение и город, где он родился.

Колумб решил добраться до Индии западным путем. Он предложил свой проект королю Португалии Жуану II в 1483 году, но проект не был принят. Тогда Колумб предложил свой план Англии, потом Испании, вновь Португалии, но нигде его не принимали всерьез. Только в 1492 г. после долгих хлопот, Колумбу удалось получить в Испании 3 небольших корабля для своего путешествия.



3 августа 1492 г. маленькая эскадра покинула город Палос и отправилась на запад в поисках Индии. Экспедиция пересекла Атлантический океан и 12 октября 1492 года путешественники увидели землю. Это был небольшой остров в группе Багамских островов. Колумб назвал остров Сан - Сальвадор (Спаситель). Так была открыта Америка. Тогда же Колумб посетил ряд других Багамских островов, открыл и обследовал участок северо-восточного побережья Кубы, достиг о. Гаити. Эти острова принадлежат архипелагу Больших Антильских островов, которые Колумб назвал Вест – Индийскими. Полагая, что он открыл Индию, Колумб назвал местных жителей индейцами.

(Далее работа с картой «Развитие географических знаний о Земле», атлас, стр. 12 – 13).

В. Какие географические координаты имеет город Палос, из которого Колумб отправился в путешествие?

- г. Палос - 37ºс.ш., 8ºз.д..

В. Какова долгота о. Сан - Сальвадор?

- о. Сан – Сальвадор - 78ºз.д..



К берегам Южной Америки Христофор Колумб совершил четыре плавания.

После первой экспедиции он привез щедрые дары испанской короне, среди которых были невиданные для европейцев растения.

В. Назовите эти растения.

(Рис. 2.8. Культурные растения Нового Света, стр. 27).

- Картофель, томаты, кукуруза и др.



Учитель. В результате экспедиций Колумба испанцы колонизировали многие государства Южной Америки и Мексику, уничтожив древнюю культуру Нового Света. Однако Адмирал – Моря – Океана, как называли Колумба, умер в бедности, так до конца жизни и не узнав, что открыл новый континент. Это стало известно позже, в результате экспедиций Америго Веспуччи.



Должное великому мореплавателю испанские правители воздали после его смерти. В Кафедральном соборе города Севильи находится гробница Колумба. Статуи испанских королей держат на плечах саркофаг с останками мореплавателя, завещавшего не хоронить его в земле. А 12 декабря является Национальным Днем Испании, Днем Колумба.



Учитель. Повторим главное:

  • С поиска морского пути в Индию в XV веке началась эпоха Великих географических открытий.

  • Желая достичь берегов Индии с востока, Христофор Колумб пересек Атлантический океан и открыл новый материк, который ошибочно принял за Индию.

  • К берегам Америки Колумб совершил четыре плавания, в результате которых было открыто большое число островов.

  • До конца жизни Колумб был уверен, что открытые им земли – Индия.

  • Открытый Колумбом материк был назван в честь Америго Веспуччи, который первым предположил, что это не Азия, а новый континент.

Учитель. А что же португальцы? Мы помним, что португальский принц Энрике Мореплаватель был организатором плавания к берегам Индии вокруг Африки.



В поисках морского пути в Индию Бартоломеу Диаш в 1487-1488 гг. первым обогнул с юга Африку, проложив путь в Индийский океан, который до этого считался замкнутым морем. Из-за сильной бури моряки не смогли подойти к берегу. Только на обратном пути они бросили якорь у южного выступа Африки и назвали его мыс Бурь. Но этого названия мы не найдем сегодня на географической карте, потому что король Португалии Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды, надеясь достигнуть отсюда берегов Индии.

Бартоломеу Диаш надеялся, что сразу же сможет отправиться в новое плавание, но так не получилось. Принц Энрике к этому времени умер, а португальскому королю было вполне достаточно тех богатств, которые он получал из Африки. Поэтому отправлять экспедицию в Индию он не торопился.



Однако, узнав про плавание Колумба, португальский король, наконец, забеспокоился. Он понял, что торговлю с Индией могут захватить испанцы, поэтому спешно снарядил в Индию экспедицию Васко да Гама.



Экспедиция Васко да Гама не только обогнула с юга Африку, но и достигла западных берегов Индии, установив, что Индийский и Атлантический океаны соединены между собой.



В. Сколько путешествий совершил Васко да Гама в Индию?

(Работа с текстом учебника, стр. 28).

- Три плавания. Умер в Индии во время третьего путешествия.

Учитель.

Васко да Гама

Оставив на века в календаре
Продутое ветрами утро летнее,
Васко да Гама* снялся с якорей,
Из Лиссабона сделав шаг в бессмертие.

В неведомых глубинах,  вопреки
Предубежденьям века суеверного,
Надежды не теряя, смельчаки
Путь к Индии прокладывали первыми.

Для Западной Европы  не вопрос -
Все лавры португальцу за открытие!
А для страны  матрёшек и  берёз
Оно за Афанасием Никитиным!
 
