Скачать 334.6 Kb.
|
Разработка внеклассного мероприятия по химии учителя химии и биологии Халиковой Р.Т. Сценарий внеклассного мероприятия по химии на тему: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» На изучение темы: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» уделяется достаточно много времени, так как эта тема имеет решающее значение для дальнейшего обучения химии. При изучении данной темы учащиеся должны усвоить не только сам факт периодичности в изменении свойств элементов и их соединений, но и осознать природу этого явления, определяемую строением атомов элементов. Приобретенными знаниями о периодической системе учащиеся должны уметь пользоваться и в последующих классах, применяя их для углубления ранее изученных понятий и явлений для объяснения состава и свойств веществ на основании положения в периодической системе. Обучение химии в 8,9 классах провожу по учебнику О.С. Габриелян. В данном учебнике по программе не рассматривается вопрос о жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Совсем кратко описывается и значение Периодического закона, поэтому, для проявления дальнейшего интереса к изучаемой теме провожу внеклассное мероприятие в форме «Недели химии» по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». Для проведения такого мероприятия предшествовала подготовительная работа. На подготовительную работу уходит две недели. При подготовке проведения «Недели химии», стремилась привлечь к участию в нем каждого ученика. Для этого, совместно с учащимися 8.9 классов разрабатываем план мероприятий с переченью видов работ с указанием, какое участие принимает каждый ученик. В план вошли следующие мероприятия: химические чтения (сообщения, рефераты), викторины, кроссворды, занимательные химические игры, выпуск химической газеты. Для написания рефератов, заранее учащимся дала список научно - популярной литературы. Они сами выбирали тему для написания реферата, сообщений. Самостоятельный выбор тем докладов-рефератов был предоставлен для того, чтобы развить их инициативу и заинтересованность химией. Тем, кто нуждался в помощи, я как учитель, предлагала свои. Заранее продумывали и готовили занимательные опыты, думали, как лучше оборудовать зал для проведения конференции. I- План «Недели химии»
До проведения конференции во внеурочное время, ребята приходили на подготовку в кабинет химии и разгадывали викторины и кроссворды, согласно намеченному плану. Подготовка к конференции Оформление зала: На слайде портрет Д.И.Менделеева, высказывания Д.И.Менделеева. В зале повесили портрет Д.И.Менделеева, Периодическую таблицу, табличку с химическим элементом №101., физическую карту Российской Федерации (флажками указаны населенные пункты носящие имя великого ученого). Под портретом Д.И.Менделеева его слова: «Сам удивляюсь, чего я только не делывал в своей научной деятельности», а под периодической таблицей: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает». 2)На стене вывесили все викторины и кроссворды (с ответами, так как в течение недели ребята работали над их разгадыванием). 3)плакат со словами Д.И.Менделеева - «Только там наука будет любезна народу и станет через него развиваться, где промышленное развитие пустило корни….», 4)плакат со словами поэта А.Блока - « Он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Он всё знает, лучше всех». II - Открытие конференции. Конференцию открывают: 1-ый ведущий ученик - читает отрывок из стихотворения Н.Глазкова: Пусть зимний день с метелями Не навевает грусть- Таблицу Менделеева Я знаю наизусть. Зачем я его выучил? Могу сказать зачем. В ней стройность и величие Любимейших поэм. Без мгновенья книжного В ней смысла торжество И элемента лишнего В ней нет ни одного. В ней пробужденье дерева И вешних льдинок хруст Таблицу Менделеева Я знаю наизусть. 2-ой ведущий: читает отрывок стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева» Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все – от песчинок малых до планет- Из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой, Строй менделеевской системы строгой. Вокруг тебя творится мир живой, Входи в него, вдыхай, руками трогай. 1-ый ученик (ведущий): Открытию закона предшествовала длительная и напряженная научная работа Д.И.Менделеева в течение 15 лет с 1854 по 1869г.г. Датой открытия закона считается 1 марта 1869г. Именно в этот день Д.И.Менделеев составил таблицу. Предшественники Д.И.Менделеева (Доберейнер, Ньюлендс, Мейер) сделали много для подготовки открытия периодического закона. Но ни один из этих ученых не решился на основании подмеченной периодичности предсказать новые химические элементы. Ни один из них не сумел в полном объеме охватить совокупность физических и химических свойств элементов и образованных ими веществ, обнаруживающих всю глубину периодического закона. Для них периодичность была лишь удобным способом классификации, они не увидели в ней фундаментального закона природы. 