Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 99.49 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.06.2014
Размер99.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»

Урок окружающего мира

«Как живётся птицам зимой?»

1 класс

Провела: Тютянина Надежда Александровна

учитель начальных классов

2011год

(с мультимедийным приложением )

Учебник: Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс. УМК «Школа России».

Цель урока: расширение знаний о птицах.

Задачи урока:

1) познакомить детей с зимующими птицами, правилами изготовления кормушек и подбора корма;

2) развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;

3) воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Планируемые результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её полнить;
различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;
запомнить правила подкормки птиц; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Чтобы у вас сегодня всё получилось, нужно приготовить свой организм. Разотрём ладошки и тёплыми пальчиками помассируем голову. Вымоем руки, стряхнём. Снова разотрём ладошки и погладим ушки, чтобы внимательно слушали. Опять вымоем руки и стряхнём. Глубоко вдохнём и выдохнем. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

-Ребята, вы любите разгадывать загадки? А я люблю их загадывать. Отгадайте загадки. Если ответ будет правильным, мы увидим отгадку.

Загадка: Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?


У. (учитель): Какие изменения в природе произошли с наступлением зимы? (слайд 2)

Д. (дети): - Стало очень холодно, выпало много снега и всё вокруг покрыто снегом.

-Послушайте ещё загадки.

1. Маленький мальчишка ,

В сером армячишке,

По полям шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

2. Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

-Где вы видели этих птиц? (Рядом с жильём человека)

-Сейчас зима. Как вы думаете, легко ли приходится этим птицам? (Нет)

А можем ли мы помочь птицам и как? (Ответы детей)

Морозы жестокие в этом году…

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку- в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда им будет легко

Пережить холода. (Е.Благинина)

-Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О жизни птиц зимой, о том, как и чем их кормить.)

У.: Как зимой помочь птицам? ( Мы с вами, ребята, в ходе урока должны ответить на этот вопрос). (слайд 3)

У.: Вспомните, чем питаются птицы?

Д.: Птицы питаются растениями, семенами растений, насекомыми.

У.: Почему осенью перелётные птицы улетели в тёплые края?

Д.: Травы оказались под снегом, деревья сбросили листву, а насекомые спрятались.

У.: Видите ли вы сейчас каких – нибудь птиц?

Д.: Да, некоторые птицы остались зимовать.

У.: Многие птицы с наступлением холодов улетают в тёплые страны. Некоторые остаются зимовать. Почему не все птицы улетают в тёплые страны?

Д.: Они могут найти себе корм.

У.: Холод и отсутствие корма заставляют перелётных птиц улетать в тёплые края, но зимующие птицы находят себе корм. Синицы, поползни, вороны, галки, сороки и др. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена. Птицы, которые на зиму не улетают, а приспособились находить пищу под снегом, в коре деревьев и кустарников, называют зимующими.(слайд 7)

Как же живется этим птицам зимой? (слайд 8)

У.: В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,


Не орёл, а всё же птица. (Воробей) – слайд 9

У.: Воробьи зимой стараются держаться поближе к жилью человека. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.

У.: Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица) – слайд 11


У.: Синицы - ловкие, подвижные птички. Они не улетают на зимовку в тёплые края. Синицы зимой питаются семенами и плодами растений. Любят хлеб и сало.

У.: В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
и ставит подпись… (Дятел) – слайд 12


У.: Дятел летом кормится насекомыми, а зимой ест семена сосны, ели, жёлуди, орехи. Забьёт шишку в трещину или щель где-нибудь на дереве или пеньке и начинает по ней стучать – выколачивать семена. За день обрабатывает до 70 шишек.

У.: Зимой на ветвях яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири) – слайд 13


Подготовленный ученик: Снегирь. Это необыкновенное зрелище: важный, гордый, большой, красногрудый снегирь где-нибудь на ветке рябины среди красных гроздей. Вокруг белый снег. Первый снег – первый снегирь. За это свойство – появляться с первым снегом - и назвали снегиря снегирём. Не только на рябине кормятся снегири, но и на ясене, на клёне, на высоких травах, на разных кустарниках.

У.: Трещала с самого утра

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (Сорока) - слайд 14

Подготовленный ученик: Сороку в народе называют белобока. Яркая чёрно-белая окраска и длинный, с зелёным отливом хвост позволяет легко узнать эту птицу. К тому же она обычно громко стрекочет.

Подготовленный ученик: Ворона (слайд 15) крупная птица. Большая часть её тела серая. А голова, горло, крылья и хвост чёрные. В зимнее время вороны переселяются ближе к жилью человека. Здесь они питаются остатками пищи и всякими отбросами, поэтому ворон можно увидеть на помойке или городской свалке. Ранней весной вороны снова разлетятся по лесам и рощам.

Подготовленный ученик: Свиристель (слайд 16) розовато-серого цвета, с рыжеватым хохолком на голове. Хохолок у птицы то поднимается, то опускается. Любит ягоды рябины, калины.

Подготовленный ученик: Поползень. (слайд 17) Клюв длинный, а от него через глаз к затылку тянется чёрная полоска. Хвост короткий, широкий. Вся птица величиной с воробья. Сверху серая, снизу белая. Поползня мы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год.

Подготовленный ученик: Клесты. (слайд 19) Хотите, верьте, хотите, нет, но существуют на свете птичка, которая выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Это птичка – клёст. Она отличается от других птиц перекрещенным клювом, с помощью которого она достаёт семена из шишек сосны или ели. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и своё потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.

У.: И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и … (Совы)

Физкультминутка (слайд 20): Совушка, сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

Работа в парах: Соедини части и прочитай названия зимующих птиц (слайд 21).

У.: Когда птицам особенно трудно? Чем мы можем им помочь?

Д.: Птицам особенно трудно зимой. Мы для них можем строить кормушки и подкармливать их.

У.: Для птиц зима – невесёлое время. Холодно, голодно… Насекомые ещё осенью забрались в разные укрытия, зарылись в лесную подстилку. Корм – это зимой главное! Когда он есть, и мороз не так страшен. Лесной подстилкой учёные называют старые листья, остатки травы, сухие веточки, которые лежат в лесу на земле. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок.

У.: Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

У.: ( Кормушки - слайды 24, 25, 26) Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить, устраивать для них кормушки. На балконе, в саду, в лесу – везде можно устроить для птиц столовую. Очень несложно изготовить кормовой столик. Это дощечка с низенькими бортами, установленная на высокой ножке. Дощечку можно и подвесить. Посложнее изготовить – кормовой столик под крышей или кормушку – домик. К перилам балкона можно привязать простую коробку из-под молока, предварительно вырезав там окошечки для птиц. А кусочки несолёного сала для синиц можно накалывать на кормушку - булавку. Её делают из проволоки и подвешивают на верёвочке.

Подготовленный ученик: Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью. Мы с удовольствием едим арбузы, а вот семена выбрасываем. Между тем арбузные семена – хороший корм для синиц. Тыквенные и дынные тоже. Надо собирать их. Промывать и просушивать на бумаге, а потом хранить в сухом месте. Как можно больше заготавливать и обычных семечек – плодов подсолнечника, только не жареных, а сырых. Синицы их очень любят.

У.: Знаешь ли ты названия птиц, которые могут прилететь к кормушке?

Д.: Дятел, синица, воробей, снегирь, свиристель.
(Рабочая тетрадь, с.24; УМК «Школа России») -
проверка : слайд 27

Сценка

(Учащиеся выходят к доске в шапочках птиц)

-Ребята, вот какой разговор подслушал наш Муравьишка у птичьей столовой.

Сорока. Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, привередничают и капризничают!

Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали что ли.

Синица. Сало салу рознь. Могли бы вывесить несолёное, у нас от солёного животы болят.

Ворона. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков?

Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина , бузина, где арбузные и дынные семечки?

Учитель. Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке.

Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.

-Какой же корм им нужен?

У.: Многие зимующие птицы едят разную пищу – это помогает им пережить холода. Птиц зимой нужно подкармливать – они не останутся в долгу!

Меню для птичьей столовой:

Подсолнечник особенно мелкий, но не жареный,- лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.

Овёс охотно съедят воробьи, чечётки и синицы.

Просо и пшено любят щеглы, чижи, воробьи, свиристели.

Арбузные и дынные семечкилюбят синицы, поползни и дятлы.

Кедровые орешки лакомство для поползней и дятлов.

Ягоды рябины, черёмухи - любят снегири и свиристели.

Хлебные крошкипорадуют всех птиц.

Беседа. Работа по учебнику.

-Прочитайте текст на с. 75, чтобы хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц.

-Рассмотрите рисунок ниже. Каких птиц вы видите? (Это дрозды – рябинники)

У.: Ответим на вопрос, поставленный в начале урока: как живётся птицам зимой? (слайд 28)

Д. (выводы): Зимующие птицы не улетают от нас в тёплые края. Они питаются почками, семенами и плодами растений, отыскивают корм около жилья человека. Часто птицы погибают от голода. Поэтому птиц зимой надо подкармливать.

Стихотворение «Покормите птиц зимой!» (читает подготовленный ученик).

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стаи на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Рефлексия.

(Учащиеся отвечают на вопрос учебника (с. 75, в рамке)

- Оцените свои достижения на уроке.

Итог урока.

- Вернёмся к учебной задаче. Вы научились различать птиц?

- Узнайте птиц на картинке. (Таблица «Зимующие птицы», названия птиц закрыты)

- Теперь вы сможете сделать кормушки и правильно подобрать для них корм?

- Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны и днём и ночью.

Птицы – это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Домашнее задание: Узнайте птиц и раскрасьте правильно. (Учебник, с. 54 - УМК «Школа России»)

- С родителями смастерить кормушку , повесить её недалеко от своего дома и не забывать насыпать в неё корм.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск