Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол № 1
от «29» августа 2013 г.
| Утверждена педагогическим советом МКОУ Садовская СОШ №1
протокол № 1
от «30» августа 2013 г.
| «Утверждаю» ____________ Директор школы
Ярошенко Н.А.
приказ №88
от «31» августа 2013 г.
|
Рабочая программа
по окружающему миру для 4А класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Сидоренко Любовь Петровна
с.Садовое, 2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Количество недельных часов - ___ 2___ Количество часов в год - ____68____ Уровень рабочей программы - ____базовый___ Классификация рабочей программы - ____типовая____ Цели и задачи рабочей программы: Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Закон РФ «Об образовании»
Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012г. №760« Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ №373, зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г., регистрационный № 177856 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
Приказ Министерства образования и науки РФ №19707 от 04.02.2011 г. "О внесении изменений в ФГОС начального общего образования".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
Примерная программа начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы для общеобразовательных учреждений автора А.А.Плешакова «Окружающий мир» для 4 класса (базовый уровень), рекомендованная Минобразования и науки РФ.
Учебный план школы на 2013-2014 учебный год.
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Типовая государственная программа рассчитана на 2 часа - в неделю, 68 часов - в год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Формы обучения и контроля: традиционные уроки, проверочная работа, тестовая работа, практическая работа, экскурсия, проект, дидактическая игра, разнообразные нестандартные формы уроков (урок-концерт, урок-путешествие, урок-диспут, интегрированный урок и т.д.)
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
Когда и кем утверждена или рекомендована:
2004г., рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
Сведения о программе
Статус документа
Примерная программа по Окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета). Она служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п\
п
|
Наименование тем
| Количество часов
|
Формы контроля, сроки
| всего
| в т.ч. на формы обучения
и контроля
| практическая
работа
| экскурсии
|
тест
|
| 1
| Земля и человечество
| 10
| 1
|
| 3
| У-2
| 2
| Природа России
| 10
| 1
|
| 2
| У-14
| 3
| Наш край-часть большой страны
| 14
| 1
| 1
| 2
| У-31
| 4
| Страницы всемирной истории
| 5
|
|
| 2
| У-39
| 5
| Страницы истории Отечества
| 20
| 1
| 1
| 3
| У-53
| 6
| Современная Россия
| 9
|
|
| 2
| У-67
|
| Итого:
| 68
| 4
| 2
| 14
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В результате изучения окружающего мира к концу 4-го класса ученик должен знать/понимать
название нашей планеты, родной страны и её столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
государственную символику России;
государственные праздники;
основные свойства воздуха и воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде;
уметь
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) ;
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, ещё 1-2 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории России
использовать приобретённые знания и умения в практической среде для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирование на местности с помощью компаса;
определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Дмитриева О.И. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс. – М.: ВАКО, 2008.
2. Окружающий мир. Олимпиады 3-4 классы – Волгоград, Корифей, 2006. Учебно – методический комплект для обучающихся:
1. «Мир вокруг нас», учебник для 4 класса в 2-х частях / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, М.: Просвещение, 2007 г.
2. Рабочая тетрадь «Проверь себя».
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
1. Основные приборы, установки, стенды, таблицы.
2. Видеофильмы, иллюстрированные материалы.
3. Компьютер.
4. Проектор.
5. Документ-камера.
Тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе.
№ урока
| Тема урока
| Страницы учебника
| Кол-во часов
| Дата проведения
|
План
|
Факт
| Раздел I. Земля и человечество (10 часов)
|
| 1.
| Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.
| 4-8
| 1
|
|
| 2.
| Планеты Солнечной системы. Смена времён года, смена дня и ночи.
| 9-15
| 1
|
|
| 3.
| Звёздное небо – великая книга природы.
| 16-21
| 1
|
|
| 4.
| Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.
| 22-29
| 1
|
|
| 5.
| Пояса Земли.
| 30-34
| 1
|
|
| 6.
| Мир глазами историка.
| 35-41
| 1
|
|
| 7.
| Когда и где. История – путешествие вглубь времён. Карта – помощница.
| 42-46
| 1
|
|
| 8.
| Прошлое и настоящее глазами эколога.
| 47-53
| 1
|
|
| 9.
| Сокровища Земли под охраной человечества.
| 54-62
| 1
|
|
| 10.
| Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество».
|
| 1
|
|
| Раздел II. Природа России (10 часов)
|
|
|
|
| 11.
| Равнины и горы России.
| 64-70
| 1
|
|
| 12.
| Моря, озёра и реки России.
| 72-77
| 1
|
|
| 13.