         

Наталья Бурнашева



Учитель. Повторим главное:

  • Организатором поисков Морского пути в Индию вокруг Африки был португальский принц Энрике Мореплаватель.

  • Бартоломеу Диаш первым из европейцев обогнул Африку с юга и первым из европейцев проник в Индийский океан.

  • Васко да Гама, обогнув Африку, впервые проложил морской путь из Европы в Индию.

Физкультминутка



Зрительная гимнастика для глаз

Учитель. Итак, испанцами открыт Новый Свет, португальцы достигли берегов Индии южным путем, превратив эту сказочно богатую страну в свою колонию. Но мореходами того времени овладела и другая идея – совершить кругосветное путешествие. Первым эту попытку предпринял Фернан Магеллан.


(Рассказ и беседа о первом кругосветном плавании Ф. Магеллана)

Многочисленные экспедиции показали, что открытая Колумбом обширная земля – это не Азия. А значит - путь в Азию еще предстояло найти.

Португалец Фернан Магеллан предложил достичь берегов Азии, обойдя Америку с юга.

Магеллан принимал участие в нескольких военных походах в Азию. Там-то у него и зародился смелый план, с которым он познакомил португальского короля. Однако, как и Колумб, Магеллан получил отказ, поскольку король считал, что путь, открытый Васко да Гама вполне удобен.

И тогда Магеллан, как и Колумб, перешел на службу к королю Испании. Тот очень заинтересовался планом, который сулил огромные выгоды его стране.



20 сентября 1519 года пять небольших кораблей с экипажем в 265 человек покинули испанские берега. Так началась первая кругосветная экспедиция Фернана Магеллана. Целью экспедиции было уточнение географической долготы Пряных, или Молуккских, островов - основного поставщика пряностей.

Фернан Магеллан обогнул Южную Америку с юга и открыл пролив, названный впоследствии его именем, первым пересек Тихий океан до этого считавшийся Южным морем, достиг Филиппинских островов. Магеллан доказал наличие единого Мирового океана и представил практическое свидетельство шарообразности Земли. Его мечта сбылась.



Однако вернуться на родину, великому мореплавателю было не суждено. Магеллан вмешался в войну между двумя племенами островитян и погиб. Погиб, как настоящий герой, прикрывая отступление своих солдат.



Первое кругосветное плавание завершил капитан Хуан Себастьян Элькано.

(Работа с текстом «Капитан Элькано», приложение 1)



Учитель. Повторим главное:

  • Обогнуть Америку с юга и добраться до Азии с востока задумал Фернан Магеллан – португалец, состоявший на службе у испанского короля.

  • Магеллан нашел пролив, соединяющий Атлантический океан с Тихим. Сейчас этот пролив носит его имя.

  • Магеллан первым пересек Тихий океан и дал ему имя. Он добрался до берегов Азии, но был убит в стычке с местными жителями.

  • После смерти Магеллана экспедицию возглавил капитан Элькано. Он и завершил первое кругосветное плавание.



Учитель. В истории эпохи ВГО было и второе кругосветное плавание, которое совершил англичанин Френсис Дрейк.



Учитель.

«Золотая лань» (отрывок)

Буруны шипят под килем,
Вьется «Роджер» на ветру,
Вновь уходит вдаль эскадра,
Чтоб пройти сквозь злую мглу.

Нас немного, но мы вместе –
Братья смешанных кровей,
С нами старый, закаленный
И бесстрашный Френсис Дрейк.
В. Кем был Френсис Дрейк?

- Френсис Дрейк – пират, морской разбойник.





(Работа с текстом «Френсис Дрейк – корсар ее величества», приложение 2)

Учитель. Повторим главное:

  • Френсис Дрейк установил, что Огненная Земля — остров.

  • Им был открыт самый широкий пролив на Земле, пролив Дрейка.

Итак, теперь мы знаем, какие открытия были совершены в эпоху ВГО, кем были люди их совершившие.



Все мореплаватели в своих путешествиях сталкивались с невероятными трудностями, препятствовавшими достижению цели. Например, мы можем понять, как было сложно пересекать огромные водные пространства на судах того времени, если сравним размеры парусного судна с размером современного морского лайнера.



О плавании Магеллана и о трудностях этого плавания мир узнал из Дневника Пигафетты.

(Работа с текстом «Дневник Пигафетты», приложение 3)



С успехом завершить опасное предприятие можно обладая особыми волевыми качествами, целеустремленностью и невероятной силой духа.

Колумб

С могучей верою во взоре
Он неподвижен у руля
И правит в гибельном просторе
Покорным ходом корабля.


Толпа - безумием объята -
Воротит смелую ладью,
С угрозой требует возврата
И шлет проклятия вождю.

А он не слышит злобной брани
И, вдохновением влеком,
Плывет в безбрежном океане
Еще неведомым путем.

8 апреля 1894, Валерий Брюсов

V. Закрепление, обобщение, систематизация полученных знаний

Сегодня на уроке мы познакомились с мореплавателями эпохи ВГО.

Давайте еще раз отметим их вклад в развитие географической науки.



Выполнение тестового задания с элементами программированного контроля на закрепление нового материала. По окончании работы – взаимопроверка.



Беседа о значении эпохи Великих географических открытий.

(Работа с учебником, стр. 29)
VI. Подведение итогов урока: рефлексия, оценка деятельности обучающихся



Учитель. Итак, наше путешествие подошло к концу, давайте посмотрим, кто из вас бороздил Океан науки с попутным ветром, кто попал в шторм, а то потерпел кораблекрушение?

(далее выставление оценок за урок с комментариями учителя)

VII. Домашнее задание

§9, стр. 26– 29.

Используя ресурсы сети Интернет, ответьте на следующие вопросы:

1. Какие географические объекты названы в честь Х. Колумба?

2. Какие из известных островов были названы Х. Колумбом «Собачьими островами» и почему?

3. Кто такие корсары? Чем они отличаются от обычных пиратов?

4. Какова ширина пролива Дрейка? Почему современные моряки предпочитают плавание по узкому Магелланову проливу, а не по широкому проливу Дрейка?

5. Как остров Огненная Земля получил свое название?

6. Во время экспедиции Х. Колумба им было открыто Саргассово море. В чем уникальность этого природного объекта?

7. Кого считают первооткрывателем Америки в мире, в Испании, в США?

8. Найдите в сети Интернет художественные и научно-популярные фильмы о мореплавателях эпохи Великих географических открытий. Скачайте ссылки на фильмы. Поделитесь информацией с одноклассниками.

(Ученик получает один обязательный вопрос, на все другие может ответить по желанию).

Список литературы:

  1. В.П. Дронов «География «Планета Земля» 6 класс «Сферы»: методические рекомендации под ред. В.П. Дронова М. «Просвещение» 2008 г.

  2. Е.М. Домогацких «География. Введение в географию»: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений М. «Русское слово» 2012 г.

  3. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации», М.: «Просвещение», 2011 г. (Стандарты второго поколения).

Информационные ресурсы:

  1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-76283.html?page=45

  2. http://do.gendocs.ru/docs/index-319198.html

  3. http://moudrost.ru/stikhi/bryusov/stikhi-bryusov-106.html

  4. http://ti-poet.ru/stih.php?b=203230

  5. http://www.stihi.ru/2012/10/27/3521

  6. Яндекс – картинки

  7. Google - картинки


Приложение 1

Капитан Элькано

После гибели Магеллана командование кругосветной экспедицией принял капитан Хуан Себастьян Элькано. Пройдя по торговым путям португальцев в Индийском океане, корабль «Виктория» с огромным риском вернулся в Испанию известным путем вокруг Африки. Так завершилось первое в истории кругосветное плавание, продолжавшееся почти три года.

Обратный путь был очень тяжел. Родных берегов на последнем корабле достигли только 18 моряков из 265 отправившихся в путь.

Элькано был щедро награжден королем Испании. Он становится дворянином и получает герб. На гербе Элькано изображен земной шар, обвитый лентой. На ленте надпись: «Ты первым обогнул меня!». Род Элькано существует до сих пор. По традиции в каждом поколении этой семьи есть моряки. Сейчас фамилию Элькано носит адмирал военно-морского флота Испании.

То, что Магеллан первым совершил кругосветное плавание, не совсем верно. Магеллан его не закончил, но он его задумал, организовал и руководил им на протяжении большей и самой трудной части пути. Первым капитаном, который провел свой корабль вокруг света, является Хуан Себастьян Элькано. Но о Магеллане тоже не будем забывать.

Приложение 2

Френсис Дрейк – корсар ее величества

Второе в истории кругосветное плавание совершил англичанин Френсис Дрейк. В те времена многие думали, что Огненная Земля — часть огромного южного континента Terra Australis Incognita. Были и такие, кто считал Огненную Землю островом.

Английская королева Елизавета I послала Дрейка к Магелланову проливу, чтобы проверить, какое из этих предложений соответствует истине. Она также дала ему секретное поручение добыть как можно больше золота и пряностей. Дрейк грабил корабли испанцев, добывая для королевы золото, серебро, жемчуг и изумруды.

Он не нашел Terra Australis Incognita, но установил, что Огненная Земля — остров, открыл самый широкий пролив на Земле, пролив Дрейка.

В Англию Дрейк возвратился 3 ноября 1580 г. Королева Елизавета посетила мореплавателя на борту корабля и произвела его в рыцари.
Приложение 3

Дневник Пигафетты

Среди немногих друзей Магеллана, оказался итальянец Антонио Пигафетта. Изо дня в день Антонио Пигафетта вел записки, и теперь мы знаем подробности этого знаменитого плавания, подробности правдивые и беспристрастные.

Он поведал об ужасающих условиях, в которых жила команда, о холодах и штормах, о скудном питании и нехватке питьевой воды. Вот одна из записей: «Шли недели. На кораблях начался голод. В ход пошли воловья кожа, покрывавшая грота-реи, чтобы ванты не перетирались. Ели гнилые сухари, крысы уходили по полдуката за штуку, но и за эти деньги их трудно было достать».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск