Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия





Скачать 201.54 Kb.
НазваниеГолосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия
Дата публикации30.08.2014
Размер201.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Голосова Ольга Анатольевна

учитель химии МБОУ СОШ №9

им. М.В.Водопьянова г.Липецка

Предмет: химия

Уровень образования: основное общее образование

Тема: Особые свойства концентрированной серной кислоты

Тип урока: «открытие» нового знания

Форма проведения урока: групповая работа

Время проведения: 2-я четверть

Участники: 9 класс

Цель: Изучить окислительные и особые свойства концентрированной серной кислоты, выявить причину этих свойств; обобщить знания учащихся об общих свойствах кислот; продолжить формировать навыки применения знаний в нестандартных и жизненных ситуациях, с использованием индивидуальных и дифференцированных заданий.

Задачи:

1. Обобщить и закрепить знания учащихся о серной кислоте, изучить свойства концентрированной серной кислоты; способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком; переходу от формального – логического восприятия материала данной темы к образно-логическому мышлению.

2. Развить навыки наблюдения, выявления ошибок, решения задач, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; учить размышлять, делать предположения, прогнозировать.

3. Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.

4. Воспитывать умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля. Показать связь изучаемой темы с жизнью..

Оборудование:


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя


Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

I. Вызов.

Актуализация

Собственно вызов. Цель: Вызвать интерес к изучаемой теме. Включить обучающихся в активный мыслительный процесс

Включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Подвести учащихся к формулировке темы, проблемы, гипотезы, цели урока

II Осмысление:

1)Постановка учебной задачи
2)«Открытие» нового знания


3)Составление алгоритма

4)Первичное закрепление

Цель: закрепить полученные знания через применение алгоритма, проговаривая вслух новые термины

III Рефлексия

1) самостоят-я работа

Цель: закрепить новые знания обучающихся, сформировать умения соотносить прежние знания с новыми

2) собственно рефлексия

Поведение итогов



Слово учителя.

Ребята, на прошлом уроке мы повторили свойства раствора серной кислоты и ее солей – сульфатов. Без серной кислоты трудно себе представить жизнь современного человека:

производство бензина и красок, удобрений и взрывоопасных веществ, лекарств и тканей,

других кислот, солей, глюкозы, цветных металлов, пластмасс и многих других необходимых человеку веществ и продуктов.

НО! Как заметил еще в 1789 году Антуан Лоран Лавуазье , «кислоты… состоят как бы из двух частей…, одна из которых является НОСИТЕЛЕМ КИСЛОТНОСТИ и входит в состав ВСЕХ кислот…, другая же ИНДИВИДУАЛЬНА для каждой кислоты и отличается от остальной ее части .»

Вот сегодня мы и рассмотрим эти особые свойства.
Но сначала вспомним то, что нам уже известно.

Один из учащихся составляет уравнение реакции раствора серной кислоты с цинком с электронным балансом:

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2
Zn0 – 2e Zn+2 восстановитель, окисление

2H+ + 2e H20 окислитель, восстановление

Чем можно объяснить свойства серной кислоты, общие с другими кислотами?

Организует беседу по выявлению причин затруднения КАРТОЧКА – РИСУНОК №6 .

Что удивляет?

Какие вы видите новые факты?

Можете ли вы выполнить задание?

В чем вы испытываете затруднение?

Чем ситуация отличается от встречавшейся ранее?

Какие есть мнения?

Учитель организует беседу по вопросам:

- Как же осуществить взаимодействие меди с серной кислотой?

- Мы с вами рассматривали свойства РАСТВОРА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ.

- А КАКАЯ еще бывает серная кислота ? (КОНЦЕНТРИРОВАННАЯ !)

- Может быть ее свойства ОТЛИЧАЮТСЯ от свойств разбавленной серной кислоты?

Проблема:

Как в отличие от других кислот может взаимодействовать с металлами концентрированная серная кислота?
Гипотеза:

Если мы узнаем об особых свойствах концентрированной серной кислоты, то сможем прогнозировать реакции с её участием
Цель: Выяснить, какими особыми свойствами обладает концентрированная серная кислота.

