Скачать 80.54 Kb.
|
Учитель начальных классов Шарова Наталья Викторовна Разработка урока по окружающему миру Автор: Учитель начальных классов Высшей категории Шарова Наталья Викторовна Класс: 1 Тема: «Как зимой помочь птицам» Тип урока: Объяснение нового материала Цель урока: Научить различать наиболее распространённых зимующих птиц, делать кормушку и подбирать корм для птиц Задачи урока: I Дидактические 1.Повторить, кто такие птицы. 2.Познакомить детей с зимующими птицами. 3.Раскрыть важность заботы о птицах зимой. 4.Научить изготавливать простейшую кормушку и подбирать корм для птиц. II Развивающие 1.Развивать познавательную мотивацию учащихся. 2.Развивать умение работать в группах. 3.Формировать адекватную самооценку у учащихся. III Воспитательные 1.Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: 1.Учебник «Мир вокруг нас» 1 класс (автор А.А.Плешаков) 2.Презентация «Зимующие птицы» 3.Листы с заданием для самостоятельной работы. 4.Конверты с птичками разного цвета для самооценивания. 5.Иллюстративные листы с изображением птиц. 6.Рисунок Мудрой Черепахи. 7.Плакат со словами Мудрой Черепахи. 8.Образцы кормушек. 9.Тарелочки с образцами корма для птиц. 10.Рисунок с изображением кормушки. 11.Клей- карандаш у учителя. 12.Фонограмма с голосами птиц. 13.Сигнальные карточки у учащихся. План урока 1.Организационный момент – 1 мин. 2.Повторение пройденного материала (актуализация знаний) – 2мин. 3. Работа с новым материалом - Знакомство с зимующими птицами – 10 мин. 4.Физкультминутка – 1мин. 5. Работа с новым материалом (продолжение) – 10 мин. - Работа с учебником – 3 мин. - Как помочь птицам – 7 мин. 6.Физкультминутка – 1мин. 7.Самостоятельная дифференцированная работа – 5мин. 8.Подведение итогов – 2 мин. 9.Самооценивание – 3мин. Ход урока 1.Организационный момент Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Чётко, смело говорим И тихонечко сидим. 2.Повторение пройденного материала (актуализация знаний) -Тема нашего урока спрятана в загадке: Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это… (птица) -Давайте вспомним, кто такие птицы? -Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. 3. Работа с новым материалом. -А вот о каких именно птицах пойдёт сегодня разговор на уроке, вы узнаете, посмотрев на экран. Презентация. -Так о каких птицах мы сегодня будем говорить?? - О вороне, воробье и т.д. - Которые у нас живут зимой. -О зимующих птицах. -Верно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. И непросто говорить о них. Мы должны научиться зимующих птиц называть, различать и выяснить, чем мы им можем помочь в трудное зимнее время. - Давайте поближе познакомимся с зимующими птицами. Отгадайте загадку. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) (Дети отгадывают, выходят к доске, под рисунком прикрепляют табличку с названием птицы) -О синице нам расскажет что-то интересное Морина Лиза (Дети заранее подготовили небольшие сообщения о птицах.) Все синицы – птицы лесные. А прилетают синички к людям не от хорошей жизни: голодно им зимой в лесу, вот и летят они поближе к человеку, чтоб легче прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами: едят крошки и крупу, кусочки сала и мяса. Название синицам дано не за окраску, а потому, что некоторые из них издают довольно громкий посвист: «Сии…сиии». Вот и назвали птиц синицами. А это кто? Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крошки собирает. (Воробей) -О воробьях нам подготовил сообщение Овчинников Никита. Воробьи очень дружные и сообразительные. Они помогают друг другу отыскивать еду. Отважно защищают воробьи свои гнёзда. Они верные супруги – пары их распадаются только со смертью одной из птиц. Воробьи и прекрасные родители – всегда защитят своих птенцов и в любую погоду найдут им пищу.. Что это за птица? Чернокрылый, красногрудый, Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут! (Снегирь) -О снегирях нам расскажет Чиркунова Саша. Очень красив наряд у снегиря: ярко-красная грудка ,чёрная шапочка на голове, а спинка серо-голубая. Живут снегири в хвойных лесах, но с наступлением зимних холодов улетают из родных лесов поближе к человеку. Здесь им легче найти корм. Снегирей можно назвать «рыцарями». Самцы, даже если будут голодные, всегда уступят лучшие гроздья рябины своей подружке- самочке. А это кто? Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. (Дятел) -О дятле интересные сведения подготовил Маркин Дима. Дятел питается насекомыми. Отыскивает он их в коре дерева. Сильными ударами крепкого клюва дятел быстро раздалбливает кору. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел – птица не очень дружелюбная. Он не терпит соседей и изгоняет со своей территории даже подросших птенцов. А вот такая загадка: Окраской сероватая, Походкой мешковатая. Повадкой вороватая, Крикунья хрипловатая. (Ворона) -О вороне подготовила сообщение Погоришная Лиля. Ворона – осторожная, недоверчивая птица, близко к себе не подпускает, чуть что – отлетает в сторону. В случае опасности вороны криками предупреждают своих сородичей и спешат на помощь. Основная задача вороны – добыть пропитание. И пользуется она для этого всеми методами: разбойничает в чужих гнёздах, роется в мусорных баках, отбирает корм у других птиц и просто ворует всё, что плохо лежит. 4.Закрепление пройденного материала. -Откройте учебник с. 56. Давайте повторим названия птиц по рисунку учебника - О какой птице мы ещё не поговорили? -О свиристеле, о поползне. -Найдите их среди картинок на доске. Соедините так же картинку и название. - Где мы уже с вами встречались с птицей свиристель? -На обложке нашего учебника. -Ребята, птицы эти очень красивы и очень доверчивы. Ведь прилетают они к нам с Севера, края, который называют «краем непуганых птиц». Питаются они различными ягодами. Любят рябину, едят семена, а так же мелкие плоды растений. - Попробуйте догадаться, почему эту птицу назвали поползень? -Она передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползёт по коре, но делает это быстро. -У него большие пальцы на ногах с длинными когтями, которыми он цепко держится за кору. Длинный и острый клюв помогает ему вытаскивать из отверстий в коре дерева насекомых. Расцветка у птицы не случайная. Светлая окраска спины сливается с корой осины, тополя, и птица становится незаметной. 5.Физкультминутка. Я называю птиц: если вы услышите название зимующей птицы – приседаете, если услышите название птички, которая у нас не зимует, улетает от нас в это время года – встаёте и поднимаете руки. ( Ласточка, снегирь, кукушка, ворона, воробей, грач, скворец, дятел, поползень, жаворонок, свиристель) 6.Как помочь птицам? -Ребята, я чуть не забыла. Ведь нам пришло письмо. Давайте прочитаем и узнаем, что в нём написано и от кого оно. Спасите! Нам нужна помощь! Ваши друзья – птицы! -Ребята, как вы думаете, что же с ними может произойти в трудное зимнее время? Почему они просят помощи? -Они могут замёрзнуть. -Птички могут погибнуть от голода. - А что птицам труднее переносить зимой: холод или голод? (Дети отвечают. Не могут прийти к единому мнению) - Ребята, а к кому мы можем обратиться за советом в трудную минуту? Кто у нас мудрый и рассудительный, не раз выручал своими советами? - Мудрая Черепаха. -Давайте спросим у неё. ( на обратной стороне доски открывается рисунок с изображением Мудрой Черепахи. Слова: Зимой птицам страшнее голод. Если они сыты, то никакой холод им не страшен.) -Ну что, будем спасать птиц? От чего? -Будем спасать птиц от голода. -Как же мы им поможем? - Надо сделать кормушки. Показ образцов учителем и рассматривание кормушек на страницах учебника. Обсуждаем особенности разных кормушек. -Из чего сделана кормушка? Можем сами сделать? Как? -Ребята, кормушку сделать – это ещё полдела. Чем будем кормить? -(Ответы детей) Работа в группах (по 4 человека). Кладётся по 1 тарелочке с кормом на 2 парты. Ученики, сидящие за первой партой поворачиваются ко второй, сидящие за третьей – к четвёртой. -Ребята, у вас в тарелочках корм для птиц. Посовещайтесь и оставьте необходимое для подкормки птиц. Лишнее отложите. Что лишнее? (семечки подсолнуха, тыквы, арбуза, крошки хлеба, пшено, конфета, сало) Один ученик называет, а другие работают с сигнальными карточками. 7.Физкульминутка. -Послушаем голоса птиц. Вы положите голову на руки, закройте глаза и, слушая, представляйте, что весной благодарные вам птицы поют песню и говорят спасибо за помощь, которую вы им оказали зимой. 8.Самостоятельная дифференцированная работа. У детей заранее разложены листочки с заданием: закрась кружки возле тех птиц, которые могут прилететь к твоей кормушке. Если можешь справиться, напиши ещё и названия птиц письменными или печатными буквами. Проверка. На доску вешаю образец с выполненным заданием. (Закрашены кружки) -Взаимопроверка. -Поднимите руки, кто закрасил кружочки так же, как на образце. -Почему не закрасили последний кружок? -Кто не только закрасил кружки, но и выполнил дополнительное задание, поднимите руки. -Какое название вы написали возле этой птицы, возле этой (показываю указкой на листе) и т.д. - Я думаю, что, наблюдая за своей кормушкой, вы запомните названия всех зимующих птиц. 11. Подведение итогов -А мы сейчас ещё раз повторим названия зимующих птиц, которые вы запомнили? - Почему они не улетают от нас зимой? - Нужно ли им помогать? - Как будем помогать? 12.Самооценивание. У вас в конвертах три птички: красная, жёлтая и зелёная. У меня на доске рисунок кормушки. Если вы хорошо запомнили зимующих птичек и знаете, как им помочь, то прикрепите на кормушку красную птичку. Если что-то ещё не усвоили, были единичные ошибки на уроке, прикрепите жёлтую птичку. Если ничего не узнали и не запомнили – зелёную птичку. Я вижу, что урок, действительно, пошёл вам впрок. Вы теперь знаете, кто такие зимующие птицы и как им нужно помогать. А эти кормушки мы с вами повесим около школы и возьмём над ними шефство. Не будем забывать подкладывать корм для птичек – они в долгу не останутся. Завершим наш урок очень хорошими строчками из стихотворения Яшина, которое нам расскажет Борисова Таня. (заключительное стихотворение читает заранее подготовленный ученик) Подкормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А.Яшин |