2-ой ученик (ведущий) объявляет победителя химического чтения, и он читает свой доклад «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева». Менделеев родился 27 января(8 февраля)1834 года в г. Тобольске в семье директора Тобольской гимназии (в этом году ему исполнилось 180 лет со дня рождения). После окончания гимназии он поступил в педагогический институт в Петербурге. Здесь, у него, зародилась страсть к химии. Молодой Менделеев поражал своих учителей ранней научной самостоятельностью. Химиком он стал не случайно, а сознательно. Обладая от природы математическими способностями, Д.И. Менделеева полюбил математику и физику. Изучая химию в институте, он убедился, что в химии недостаточно методов и приёмов физики и математики, а также и биологии, Из биологии он взял для себя сравнительные методы, качественные описания изучаемых явлений, а также классификационные принципы, разрабатываемые на огромном числе видов животного и растительного мира. Д.И. Менделеев защитил диссертацию «Рассуждение о соединении спирта с водой». Начиная с этой научной работы, Д.И. Менделеев развивает химическую теорию растворов, объясняющую растворение образованием непрочных соединений растворенного вещества с растворителем. Разработанная, Д.И. Менделеевым, гидратная теория растворов имеет значение в химии и в наше дни. Но всемирную славу Д.И. Менделееву принесло открытие в 1869 году периодического закона. Когда Менделеев составлял свою таблицу, а на основании открытого им периодического закона, многие элементы не были известны. Руководствуясь рядом соображений, Менделеев пришёл к выводу, что в природе должны существовать ещё неизвестные элементы, и оставил для них пустые места. Одному из их Менделеев дал название экабор, так как этот элемент, по мнению Менделеева, должен был походить по свойствам на бор. Два другие были названы экаалюминием и экасилицием. Это послужило стимулом к планомерным поискам, которые увенчались блестящим успехом: предсказанные химические элементы были открыты еще при жизни Менделеева. Первым был открыт галлий; его свойства оказались такими, какие были предсказаны для экаалюминия. Затем был открыт скандий, обладающий свойствами экабора, и, наконец, германий, имеющий свойства, предсказанные для экасилиция. Точность предсказаний Менделеева поразила его современников. Они убедились, что периодическая система не только удачная классификация элементов, но что она имеет огромное научное значение. Руководствуясь периодическим законом, Д.И. Менделеев исправил относительные атомные массы элементов, которые были определены неправильно, например, бериллия, вместо 13,5 должно равняться 9, иначе нарушиться закономерность в изменении свойств элементов. Дальнейшее исследования ученых подтвердило правильный подход рассуждений Менделеева. Открытие Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Это открытие явилось величайшим достижением его творческой деятельности. Все современное учение о веществе, его строении и развитии основывается на периодическом законе химических элементов. Периодический закон сыграл большую роль в создании современной теории строения атомов, которая в свою очередь явилась подтверждением его положений. На основе Периодического закона удалось предсказать и открыть заурановые элементы, радиоактивных изотопов. Д.И. Менделеев написал более 500 работ. Но сам Менделеев говорил: « По существу четыре предмета составили моё имя: периодический закон, исследования газов, растворов как ассоциаций и «Основы химии». Тут всё моё богатство. Выдающимся трудом Д.И. Менделеева является его книга «Основы химии». В этой книге впервые вся неорганическая химия была изложена на основе периодического закона. За великие заслуги в науке Д.И. Менделеев был избран членом многих зарубежных академий наук, был почетным доктором ряда университетов и почетным членом многочисленных научных сообществ. С 1876года Д.И. Менделеев- член Петербургской академии наук. В 1880г. виднейшие русские ученые выдвинули кандидатуру Д.И. Менделеева в члены Петербургской Академии наук, но она была отвергнута реакционным большинством Академии. С 1983 г. Менделеев был хранителем Главной палаты мер и весов. В честь Д.И. Менделеева в России утверждена золотая медаль – она присуждается за выдающиеся работы по химии. Его именем названы города, заводы, учебные заведения, научно-исследовательские институты. Имя Д.И. Менделеева присвоено Российскому химическому обществу. В знак признания приоритета великого русского химика Дмитрия Менделеева, который первым использовал периодическую систему элементов для предсказания химических свойств тогда еще не открытых элементов, элементу с порядковым номером 101 было дано название Менделевий. Чтобы мероприятие было связано с краеведческой работой по химии, посоветовала ученикам написать реферат на тему: «Д.И.Менделеев о промышленном развитии Урала», так как Челябинская область, это – уральский регион, связанный с промышленностью. 1 ведущий ученик: Еще интересно отметить работы Дмитрия Ивановича Менделеева в области каменноугольной промышленности, стоял за неразрывную связь науки и промышленности. Он говорил: «Если без науки не может быть современной промышленности, то без неё не может быть и современной науки. Слово даётся 2-му ученику для краткого сообщения (из своего написанного реферата) по теме: «Д.И.Менделеев о промышленном развитии Урала»: В 1899 г. министр финансов С.Ю.Витте обратился к Д.И.Менделееву с просьбой возглавить экспедицию на Урал и выяснить: 1) в чем причина медленного развития железного дела на Урале? 2) какое количество чугуна и стали можно ожидать впредь от Урала, исходя из его естественных запасов? 3) может ли производство черных металлов на Урале дешевле и насколько? Дмитрий Иванович тщательно готовился к экспедиции и даже составил программу работы. Архивные документы показывают, что Д.И.Менделеев в это время хорошо знал нужды края и возможности промышленного развития. Изучая постановку металлургического дела на Урале, Д.И.Менделеев внес ценные предложения о более рациональном использовании руд, топлива и побочных продуктов производства. Вера в неисчерпаемость сил Урала и беспредельные его развития ярко выражены в словах Д.И.Менделеева, завершающих труд об Урале : «Отправляясь на Урал, я знал, конечно, что еду в край, богатый железом и могущий снабдить им Россию». Замечательный, великий ученый смотрел далеко вперед, предвидел то, что удалось осуществить в наше время. Уральский край, мой Златоуст! Читает стихи 3-ий ученик стихи Людмилы Татьяничевой об Урале «Живу я в глубине России» Живу я в глубине России, В краю озер и рудных скал. Здесь реки – сини, горы- сини И в синих отсветах металл. Милы и дороги до боли, Да так, что глаз не оторвать, И сосен царственная стать. Тайга, тайга…. Берет отсюда Начало изумрудный цвет. А зеленее изумруда Ни дерева, Ни камня нет! По красоте, по скрытой силе Мне не с чем мой Урал сравнить. Иной здесь видится Россия, Суровей, строже может быть. А может здесь она моложе… Свежей тут времени рубеж. Но сердце русское – все то же, И доброта и песни те ж! И лица те же, что в Рязани. И так же звучны имена. Как солнце в драгоценной грани, В Урале Русь отражена. У карты Челябинской области стоит 4-ый ученик и показывает, где добывают полезные ископаемые (в Магнитогорске, Карабаше, Кусе, Верхноуральске и т.д.). А в нашем родном Златоусте находится крупнейший металлургический комбинат, где производят чугун и сталь. Урал называли и называют кладовой и сокровищницей нашей страны. На его территории открыты более 12 тысяч месторождений самых различных полезных ископаемых. Мы гордимся и любим свой край, свой родной город. |
Закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева... Разработка плана-конспекта урока «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» | Закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева Урок: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» | ||
Конспект занятия по социально- нравственному развитию на тему: «Путешествие в страну Вежливости» Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Основные требования к современному уроку химии. Современные педагогические технологии обучения Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых... | ||
Тема номер урока Периодический закон и периодическая система химических элементов д. И. Менделеева (10ч) | Тематическое планирование по химии 9 класс Тема урока Тип урока Домашнее задание Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | ||
Экзаменационные билеты по химии теоретическая часть (9 класс) преподаватель:... Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых... | Экзаменационные вопросы по фармацевтической химии для студентов III... Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых... | ||
Программа «азбука вежливости» Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Программа профессионального модуля Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | ||
Протокол Педагогического Совета Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева... Тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома» | ||
Азбука нравственного воспитания школьников Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Утвердено ... | ||
Конспект занятия «Путешествие по страничкам книг» Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Комитет по народному образованию администрации солнечногорского Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева |