Скачать 127.39 Kb.
|
Разработка плана-конспекта урока «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» Учитель: Потокина Нина Николаевна МОУ СОШ N47 г. Тверь Тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» Цель урока: а) познавательный аспект:
-определение понятий: «периодичность», «периодический закон» -характеристика структуры периодической системы -значение периодического закона 3.Сформировать следующие специальные умения: - объяснение причины периодического изменения свойств химических элементов -установление физического смысла порядкового номера элемента, номера группы, номера периода, периодического закона. -выявление закономерности изменения металлических и неметаллических свойств элементов в периодах и в группах б) развивающий аспект: Обеспечить, используя задания, требующие выполнения мыслительных операций различного уровня сложности, формирование самостоятельности суждений учащихся, интеллектуальных и учебно-коммуникативных умений и навыков: -развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи) -формирование внимания, техники письма, чтения -формирование мыслительных операций( анализ и синтез, выделение главного и существенного, абстрагирование и конкретизация, сравнение и различение) в) воспитывающий аспект: 1.Содействовать в ходе урока формированию научного мировоззрения учащихся: - убеждённости в материальности мира путём раскрытия природы изучаемых явлений -понимание объективного характера изучаемого закона, возможности познания природы и использования этих знаний в научной и практической деятельности -установление причинно-следственных связей: состав- строение- свойства 2.Осуществлять нравственное воспитание ( патриотизм,интернационализм, товарищество, этические нормы поведения) 3.Формировать уважение к науке как к части культуры общества. Мотивация: показ значимости новых знаний -для развития науки -в жизненно-познавательном опыте -в процессе обучения (наличие базовых знаний о положении элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строении его атома обеспечивает усвоение материала последующих тем; позволяет устанавливать причинни- следственные связи) Ход урока
-прочитать текст -соотнести информацию текста с соответствующим блоком опорного конспекта -ответить на вопросы, выполнить тестовые задания, обсудить ответы в группе -выбрать комментатора
Учебный текст №1 «Периодический закон» Формируемые понятия: «периодичность», «периодический закон» Вопросы для вывода: а) Можно ли сказать, что периодический закон существует в природе реально? б) В чём заслуга Д.И. Менделеева? Учебный текст №2 «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» Формируемые понятия: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «периоды», «группы», «главные и побочные подгруппы» Вопросы для вывода: Периодическая система и периодическая таблица- это одинаковые понятия? Учебный текст №3 «Периодический закон и периодическая система в свете учения о строении атома» Формируемые понятия: физический смысл периодического закона, № периода, № группы Вопросы для вывода: Почему наблюдается периодическая зависимость свойств элементов и образованных ими веществ от заряда ядра атома? Учебный текст №4 « Значение периодического закона» Формируемые понятия: материальность, единство и познаваемость мира, взаимосвязь явлений Вопросы для вывода: Какие факты доказывают научность открытого Д.И.Менделеевым закона
Диагностическая работа 1.Выберите схемы химических элементов: 1В. Второго периода 2В Третьего периода а)2е,8е б)2е,8е,5е в) 1е г)2е,8е,8е,1е 2.Выберите схемы элементов: 1В Третьей группы 2В Шестой группы а)2е, 8е,6е б)1s22s22p63s23p1 в)1s22s1 г)1s22s22p6 3.Наиболее ярко 1В металлические 2В неметаллические свойства выражены у: а)1s22s2 б)1s22s1 в) 1s22s22p1 г) 1s22s22p2 4.Причина 1В Усиления металлических свойств в периодах 2В Усиления металлических свойств в группах: а) увеличение числа ЭУ б) увеличение числа электронов на ВЭУ в)увеличение заряда ядра г) увеличение массы атома
- ПЗ существует и действует в природе реально и независимо от сознания человека. Человек лишь открывает закон , т. е. познаёт связь явлений и выражает её в формулировке: « свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра их атома» - Периодическая система- естественная классификация химических элементов. Периодическая таблица- графическое изображение периодического закона -Свойства элементов изменяются периодически, т.к. периодически изменяется число электронов на внешнем уровне их атомов -ПЗ- это не гипотеза, а научная теория, т.к. выполняет три основные функции: обобщающую, объясняющую и прогностическую (ПСХЭ Д.И.Менделеева – единое целое, включающее в себя все химические элементы, т.к. у них общие черты строения атомов, общие свойства; ПЗ показывает взаимосвязь состава- строения- свойств; ПЗ позволяет предсказывать существование и свойства ещё неоткрытых элементов) Схема – конспект
Учебный текст 1 «Периодический закон Д.И.Менделеева» Задание: дайте формулировку периодического закона, объясните понятие периодичность
Ни одна из попыток классификации не выявила основной закономерности в их расположении и, следовательно, не могла привести к созданию естественной системы, охватывающей все элементы и отражающей природу их сходства и различия.
Д.И.Менделеев расположил все известные элементы в порядке возрастания атомных масс :Li – Be – В – C – N – O – F – Ne – Na – Mg – Al – Si – P – S – Cl… И обнаружил, что в полученном им естественном ряду элементов сходные элементы(Li – Na - щелочные металлы; F- Cl – типичные неметаллы «галогены») повторяются через правильные интервалы. Эта закономерность была названа Д.И.Менделеевым законом периодичности и сформулирована следующим образом: Свойства простых тел, а также форма и свойства соединений химических элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных масс элементов.
Li – Be – В – C – N – O – F – Ne Na – Mg – Al – Si – P – S – Cl Это расположение отражало периодичность изменения свойств химических элементов. Вопросы: 1) Какое свойство элемента Д.И.Менделеев положил в основу классификации? 2)Объясните выражение «свойства элементов изменяются периодически»? Какие свойства элементов изменяются периодически? Учебный текст 2 « Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» Задание: Объясните выражение «периодическая система- естественная классификация химических элементов, а таблица- графическое изображение периодического закона» 1.В результате сопоставления свойств и атомных масс элементов Д.И. Менделеев пришёл к открытию ПЗ и на его основе- ПСХЭ, т.е. ПСХЭ реально существует в природе, является естественной классификацией химических элементов. Таблица, которой мы пользуемся- это графическое изображение ПЗ. В настоящее время наиболее распространёнными формами таблицы являются короткая и длинная. Короткая форма таблицы была разработана Д.И. Менделеевым в 1870 году, её называют классической. (Первый вариант , предложенный в 1869 году, имел длинную форму т. е. в ней периоды располагались одной строкой) В школе изучают короткую форму таблицы. Какова же её структура? 2. Периоды- горизонтальные ряды элементов, в пределах которых свойства элементов изменяются последовательно. Периоды делятся на малые (1период-2 элемента; 2,3 периоды- по 8 элементов) и большие (4,5 периоды- по 18 элементов; 6 период- 32 элемента; 7 период- незаконченный) Во всех периодах с увеличением порядкового номера элемента(СЛЕВА НАПРАВО) металлические свойства убывают, а неметаллические усиливаются. 3.Группы- это вертикальные столбцы элементов, их восемь. Каждая группа состоит из 2-х подгрупп: главной и побочной. Главная подгруппа включает элементы и малых и больших периодов. Побочная подгруппа включает элементы только больших периодов. Например:1группа главная подгруппа:H, Li, Na, K, Rb, Cs, Fr; побочная подгруппа- Cu, Ag, Au. В подгруппу объединены элементы со сходными свойствами: сверху вниз металлические свойства элементов усиливаются, а неметаллические ослабевают. Пользуясь ПСХЭ можно дать сравнительную характеристику свойств любого элемента. Тесты: 1. Элемент №20 находится: а)5п, 4 гр., гл. подгр. б) 4п, 5 гр., гл. подгр. в) 4п, 2гр., гл. подгр. 2п, 4 гр., гл. подгр.) 2.В 3 группе гл. подгруппе находится: а)Na б) Mg в)Al г) C 3Наиболее ярко металлические свойства выражены у: а)Na б) Mg в)Al 4Наиболее ярко металлические свойства выражены у: а) Li, б)Na, в)K 5Наиболее ярко неметаллические свойства выражены у: а)N б)O в)F 6Наиболее ярко неметаллические свойства выражены у: а) C б)Si в)Ge Учебный текст3 «Периодический закон и периодическая система в свете учения о строении атома» Задание: Дайте современную формулировку ПЗ. Почему заряд ядра ( порядковый номер) является главной характеристикой элемента?
Свойства элементов, а также их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра атома.
Тесты: 1Выберите название элемента, у которого на ВЭУ 8 электронов: а) неон, б)фтор, в)бор, г)кислород 2.4ЭУ содержит электронная оболочка атома: а)кремния, б) серебра, в) калия г)бериллия 3Электронная схема +Х)2)5 соответствует: а)бору, б)серебру, в) хлору, г) азоту 4.Дополните формулу 1s22s2…3s1, выберите название химического элемента, которому она принадлежит: а)алюминий, б)литий, в)натрий, г)азот 5. Дополните формулу +Х)2)…)3, выберите название химического элемента, которому она принадлежит: : а)алюминий, б)литий, в)натрий, г)азот Учебный текст 4. «Значение периодического закона» Задание: оценивая значение открытия Д.И.Менделеева Ф.Энгельс писал: Менделеев совершил научный подвиг, который смело можно поставить рядом с открытием Леверье, вычислившего орбиту неизвестный планеты Нептуна. В чем научный подвиг Д.И.Менделеева? 1)Казалось всё просто: написать символы химических элементов, их атомные массы; расположить карточки в порядке возрастания атомных масс. НО, давайте представим середину 19 века. Что знали современники Д.И.Менделеева? 63 элемента. Некоторые из них не были хорошо очищены от примесей, а это вело к искажению атомных масс, свойств элементов. В таблице было много пустых клеток. Чтобы не нарушать периодичность, Д.И.Менделеев вынужден был исправлять атомные массы некоторых элементов(так масса бериллия считалась 13,5, металл бериллий попадал между двумя неметаллами углеродом и азотом. Менделеев исправляет массу бериллия на среднюю и ставит между литием и бором ( 7+11):2=9). Последующие исследования подтвердили это. А тогда это был смелый шаг. Кроме того ученый вынужден был допустить 3 перестановки: Элемент№18 аргон имеет массу 40, а элемент№19 калий – 39(№27 и №28; №52 и №53). Это было воспринято большинством ученых, как научное легкомыслие, необоснованная дерзость. 2)Д.И.Менделеев делает еще один смелый шаг: он подробно описывает свойство еще никому не известных элементов. Дальнейшее развитие экспериментальной химии убедительно подтвердило менделеевские прогнозы . Каково же было удивление и восхищение ученых разных стран, когда открыв новый элемент они обнаруживали точное совпадение его свойств с прогнозами Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов сделалась компасом в исследованиях ученых. Опираясь на нее, они стали открывать новые химические элементы, создавать новые вещества с заранее предсказанными свойствами. С периодическим законом связан прогресс не только в науке(взаимопревращение элементов, поиск путей освобождения ядерной энергии, получения изотопов, развитие физики, геохимии, биохимии, химии космоса), но и в технике: ПЗ открывает закон распределения металлов в земной коре, помогая поиском полезных ископаемых. Металлурги нашли связь ПСХЭ с ролью и поведение элементов в специальных видах стали. Таким образом, границы действия закона обширны: они охватывают химические элементы Вселенной, и образуемые ими простые и сложные вещества. При жизни Д.И.Менделеева ПЗ опирался на атомно – молекулярное учение, сегодня- на электронную теорию строения атома, продолжая жить и развиваться. Вопросы: Как вы понимаете выражение: «Закон, являясь инструментом познания, выполняет 3 функции: обобщающую, объясняющую, прогностическую.»? |
Закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева Урок: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» | Закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева... Тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома» | ||
Тема номер урока Периодический закон и периодическая система химических элементов д. И. Менделеева (10ч) | Экзаменационные вопросы «Правила по охране труда при использовании... Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых... | ||
Сценарий внеклассного мероприятия по химии на тему: «Периодический... | Программа профессионального модуля Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | ||
Программа «азбука вежливости» Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Протокол Педагогического Совета Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | ||
Азбука нравственного воспитания школьников Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Утвердено ... | ||
Протокол №4 от 28. 04. 09 /Рожков А. А./ руководитель мо /Тюпина Г. А Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых... | Е. Н. Салыгин (фамилия, инициалы) Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых... | ||
Конспект занятия «Путешествие по страничкам книг» Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Комитет по народному образованию администрации солнечногорского Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | ||
Вопросы к экзамену по дисциплине «Химия» Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых... | Сосуды работающие под давлением Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых... |