| Зона Арктических пустынь.
| 78-86
| 1
|
|
| 14.
| Тундра.
| 87-97
| 1
|
|
| 15.
| Леса России.
| 98-105
| 1
|
|
| 16.
| Лес и человек.
| 106-113
| 1
|
|
| 17.
| Зона степей.
| 114-121
| 1
|
|
| 18.
| Пустыни.
| 122-131
| 1
|
|
| 19.
| У Чёрного моря.
| 132-140
| 1
|
|
| 20.
| Экологическое равновесие.
| 141-142
| 1
|
|
| Раздел III. Родной край – часть большой страны (14 часов)
|
|
|
|
| 21.
| Наш край.
| 144-146
| 1
|
|
| 22.
| Поверхность нашего края.
| 147-153
| 1
|
|
| 23.
| Водоёмы нашего края.
| 154-158
| 1
|
|
| 24.
| Наши подземные богатства.
| 159-170
| 1
|
|
| 25.
| Земля – кормилица.
| 171-175
| 1
|
|
| 26.
| Жизнь леса.
| 175-181
| 1
|
|
| 27.
| Растения и животные леса (экскурсия).
|
| 1
|
|
| 28.
| Жизнь луга.
| 182-190
| 1
|
|
| 29.
| Растения и животные луга (экскурсия).
|
| 1
|
|
| 30.
| Жизнь пресного водоёма.
| 191-200
| 1
|
|
| 31.
| Растения и животные пресного водоёма (экскурсия).
|
| 1
|
|
| 32.
| Растениеводство в нашем крае.
| 201-207
| 1
|
|
| 33.
| Незаметные защитники урожая.
| 208-211
| 1
|
|
| 34.
| Животноводство в нашем крае.
| 214-222
| 1
|
|
| Страницы всемирной истории (5 часов)
|
|
|
|
| 35.
| Начало истории человечества.
| 4-7
| 1
|
|
| 36.
| Мир древности: далёкий и близкий.
| 8-14
| 1
|
|
| 37.
| Средние века: время рыцарей и замков.
| 15-21
| 1
|
|
| 38.
| Новое время: встреча Европы и Америки.
| 22-27
| 1
|
|
| 39.
| Новейшее время: история продолжается сегодня.
| 28-32
| 1
|
|
| Страницы истории Отечества (20 часов)
|
|
|
|
| 40.
| Жизнь древних славян.
| 34-39
| 1
|
|
| 41.
| Во времена Древней Руси.
| 40-45
| 1
|
|
| 42.
| Страна городов.
| 46-54
| 1
|
|
| 43.
| Из книжной сокровищницы Древней Руси.
| 55-58
| 1
|
|
| 44.
| Трудные времена на Русской земле.
| 59-64
| 1
|
|
| 45.
| Русь расправляет крылья.
| 65-69
| 1
|
|
| 46.
| Куликовская битва.
| 70-74
| 1
|
|
| 47.
| Иван Третий.
| 75-81
| 1
|
|
| 48.
| Мастера печатных дел.
| 82-86
| 1
|
|
| 49.
| Патриоты России.
| 87-93
| 1
|
|
| 50.
| Пётр Великий.
| 94-100
| 1
|
|
| 51.
| Михаил Васильевич Ломоносов.
| 101-104
| 1
|
|
| 52.
| Екатерина Великая.
| 105-111
| 1
|
|
| 53.
| Отечественная война1812 г.
| 112-121
| 1
|
|
| 54.
| Страницы истории XIX в.
| 122-126
| 1
|
|
| 55.
| Россия вступает в XX в.
| 127-135
| 1
|
|
| 56.
| Страницы истории 20 – 30-х гг.
| 136-139
| 1
|
|
| 57.
| Великая война и Великая Победа.
| 140-146
| 1
|
|
| 58.
| Страна, открывшая путь в космос.
| 147-152
| 1
|
|
| 59.
| История вокруг нас (экскурсия).
|
| 1
|
|
|
|
| 60.
| Основной закон России и права человека.
| 156-159
| 1
|
|
| 61.
| «Дети имеют право на особую заботу и помощь».
| 160-163
| 1
|
|
| 62.
| Мы – граждане России.
| 164-167
| 1
|
|
| 63.
| Славные символы России.
| 168-174
| 1
|
|
| 64.
| Такие разные праздники.
| 175-179
| 1
|
|
| 65-
67.
| Путешествие по России.
| 180-205
| 3
|
|
| 68.
| Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок).
|
| 1
|
|
|
Учитель ________________________ /Сидоренко Л.П./ |