Тема урока:

СВОЙСТВА КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ

Во фронтальной беседе учитель уточняет, что же учащиеся должны узнать сегодня на уроке


*** Пользуясь информационным листом, перечислите особые свойства серной кислоты.

Проводя фронтальную беседу на доске фиксируем выводы:

1).образование гидратов;

2) правила растворения концентрированной серной кислоты в воде;

3) обугливание органических веществ

4) вытесняет летучие и более слабые кислоты из их солей

5) взаимодействует не только с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода, но и с неактивными металлами

*** Далее по инструктивной карте №2 учащимся предлагается выполнить лабораторный опыт, чтобы выяснить, что же получается при взаимодействии меди с концентрированной серной кислотой. Предлагается попробовать составить уравнение этой реакции с электронным балансом
Фронтальное обсуждение результатов работы. На доске составляется уравнение реакции
Cu + 2H2SO4 = CuSO4 + 2H2O + SO2

Cu0 – 2e = Cu+2 oкисление

восстановитель

S+6 + 2e = S+4 восстановление

Окислитель
В беседе с учащимися выясняем, что в отличие от раствора серной кислоты

окислителем в данной реакции является не катион водорода, а более сильный окислитель - сера в степени окисления +6
5) алгоритм составления уравнений реакции концентрированной серной кислоты с металлами фиксируем на доске. Обращаем внимание, что конц. серная кислота НЕ взаимодействует с Au, Pt и «на холоду» пассивирует Al, Fe, Cr
М + Н2 S+6O4(k) = MSO4 + H2O + S+4O2



кроме Au, Pt и «на холоду» пассивирует Al, Fe, Cr



1) Объясните:

Демонстрируем опыт по обугливанию лучинки и показываем видео-опыт « взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром» http://www.youtube.com/watch?v=3DSDUwEUgfU

2). С какими из перечисленных металлов (Zn, Hg, Mg, Ag, Au, Fe) взаимодействует концентрированная серная кислота?

3) Почему конц. серную кислоту перевозят в стальных (железных) цистернах, и почему на обратном пути пустая цистерна подвергается коррозии?

Каждому из учащихся предлагается составить уравнение реакции взаимодействия металла с концентрированной серной кислотой с балансом

1-й вариант - серебро

2-й вариант - ртуть

Предлагается заполнить таблицу

Слово учителя



Парная работа по выполнению заданий по инструктивной карте №1 в течении 7 минут.

Через 7 минут - фронтальное обсуждение результатов работы с использованием плакатов – рисунков (тех же самых, которые в уменьшенном виде изображены в инструктивной карте №1) , прикрепляемых на магнитах на доску.

Делают вывод, что общие с другими кислотами свойства раствора серной кислоты объясняются наличием в её растворе катиона водорода
При этом ОДИН из рисунков учащиеся, пользуясь ЗНАНИЯМИ, ИМЕЮЩИМИСЯ У НИХ, ОБЪЯСНИТЬ НЕ МОГУТ.

Учащиеся обсуждают в группах искомое отличие и приходят приблизительно к следующему заключению:

«Мы знаем, что медь с серной кислотой не взаимодействует. А голубой раствор – соль сульфат меди. Следовательно, не понятно, с чем взаимодействует медь! Кроме того, выделяется какой-то газ. Но это не водород, так как изменилась окраска индикаторной бумажки. Какой же это газ?»


Участвуют в формулировании проблемы, гипотезы, цели

Групповая работа ( 5 минут):

Изучают в группах информационные листы: перечислите особые свойства серной кислоты:

1). Особенности взаимодействия конц. серной кислоты с металлами

2) Образование гидратов;

3) Правила растворения концентрированной серной кислоты в воде

Формулируют и озвучивают выводы

Групповая работа (7 минут)

выполняют лабораторный опыт, составляют уравнение реакции взаимодействия конц.серной кислоты с медью с электронным балансом


Участвуют в обсуждении результатов работы, предлагают свои варианты. Один из учащихся составляет уравнение реакции на доске c электронным балансом.

Проговаривание новых правил в громкой речи

Самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка.


Выполняют тест «Я знаю/я умею; я не знаю/я не умею»


Ф

П


И


Ф

Г

Ф


Г

Ф

И
Ф
Ф

Г

Ф

И

И

Ф


Регулятивные (саморегуляция, оценка, коррекция)

Познавательные:

общеучебные ( поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. построение речевого высказывания в устной форме, преобразование модели)

логические(анализ, синтез доказательство, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

Контроль, прогнозирование, оценка, коррекция.

Познавательные:

Общеучебные умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Логические:

Выдвижение гипотезы и ее обоснование

Коммуникативные

Планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Познавательные:

Общеучебные: знаково-сивмолические – моделирование, , поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Логические:

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

УДД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Коммуникативные

управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

Контроль, коррекция. оценка

Познавательные:

Общеучебные: знаково-сивмолические – моделирование,поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Логические:

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

УДД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Коммуникативные

Планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

Контроль, прогнозирование, коррекция, оценка

Познавательные:

Общеучебные: знаково-сивмолические – моделирование, структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Логические:

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

Коммуникативные

Планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.
Регулятивные:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, коррекция, оценивание качества и уровня усвоения

Познавательные:

Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности

Логические: подведение под понятие, выведение следствий
Регулятивные:

Волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Познавательные:

Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности

6 рисунков к инструктивной карте №1 ( бумажных + 20 магнитов или в электронном виде)

Демонстрационный стол: концентрированная серная кислота, лучинка, пустая пробирка,вода, пластмассовый штатив для пробирок.

Лабораторные столы: концентрированная серная кислота, медь в стружке, спиртовка, держатель для пробирок, спички, синяя лакмусовая бумажка, вода, пластмассовый штатив для пробирок.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. построение речевого высказывания в устной форме, преобразование модели, умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, знаково-сивмолические – моделирование, применение методов информационного поиска, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности

Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез доказательство, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы и ее обоснование, подведение под понятие, выведение следствий
Коммуникативные УУД: Планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: саморегуляция, оценка, коррекция, контроль, прогнозирование, целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, волевая оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, коррекция, оценивание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Основные понятия: особые свойства концентрированной серной кислоты, окислитель, восстановитель, степень окисления, гидраты, пассивирование.

Межпредметные связи: экономическая география

Ресурсы: Видео-опыт « взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром» http://www.youtube.com/watch?v=3DSDUwEUgfU

Познавательные:

Общеучебные

Технологическая карта урока




ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА №1

СВОЙСТВА РАСТВОРА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ
Единственный путь, ведущий к

познанию – это деятельность»

Б.Шоу


  1. Проанализируйте рисунки опытов. Какие свойства раствора серной кислоты изображены на каждом рисунке?

  2. К уравнению по рисунку 2 составьте уравнения электронного баланса.

Какой ион в растворе серной кислоты является окислителем?







Свойства концентрированной серной кислоты

Информационный лист
Концентрированная и разбавленная серная кислота ведут себя как два разных вещества!


  1. Концентрированная серная кислота жадно присоединяет воду, образуя гидраты.

При растворении концентрированной серной кислоты в воде выделяется огромное количество теплоты. Такое, что вода может закипеть и выплеснуть в лицо, захватив с собой кислоту, нанеся тем самым тяжелую травму. Растворяя концентрированную кислоту в воде, соблюдай правило: лей кислоту в воду!

Концентрированная серная кислота обугливает сахар и другие органические вещества, состоящие из углерода ,

водорода и кислорода. Это происходит потому, что серная кислота отщепляет от таких веществ водород и кислород в виде

воды, а углерод освобождается в виде угля. Так, если истолченный сахар смешать с концентрированной серной кислотой в

стакане в кашицеобразную массу, то через некоторое время масса чернеет и разогревается, и вскоре из стакана начнет

выползать пористая угольная масса:

С12Н22О11 + H2SO4  C + H2SO4* nH2O + CO2 + SO2

сахар (конц)

На хлопкоочистительных заводах концентрированной серной кислотой удаляют с семян хлопчатника хлопковый пух –

остатки волокна, мешающие посеву семян.


  1. Концентрированная серная кислота вытесняет другие кислоты из их солей ( для реакции берут безводную соль)

Как нелетучая, концентрированная серная кислота может вытеснять летучие кислоты при нагревании с их солями. Так

при нагревании с поваренной солью концентрированная серная кислота вытесняет хлороводород и остается сульфат

натрия:
2NaCl тв + H2SO4 (конц ) = 2HCl + Na2SO4

NaCl тв + H2SO4 (конц ) = HCl + NaHSO4


  1. Концентрированная серная кислота взаимодействует почти со всеми металлами независимо от их положения в ряду напряжений металлов

Концентрированная серная кислота при нагревании действует почти на все металлы независимо от положения металла в электрохимическом ряду напряжений. При этом также образуется соль, но водород не выделяется, а получаются другие продукты: вода и один из серосодержащих продуктов (SO2, S, H2S).

Так при взаимодействии концентрированной серной кислоты с медью образуется оксид серы (VI), который выделяется в виде газа, а в растворе остается соль – сульфат меди(Ii)

Внимание! Концентрированная серная кислота НЕ взаимодействует с золотом и платиной.

Концентрированная серная кислота НЕ взаимодействует НА ХОЛОДУ с железом, алюминием, хромом, так как ПАССИВИРУЕТ их.




ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА №2
«Отыщи всему начало, и ты многое поймешь»

К. Прутков
1). Проведите реакцию меди с концентрированной серной кислотой.

Для этого (осторожно!):

- откройте пробирку и опустите в нее кусочек меди;

- НЕ ДОВОДЯ до кипения осторожно нагрейте;

- прекратите нагревание. Поставьте пробирку с держателем в штатив;

- к отверстию пробирки поднесите ВЛАЖНУЮ индикаторную бумажку;.

- какова рН среды раствора выделяющегося газа?
2).Обсудите вопросы:

-Взаимодействует ли медь с концентрированной серной кислотой?

-Каковы признаки реакции?

-Предположите, какой газ выделяется в результате реакции

-Закончите уравнение реакции, составьте к нему электронный баланс

-Сделайте вывод, какой элемент является окислителем в концентрированной серной кислоте


Знания/умения

Да(+)

Нет(-)

Я знаю:







Чем отличаются свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты








Какие металлы взаимодействуют с концентрированной серной кислотой








Какие металлы взаимодействуют с разбавленной серной кислотой








Я умею:







Определять продукты в реакциях металлов с концентрированной серной кислотой








Определять продукты в реакциях металлов с разбавленной серной кислотой








Составлять уравнения электронного баланса в реакциях металлов с серной кислотой








ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия iconИсследовательская работа Молот Дарья Анатольевна 10 Хмелева Людмила...
Влияние славянских свадебных обрядов на формирование национального женского характера
Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия icon«Химия в каждом доме»
Автор – составитель Касимова Г. Л. учитель химии высшей категории мбоу «Балезинская сош №1»
Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия iconУрок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия iconУрок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода»
Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна
Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия iconСценарий урока: Ведерникова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов, мбоу «сош №22»
Составила сценарий урока: Ведерникова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов, мбоу «сош №22» г. Кургана
Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия iconУрок по химии в 8 классе. Разработал учитель моу сош №1 п. Селижарово,...
Образовательные задачи: Дать ученикам первое представление о предмете химия. Повторить понятия “вещество”, ”чистые вещества” и “смеси”(связь...
Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия iconТема: Формула цветка
Автор урока: Волковая Ольга Анатольевна, учитель биологии, высшей категории, моу «сош №11 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского...
Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия iconАнализ работы мо естественно-научного цикла моу «сош №4 с. Правокумского»...
Мосева Жанна Рантиковна, учитель физики Харченко Елена Валентиновна, учителя математики Ханмагомедов Гюл Абдуризакович и Иванец Ольга...
Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия iconКонспект урока тема урока: «Альдегиды» Ф. И. О.(полностью) Кошурина...
Цель урока: формирование представления об альдегидах как органических соединениях
Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия iconИнформация о фестивале 1 февраля 2013 г прошел II республиканский...
Мбоу «Янтиковская сош» (дирекутор Кириллова В. М.), мбоу «Алдиаровская сош» (директор Кабакова Л. А.), мбоу «Шимкусская сош» (директор...
Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия iconКонспект урока Урок-игра «Весёлое соревнование» фио: Истомина Ольга...
Базовый учебник: «Enjoy English 2 Part 1» Часть 1 (3 класс) авторы: М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. В. Добрынина, Н,Н,Трубанёва....
Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия iconУрок №18 Савинкова Светлана Анатольевна Учитель начальных классов...
Учитель начальных классов мбоу «сош №92 с углубленным изучением отдельных предметов» Кемерово
Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия iconДолгих Ольга Васильевна мбоу «Кваркенская сош» с. Кваркено, Оренбургская...
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия iconОпределение ионов железа (III) в яблоках с помощью бумажной хроматографии
Антонова Ольга Викторовна, учитель химии и биологии моу сош №9 г. Амурска, Хабаровского края
Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Хибухина Людмила Анатольевна, учитель математики мбоу веселовская сош №1
Голосова Ольга Анатольевна учитель химии мбоу сош №9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Предмет: химия iconВидоизменения подземных побегов Учитель
Учитель: Карпенко Ольга Геннадьевна, учитель химии и биологии I квалификационной категории


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск