Методическая разработка урока «Виновата ли химия?»





НазваниеМетодическая разработка урока «Виновата ли химия?»
Дата публикации09.07.2014
Размер121 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Методическая разработка урока «Виновата ли химия?»
Автор: Постнова Марина Валентиновна, учитель химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»
Качество знаний обучающихся во многом определяется их интересом к химии, а его можно развивать и во внеклассной, и в учебной деятельности, совершенствуя методы и формы работы. Урок – основная форма обучения, и нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса учащихся.

Я считаю, что каждый урок должен быть не только обучающим, но и воспитывающим, и не только в двух отвлеченных словах, а от начала и до конца в органическом единстве с изучаемым материалом. Поэтому необходимо систематически работать над совершенствованием процесса обучения химии, искать пути развития познавательной активности, самостоятельности учащихся. Для достижения этих целей в своей работе я использую нестандартные формы проведения уроков, такие как конференция, деловая игра, урок-игра, урок-сказка, телемост, урок-суд.

Предлагаю вашему вниманию урок-суд «Виновата ли химия?», который я провожу в 10 классах в конце изучения курса органической химии.
Химия, 10 класс.

Тема урока: Виновата ли химия?

Цели урока:

а) обобщить знания; полученные на уроках;

б) развивать умение мыслить, конкретизировать, делать выводы.

в) воспитывать любовь к природе, частицей которой является человек; заставить задуматься о правильном применении знаний, полученных на уроках химии, в жизни, будущей профессии; научить беречь тех, кто рядом, себя, Землю;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, газеты «Химия для нас».

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит музыка «Как прекрасен этот мир», демонстрируются картины, отображающие красоту окружающего нас мира.

II. Вступительное слово учителя:

Ты не почитай себя стоящим

Только здесь вот, в сущем, в настоящем.

А вообрази себя идущим

По границе прошлого с грядущим…

(Леонид Мартынов)

Объявление темы, целей урока.

III. Суд «Виновата ли химия?»

Действующие лица: главный обвинитель, адвокат, судья, подсудимая - химия, стражник, свидетель.

СТРАЖНИК: Встать! Суд идет!

Входят представители суда, занимают за столом свои места.

СУДЬЯ: Уважаемые зрители! Сейчас вы будете свидетелями необычного судебного процесса, Мы судим Химию. Ее вина в том, что она недисциплинированна и вредна, часто приносит непоправимые бедствия. Она загрязняет реки, атмосферу, почву, т. е. ведет к экологической катастрофе. Введите подсудимую! Слово предоставляется главному обвинителю (стражник вводит подсудимую).

ОБВИНИТЕЛЬ: Уважаемый судья, уважаемые присяжные заседатели, все присутствующие. Я считаю, что химия – лишнее явление, и ее нужно искоренить из нашей жизни. Вот лишь один пример, показывающий негативное действие химии. Кислотные дожди, к которым относятся также кислотные снега: туман и роса являются в основном побочным продуктом химических реакций в атмосфере, в которых участвуют оксиды азота и оксида серы (IV). В ходе различных реакций, таких как, соединение с водой, эти газы могут превращаться соответственно в азотную и серную кислоты, которые хорошо растворяются в воде. Капельки такого раствора, падающие на Землю, и представляют собой кислотный дождь.

Кислотные дожди наносят колоссальный ущерб здоровью людей и материальным средствам. Под их влиянием гибнут озера вместе со своими обитателями, коррозирует почва, массивы лесов превращаются в мертвые леса. Кислотные дожди разъедают не только легкие человека, но и металлы, краски и даже камень. Во всех этих бедах виновата химия, искоренить ее!

АДВОКАТ: Почтенные члены суда! Я не согласен с обвинителем. Оксиды азота и оксид серы (IV) являются побочными продуктами металлургической промышленности. Тепловые электростанции, работающие на мазуте, тоже выбрасывают в атмосферу оксиды азота и оксид серы (IV). Посмотрите на таблицу, где приведены цифры, показывающие годовой «вклад» предприятий в загрязнение атмосферы (в млн.т).

