Актуализация знаний
- Перечислите, что нас окружает на улице и в классе.
- Выясним, что из перечисленного сделано руками человека.
- На какие две группы можно разделить всё, что нас окружает?
2.Создание проблемной ситуации
- Прочитайте название объектов природы. На какие две группы можно разделить все объекты природы?
- Чем живая природа отличается от объектов неживой природы?
3.Совместное открытие знаний
- Что необходимо для живых организмов?
- Давайте обратимся к схеме.
Живые организмы
Дышат питаются …….. …………. …………….
- Докажем, это на примерах.
- Сможет ли, любое животное прожить без пищи? А для чего растениям нужна земля?
- Подумайте, что произойдёт с жуком, если его поместить в стеклянную банку плотно закрытую крышкой? Почему?
- Какой вывод можно сделать?
- Посмотрите внимательно на цветы в нашем классе. Какие изменения в их внешнем виде вы заметили? Перед вами проросток фасоли. А вот взрослое растение. Сравните их внешний вид. Сформулируйте вывод и запишите свои наблюдения в таблицу. Приведите примеры роста среди животных.
-(Показываем детям несколько приготовленных экземпляров хлорофитума).Сначала в классе был всего один такой цветок, его принесли прежние ученики. Но прошло несколько лет и теперь таких цветков много, все они произошли от того, первого, – он ………. . Приведите примеры из своих наблюдений о размножении животных.
- Что произойдёт с цветком, если его не поливать?
- Приведите такие примеры из животного мира. Сформулируйте вывод.
-Итак, чем отличаются объекты живой природы от объектов неживой природы?
- А к какой природе относится человек? Докажите. -Общий вывод: если мы находим у природного объекта хотя бы некоторые характерные для живого признаки, значит, это – живое существо. У неживых никогда не было, нет и никогда не будет ни одного настоящего признака живого
-Может ли живая природа существовать без неживой?
На доске- предложение:
Тепло и свет от солнца, воздух, вода необходимы для жизни дерева.
-Обоснуйте данное высказывание.
-А какие грибы растут под березой?
-Если немного раскопать почву, то можно увидеть тоненькие нити, которые отходят от ножки гриба - это грибница. Она связана с корнями дерева, оплетает их и получает от дерева питательные вещества.
-А кто питается грибами?
-Теперь мы ясно видим, что многие растения служат животным пищей. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов - воду с растворенными в ней солями.
- Солнце, воздух, вода - это неживая природа, а дерево, грибы ,белка - это живая природа. Какой же можно сделать вывод?
4.Самостоятельное применение знаний
-Задания репродуктивного характера
-Задания продуктивного характера
5. Рефлексия
- Что такое природа? -На какие группы делится вся природа?
- Чем отличается живая природа от неживой? - Приведите примеры как взаимосвязана живая природа с неживой?
|
-( ответы учащихся) - ( учащиеся отмечают в таблице)
Стол + -
Дерево - +
Вода - +
Дом + -
Облака - +
Одуванчик - +
Медведь - +
Вывод изделия природа - Предметы, которые сделал человек и природа. -Живая и неживая природа.
- (Предположения детей) - Питание, воздух. - Нет, оно умрёт.
(Одновременно с выводами и наблюдениями дети ведут заполнение таблицы). В ней находятся питательные вещества, необходимые для роста. Следовательно, все живые организмы питаются. - Он задохнётся и умрёт. Ему нечем будет дышать.
- Все живые существа дышат. (Наблюдение за цветами)
- Они выросли. (Наблюдение за проростком фасоли и взрослым растением) - Все живые организмы растут. (Дети приводят примеры роста животных на основе своих наблюдений). (Наблюдение за размножением растений)
- Размножился. Значит, все живые существа способны размножаться.
(Дети приводят примеры размножения своих домашних животных) - Он засохнет, можно сказать он умрёт.
( Дети приводят примеры, основанные на собственных наблюдениях). Все живые существа способны умирать
(У детей получается таблица)
Свойства
| Живые организмы
| Неживые организмы
| питаются
| +
| -
| дышат
| +
| -
| растут
| +
| -
| размножаются
| +
| -
| умирают
| +
| -
| - Объекты живой природы способны дышать, питаться, расти, размножаться и умирать.
- К живой природе, так как он дышит, питается, растёт, размножается и умирает.
-(Предположения детей)
-Солнце, вода, воздух – это объекты неживой природы. Благодаря этим объектам дерево живёт и растёт.
-Подберёзовики.
-Белочка. Она запасает грибы и орехи на зиму.
-Живая и неживая природа связаны друг с другом.
-(Дети работают в группах) 1.Определи, какие признаки живого мы можем найти у мухи, у розы.
2.Определи, относятся ли к природным объектам карандаш, ромашка, льдинка. Объясни свое решение.
3. Объясни, какие признаки указывают на то, что воробей, береза, щука – живые, а сосулька, камень – неживые объекты. Свой ответ обоснуй.
4.Представь: путешественники прибыли на остров, затерянный в океане. Исследовав его, они нашли родник, рядом с родником стоял глиняный кувшин, вокруг росли красивые яркие цветы, порхали бабочки и пели птицы. “Мы не первые на этом острове, – сказали путешественники, – до нас здесь уже побывали люди”. Как они об этом узнали?
-Природа - это всё то, что нас окружает, но не создано человеком.
- На живую и неживую природу.
- Объекты живой природы питаются, дышат, растут, размножаются и умирают.
(Приводят примеры)
|