Скачать 47.62 Kb.
|
Краля Ирина Алексеевна, «Уроки химии в подростковой школе» Номинация: Естественные науки. Учитель химии МБОУ СОШ № 1 г.Губкинский, микр. 2 д. 31 8(34936)5-30-69 Домашний адрес: г.Губкинский, микр. 6 д. 45, кв. 15 +7634962420 Уроки химии в подростковой школе Учение, есть совместное исследование проводимое учителем и учеником С.Л. Рубинштейн С 2012 года наша школа вступила в городской эксперимент по созданию школ-ступеней и стала «Основной школой». Мы понимаем, что это повлечет за собой не только изменение нормативно-правовой документации, но и, прежде всего, изменение подходов в преподавании в соответствии с возрастными особенностями подростков. Обучение основам химии начинается в 8-м классе. Это как раз тот возраст, когда у подростка изменяется отношение к познавательным задачам. Ведущей деятельностью подростка становится общение со сверстниками, реализовать которое можно в рамках урока-исследования. В данной работе представлен опыт применения уроков-исследования по химии в 8-9 классах с использованием цифровых образовательных ресурсов, методы формирования исследовательских компетенций на уроках химии. Актуальность. Интенсивные изменения, происходящие в системе образования, задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Творческая личность становится признанной обществом на всех ступенях ее развития. В общеобразовательной школе востребованы творческие ученики, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Уроки-исследования направлены на решение данных задач. Ведущая педагогическая идея заключается в том, что правильно организованная исследовательская деятельность на уроке химии будет способствовать развитию креативности и реализовывать потребность в общении. Новизна состоит в создании системы организационно- педагогических условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности и развитии у них на этой основе способности к творческому решению познавательных задач. Сегодня, в преддверии введения ФГОС ООО, мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков, которые являются результатом образовательной формы, выстраиваемой поверх традиционных предметных знаний, умений и навыков, в основе которой лежит мыслительнодеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления. Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция. На наш взгляд, она представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности. Особенности мышления в подростковом возрасте. Примерно к четырнадцати годам у ребенка формируется логика взрослого человека. На этой стадии мышление ребенка основано на способности оперировать утверждениями. Он может мысленно представлять и делать выводы о том, что в дальнейшем будет проверено путем эксперимента или наблюдения. На этом этапе ребенок приобретает способность к формальному выражению конкретных идей. Именно в подростковом возрасте развивается умение длительное время удерживать внимание на логически организованном материале, но оно развивается постепенно и не у всех одинаково. Необходимо не только дать информацию и добиться ее воспроизведения учеником, но и выделить вместе с ним определенные связи в зависимости от данного материала. Очень важно создавать и развивать у подростков установку на мышление и отыскание, выделение значительных и существенных связей и причинно-следственных зависимостей. Развитая форма учебной деятельности – это самостоятельный поиск теоретических знаний и способов действий; в ключевых точках учебных курсов учебная деятельность приобретает проектную форму. Формирование исследовательских компетенций на уроках химии. При выборе темы урока-исследования руководствуюсь следующим: -тема должна содержать проблему, которая основывается на опыте обучающихся; - тема должна быть достаточно сложна, но посильна для самостоятельного изучения учащимися под руководством учителя. На данном уроке важно ознакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, этапами и методами исследовательской деятельности, создать условия для формирования умений формулировать проблему, определять тему, цель исследования, выдвигать гипотезу, осуществлять сбор, обработку и интерпретацию данных, делать выводы. Учитель на уроке выступает как организатор самостоятельного учебного познания и как один из источников информации. Урок-исследование проходит в три этапа: 1. Мотивационно-ориентировочный. 2. Операционно-исполнительский. 3. Рефлексивно-оценочный. На мотивационно-ориентировочном этапе - определяем проблему, план её решения. Здесь же определяются и озвучиваются основы взаимоотношений на уроке учитель-ученик. Операционно-исполнительский этап - это этап решения проблемы. Для успешного решения задач этого этапа на уроке: • создаю условия для самостоятельной творческой работы учащихся (обеспечение реактивами, оборудованием, текстами, заданиями, а также руководство самостоятельной работой); • использую доверительное отношение к учащимся; • стараюсь проявить уважение к личности каждого учащегося; • определяю затруднения, возникающие у школьников в ходе урока, и помогаю им преодолеть их; • обучающимся предоставляется достаточно времени на осмысление нового опыта и формулирование выводов. Рефлексивно-оценочный этап построен так, чтобы результаты проделанной на уроке работы принесли чувство удовлетворения каждому участнику учебного процесса. Учащиеся отчитываются о проделанном исследовании и делают выводы. Эффективность и результативность урока-исследования: общие затраты времени на проведение такого урока (и особенно на подготовку) превышают время на подготовку и проведение традиционного урока, но это компенсируется развивающим результатом. Наибольших затрат учебного времени для учащихся требует лабораторный эксперимент: наблюдение, осмысление и формулирование выводов, а также осмысление собранной информации, самостоятельное формулирование выводов, связное и доказательное изложение их. Осмысление обеспечивает развитие учащихся. В качестве примера приводим следующие уроки:
|
14. Уроки химии 8-9 классы. Кирилл и Мефодий Химия в школе. Углерод и его соединения. Углеводороды. Электронные уроки и и тесты. Новый диск | Видеокассеты, dvd, cd-r по химии и биологии Уроки химии Кирилла и... Мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения... | Развитие проектно – рефлексивных способностей учащихся в «Подростковой школе» Цель Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Урок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии... | Уроки в школе №29 Для всех участников были подготовлены замечательные раздаточные материалы – конструкты всех открытых уроков и буклет с краткой информацией... | ||
Уроки информатики в средней школе Ионова С. Г. Уроки информатики в средней школе, брошюра, в помощь учителю информатики, г. Биробиджан, 20011, 29 с | О проведении VIII районного методического фестиваля «Уроки физики... Чувашской Республики в целях распространения передового педагогического опыта в преподавании физики и математики в районе. Для выявления... | ||
Практикум по общей химии Москва 2013г Лабораторный практикум по общей химии Методическое пособие предназначено, в первую очередь, для студентов факультета инженерной механики, изучающих курс общей химии в... | Чему учит в школе «МегаФон»? Иркутская область. В иркутской Средней школе №1 впервые прошли уроки мобильной грамотности | ||
Уроки математики, физики и информатики в современной школе Районный методический фестиваль "Уроки математики, физики и информатики в современной школе" является массовой формой повышения квалификации... | Урок математики Уроки – праздники провожу не более 1 раза в четверть. Данный урок был проведен в школе накануне 8 Марта. Уроки в тот день были по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лось пересмотреть полностью преподавание предметов черчения и изо. В данной школе я работаю 14 лет и 10 лет веду интегрированные... | Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей О. С. Габриелян с учётом требований Федерального компонента стандарта основного общего образования по химии 2004 года | ||
Самостоятельная работа студента Цели и задачи обучения химии в общеобразовательной школе. Система организационных форм обучения химии | Организация рефлексивной деятельности обучающихся на уроках химии Смысл для меня, как учителя – не просто поиск новых форм и новых технологий обучения химии, а осознание и организация помощи развития... |