Скачать 278.36 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Республики Беларусь К.С.Фарино 2011 О преподавании учебного предмета «Химия» в 2011/2012 учебном году Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Химия» установлено следующее количество учебных часов в учебную неделю по классам:
Типовым учебным планом вечерней школы на изучение учебного предмета «Химия» отводится в учебную неделю: в X классе 1 учебный час; в XI классе 2 учебных часа; в XII классе 1 учебный час. Дополнительные учебные часы, установленные Типовыми учебными планами гимназии, гимназии-интерната, суворовского училища, специализированного лицея и лицея на изучение учебного предмета «Химия» в X–XI классах химико-биологического направления, предназначены для более глубокого изучения тем, определенных учебной программой (решение задач, отработку химического эксперимента). Деление класса на 2 группы осуществляется при наличии в нем не менее 20 учащихся при проведении:
Деление класса на 2 группы осуществляется при наличии в нем не менее 25 учащихся при проведении практических работ в VII–IX классах базовой школы, VII–XI классах средней школы и VIII–XI классах кадетского училища. Деление класса на 2 группы при меньшей наполняемости классов при проведении практических, лабораторных работ может осуществляться за счет учебных часов, которые установлены Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на проведение факультативных занятий. В своей деятельности учителя химии руководствуются: — Образовательным стандартом учебного предмета «Химия», который наряду с требованиями к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников устанавливает нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся. Данным техническим нормативным правовым актом, в частности, установлено, что в течение учебного года проводятся 3 контрольные работы в VII классе и по 4 контрольные работы в остальных классах, в том числе и в X–XI классах химико-биологического направления. В вечерней школе (учебно-консультационных пунктах, вечерних классах) суммарное количество контрольных работ (8) равномерно распределяется на все годы обучения; — Учебной программой для соответствующего класса из сборника «Учебные программы для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Химия, VII–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2009); — Примерным календарно-тематическим планированием «Химия, VII–XI классы». — Минск: НИО, 2010, 2011; — Примерным календарно-тематическим планированием «Химия, VII–XI классы». — Минск: НИО, 2009, для лицеев и гимназий (химико-биологическое направление), X класс; — Примерным календарно-тематическим планированием по химии для лицеев и гимназий (химико-биологическое направление), XI класс // Хімія: праблемы выкладання. — 2010. — № 7; — Примерным календарно-тематическим планированием «Химия, VIII класс» // Хімія: праблемы выкладання. — 2011. — № 7. Разрешается учителям при необходимости перераспределять количество учебных часов между темами, отведенное на их изучение в примерном календарно-тематическом планировании. — Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь, согласно которым, в частности: два урока могут быть объединены при проведении контрольных, практических и других видов обучающих работ в VII–XI классах, а также при изучении учебного предмета «Химия» в X–XI классах химико-биологического направления; контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения общего среднего образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник и на последних уроках запрещается; домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения в VII–VIII классах в течение 2,5 часов, IX–XI классах — 3 часов (временные нормы указаны с учетом подготовки домашних заданий по всем учебным предметам одного учебного дня). В санаторных школах-интернатах продолжительность выполнения домашних заданий по каждой из указанных выше группе классов должна быть на 30 минут меньше; — Требованиями к мерам безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь. Обращаем внимание, что правила безопасности при организации образовательного процесса по учебному предмету «Химия» в учреждениях образования Республики Беларусь устанавливают требования к мерам безопасности при проведении уроков, научно-исследовательских работ, стимулирующих, поддерживающих и факультативных занятий, а также определяют обязанности участников образовательного процесса в учреждениях образования по обеспечению безопасного проведения занятий: учитель составляет перечень реактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов реактивов и размещает ее на внутренней стороне дверцы шкафа и (или) сейфа. Перечень и количество реактивов должны соответствовать нормам, указанным в перечне средств обучения из расчета на один класс-комплект (25 человек) в параллели (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 февраля 2008 г. № 16 «Об утверждении перечней средств обучения, учебного оборудования для общеобразовательных учреждений и специальных учреждений образования» (см. Сборник нормативных документов.— 2009. —№7); приобретаемые для кабинета химии оборудование и химические реактивы, подлежащие обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, должны сопровождаться соответствующими документами об оценке соответствия техническим нормативным правовым актам; в каждом кабинете химии должны быть: инструкции по охране труда; средства индивидуальной защиты, аптечки первой медицинской помощи, плакаты по пожарной безопасности и оказанию первой медицинской помощи, первичные средства пожаротушения; на первом уроке в новом учебном году и первом уроке во втором полугодии во всех классах учитель проводит обучение учащихся общим мерам безопасности при нахождении в кабинете химии и проведении химического эксперимента. В графе «Что пройдено на уроке» перед основной темой урока учитель делает запись «Обучение правилам безопасности (ОПБ)»; перед началом выполнения лабораторного опыта, практической работы, экспериментального исследования, необходимо провести обучение безопасным приемам их проведения. Запись об обучении произвести в классном журнале. При заполнении графы «Что пройдено на уроке» необходимо записать вид работы и ее тему. Если это практическая работа или на уроке проводится лабораторный опыт, то необходимо сделать запись об обучении учащихся соответствующим мерам безопасности (ОПБ). Например: Практическая работа № 2 «Реакции между растворами электролитов». ОПБ или Пр. р. № 2 «Реакции между растворами электролитов» ОПБ. Растворы электролитов. Лабораторный опыт № 3. ОПБ или Растворы электролитов. Л. о. № 3. ОПБ. Также обращаем внимание на следующие требования безопасности: необходимо исключить доступ учащихся к местам хранения химических реактивов, не допускать пребывания учащихся в лаборантской; поддерживать правильность хранения реактивов по группам хранения; не допускать хранение реактивов в таре без этикеток, с надписями, сделанными на прежних этикетках или сделанными карандашом по стеклу; уничтожение реактивов в таре без этикеток следует производить в соответствии с инструкцией; — Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь. Информируем, что указанные выше технические нормативные правовые и нормативные правовые акты, примерное календарно-тематическое планирование размещены на сайтах Министерства образования (www. minedu.unibel.by) и Национального института образования (www.adu.by). В целях формирования культуры устной и письменной речи рекомендуем учителям химии: проводить на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучаемыми учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи; использовать выразительное чтение вслух как один из приемов формирования культуры устной речи, как средство эмоционального и логичного осмысления текста; учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, цитируемый материал, составлять тезисы, конспекты, списки литературы; проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса обучаемых, ознакомлению с химической терминологией; формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщенные таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения; следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них; повышать культуру устной и письменной речи, логичность высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования. Требования к обучающим и контрольным работам, которые проводятся в письменной форме К письменным обучающим видам работ по химии относятся: упражнения, задания, тесты, задачи, диктанты, письменные ответы на вопросы, рефераты, составление планов-конспектов, опорных схем, аналитических и обобщающих таблиц, диаграмм, схем, алгоритмов, оформление отчетов по результатам лабораторных опытов, практических работ, самостоятельных и контрольных работ. Виды, содержание и объем обучающих работ определяются учителем на основе учебной программы, а также заданий из учебников, дидактических материалов и учебно-методических пособий с учетом требований образовательного стандарта учебного предмета «Химия» (VII—XI классы). Для выполнения обучающих работ во время учебных занятий в учреждении общего среднего образования и дома, а также выполнения контрольных работ учащемуся необходимо иметь 3 тетради (1 тетрадь — для обучающих работ и лабораторных опытов, 1 тетрадь — для практических и 1 тетрадь — для контрольных работ). Разрешается использовать для обучающих работ, практических, лабораторных работ тетради на печатной основе. В тетради для обучающих работ учащиеся могут выполнять самостоятельные работы, которые проводятся в рамках поурочного контроля, а в тетради для контрольных работ — самостоятельные работы, которые проводятся в рамках тематического контроля. Тетради для практических и контрольных работ хранятся в течение учебного года в учреждении общего среднего образования и выдаются учащимся для выполнения соответствующих работ. При оформлении надписи на обложке тетради указывается, для чего предназначена тетрадь (для работ по химии, для практических работ по химии, для контрольных работ по химии), класс, краткое наименование учреждения общего среднего образования в соответствии с его Уставом, фамилия и имя (полностью) учащегося в родительном падеже. При оформлении надписи на обложке тетради допускается написание предназначения тетради и наименования учреждения общего среднего образования в две строки. Каждое учреждение общего среднего образования определяет единый образец надписи. Например:
С внешней стороны страницы рабочих тетрадей для обучающих работ, практических работ, а также контрольных работ отводятся поля. Дата выполнения обучающей работы, практической работы, а также контрольной работы записывается цифрами на полях тетрадей. Например: Простые и сложные вещества 01.10 2011 Слова «Классная работа», «Домашняя работа» в рабочей тетради для обучающих работ и слова «Практическая работа», «Контрольная работа» в тетради для практических работ, контрольных работ записываются на той же строке, на которой на полях записана дата выполнения соответствующей работы. В тетради для практических, контрольных работ после слов «Практическая работа», «Контрольная работа» указывается ее тема, а затем по центру следующей строки – номер варианта (вариант 1 (I)). Например: Практическая работа № 2 25.09.2011 Разделение неоднородной смеси Между видами работ в тетрадях пропускаются 4 клетки для выставления отметки. При выполнении различных видов работ учащиеся должны соблюдать красную строку, писать аккуратно, разборчивым подчерком, пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетого цветов. При выполнении рисунков, таблиц, графиков и схем учащиеся могут пользоваться простыми и цветными карандашами. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие работы, проверяются во всех классах выборочно, однако они должны быть проверены у каждого учащегося не менее одного раза в месяц. Отчеты по результатам выполнения практических работ в VII–XI классах проверяются к следующему учебному занятию (при большом их количестве —через одно-два учебных занятия) у каждого учащегося и отметки вносятся учителем в классный журнал и дневники учащихся. Контрольные работы проверяются у каждого учащегося. На полях тетради для контрольных работ по усмотрению учителя напротив каждого выполненного задания контрольной работы отмечается количество баллов, которым оно оценено. После решения последнего задания записывается суммарное количество баллов за выполнение всех заданий, которое переводится в соответствующую отметку. Данная отметка выставляется в тетради и заносится в классный журнал и дневник учащегося. Контрольные работы проверяются к следующему учебному занятию, а при большом их количестве — через одно-два учебных занятия. При проверке обучающих, практических и контрольных работ, учитель зачёркивает ошибку, ручкой с пастой красного цвета, исправляет допущенные учащимися орфографические, грамматические, пунктуационные, речевые, текстовые ошибки. Работа над ошибками выполняется учащимися на учебных занятиях после практических и контрольных работ и при необходимости после обучающих работ в соответствующих тетрадях по усмотрению учителя. По итогам проверки рабочих тетрадей, работы над ошибками, лабораторных работ и других видов письменных работ может быть выставлена отметка в тетрадь и классный журнал. |
О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных... ... | О преподавании литературы в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые... Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами | ||
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики... Типовыми учебными планами на изучение учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» установлено следующее количество учебных... | О преподавании предметов учебного плана для общеобразовательных учреждений... Инструктивно-методические письма по реализации базисного учебного плана в 2010-2011 учебном году. – Сборник материалов. Биробиджан:... | ||
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики... Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Обществоведение»... | Методическое письмо «О преподавании предмета мхк в общеобразовательных... «Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он | ||
О преподавании учебного предмета «Информатика» в 1-4 классах общеобразовательных... В 2013-2014 учебном году преподавание информатики в начальной школе идет по буп 2004 г. (4 классы) и буп 2009 г. (для 1-3 классов... | Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики... Типовыми учебными планами, утвержденными постановлением Министерства образования от 26. 08. 2011 №241, на изучение учебного предмета... | ||
Рассмотрено утверждено Белгородской области, Бел рипкппс «О преподавании русского языка в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждения Белгородской... | О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в... В целях установления единых требований к проведению в 2009/2010 учебном году государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших... | ||
Протокол № от 2011 г КТ./ Сост. Э. Днепров и А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического... | Тема и задачи зоош на 2012-2013 учебный год. Педагогический коллектив... Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном... | ||
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в... «История», обновились только федеральные перечни учебников, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки Российской... | Отчёт о работе педколлектива огоу нпо пу №12 2011-2012 учебном году В 2011-2012 учебном году училище продолжило работу над реализацией новой Программы развития, составленной на период 2010-2014гг | ||
О преподавании информатики и икт в 2013- 2014 учебном году Нормативно-правовые... Группа № | Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика... «О преподавании предмета «Информатика и икт» в общеобразовательных учреждениях города Брянска в 2013-2014 учебном году» |