Скачать 327.15 Kb.
|
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО Заместитель Директор МОУ _______/Тиктонова Е.М./ руководителя по УВР «Коноваловская ООШ» Протокол №_____ МОУ «Коноваловcкая ООШ» _______/Акбашева Л,И./ «____» _________2011г. _______/Клёмина Р.Г./ Приказ №_____ от «____» __________2011г. «____» ______2011г. Рабочая программа учебного предмета МОУ «Коноваловская ООШ» Мензелинского муниципального района РТ Тиктонова Е.М., учитель I квалификационной категории по технологии, 2 класс Рассмотренно на заседании педагогического совета протокол №____от «___» ____________2011-2012г. 2011-2012 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по технологии для 2 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы по технологии, авторской программы по технологии Н. М. Конышевой (художественно-конструкторская деятельность) «Наш рукотворный мир (от мира природы к миру вещей). Для реализации программного содержания используются: Средства обучения: 1. Оганизационно – педагогические средства ( учебные пособия, карточки – задания, контрольно-измерительные материалы и т.п) 2. Учебно-методический комплект: – Конышева, Н. М. Технология: учебник «Наш рукотворный мир». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2004. – Конышева, Н. М. Рабочая тетрадь к учебнику по технологии «Наш рукотворный мир». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2004. – Конышева, Н. М. Методические рекомендации по технологии: «Наш рукотворный мир». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2004. Педагогические технологии: * Компьютерная технология; * Игровые технологии; * Технология деятельностного подхода в обучении; * Объяснительно-иллюстративная технология На изучение учебного предмета «Технология» во 2 классе отводится: – количество часов в год – 34; – количество часов в неделю – 1; – количество часов в 1-й четверти – 9; – количество часов во 2-й четверти – 7; – количество часов в 3-й четверти – 10; – количество часов в 4-й четверти – 8. Цели и задачи изучения учебного предмета: - обеспечить обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предмету «Технология. Художественный труд»; - содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира; - способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (декоративно-прикладное, архитектура, дизайн); - содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда. - обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами; - способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, В построении содержания программы предусмотрено: - выбор заданий, материалов и техник; - выборе произведений изобразительного и народного искусства с учетом региональных особенностей; - организация самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами. Сформированные общеучебные умения, навыки и способы деятельности учащихся 2 класса В результате изучения изобразительного искусства обучающиеся: Знают - основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства; - название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда; - условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея; - правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом; - способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы); умеют -организовывать свое рабочее место; пользоваться ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой; - решать трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов; - выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани — с помощью выкройки; - конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания; - применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц; - конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; - выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков: - выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»; - конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов и др.) на основе приемов скручивания, скрепления, нанизывания; - пользоваться простейшими приемами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям; - проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда — своего и других людей. Содержание образования по предмету: Работа с бумагой Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы. Формирование трудового опыта: изготовление изделий из бумаги: поздравительная открытка с использованием приемов складывания, вырезывания, надрезания, приклеивания, сминания; конструирование из бумаги: из вдвое сложенного листа (маски, флажки, гирлянды); по мотивам традиционного изделия — «птица-ковш» и др.; оригами (птицы, кораблики, цветы, маски для пальчикового театра), модульное оригами (фонарики); конструирование из бумаги и готовых вспомогательных форм: санки; декоративные композиции: панно в технике художественной вырезанки и аппликации по мотивам природных форм; салфетка по мотивам традиционной вышивки; коврик в технике плетения из бумажных лент, композиция в технике сминания и обрывания. Работа с тканью Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; выкройки, игольницы; о способах декоративного оформления изделий из ткани: вышивка, аппликация. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания; вышивка швами «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка», швом «за иголку»; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы. Формирование трудового опыта: изготовление изделий из ткани: салфетка, дорожка, закладка с вышивкой по мотивам традиционных изделий из ткани народов России, панно по мотивам традиционного лоскутного шитья в технике аппликации; конструирование из ткани: кукла-скрутка по мотивам традиционных игрушек из лоскута. Работа с пластичными материалами Приобретение начальных технологических знаний о материалах: глина, пластилин, тесто, их свойства (пластичность, цвет); об инструментах и приспособлениях: стеки, доска, посуда для воды, тряпочка, печатки для декора; о способах декора изделий из пластичных материалов: роспись, налепы, вдавливание. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке пластичных материалов: приемы лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, сплющивание, скручивание, примазывание); способы лепки (по частям, из целого куска); приемы декора изделий (роспись, налепы, вдавливание); организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы. Формирование трудового опыта: лепка из глины (пластилина, теста): каравай, калач, крендель по мотивам традиционной выпечки; «жаворонки» по мотивам обрядового весеннего печенья; глиняные игрушки на основе работ каргопольских и дымковских мастеров. Работа с природными материалами Приобретение начальных технологических знаний о материалах: виды природных материалов (солома, листья, плоды, семена, ягоды и др.); их природные свойства (форма, цвет); основы экологического сбора природных материалов; об инструментах и приспособлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из природных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы. Формирование трудового опыта: изготовление изделий из природных материалов: панно из листьев, цветов, трав, семян в технике аппликации; конструирование из природных материалов: игрушки из соломы по мотивам традиционных кукол-стригушек; куклы из природных материалов на основе традиционных «моховичков», «лесовичков»; бусы из плодов, ягод, семян по мотивам традиционных украшений. Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен: знать/понимать - основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства; - название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда; - условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея; - правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом; - способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы); уметь -организовывать свое рабочее место; пользоваться ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой; - решать трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов; - выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани — с помощью выкройки; - конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания; - применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц; - конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; - выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков: - выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»; - конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов и др.) на основе приемов скручивания, скрепления, нанизывания; - пользоваться простейшими приемами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям; - проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда — своего и других людей. Учебно-тематическое планирование по технологии Класс 2 Учитель Тиктонова Елена Михайловна Количество часов Всего _34 _ часа; в неделю 1 час. Плановых контрольных уроков _______; Административных контрольных уроков ______ ч, Планирование составлено на основе примерной программы общего образования по технологии, авторской программы Н.С.Конышевой «Художественно-конструкторская деятельность» (Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2007) Дополнительная литература: «Что такое? Кто такой?» - энциклопедия для детей (М: Педагогика-Пресс, 2007). Технология Тематическое планирование
|