Пояснительная записка.
Цели изучения физики:
освоение знаний о механических (равномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел, давление твердых тел, жидкостей и газов, плавание тел), тепловых ( диффузия, смачивание, капиллярность, изменение объема тел при нагревании и охлаждении, взаимодействие молекул) явлениях; величинах, характеризующих эти явления( скорость, путь, масса, плотность, объем, сила, работа, мощность, момент силы, КПД, давление); законах, которым они подчиняются (Паскаля, Гука, Архимеда); методах научного познания природы ( наблюдение и опыт) и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
приобретение умений проводить наблюдения природных явлений (равномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел, давление твердых тел, жидкостей и газов, плавание тел, диффузия, смачивание, капиллярность, изменение объема тел при нагревании и охлаждении, взаимодействие молекул) описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений (мензурка, весы, динамометр, измерительная линейка, барометр, манометр); представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости (плотности от массы и объема, силы тяжести от массы тела, силы упругости от удлинения, работы от силы и пути, давления от силы и площади, гидростатического давления от плотности жидкости и высоты столба жидкости, выталкивающей силы от плотности жидкости и объема погруженной части тела); применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств( рычага, блока, других простых механизмов, водопровода, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса), для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники (Галилею, Гуку, Архимеду, Ломоносову, Паскалю, Ньютону, Торричелли); отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни (взвешивание тел, измерение сил, использование простых механизмов, сообщающихся сосудов) , для обеспечения безопасности своей жизни (при измерении давления, плавании, в том числе подводном, воздухоплавании, использовании наземного транспорта), рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:
Примерная программа среднего(полного) общего образования из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика 7-11 классы». Москва. Дрофа 2009год
Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;
Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 19.05.98 № 1276);
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
Базисный учебный план МБОУ «СОШ №4» г. Пикалево им. А.П.Румянцева
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2012-2013 учебный год;
Программа основной школы. 7-9 классы Авторы программы С.В.Громов, Н.А.Родина из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика 7-11 классы». Москва. Дрофа 2009год
Общая характеристика учебного предмета:
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Место предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 7 классе 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 час (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий. Содержание учебного предмета.
I. Введение (3ч)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Определение цены деления измерительного прибора.
В результате изучения данного раздела физики ученик 7 класса должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество.
смысл физических величин: объем;
уметь
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, температуры, объема;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о физических явлениях;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
измерения объемов жидкостей и твердых тел с помощью мензурок.
.II.Взаимодействие тел (18ч)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Измерение массы тела на рычажных весах.
2.Измерение плотности твердого вещества.
3. Измерение сил динамометром.
В результате изучения данного раздела физики ученик 7 класса должен
знать/понимать
смысл понятий: равномерное движение, инерция, взаимодействие тел.
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила.
смысл физических законов: Гука
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, инерцию, взаимодействие тел;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, объема, плотности, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
III. Работа и мощность (11ч)
Работа. Мощность. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Выяснение условия равновесия рычага.
2.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
В результате изучения данного раздела физики ученик 7 класса должен
знать/понимать
смысл физических величин: работа, мощность, момент силы, плечо силы, коэффициент полезного действия;
смысл « золотого правила механики»;
уметь
описывать и объяснять принципы действия простых механизмов;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: силы, плеча силы, момента сил;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: результата действия силы от ее плеча;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о простых механизмах;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе рационального применения простых механизмов.
IV.Первоначальные сведения о строении вещества (6ч)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Измерение размеров малых тел.
В результате изучения данного раздела физики ученик 7 класса должен
знать/понимать
смысл понятий: вещество, молекула, атом.
смысл физических явлений: диффузия, броуновское движение, взаимодействие частиц вещества;
уметь
описывать и объяснять физические явления: диффузию, броуновское движение, взаимодействие частиц вещества;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: длины ряда, размеров малых тел;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о строении вещества;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования веществ в разных агрегатных состояниях.
V. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (25)
Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
В результате изучения данного раздела физики ученик 7 класса должен
знать/понимать
смысл понятий: давление.
смысл физических величин: давление;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
уметь
описывать и объяснять физические явления: передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: давления от силы и площади, гидростатического давления от высоты столба жидкости и плотности, силы Архимеда от объема погруженной части тела и плотности жидкости;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о давлении твердых тел, жидкостей и газов, плавании тел;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств при плавании, воздухоплавании.
|