Скачать 88.14 Kb.
|
Урок ИЗО в 3 классе Тема: Золотая хохлома Цель: Познакомить детей с одним из видов народных художественных промыслов – хохломой. Задачи: Подробно рассказать о хохломской росписи, об истории её появления, помочь изучить её характерные черты и узнать о практическом её применении. Научить детей составлять из элементов хохломской росписи композицию и украшать ею заготовку. Воспитывать у детей интерес и любовь к народному искусству, гордость за Россию. Развивать детскую фантазию и умение работать с красками в процессе творчества. Оборудование. Выставка изделий из хохломы, иллюстрации, таблица с элементами травного орнамента; кисти, краски, палитра, тряпочка; компьютерная презентация «Золотая хохлома». Музыкальный ряд. Частушки, песня «Коробейники», плясовые наигрыши с использованием ложек, песня о народных промыслах «Города России». Ход занятия На демонстрационной доске плакат: Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома Золотая хохлома! I. Организационный момент Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на занятии много гостей, которые пришли посмотреть на нашу работу и мы не должны их разочаровать. Все ли готовы к уроку? Ко всем ли пожаловала принцесса – кисточка со своими слугами –красками, подругой –палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она промокнет в воде? II. Подготовительный момент (повторение) Учитель: Итак, ребята, сегодня у нас на занятии будет очень интересная тема. Но прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним, чем мы занимались на прошлых уроках? Рисовали различные виды орнаментов. Учитель: Что же означает слово орнамент? Это украшение, узор, состоящий из повторяющихся элементов.. Учитель: Для чего человек использует орнамент? Для украшения различных изделий Учитель: Для полноценной жизни человеку необходимо многое и часть ему приходилось изготавливать самому: мебель, посуду, одежду и многое другое. Часть из сделанного он оставлял себе, а часть продавал на базарах, на ярмарках. На ярмарке народ веселился, водил хороводы, проводили различные игры и представления, продавали всевозможные товары. Учитель: А сейчас мы с вами побываем на ярмарке в качестве зрителей. /Включаю музыку «Коробейники». Заходят два ребёнка в русских костюмах с набором хохломской посуды в роли коробейников/ Коробейники: 1 ребёнок– Мы ребята удалые, Мы ребята озорные, Всех на ярмарку зовем Мы посуду продаем! 2 ребёнок– А ну честной народ, Подходи, посмелей! Покупай товар, Не робей! 1 ребёнок – Ребята не зевайте, Кто хочет, покупайте! 2 ребёнок – Принесли мы вам посуду. Здесь ни глина, ни фарфор, А чудесных рук творенье. Посмотри, какой декор! 1ребёнок – Здесь посуда знатная, Складная да ладная. Она повсюду славится, Она и вам понравится! (Коробейники раздают посуду каждому на столик) Учитель: Итак, ребята, посмотрите, какой изумительной красоты посуду принесли нам коробейники (Рассматриваем посуду) Учитель: А Вам захотелось ее купить? Да! Учитель: Посмотрите внимательно на посуду. Из чего состоит узор на ней? Что он вам напоминает? Травы, веточки. Учитель: Спасибо нашим коробейникам за такую красивую посуду и интересный рассказ. III. Объяснение нового материала. Учитель: Итак, ребята, нам действительно уже пора войти в мир волшебной Хохломы. Учитель: Скажите, ребята, дома у вас есть такая посуда? Да. Учитель: А вы из нее кушаете? Нет, да и т.д. Учитель: А вот раньше на Руси ели из деревянной посуды. Учитель: Итак, а теперь давайте послушаем где и когда возникла хохломская роспись по дереву и почему она называется именно хохломской? Изготовляли деревянную посуду, а затем украшали ее росписью крестьянские мастера из деревень, расположенных вблизи села Хохлома. Учитель: Я сейчас вам расскажу вот какую интересную легенду. Давным-давно от царской немилости сбежал в леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла — надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, — и стала та золотой.
Исполняются частушки о Хохломе. /Поют 2 девочки в русских народных костюмах/ Ты играй, моя гармошка, Ты, подруга, подпевай, Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй! «Золотой секрет» хохломы. Учитель: А теперь я вам попытаюсь раскрыть секрет хохломы, как же эта посуда становится золотой! Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. До того как изделие, выполненное мастерами хохломы, попадет в руки покупателя, оно проходит 52 операции, в том числе и шестиразовое прокаливание в огромной печи. Хохломские изделия, вытачиваются из дерева липы или осины. В результате многочисленных операций, чередующихся сушкой, многократным покрытием жидким раствором глины, маслом, олифой и блестящим металлическим порошком, изделие приобретает серебристую окраску. С этого и начинается Хохломское таинство – получение золотистого цвета. На серебристый фон наносят рисунок, просушивают, покрывают лаком и ставят предмет в печь. При определённой температуре лак, покрывающий роспись желтеет и темнеет. Сверкающая под его слоем серебристая поверхность становится золотистой. А точёное деревянное изделие превращается в руках мастера в сказочное по красоте изделие. Учитель: Какое настроение возникает при рассматривании хохломских изделий? Радостное, веселое. Учитель: - Этого и хотели добиться художники. Ведь жизнь простого человека никогда не была лёгкой, а золото символизировало счастье, достаток. Своими изделиями мастера старались подарить человеку счастье. Цвета и орнаменты хохломы. Учитель: А какие цвета художники используют в хохломской росписи? Красный, черный, жёлтый. Учитель: Да, три основных цвета и дополнительно к ним зеленый. Учитель: Как называют узор из цветов, трав и ягод? Узор из цветов, трав и ягод называют «растительным орнаментом». Учитель: Хохломские мастера используют несколько видов росписи: а) При росписи «под фон» рисунок внутри намеченных контуром очертаний остаётся незакрашенным - «золотым», а окружающая его поверхность закрашивается чёрным, красным, реже зелёным цветом. б) "Кудрина" состоит из затейливых завитков. в) Верховое "травное" письмо. При этом виде росписи почти вся поверхность украшаемых вещей остаётся «золотой». Основа её, как вы можете догадаться, растительный «травный» орнамент или «травка». е) «Травный орнамент». Учитель: С ним мы сегодня и познакомимся. В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. «Травка» — главная, обязательная часть любого орнамента хохломы. Как в природе, считают мастера,- всё растёт из трав. Но у каждого мастера травка получается по-разному. У одного художника травка кудрявая, у другого - она пузатенькая, третий- птичку из этих травок состроит. -У каждой травинки есть свое название. ж) Показываю таблицу с элементами травного орнамента, по ходу рассмотрения объясняю приём выполнения на листе бумаги, прикреплённому на доске. Учитель: «Осочки» — самый простой элемент узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз. Это самые маленькие и тонкие травинки. «Травинки» — это мазки с небольшим плавным утолщением; «Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге; «Усики» рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль. «Завитки» — это то же, что и «усики», только выполняются с легким нажимом на кисть в середине элемента; «Кустик» — состоит из более простых симметрично расположенных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков». Этих элементов может быть написано по 3, по 5 и больше. IV. Практическая работа Учитель: У вас на столах находятся альбомы «Хохломская роспись». В них мы и будем работать. Сегодня вы превратитесь в мастеров Хохломской росписи. Научитесь выполнять “травный орнамент”, а затем попробуете с его помощью расписать «изделие» - ложку. Но помните слова хохломских мастеров: «Учитесь у стариков, да у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество!» Согласны ли вы с этими мудрыми словами? А если согласны, то и за работу пора приниматься. 1. Тренировочные упражнения для детей по выполнению отдельных элементов хохломской росписи. Учитель: А сейчас мы научимся писать элементы травного орнамента. Элементы будем выполнять сразу кистью, держа её свободно, всеми пальцами, поворачивая её при необходимости. Не забывайте смотреть на образец. Какие цвета мы будем использовать? Красный и чёрный. Учитель: Все, приступаем, не забываем чередовать цвета, используемые в Хохломе. При выполнении этой работы воды нужно брать поменьше, тогда рисунок будет ярче, и не будет растекаться. Физкультминутка. Звучат плясовые наигрыши с использованием ложек. Дети выполняют плясовые движения. 2. Роспись заготовок. Воспитатель. - Теперь, ребята, давайте, и мы попробуем сами украсить изделия замечательной хохломской росписью. Вы должны создать свою композицию, не забывая смотреть на таблицу, с готовых работ не срисовываем. Представим себе, что это ложка, которую вам нужно подарить очень дорогому для вас человеку. Вы должны нарисовать яркими красками, вложить в работу всю душу. Наша ложка уже «позолочена». Какие цвета мы возьмём для росписи? Красный, черный. Воспитатель. - Правильно! Рисуем. Индивидуальная работа. (Воспитатель помогает отдельным детям.) /Работа происходит под песню «Города России»./ V. Выставка работ. Подведение итогов. Учитель: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? Учитель: Мы познакомились с хохломским промыслом. Это уникальный вид росписи, который никого не оставит равнодушным. А тот, кто попробует расписать хохломскими узорами изделие, полюбит его навсегда и не спутает ни с каким другим. Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова ее неизменны, но каждый человек и каждое поколение поет ее по-своему. Хочется не только есть и пить из этих чаш и ковшей, но и поставить их на стол и радоваться заключенному в них какому-то совершенно особому поэтическому образу России. |