Скачать 67.49 Kb.
|
УРОК СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ 6 КЛАСС (коррекционная школа VIII вида) Роготнева А.В. Лаптева Н.И. Тема: СЕРВИРОВКА СТОЛА К УЖИНУ В СООТВЕТСТВИИ С МЕНЮ Задачи:
Необходимое оборудование и материалы:
Ход урока - Добрый день, ребята, желаю вам успешной работы. - Тема сегодняшнего урока «Сервировка стола к ужину в соответствии с меню». На предыдущем уроке мы говорили о кухне и посуде и сейчас повторим, что вы запомнили. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы: - Для чего людям нужна посуда? - Какие виды посуды вы знаете? ( При необходимости педагог дополняет ответы детей: посуда нужна для приготовления пищи – это кухонная посуда, для принятия пищи – это столовая посуда, для украшения стола и жилища – это декоративная посуда). Педагог предлагает учащимся с помощью интерактивной доски выполнить следующее задание: распределить посуду, изображенную на слайдах, по следующим признакам: столовая, кухонная, декоративная. Объяснить назначение каждого вида посуды. (Для слабоуспевающих учащихся педагог может упростить задание, предложив распределить посуду по двум колонкам: 1) с изображением плиты, 2) с изображением стола). - Ребята, сейчас нам предстоит разделиться на две команды. Сделаем мы это не совсем обычным образом. Откройте конверт, достаньте геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и параллелограмм). Те ребята, которым достались оранжевые фигуры, - это команда №1; те, кому достались фиолетовые фигуры, - это команда №2. Каждая команда по сигналу должна собраться за своим столом. (Учитель подает сигнал, команды распределяются вокруг своих столов, на которых стоят таблички с номерами 1 и 2). Педагог объясняет учащимся правила соревнования и предлагает в качестве баллов изображения фруктов, которыми будут наполняться условные вазы. (Это легко сделать с помощью функции утилиты множественного клонирования, используя интерактивную доску). Затем учитель предлагает учащимся достать из конвертов геометрические фигуры, внимательно их рассмотреть и показать те, которые не могут представлять собой поверхность традиционного обеденного стола. (Таких фигур в наборе две: треугольник и параллелограмм). Учитель дает задание каждой команде накрыть стол скатертью и сесть вокруг стола. Работу команд оценивает жюри, состав которого определяют сами учащиеся. Жюри подводит итоги после выполнения командами каждого задания, и в соответствии с результатами заполняются условные вазы каждой команды изображениями фруктов на интерактивной доске. Задание команде №1: объяснить, как правильно накрыть стол скатертью. Если учащиеся затрудняются, можно задать наводящие вопросы: - Что и для чего стелется под скатерть? (Под скатерть стелется мягкая ткань или клеенка, чтобы приборы и посуда не стучали о стол, чтобы горячие блюда не испортили поверхность стола). - Для чего посередине скатерти складка? Разве нельзя было постараться и прогладить скатерть до конца? (Нет, это делается специально, для того чтобы легче было определить середину стола. Ведь скатерть должна свисать со всех сторон стола одинаково). Задание команде №2: показать, как следует применять бумажные салфетки и салфетки из ткани. - Прежде чем мы будем учиться сервировать стол для ужина, повторим общее правило сервировки стола и правила техники безопасности. (Перед каждой из соревнующихся команд ставится поднос с приборами для сервировки) Задание командам №1 и №2: а) убрать с подноса те предметы сервировки, которые нельзя назвать колющими и режущими; б) объяснить, как нужно обращаться с ножом и вилкой, как правильно передавать их друг другу. (Предложить одной команде правильно передать нож, а другой команде вилку по кругу, затем поменять приборы и еще раз выполнить упражнение). Упражнения перед сервировкой по общему правилу Педагог предлагает детям повторить правила поведения во время сервировки стола. Затем учитель просит показать глубокую и мелкую тарелки, столовую и чайную ложки, чашку, блюдце. Задание командам №1 и №2: по сигналу педагога выполнить сервировку стола. Для проверки выполненного задания используется медиаматериал: урока «Общее правило сервировки стола» (3 слайда). Открывается презентация, выполненная с помощью программы Power Point с применением анимационных эффектов. На малой скорости появляются предметы сервировки именно в той последовательности, в которой должен сервироваться стол. Каждый учащийся имеет возможность проверить, правильно ли он выполнил задание, исправить ошибки, если таковые были допущены. Сервировка стола к ужину в соответствии с меню 1. Знакомство с меню ужина. - Что такое «МЕНЮ»? (Меню – это список блюд) Далее происходит беседа с учащимися, в процессе которой следует обсудить следующие вопросы: -Что должен учитывать человек, составляющий меню? -Что может произойти с организмом человека, если он будет употреблять однообразную пищу? -Почему на ночь важно не переедать. -Что было на ужин вчера, позавчера? -Сколько блюд обычно подают на ужин? -Что нужно соблюдать, чтобы питание можно было назвать правильным? В процессе обсуждения этих вопросов педагог побуждает учащихся вспомнить принципы правильного питания: соблюдение режима приема пищи, разнообразие продуктов и блюд, умеренность в еде. Напоминает, что при составлении меню следует учитывать различные факторы, например, время суток, сезонность, наличие продуктов, регион проживания, вкусовые предпочтения, полезность того или иного блюда и др. - Меню ужина, например, могут быть такими (демонстрируются 3 вида меню):
2. Тренировочные упражнения. Работа с МЕНЮ № 1. Предложить детям самостоятельно сервировать стол в соответствии с меню № 1. Далее происходит обсуждение выполненной сервировки к ужину 1, исключаются лишние предметы сервировки, и составляется список необходимых в этом случае приборов и посуды. Если учащиеся затрудняются, можно задать наводящие вопросы, например: - Почему суп нельзя наливать в мелкую тарелку? Как называют ложку, которой едят суп? Чем намазывают масло на хлеб? Какие приборы понадобятся для чаепития? Должен получиться следующий перечень посуды: глубокая тарелка, пирожковая тарелка, столовая и чайная ложки, нож, чашка с блюдцем. (Под меню № 1 вывешивается схема сервировки). Работа с МЕНЮ № 2. - Посмотрите внимательно на меню, подумайте, какая посуда понадобится для сервировки стола в этом случае? Чтобы не допустить ошибок, возьмите разлинованные листы и фломастеры и составьте список необходимой посуды. (Работу команды начинают одновременно: по сигналу «Начали!»). В список должны войти: сервировочная тарелка, мелкая тарелка, пирожковая тарелка, вилка, чашка с блюдцем и чайная ложка. (Для проверки вывешивается схема сервировки или на интерактивной доске сервируется виртуальный стол). Работа с МЕНЮ № 3. Выполняется аналогично первым двум вариантам. Здесь педагог может задать учащимся следующие наводящие вопросы: - с помощью, каких приборов едят сосиску? - в какой руке держат нож, а в какой – вилку? Дети составляют список посуды и приборов для сервировки: мелкая тарелка, пирожковая тарелка, нож, вилка, чашка с блюдцем и чайная ложка. (Вывешивается схема сервировки или на интерактивной доске сервируется виртуальный стол). Педагог предлагает учащимся сравнить все три варианта и сказать чем отличается сервировка всех трех столов? (С помощью учителя дети делают вывод о том, что сервировка стола зависит от меню, что не нужно выставлять на стол лишнюю посуду, не всегда на ужин нужны глубокие тарелки и т.д.). После тренировочных упражнений педагог предлагает каждой команде в форме соревнования выполнить сервировку стола. Перед соревнованием представители команд вытягивают номер с соответствующим меню. Номер прикалывается в виде бэйджика каждому члену команды на грудь. Обе команды по сигналу педагога приступают к сервировке столов на равное количество персон. По окончанию сервировки, команды меняются местами по часовой стрелке и проверяют работу своих товарищей, сверяясь с меню и схемами сервировки. Вносятся коррективы, команды садятся за свои сервированные столы. Члены жюри оценивают работу обеих команд и объявляют результаты соревнования. Критериями оценки является: умение взаимодействовать, соблюдать последовательность и правила безопасности, правильность и красота сервировки. Итог урока. - Что полезного для себя вы узнали на уроке? - Какие задания вызвали у вас затруднения? - Где вам пригодятся эти навыки? Примечание: словарные слова, которые не являются новыми для учащихся, можно выставлять на магнитную доску по мере их использования на уроке и вставлять в них пропущенные магнитные буквы: СЕРВИРОВКА, САЛФЕТКА, МЕНЮ, СКАТЕРТЬ, КЛЕЕНКА. |