Скачать 40.89 Kb.
|
Десятская О.А МАОУ «СОШ 76» Тема: «Какой же Новый год без ёлки?» Урок по курсу «Окружающий мир» 3 класс Тема нашего урока: Какой же Новый год без елки? Цель: сформировать потребность и желание беречь и сохранять хвойные леса Задачи:
Создание мотивационного поля: Загадка: Стою в тайге на одной ноге, Сверху шишки, снизу мишки, Зимою и летом зеленого цвета, Платьице в иголках, А называюсь я … (ёлка) Что вы можете рассказать про ёлку? (хвойное дерево, зеленого цвета, колючая, на ней есть шишки…) К какому празднику мы сейчас готовимся? Что является символом праздника? (ёлка) История возникновения традиций. На Руси Новый год праздновали весной, в день весеннего равноденствия – начало возрождения Природы. Новогодним деревом была береза (древо жизни и любви). Береза первой распускается весной и является сосредоточением животворящих сил, отпугивает зло и приносит здоровье. После крещения Руси Новый год стали встречать 1 марта по юлианскому календарю. С распространением христианства основой для праздника стали не природа и сельское хозяйство, а «священное писание», поэтому с 14-15 века новый год перенесли на 1 сентября. Называлось это православное новолетие. Считается, что стали украшать вишню, которую к Новому году выращивали в специальных кадках. А в петровскую эпоху основой для праздника стали не Природа и «священное писание», а традиции Запада. Петр 1 приказал праздновать Новый год, как в Европе, 1 января. Новогодним деревом становится ель. Каждую зиму мы всей семьей катаемся в парке на лыжах. Зимний парк похож на Сказочную страну. Есть у меня и любимое место. Там живет моя сестричка – елочка, потому что мои родители посадили ее в тот же год, когда родился и я. Мы ее украшаем зимой на Новый год. Но однажды…я очень боюсь! Работа в парах. Задание: Прочитайте предложенный отрывок и продолжите его несколькими предложениями Работа детей и представление результата Предполагаемый результат работы в парах: выход на проблему «Исчезновение дерева может привести к нарушениям в экосистеме». Если дети не вышли на проблему самостоятельно, то учитель предлагает тексты. В лесу родилась маленькая Ёлочка. Её ласкало своими лучами Солнце, вокруг неё росли подруги, пели птицы, жужжали насекомые, мимо пробегали лесные звери. Ёлочка выросла и превратилась в красивое молодое деревце. И, наконец, сбылась её мечта попасть в город, к людям, на праздник. Ель была счастлива в нарядных блестящих украшения, но… Счастье длилось недолго: закончился праздник, и ель выбросили, как ненужную вещь. Новогодняя ёлка в лесу. Ваня жил с мамой, папой и бабушкой в небольшом домике на краю леса. Под Новый год приехал к нему из города двоюродный брат Петя. Ваня показал брату, какие ёлочные игрушки сделали они с мамой к новогодней ёлке.Петя предложил нарядить ёлку в лесу, чтобы на неё посмотрели звери и птицы. Эту идею поддержал папа. Он сказал, что на ёлку вместо игрушек надо повесить еду для птиц и зверей, потому что зимой им трудно добывать себе пищу. Познакомимся с одной историей, которая произошла в зимней лесу. Заранее подготовленные дети инсценируют экологическую сказку «Как звери ель спасли» Однажды в канун новогодних праздников собрался мужик в лес за елкой, надел лыжи, взял сани, топор и пошел в ельник. Вот нашел пушистую красавицу и думает: «Срублю - ка эту, уж больно хороша, да шишки на ней нарядные». Только замахнулся, а топор как выскочит из рук и по ноге мужику. Взвыл мужик от боли: «Ой, ой, ой!». Всех лесных жителей взбудоражил. Первым из пушистых лап ели показался клест - еловик и заговорил человеческим голосом: «Ты что, мужик, орешь, птенцов моих пугаешь» Рассмеялся мужик: «Ты, что клест спятил? Какие птенцы могут быть в лютые морозы? А клест - еловик отвечает: «Мы клесты выводим своих птенцов зимой и кормим их семенами еловых шишек. А гнездо мое расположено здесь, на этой самой ели, возле ствола. Вдруг на ель прыгнула белка и спрашивает: «Ты что, мужик, лесную тишину нарушаешь?» «Да вот,- говорит мужик - хотел было ель срубить на праздник, да обухом по ноге попал». «Не руби нашу елочку!»- зацокола белка. В голодные годы мы питаемся еловыми шишкам и молодыми побегами ели, а еще среди ветвей в дуплах еловых деревьев мы строим свои гнезда - гайно. Нам не прожить без ели!». Тут прибежал заяц и спрашивает: «Ты что, мужик, на весь лес расшумелся, всех зверей распугал?». «Да вот елку срубить захотел, да по своей ноге ударил» - отвечает мужик. Узнал заяц о страшной новости и стал жалостливым голосом просить мужика не рубить ель: «Мы, зайцы, нор своих не имеем и скрываемся от хищников среди густых веток хвойников. А если ты срубишь елку, как я буду спасаться?». Рассмеялся мужик: «Вон елей сколько, разве ты не найдешь где спрятаться?»... Их разговор подслушал старый лось, он был очень мудрый. Лось подумал и говорит мужику: «У каждой ели свои жители. А ты лучше приходи сюда летом с корзинкой, знатные грибочки здесь растут». Подумал мужик, почесал затылок и говорит: «Пойду -ка я, зверюшки, в магазин и куплю себе искусственную ель, никого не обижу, да и бродить по лесу в поисках елки больше не придется». Елочка закачала веточками, зашуршала зелеными иголочками, словно благодарила, за то, что ей подарили жизнь. А звери на радостях завели хоровод возле елки, стали праздновать свою победу. Работа в группах Заполните схему «С кем дружит ель?», используя увиденную инсценировку, дополните своими примерами. Защита и обсуждение результатов работы. Обобщение Устанавливаем экологические связи в природном сообществе Как люди могут сохранить природное сообщество? Тема нашего урока: «Какой же Новый год без елки?» Как сделать так, чтобы новогодняя елка пришла к нам на праздник, но при этом природе не был нанесен вред? |