Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова)





Скачать 67.96 Kb.
НазваниеМетодика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова)
Дата публикации04.07.2014
Размер67.96 Kb.
ТипИнструкция
100-bal.ru > Химия > Инструкция
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г.Л. Маршанова)

Инструкция по охране труда и технике безопасности при работе в кабинете химии


  1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учителя химии и для учащихся, работающих в кабинете химии

  2. Во время выполнения лабораторных или практических работ учащиеся должны быть в халатах, поддерживать порядок на рабочем месте.

  3. Присутствие посторонних лиц в кабинете во время эксперимента допускается только с разрешения учителя химии.

  4. Учащиеся, присутствующие на лабораторной или практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются, но присутствуют на уроке.

  5. На первом уроке химии учитель проводит вводный инструктаж для учащихся, чтобы ознакомить их с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, предостеречь от опасностей, с которыми можно встретиться в процессе работы при наблюдении соответствующих мер предосторожности.

  6. Перед проведением каждой лабораторной и практической работы учитель проводит инструктаж на рабочем месте с целью ознакомления учащихся с организацией рабочего места, с безопасными методами работы.

  7. Внеплановый инструктаж по технике безопасности для учащихся учитель или заведующий кабинетом проводит в случае грубого нарушения правил техники безопасности.

  8. После проведения инструктажа по технике безопасности учитель обязан сделать соответствующую запись в классном журнале и поставить свою подпись. Учащиеся делают соответствующую запись о прослушанном инструктаже по ТБ в своих тетрадях и также ставят подпись.

  9. Прежде, чем приступить к выполнению работы, учащиеся обязаны изучить по учебнику или инструктивной карточке порядок ее проведения. Следует соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с реактивами, растворами, методами нагревания, заполнения сосудов и т. д.

  10. В кабинете химии должен быть "Уголок техники безопасности", где необходимо разместить конкретные инструкции по методам безопасной работы и правилам поведения в кабинете химии.

  11. Учащимся запрещается проводить самостоятельно опыты, не предусмотренные данной работой.

  12. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.

  13. Запрещается прием пищи и напитков в химическом кабинете.

  14. Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать учителю.

  15. Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.

  16. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т. д. учащиеся обязаны сообщить учителю. Устранять неисправности самостоятельно учащимся запрещается.

  17. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.

  18. По окончании лабораторных и практических работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.

  19. При возникновении в кабинете во время занятий опасных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов), не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

  20. В кабинете химии (в лаборантской) должна быть аптечка первой медицинской помощи в соответствии с перечнем медикаментов, разработанным для школьных кабинетов химии.

  21. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить учителю.

  22. В случае получения травм на уроке химии учителю надлежит оказать доврачебную помощь пострадавшему

Общие правила техники безопасности при работе в химической лаборатории


Работа в химической лаборатории связана с некоторой опасностью, поскольку многие вещества в той или иной степени ядовиты, огнеопасны и взрывоопасны. Опыт показывает, что большинство несчастных случаев, происходящих в лаборатории, является следствием небрежности и невнимательности работающих.

Возможность несчастных случаев может быть исключена при выполнении всех мер предосторожности. Обычно характер предупредительных мер, обеспечивающих безопасность проведения эксперимента, зависит от вида работы. Однако существуют общие правила, выполнение которых обязательно для каждого работающего в лаборатории, независимо от того, какой эксперимент он проводит.

  1. Работать одному в лаборатории категорически запрещается, так как в ситуации несчастного случая некому будет оказать помощь пострадавшему и ликвидировать последствия аварии.

  2. Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину, порядок и правила техники безопасности, так как поспешность и небрежность часто приводят к несчастным случаям с тяжелыми последствиями.

  3. Каждый работающий должен знать, где находятся в лаборатории средства противопожарной защиты и аптечка, содержащая все необходимое для оказания первой помощи.

  4. Категорически запрещается в лаборатории курить, принимать пищу, пить воду.

  5. Нельзя приступать к работе, пока учащиеся не усвоят всей техники ее выполнения.

  6. Опыты нужно проводить только в чистой химической посуде. После окончания эксперимента посуду сразу же следует мыть.

  7. В процессе работы необходимо соблюдать чистоту и аккуратность, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

  8. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.

  9. На любой посуде, где хранятся реактивы, должны быть этикетки с указанием названия веществ.

  10. Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.

  11. Категорически запрещается затягивать ртом в пипетки органически вещества и их растворы.

  12. Во время нагревания жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения при выбросе горячей массы.

  13. После окончания работы необходимо выключить газ, воду, электроэнергию.

  14. Категорически запрещается выливать в раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные вещества. Все эти отходы нужно сливать в специальные бутыли.

  15. В каждой лаборатории обязательно должны быть защитные маски, очки.

  16. В каждом помещении лаборатории необходимо иметь средства противопожарной защиты: ящик с просеянным песком и совком для него, противопожарное одеяло (асбестовое или толстое войлочное), заряженные огнетушители.

  17. В доступном месте в классе-лаборатории должен быть "Уголок техники безопасности", где необходимо разместить конкретные инструкции по методам безопасности работы и правила поведения в химическом кабинете.

  18. При работе в лаборатории необходимо применять индивидуальные средства защиты, а также соблюдать правила личной гигиены.

Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г.Л. Маршанова)

Обязанности учителя химии(заведующего химическим кабинетом)


Как заведующий кабинетом, учитель химии несет полную ответственность за безопасность всех работ, выполняемых в этом кабинете, за его противопожарное состояние и за соблюдение правил школьной санитарии, гигиены труда. Как специалист, он несет ответственность за правильное хранение и использование вредных, ядовитых, взрывчатых, легковоспламеняющихся и опасных химических веществ и материалов.

Учитель обязан проверять комплектность и исправное состояние противопожарного оборудования, наличие и пригодность средств оказания первой помощи. Он должен систематически контролировать работу лаборанта и оказывать ему практическую помощь с целью предупреждения несчастных случаев. Принимая на работу нового лаборанта, учитель должен лично проверить его знания основных правил по технике безопасности и охране труда, а также убедиться в его умении обращаться с противопожарными средствами и электроприборами. В дальнейшем проверка этих знаний должна проводиться ежегодно, в начале учебного года.

О всех недостатках в химическом кабинете, ведущих к нарушению правил техники общей и пожарной безопасности, учитель обязан докладывать директору школы и требовать их быстрого устранения. Большую опасность в отношении загрязнения воздуха, а также возможности несчастных случаев представляют фронтальные работы и проведение опытов на занятиях кружка. В таких случаях учитель должен проявлять повышенное внимание и быть особенно требовательным к учащимся.

По-видимому, будет полезно, если в 8-м классе учитель постарается переговорить с родителями каждого учащегося и объяснит необходимость примерного поведения их детей на уроках химии. Учитель не должен допускать к занятиям в кружках недисциплинированных учащихся.

По окончании занятий, перед уходом из химического кабинета, учитель должен проверить, закрыты ли сосуды с ядовитыми и особо опасными веществами (щелочные металлы, бромная вода и т. д.), а также убедиться в том, что выключены все электронагревательные приборы. Учителю химии положено иметь индивидуальный халат, защитные очки или маску, резиновые перчатки, фартук из химически стойкого материала.
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г.Л. Маршанова)

С улыбкой о серьезном. Правила выживания в химической лаборатории


Если вы откупорили что-либо - закупорьте;

Если в руках у вас жидкое - не разлейте, порошкообразное не рассыпьте, газообразное - не выпустите наружу;

Если включили - выключите;

Если открыли - закройте

Если разобрали - соберите;

Если вы не можете собрать - позовите на помощь умельца;

Если вы не разбирали - не вздумайте собирать;

Если вы одолжили что-либо - обязательно верните;

Если вы пользуетесь чем-либо - держите в чистоте и порядке;

Если вы привели что-либо в беспорядок - восстановите статус-кво;

Если вы сдвинули что-либо - верните на место;

Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другому, попросите разрешения;

Если вы не знаете, как это действует, не трогайте;

Если вас это не касается - не вмешивайтесь;

Если вы не знаете, как это делается, сразу спросите;

Если вы не можете что-либо понять - почешите в затылке;

Если все же не поймете, то и не пытайтесь;

Если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у вас ничего не загорелось;

Если у вас что-либо взорвалось, проверьте: остались ли вы живы;

Если вы не усвоили этих правил - не входите в лабораторию.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) iconТворчества обучающихся «excelsior» Секция химия приготовление мыла...
Название проекта «Приготовление мыла в школьной лаборатории». Основополагающий вопрос нашей работы: «Можно ли получить мыло в условиях...
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить с правилами техники безопасности во время работы в химической лаборатории
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. В. Ломоносова, а лавуазье, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях неправильного выбора поведения, т е знаний о правилах...
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вводный инструктаж по тб. Правила тб при работе в химической лаборатории. Органическая химия
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) iconПлан работы школьной библиотеки Шуманской сош на 2013-2014 учебный...
Анализ использования и очистка учебного фонда от устаревших по содержанию учебных изданий
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) iconТема. Пропедевтика ортопедической стоматологии. Определение пред­мета...
Цель. Изучить понятие предмета ортопедической стоматологии, цели и задачи предклинического курса, организацию работы и оснащение...
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) iconИтоги работы лингвистической лаборатории маоу сош №10 г. Златоуста...
Проведение мастер – классов по теме: «Методика и дидактика преподавания иностранного языка. Инновационные подходы к преподаванию...
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) iconСинтез и изучение свойств оксилипинов грибной и растительной природы
Н. А. Преображенского Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова и в лаборатории по исследованию...
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) iconПлан работы школьной библиотеки на 2013 2014 учебный год I
Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) iconИзучение генетической предрасположенности к атопической бронхиальной...
Работа выполнена в лаборатории химической геномики Учреждения Российской академии медицинских наук Научно-исследовательском институте...
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) iconПлан работы школьной библиотеки Муниципального бюджетного образовательного...
Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной...
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) iconСтатья Тема: Методика работы над коллективными проектами в начальной школе
Автор: Фоминых Татьяна Алексеевна-учитель начальных классов гбоу прогимназии №1893
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы»
«Содержание и методика психосоциальной работы» раскрыть студентам проблематику и специфику содержания психосоциальной работы, ее...
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) icon«Цифровые лаборатории в естественнонаучном образовании» Внимание!
По каждому модулю обучения с использованием цифровой лаборатории предоставляется отдельная заявка
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) iconПлан работы школьной библиотеки на 2010/2011 учебный год. Задачи библиотеки
Газеты и журналы в школьной библиотеке. Урок-игра «Суета вокруг почтового ящика». 3 класс


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск