Скачать 73.65 Kb.
|
Людмила Павловна Токарева, учитель русского языка и литературы высшей категории, классный руководитель 5б класса Классный час в 5 б классе тема "Учиться — всегда пригодится". ЦЕЛЬ: развитие у пятиклассников осознанного отношения к учебе, воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни, способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся. Задачи: создать условия для формирования интеллектуальных и общекультурных компетенций учащихся, способствующих успешной социальной адаптации, дать учащимся возможность публично доказывать жизнеспособность своих предположений. Вид исследовательской деятельности – дискуссия, беседа и спор с оппонентами. Оборудование: компьютер, проектор, презентация (70 слайдов). Ход урока: На слайде изображена ученица, читающая книгу. Звучит песня «Учат в школе» (Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского). Дети сами подхватывают песню и поют. На фоне песни просматриваем слайды, изображающие школьников, работающих на уроке. На слайде №8 фотография школьника и слова В.А. Сухомлинского. Беседа: классный руководитель: -Великий педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Человек должен учиться, потому, что он человек». Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Пятиклассники утверждают, что человек отличается от животного умом и выражают своё согласие с точкой зрения Сухомлинского. Классный руководитель: -Как Вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? Дети: - О школе, об учёбе. - А тема эта интересна нам? -Да! (ответили хором). Слайд №9. Давайте прочитаем пословицы и определим более точно тему нашего классного часа. Ученье и труд рядом живут. Знание и мудрость украшают человека. Ученье - свет, не ученье – тьма. Не стыдно не знать – стыдно не учиться. Ученья корень горек, да плод сладок. Ученье лучше богатства. Рукой победишь одного, головой – тысячи. Дети назвали темы: «Учиться полезно», «Учиться - в жизни пригодится», «Учиться - всегда пригодится». -Вы правильно определили тему классного часа, мы поговорим на тему: «Учиться - всегда пригодится!». Но согласны ли Вы с этим утверждением? Если – да, то почему? Если – нет, то почему? Слайд №10. Слово учителя: «Человека мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Это – внутренние побудительные причины. От природы они есть у всех, но в одних людях они развиваются, в других – заглушаются обстоятельствами. Но есть и внешние побудительные причины: Человек может учиться и потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие: не выучившись, он не сможет занять в жизни то положение, которое хотел бы занять. Когда внешние побуждения развивают природную любознательность, эти два двигателя творят чудеса, делают человека невероятно способным! Вспомним историю Петра Великого. Ни в ком практическая потребность в знаниях и природная любознательность не проявились с такой бурной силой, как в Петре. Петр на верфях работает плотником, сидит, согнувшись, в тесной каморке над залом английского парламента – слушает речи ораторов; спускается в шахты, учится военному делу. Он учится каждый день своей жизни! Но учится для того, чтобы приобретённые знания тут же претворить в указ, распоряжение, в дело. Он не стеснялся мелочей, так как он не стеснялся учиться, не стыдился учиться. Учиться – значит покорить в себе гордыню, признаться в невежестве. Этот необузданный, своенравный человек, царь, император, владелец огромных территорий и хозяин миллионов людей, не останавливался ни перед чем и никого не боявшийся, этот человек лишь в одном не знал гордости –в учении, лишь перед одним послушно склонял голову – перед знанием. Слайд №21. Для чего Пётр Великий учился? Дети дают ответы. Слайд №22, 23 - В сентябре на уроке русского языка вы многое узнали о М.В. Ломоносове. Что вы знаете о Ломоносове? (Дети рассказали о том, как учился Ломоносов, какую пользу принёс он нашему отечеству). Слайд № 24. - Пригодилась ли учёба Ю.А. Гагарину? Хорошо и отлично учиться хотят все 28 учащихся 5б класса! А у нас есть проблемы? Давайте проанализируем наши ответы на вопросы анкеты. Исследуем наши проблемы. Вопросы Ответы 1.Всегда ли ты с желанием ходишь в школу? - 1.-Не всегда!- 24 человека. В беседе выясняются причины нежелания ходить в школу: «Не высыпаюсь», «Не успел выполнить домашнее задание». Дети сами делают вывод: « Надо вовремя ложиться спать, соблюдать режим дня, отдыхать и своевременно выполнять домашнее задание». 2.Легко ли тебе учиться в 5 классе? - 2. Не очень – 24 человека. В ходе беседы выясняются, что не все предметы даются легко. 3. Какие учебные предметы даются тебе легко? 4.Какие учебные предметы даются тебе с трудом? Учебные предметы даются Легко с трудом 1.Изо -13 2.Труд -10 3.Математика – 8 13 4.Музыка -7 4.Физкультура – 7 2 4.География – 7 5.Ритмика – 6 1 6.Литература -4 2 7.Русский язык -3 17 8.Иностранный язык -3 15 9.Природоведение -2 10.Информатика -1 В беседе выяснили, что кто-то плохо научился читать, кто-то не очень хорошо помнит таблицу умножения… Приходим к выводу: выучить таблицу умножения, больше читать. 5.Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания? Анкеты показали: на выполнение домашнего задания у ребят 5 б уходит у кого-то 30-40 минут, а у кого-то – 6 часов. Исследуя причины большой затраты времени на выполнение задания, дети приходят к выводу: «Необходимо сосредоточиться, попусту не отвлекаться, не тратить напрасно время». 6.Домашние задания выполняешь самостоятельно или прибегаешь к помощи родителей, друзей? К помощи родителей обращаются 17 человек. Почему? Обсуждая эту проблему, дети пришли к выводу: «Необходимо хорошо работать на уроке, быть внимательным. При возникновении вопроса задавать вопрос учителю». Лёня Рахманов добавил: «На уроке надо занимать боевую позицию». 7 Кем ты видишь себя в будущем? - Ответ: «Не знаю!» дали 11 человек. В отрицательном ответе дети видят проблему: «Значит у тебя нет цели, и ты не будешь стремиться хорошо учиться, а когда ты хочешь кем-то стать, тебе захочется приносить людям пользу, Родине – пользу, как Ломоносов, Пётр Великий, Ю.А. Гагарин и многие учёные, и тебе захочется учиться!». 31 -37 слайды. На вопрос: Для чего человек учится? – дети высказывали своё мнение, спорили и пришли к выводу о том, что человек учится, чтобы быть полезным обществу, иметь профессию, заниматься любимым делом, познать тайны природы, знать о животных (показаны слайды с анимациями) Хочу всё знать! 41 –й слайд: « Призадумаемся над своим будущим». Художниками хотят стать 11 человек, Чему надо учиться тому, кто хочет стать художником? Пятиклассники рассуждают: «Чтобы стать художником, необходимо не только научиться рисовать, надо знать математику». - Для чего нужно знать математику? В результате пришли к выводу: -Чтобы почувствовать радость открытия -На занятиях математикой требуются длительное усилие, тренировка. -Математика развивает мышление и логику -Улучшает восприятие в изучении физики, химии и многих естественных наук. Кто-то из Вас мечтает стать путешественником, водителем, футболистом, милиционером, ветеринаром, учителем, врачом, учёным (2человека). 8.Что нужно тебе для того, чтобы в будущем стать тем, кем хочешь? Чему пригодится учиться? В своём ответе ты можешь использовать слова: -Я считаю, я думаю, -Мне известно, анализ фактов показывает, -Я не согласен с тем, что… Дети с любовью говорили о природоведении и доказали, что этот предмет необходимо изучать! Рассуждая о необходимости изучать русский язык, пятиклассники обратили внимание на высказывание К.Г. Паустовского и согласились: «Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней жизни своей» (Слайд №60). Было предложено ещё одно задание: Журналист спросил молодого учёного: «Как Вам удалось стать учёным в 30-летнем возрасте? Учёными становятся в 60-70-летнем возрасте». Молодой учёный ответил: «Я учился в сельской школе, а в классе учились 2 человека: я и мой товарищ». Как вы думаете, почему этот молодой человек так быстро развился? Дети доказали, что учиться – всегда пригодится. Представили себя на месте ученика – будущего учёного и пришли к выводу, что учиться надо так же жадно, как учился Пётр Первый, Ломоносов и молодой учёный. - Вы хотите стать учёным, делать открытия. А в школе учиться пригодится? Чему учиться? Как учиться? Размышляя, пришли к выводу: знания всегда пригодятся в жизни! Без знаний почему-то Нельзя прожить нормально, и это – не секрет! Учиться – наше дело, И мне не надоело Учиться в школе много-много лет! В презентации были использованы детские школьные песни об учёбе. В конце классного часа классный руководитель пожелала детям: Дорогие ребята! Пусть будет так, чтоб в жизни Вашей светлой, доброй всегда Вас окружали улыбки и цветы, чтоб школа всем была надёжной пристанью - счастливой, светлой, полной доброты! Людмила Павловна Токарева. |