Энергетика – 16,5

Черная металлургия – 1,8

Цветная металлургия – 6,3

Производство удобрений – 1,5



Нефтяная промышленность – 5,5

Химическая промышленность – 0,9

Нефтеперерабатывающая промышленность

– 4,5

Деревообрабатывающая промышленность –

1,5

Анализ приведенных данных показывает, что предприятия химической промышленности загрязняют воздух меньше, чем заводы черной и цветной металлургии, и на много меньше, чем тепловые электростанции. Кроме того, на всех заводах должны быть установлены специальные фильтры и сборники вредных для атмосферы газов. Сернистый газ можно использовать для получения серной кислоты. В качестве окислителя химики рекомендуют использовать озон, но он очень дорог. Поэтому руководители предприятий, в целях экономии денег, ограничиваются построением очень высоких дымовых труб. Вредные вещества при этом, разумеется, не собираются, а распространяются по большей территории. Среди специалистов бытует поговорка «Чем выше трубы, тем ниже культура производства». А это значит, что химия не виновата в том, что выпадают кислотные дожди. Я считаю, что в этом нужно винить людей, которые неграмотно используют достижения этой науки.

ОБВИНИТЕЛЬ: Доводы достаточно убедительные, придется в данном случае согласиться с адвокатом. Но как быть с таким явлением как «фотохимический смог»? Это очень неприятное явление в современных городах и их окрестностях. Это смесь газов, образующаяся в нижних слоях атмосферы, где солнечная радиация воздействует на некоторые из них, особенно, содержащиеся в выхлопах автомобилей. В результате образуются газы с высокой реакционной способностью, очень вредные для всего живого. Главным продуктом таких фотохимических реакций является озон, который в основном воздействует на глаза и легкие, наносит вред деревьям и сельскохозяйственным культурам.

АДВОКАТ: Выхлопные газы автомобилей могут быть очищены от угарного газа, оксидов азота и полициклических углеводородов с помощью каталитических дожигателей, представляющих собой трубчатый реактор с керамической насадкой, содержащий катализатор. Этот реактор, близкий по размерам к глушителю, устанавливают на линии выхлопа. Но главная трудность, препятствующая широкому применению дожигателей, заключается в их высокой стоимости, достигающей десятков процентов от стоимости легкового автомобиля. Но, тем не менее, в ряде развитых зарубежных стран запрещена продажа автомобилей, не укомплектованных каталитическими дожигателями. И я считаю, что этот опыт следовало бы перенять, а чиновников, разрешающих продажу автомобилей без дожигателей, наказывать. Значит и в образовании смога химия не виновата! Прошу суд учесть это при вынесении приговора.

ОБВИНИТЕЛЬ: А вот еще один пример безобразного поведения химии. Всем известно, что вода – это наше богатство. Когда-то давно в воде зародилась жизнь. Но сегодня, например, Рейн, некогда воспетый поэтами, приносивший свои чистые, прозрачные воды, славившиеся лососевыми и другими ценными породами рыб, теперь влачит жалкое существование. По словам западногерманских ученых, Рейн является насыщенным раствором дегтя. Вода этой реки содержит десятки тонн вредных различных солей, ядовитых веществ.

Река Северный Потомак представляет собой раствор кислоты. В этой реке запрещено не только купаться, но и пользоваться алюминиевыми и деревянными предметами, так как их разъедает кислота.

Многие реки Европы – Рейн, Эльба, Темза, Сена, Дунай, находятся в катастрофическом состоянии. В реки поступают довольно большие количества вредных веществ: тонны железа, ртути, мышьяка, свинца и др. Реки несут свои воды в океан. Ежегодно реки вносят в океанские воды 2300000 т свинца, 1600000 т марганца, 6500000 т фосфора и т. д. Количества железа достигло сказочной цифры и равно половине мировой продукции стали. А если к этому добавить 10 млн. тонн нефти и мазута, да присоединить к этим цифрам соответствующее количество продукции из нефтеналивных танкеров, терпящих бедствие! Грязная вода является причиной не только гибели морских обитателей, но и причиной заболеваний людей, пользующихся дарами моря. Это ли не доказательство того, что химию нужно наказать должным образом.

АДВОКАТ: Уважаемый судья! Уважаемые присяжные заседатели! Вы когда-нибудь слышали о ПДК (предельно допустимых концентрациях)? Предположим, есть речка, в которую сливаем воду, содержащую, скажем, некий вредный препарат. Килограмм в час – столько препарата река разлагает, нейтрализует, переводит в нетоксичные соединения. Начинаем увеличивать сброс. Пять килограммов – справляется речка, шесть – тоже. Но добавили ещё сто граммов, и механизм самоочищения выключился. Теперь даже видимости благополучия нет, река умерла, превратилась в сточную канаву.

  • И, сколько, думаете, из тех убийственных граммов обнаруживается в нижнем её течении? Нет, не 100, а все 6100 как один.

  • И кто в этом виноват? Химия?

Нет, не химия, а человек, не знающий законов природы. Ученые предлагают создавать безотходные производства с замкнутым циклом, исключающим сброс воды в реки, на всех предприятиях строить эффективные очистные сооружения, для каждого предприятия разработана своя экологическая программа. Но, для того, чтобы выполнить все эти требования не хватает, смешно сказать, такого пустяка, как деньги.

Охрана природы – дело сугубо затратное, дорогое. В сущности, выгоду от экологических мероприятий получает не кто иной, как государство – ему бы и финансировать подобные работы. Чтобы за те средства, что может выделить государство, добиться эффекта, надо, прежде всего, сесть да подумать:

  • куда вложить эти средства?

  • Но вот ведь какой нелепый вопрос: кто будет думать?

  • И что ж, после всех доводов, приведенных мною, во всех экологических бедах вы будете обвинять химию?

СУДЬЯ: Слово предоставляется свидетелям.

(Каждый свидетель, подходя к столу, кладет руки на учебник химии и произносит клятву «Клянусь говорить правду и только правду, и пусть покарает меня великий закон природы, если я солгу»).

ПЕРВЫЙ СВИДЕТЕЛЬ: Я сотрудник экологического поста. Ежедневно мне приходится проверять сотни автомобилей на содержание углеводородов, угарного газа, оксидов азота в отработанных газах. И я хочу заметить, что причины дымления автомобилей различны: неисправность двигателя, неотлаженность системы питания или зажигания. Если все автомобильные двигатели будут правильно отрегулированы, то выброс вредных веществ в атмосферу уменьшится в 3-5 раз. Нарушение технологической дисциплины, нежелание лишний час покопаться в двигателе приводят к тому, что автомобиль неделями, а то и месяцами развозит ядовитый чад. Плохо накачанные шины не только быстрее изнашиваются, но и увеличивают сопротивление движению, а значит, больше сжигается горючего.

Неумелое поведение водителя за рулём (неправильный выбор скоростей движения, резкие разгоны и торможения, превышения установленной скорости), а также самостоятельная регулировка (например, увеличение частоты вращения на «холостом» ходу) и нарушение инструкций по эксплуатации автомобиля нередко приводят к увеличению загрязнения окружающей среды.

За повышенное содержание загрязняющих веществ накладываются штрафные санкции на водителей личного автотранспорта и на ответственных лиц предприятий, к которым относится данный автомобиль. А это говорит о том, что химия не виновата, а виноваты люди, плохо знающие свое дело. Оправдать химию!

ВТОРОЙ СВИДЕТЕЛЬ: Я врач. Без химии в современной медицине не обойтись, поэтому, я считаю, что химия не виновата. Вот несколько примеров, подтверждающих это. В организме любого человека протекает множество химических реакций. Как только эти реакции прекращаются, человек погибает. Знание механизмов, обеспечивающих стройный порядок сложнейших химических превращений, и освоение методов управления этими механизмами, позволяет понимать причины заболеваний и дает нам, врачам, мощные и надежные средства лечения. Это дает возможность получить новые лекарственные препараты, которые используют непосредственно в качестве лекарств. Дезинфицирующие препараты, скальпели для хирургов, системы для капельниц, одноразовые шприцы и многое другое – все это достижения химии. Я прошу суд быть объективным при вынесении приговора.

ТРЕТИЙ СВИДЕТЕЛЬ: Я помощник машиниста локомотива и очень часто сталкиваюсь с химией во всех ее проявлениях. Она является неотъемлемой частью устройства многих приборов и аппаратов, помогает производству, служит помощником при уходе и обслуживании машин и механизмов. Во-первых, химия помогла построить энергетический аппарат, необходимый для работы тепловоза и других машин. Это аккумуляторные батареи. Действие любого аккумулятора основано на протекании в нем окислительно-восстановительной реакции.

У нас используют щелочные и кислотные аккумуляторы. Для изготовления электродов в кислотных аккумуляторах используют свинец, а в щелочных аккумуляторах кадмий и железо. Электроны передаются от восстановителя к окислителю по внешней цепи, т. е. в результате реакции возникает электрический ток, который и производит полезную работу. Во-вторых, чтобы очистить секции холодильника от накипи, необходимо промывать их раствором каустической соды, а чтобы смыть масляный слой – нужен раствор кислоты или керосин. В керосине промываются все детали тепловоза перед ремонтом. Для очистки контактов электрических аппаратов необходимо иметь чистый бензин или спирт.

Перечень полезных дел, осуществляемых химией на железнодорожном транспорте, можно продолжать очень долго. Я – за разумное использование химии.

СУДЬЯ: А что вы можете сказать в свое оправдание, подсудимая химия?

ПОДСУДИМАЯ ХИМИЯ: Не виновата я! Я присутствую везде, что вас окружает. Я присутствую в вас самих. Все мы являемся частью природы. Природа существует вечно, и у нее есть свои законы. Человек, живущий на Земле, изучает их, он уже многое узнал в своих целях. И только там я приношу беды, где человек не знает или не правильно использует мои достижения.

СУДЬЯ: Выслушав речь главного обвинителя и показания некоторых свидетелей, мы выяснили, что по вине химии происходят недоразумения, беды и даже катастрофы, приносящие ущерб. Но с другой стороны, приводимые доводы адвоката и показания других свидетелей говорят о положительной роли химии. Дальнейшая судьба химии зависит от решения суда.

СТРАЖНИК: Суд удаляется на совещание. (Пока суд совещается, учитель проводит беседу с учащимися об использовании химических знаний в своей профессии, в быту, жизни; о том, как разумно использовать достижения химии, не навредив себе и окружающей природе; как сберечь красоту мира, пользуясь знаниями, полученными на уроках).

СТРАЖНИК: Встать! Суд идет!

СУДЬЯ: Рассмотрев дело подсудимой химии, суд выяснил как положительные, так и отрицательные ее стороны. За преступления химию следовало бы наказать. Но, учитывая, что без химии не было бы кино и фотографии, мы не могли бы записывать музыку со всеми ее нюансами. Палитра художников мгновенно поблекла бы, а мир, созданный руками человека приобрёл бы серую краску бетона и красную кирпича, не обладая возможностями этой науки, мы оказались бы полураздетыми и полуголодными. Это ведь химия украшает наш быт, помогает нам строить. Суд решил наказание не применять. Во всех бедах, свалившихся на человечество, виновата не химия, а люди, плохо её знающие.

УЧИТЕЛЬ: В одной из своих книг Тур Хейердал писал: «Мы вошли в область, где весь поверхностный слой был полон асфальта, а еще через три дня море нашли таким загрязненным, что некуда было окунуть зубную щетку. Из голубого Атлантический океан стал серо-зеленым и мутным, всюду плавали комки мазута. В этой каше болтались пластиковые бутылки. Мы воочию убедились, что люди отравляют важнейший источник жизни, могучий фильтр земного шара – Мировой океан. И нам стало ясно, какая угроза нависла над нами и будущими поколениями».

Помнить об этом, аккуратно и экономно пользоваться химическими препаратами, выбрасывать отходы только в мусорные баки, – это и означает внести свой вклад в благородное дело защиты окружающей среды, сохранения неповторимой красоты природы и всего живого.


Берегите землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите

Чудо песен, городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий,

Старости последнюю отраду –

Женщину, бегущую к детсаду.

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье,

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертие верящую душу, –

Всех судеб связующие нити.

Берегите землю! Берегите

Времени крутые повороты,

Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства

Дерево надежд и беспокойства,

Откровения земли и неба –

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб они за слабого сражались.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Всё дарю! И всё от вас приемлю!

Только Берегите эту землю!


IV. Подведение итогов урока, объявление оценок.

Опыт показывает, что эффект от таких нестандартных уроков превосходит все ожидания. Они активизируют познавательную деятельность учащихся, создают особый эмоциональный настрой для усвоения знаний, развивают воображение и память, формируют у учащихся навыки работы со справочной и научно-популярной литературой, умение выступать перед аудиторией и владеть профессиональным языком.

Я считаю, что обучение, сочетающее изучение и обобщение материала с лекциями, деловыми играми, конференциями и т.д., дает хорошие результаты по формированию глубоких и прочных знаний, устойчивого интереса к химии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» iconУрок (география + химия) "Природные уникумы Урала" 8 класс
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» iconРазработка урока одноатомные спирты и их роль в жизни человека По дисциплине «химия»
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине «Химия» по теме «Одноатомные спирты и их...
Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут...
Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» iconМетодическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»...
Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35
Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года
Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» iconМетодическая разработка научно практической конференции для студентов...
Методическая разработка научно – практической конференции для студентов 1 курсов
Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» iconМетодическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация»
Методическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация» с использованием икт
Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» iconКонкурсная методическая разработка конспект урока информатики по...
Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен...
Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» iconМетодическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца"
Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала
Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск