Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 54.61 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.05.2014
Размер54.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Технология РКМЧП как средство формирования

универсальных учебных действий на уроках географии

Черемных Валентина Андрияновна,

учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 1»

г.Черушка Пермского края

Cheremnich_valia@mail.ru

Одной из развивающих технологий, которую я активно использую в работе, является технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), разработанная учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. В России технология РКМЧП начала апробироваться с 1997 года в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.

Проектируя урок, вне зависимости от избранной технологии, определяю, чему дети должны научиться, какие качества предполагается развивать и воспитывать у школьников на каждом учебном занятии. Урок географии, организованный с использованием технологии критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком, так как данная технология уделяет особое внимание когнитивным (познавательным) педагогическим целям:

  • знание (употребляемых терминов, конкретных фактов, понятий);

  • понимание (изученных фактов; интерпретация материала);

  • применение (использование понятий в новых ситуациях);

  • анализ (проведение разграничений между фактами и мнениям, причинами и следствиями);

  • синтез (написание творческой работы, составление плана исследования);

  • оценка (оценивание логики построения материала).

Хотелось бы остановиться на формировании познавательных УУД при изучении географии, используя технологию РКМЧП. Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические действия, а также постановки и решения проблемы:

  • Синтезирование, сравнение;

  • Подведение под понятие, выведение следствий;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • Построение логической цепи рассуждений;

  • Доказательство, выдвижение гипотез;

  • Постановка и решение проблемы.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности. (2)

Приведу фрагмент урока в 8 классе по теме: «Развитие форм рельефа».

На первой стадии урока – стадии вызова, стадии самостоятельной актуализации имеющихся знаний и смыслов по теме, пробуждения познавательной активности в связи с изучаемой темой, - использую приём «Кластер». Кластер будет отражать имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме. А это позволит диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

Благодаря полученным знаниям из предыдущих курсов географии, средств массовой информации, ученики сказали, что рельеф – совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Слагается из положительных (выпуклых) и отрицательных (вогнутых) форм.

Следующий этап урока - стадия реализации смысла, организация активной работы с информацией, самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями, переживание эффекта приобретения - своеобразная поддержка для развития мыслительных навыков, фаза непосредственной работы с текстом. На представленном уроке этот этап посвящён организации вдумчивого чтения текста «Развитие форм рельефа. Внутренние и внешние процессы и связанные с ним стихийные явления», работе с номенклатурой.(3) При чтении текста учебника, я попросила учеников делать на полях пометки "V" – известная информация, "+" – новая информация, "?" – непонятная информация, « - » - информация, идущая вразрез с имеющимися знаниями, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки стали заголовками граф таблицы.

Таблица 1

"V"

"+"

"?"

« - »














В таблицу сведения из текста (факты, понятия, номенклатура) заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Параллельно идет работа с картой (номенклатура).

Завершающая стадия урока – рефлексия, самостоятельная систематизация нового материала, «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. На данном уроке дети изучили новые понятия, поэтому ученикам предлагаю написать синквейн (пятистрочный белый стих).

Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк.

1. Одно слово – имя существительное тема синквейна.

2. Два слова – прилагательные или причастия, которые могут быть соединены союзами или предлогами, раскрывающие тему.

3. Три слова – глаголы, описывающие действия, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

4. Четыре слова – фраза (предложение), которая выражает своё отношение к теме синквейна или содержащая вывод или цитата, крылатое выражение.

5. Одно слово – ассоциация к теме синквейна, восклицание.

Дети используют различные источники информации.

Методика:

1. Объяснить правила написания синквейна;

2. Привести несколько примеров синквейна;

3. Сформулировать тему;

4. Зафиксировать время на написание синквейнов;

5. Заслушать варианты (по желанию учеников)

Дети используют различные источники информации.

Методика отрабатывается на нескольких уроках. Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах. Когда методика будет отработана, работу начинать с темы (пункт 3).

На данном уроке дети делятся на 6 групп, каждой дается понятие.

Приведу примеры синквейнов, составленных учениками:

1.Рельеф

Расчлененный, разнообразный

Поднимается, опускается, изменяется

Неровности суши и дна океанов

«Каркас природы»

2.Равнины

Плоские, холмистые

Простираются, заболачиваются, заливаются

Характерно небольшое колебание высот

Просторы

3.Горы

Складчатые, глыбовые

Возвышаются, белеют, дымятся

Формируются в  тектонически активных областях

Сильно расчлененные участки

4.Кряж

Приподнятый, вытянутый

Возвышается, размывается, разрушается

Гряды холмов и низких гор

Возвышенность

5. Вулканы

Действующие, потухшие

Извергаются, грохочут, сжигают

Выброс лавы, огня и пепла

Гора

6.Оползни

Каменистые, подвижные

Сползают, смещаются, разрушают

Возникает на крутых склонах

Движение

Заслушиваются варианты синквейнов.

Урок заканчивается практической работой по карте.

Домашнее задание: на основе полученных на уроке знаний, дополнить кластер, выполненный в начале урока.
Библиографический список

  1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс – М.: «ВАКО», 2005, 288 с.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[ сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. – (Стандарты второго поколения).

  3. Раковская Э.М. География: природа России: Учеб. для 8 кл. общеоб.учр. -М., 2003

4. Википедия ru.wikipedia.org

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск