ТЕМА
| Номер урока
| Дата
| СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
| ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА
| Химический эксперимент
|
| предметные
| метапредметные
|
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.
ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (10ч)
|
Характеристика
химического элемента на основании его положения в Периодической системе
Д.И.Менделеева
| 1
|
| Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
| использовать при характеристике превращений веществ понятия: «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции
нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические
реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно-восстановительные реакции», «гомогенные реакции»,
«гетерогенные реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической реакции»,
«скорость химической реакции», «катализатор»;
характеризовать химические элементы 1-3-го периодов по
их положению в Периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева: химический знак, порядковый номер, период,
группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число
электронов, распределение электронов по электронным слоям,
простое вещество, формула, название и тип высшего оксида
и гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов));
характеризовать общие химические свойства амфотерных
оксидов и гидроксидов;
приводить примеры реакций, подтверждающих химические
свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;
давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту;
направлению протекания реакции; изменению степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию катализатора;
объяснять и приводить примеры влияния некоторых факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения
реагирующих веществ) на скорость химических реакций;
наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка
и языка химии;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства
амфотерных оксидов и гидроксидов; зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природа реагирующих
веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ).
| определять цель учебной деятельности с помощью учителя
и самостоятельно, искать средства ее осуществления, работая по
плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
составлять аннотацию текста; создавать модели с выделением существенных характеристик
объекта и представлением их в пространственно-графической
или знаково-символической форме;
определять виды классификации (естественную и искусственную);
осуществлять прямое дедуктивное доказательство.
|
|
| 2
|
| Свойства оксидов, кислот, оснований
и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.
|
|
Амфотерные оксиды и гидроксиды
| 3
|
| Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
| Л.О. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойства
|
Периодический
закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении
атома
| 4
|
| Периодический закон и Периодическая
система химических элементов
Д. И. Менделеева.
|
|
Химическая
организация живой и неживой
природы
| 5
|
| Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические
элементы в клетках живых организмов.
Макро -и микроэлементы.
|
|
Классификация
химических реакций по различным основаниям
| 6
|
| Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических
реакций по различным основаниям:
составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту,
направлению, изменению степеней
окисления элементов, образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катализатора.
|
|
Понятие о скорости химической реакции
| 7
|
| Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость
химических реакций.
|
|
Катализаторы
| 8
|
| Катализаторы и катализ. Ингибиторы.
Антиоксиданты.
|
|
Обобщение и
систематизация
знаний по теме
«Введение. Общая характеристика химических
элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева»
| 9
|
|
|
|
Контрольная работа по теме
«Введение. Общая характеристика химических
элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая
система химических элементов
Д. И. Менделеева»
| 10
|
|
|
|
|
ТЕМА 1. МЕТАЛЛЫ (15ч)
|
Век медный,
бронзовый, железный.
Положение
элементов_
металлов в Периодической
системе
Д. И. Менделеева и особенности строения их
атомов.
Физические
свойства металлов. Сплавы
| 1
|
| Металлы в истории человечества. Положение металлов в Периодической
системе химических элементов
Д. И. Менделеева.
| использовать при характеристике металлов и их соединений
понятия: «металлы», «ряд активности металлов», «щелочные металлы», «щелочноземельные металлы», использовать их при характеристике металлов;
давать характеристику химических элементов металлов (щелочных металлов, магния, кальция, алюминия, железа) по их
положению в Периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение
атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее
число электронов, распределение электронов по электронным
слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего
оксида и гидроксида);
называть соединения металлов и составлять их формулы по
названию;
характеризовать строение, общие физические и химические
свойства простых веществ металлов;
объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства)
химических элементов металлов (радиус, металлические свойства
элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
описывать общие химические свойства металлов с помощью
естественного (русского или родного) языка и языка химии;
составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также
электронные уравнения процессов окисления-восстановления;
уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием
электролитов;
устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами;
описывать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также алюминия и железа и их соединений
с помощью естественного (русского или родного) языка и языка
химии;
выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент
по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксид-ионов;
экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»;
описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
реакций, протекающих с участием металлов и их соединений.
| работать по составленному плану, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочную литературу, сложные приборы, средства ИКТ);
с помощью учителя отбирать для решения учебных задач не_
обходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные
диски;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из раз_
личных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного
конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом
своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе
с применением средств ИКТ;
составлять рецензию на текст;
осуществлять доказательство от противного.
| Л.О. 2.Ознакомление с коллекцией образцов металлов
|
2
|
| Металлическая
кристаллическая решетка и металлическая химическая связь.
Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение.
| Д. Образцы сплавов
|
Химические свойства металлов
| 3
|
| Химические свойства металлов как
восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом
ряду напряжений металлов.
| Л.О. 3.Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей
|
Металлы в природе. Общие
способы их
получения
| 4
|
| Металлы в природе. Общие способы их
получения.
|
|
Понятие о коррозии металлов
| 5
|
| Коррозия металлов и способы борьбы с
ней
|
|
Общая характеристика элементов IА группы.
| 6
|
| Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов.
Щелочные металлы — простые вещества.
| Д. Взаимодействие натрия и лития с неметаллами, водой.
|
Соединения
щелочных металлов
| 7
|
| Важнейшие соединения щелочных
металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в
народном хозяйстве. Калийные
удобрения.
| Л.О. 4Ознакомление с образцами природных соединений.
|
Щелочноземельные металлы.
| 8
|
| Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение
атомов. Щелочноземельные
металлы — простые вещества.
|
| Д. Образцы щелочноземельных металловД. ВзаимодействиеСа с водой, неметаллами
|
Соединения щелочноземельных
металлов
| 9
|
| Важнейшие соединения щелочноземельных
металлов — оксиды, гидроксиды и
соли (хлориды, карбонаты, нитраты,
сульфаты, фосфаты), их свойства и
применение в народном хозяйстве.
| Л.О.4Ознакомление с образцами природных соединений кальция.
|
Алюминий и его
соединения
| 10
|
| Строение атома, физические и химические свойства алюминия как простого
вещества.
| Л.О.4Ознакомление с образцами природных соединений алюминия.
|