Рабочая программа научного кружка «Юный химик»





Скачать 214.57 Kb.
НазваниеРабочая программа научного кружка «Юный химик»
Дата публикации04.11.2014
Размер214.57 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа


Рабочая программа научного кружка

« Юный химик»

8 класс

первый год обучения

«Химия в современном мире»

Пояснительная записка

  Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Роль хи­мии в жизни человека огромна. Химическая промышленность развивается в на­стоящее время гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени оп­ределяет научно - технический прогресс.

Однако, химия может стать опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной. Писатель-фантаст и ученый биохимик Айзек Азимов писал в одной из своих повестей: «Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки». Использование людьми достижений современной техники и химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Поэтому современному че­ловеку важно знать и правильно использовать достижения современной химии.

Предлагаемая программа химического кружка, объемом 144 часа ориентирована на учащихся 8-х и 9-х классов, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах, а также занятие ориентировано  на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества.

Решение расчётных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приёмы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении химии.

В учебных планах предмету «Химия» отведено 2 часа в неделю. Программа же по химии весьма обширна. Поэтому учитель химии вынужден решать проблему, как при небольшом количестве уроков дать хорошие знания учащимся, а главное сформировать у них необходимые умения и навыки, в том числе научить решать расчётные задачи.

Для большинства учащихся решение расчётных задач по химии представляет немалые трудности. А, не освоив первый этап решения задач, связанных с ключевым понятием «моль», школьник в дальнейшем не сможет осознанно решать и более сложные задачи. Поэтому учителю требуется приложить максимальные усилия на начальном этапе решения задач, так как от этого будет зависеть дальнейший успех.

Главное предназначение данного факультативного курса состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умение решать задачи определённого уровня сложности, познакомить их с основными типами задач и способами их решения.



Цель программы:

Углубить базовые  знания учащихся по химии, повысить творческую активность и расширить кругозор учащихся, научно обосновать важность ведения здорового образа жизни, развитие интереса к предмету.

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

• овладение умениями проводить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей.

Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении учащимися химии и математики, и не требует знаний теоретических вопросов выходящих за рамки программы.

Требования к знаниям и умениям учащихся определяются государственным образовательным стандартом основного общего образования по химии.

Задачи программы:

  • укрепить положительную мотивацию учебы в школе;

  • расширить кругозор знаний об окружающем мире;

  • дополнить курс химии;

  • научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;

  • изучить характеристику веществ используемых человеком (их классификация, происхождение, номенклатура, получение, применение, свойства);

  • реализацию антинаркотического воспитания учащихся;

  • формирование ярких зрительных образов биохимических процессов в ходе лабораторного эксперимента;

  • развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.

Основные методы: Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию.

Основные формы: В реализации программы данного кружка необходимо сочетать беседы учителя и выступления кружковцев, проведение викторин, чтение рефератов с проведением эксперимента, химические вечера, викторины, игры.

Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.

Ожидаемые результаты: В результате посещения кружка «Химия в современном мире» учащиеся повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Формы контроля: устные опросы, отчет о проделанной работе, рефераты, сообщения, презентация, итоговая конфе­ренция.

В процессе посещения кружка учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

  • определять цель, выделять объект исследования;

  • наблюдать и изучать явления и свойства;

  • описывать результаты наблюдений;

  • создавать необходимые приборы;

  • представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;

  • составлять отчет;

  • делать выводы;

  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • осуществлять проектную деятельность.

Учащиеся должны знать:

  • правила безопасной работы в кабинете химии;

  • изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи;

  • правила обращения с веществами;

  • правила работы с лабораторным оборудованием;

  • порядок организации рабочего места.



Содержание учебной программы
 Тема 1. Вводное занятие  (2 ч.)

Цели и назначение кружка. Знакомство с учащимися. Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

Необходимо рассказать о значимости химических знаний в повседневной жизни человека, сконцентрировать внимание на основном методе науки – эксперименте. По окончании занятия у учащегося должно сложиться представление о проникновении химии во все области жизни человека. Рассказывая о прикладной значимости химии, необходимо изложить информацию так, чтобы у учащихся возникло много вопросов, ответы на которые они смогут получить на последующих занятиях, а также при выполнении творческих работ, заданий, самостоятельном поиске информации. Данное занятие должно быть информационно насыщенным, чтобы вызвать интерес к дальнейшей работе в рамках научного кружка.

Тема 2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (2 ч.)

Основные требования к учащимся (Т.Б.) Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Базовые понятия: правила техники безопасности.

Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Тема 3. Знакомство с лабораторным оборудованием (2 ч.)

Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

Базовые понятия: лабораторное оборудование.

Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.

Тема 4. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения. (10ч)

Физические и химические явления. Химические формулы. Атомно-молекулярное учение. Строение вещества. Система хим.элементов Д.И.Менделеева. Валентнось и составление формул по валенности.

Тема 5. Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии.(10ч)

Сущность хим. реакций. Признаки и условия протекания химических реакций. Законы сохранения массы и энергии. Типы химических реакций.

Тема 6. Вещества в окружающей нас природе и технике. (10ч.)

Чистые вещества и смеси. Растворы. Растворимость веществ.Способы выражения концентраций растворов. Природные смеси.

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)

Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.

Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.

Демонстрации: образцы солей.

Практическая работа: приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.

Тема 7. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. (10ч)

Газовые законы. Относительная плотность газов. Воздух – смесь газов. Инертные газы – естественное семейство элементов. Кислород. Процессы горения и медленного окисления.

Тема 8. Основные классы неорганических соединений. (21ч)

Оксиды. Классификация, строение, свойства, способы получения.

Основания. Классификация, строение, свойства, способы получения.

Понятие об амфотерности.

Кислоты. Классификация, строение, свойства, способы получения.

Соли. Классификация, строение, свойства, способы получения.

Генетическая связь между классами неорганических соединен6ий.

Ядовитые соли и работа с ними (1 ч.)

Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.

Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).

Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.

Демонстрации: образцы солей.

Практическая работа: осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.

Химия и пища (4 ч.)

«Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».

Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.

Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять  безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке;  рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.

Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.

Практическая работа: гашение соды.

Химические средства гигиены и косметики (4ч.)

Мыло и СМС. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.

Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.

Базовые умения:  определение качественного состава СМС (пр\р), расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».

Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.

Химия лекарств( 2 ч.)

Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты).

Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.

Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.

Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных.

Практическая работа: исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость), качественные реакции на седативные медикаменты, лекарственного происхождения, построение графика (определение вязкости этанольных растворов нейролептиков).


Тема 9. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества. (18ч)

Состав и важнейшие характеристики атома. Состояние электронов в атоме. Строение электронных оболочек. Периодический закон и периодическая система хим.элементов Д. И. Менделеева. Характеристика хим. элементов по положению в периодической системе. Химическая связь.

Тема 10.Химические реакции в свете электронной теории. (10ч)

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Классификация окислительно-восстановительных реакций.

Тема 10. Водород, рождающий воду и энергию.(4ч)

Строение, свойства, получение. Вода и ее свойства. Вода как растворитель.

Тема 11.Галогены – естественное семейство элементов. (4ч)

Галогены. Строение, свойства , получение и применение галогенов. Соляная кислота, ее соли.

Тема12. Влияние вредных привычек на организм человека (2 ч.)

Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.

Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.

Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.

Практическая работа: действие этанола на белок.

Занимательные опыты

Химические реакции вокруг нас: “вулкан” на столе, разноцветное пламя, самовоспламенение парафина, вода зажигает бумагу.

Химия в нашем доме: примерзание стакана, кровь без раны, цветные растворы, моментальная цветная “фотография”, химический вакуум в склянке, несгораемый платочек.

Химия в природе: тёмно-серая змея, химические водоросли, буран стакане, ледяной узор на стекле, огненная метель, ветка инея в любое время года.

Химия в сельском хозяйстве: различные способы получения молока, волшебный кувшин, опыты с яичным белком, получение искусственного мёда.

Заключительное занятие 2
Методическое обеспечение

Тема

Форма

Метод

Форма подведения итогов по каждой теме или разделу

Вводное занятие.

Беседа




Выборы совета, девиза, эмблемы кружка.

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.

Беседа

Дидактический материал, тех-ника демонст-рации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).



Сообщение, доклад, наблюдение.


Знакомство с лабораторным оборудованием.

Беседа

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

Наглядные пособия, схемы, табли-цы, плакаты.

Демонстрация фильма.

Опыты, иллюстри-рующие основные приемы работы с растворами. Составление и использование графиков растворимости.

Ядовитые соли и работа с ними.

Беседа, опыт

Техника демонстрации опытов

Отчет по работе: Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.

Химия и пища

Беседа, опыт

Демонстрация фильма.

Сообщения, рефераты, презентации, отчет.

Химические средства гигиены и косметики

Опыт, беседа

Наглядные пособия, 

Сообщения, рефераты, презентации

Химия лекарств

Беседа

Дидактический материал

Отчет по работе, составление графиков вязкости лекарственного препарата

Влияние вредных привычек на организм человека

Беседа

Дидактический материал

Сообщения, рефераты

Общий смотр знаний. Игра «Что? Где? Когда?»







Изготовление плакатов с пословицами, поговор-ками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.

Работа над проектом

.




Презентация

Итоговое занятие

семинар




Отчет членов кружка о проделанной работе

Темы сообщений, докладов, рефератов, проектных работ:

  • Химия и повседневная жизнь человека

  • Домашняя аптечка.

  • Химия лекарств.

  • Моющие и чистящие средства, их значение в жизни человека.

  • Пищевые добавки и их влияние на организм человека.

  • Химия и пища.

  • Химия в жизни человека.

  • Витамины. Проблемы сохранения витаминов в пище.

  • Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами.

  • Химические средства гигиены и косметики.

  • Химия в быту.


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Билл Стеймен. «Полный справочник вредных, полезных и нейтральных веществ, которые содержатся в пище, косметике, лекарствах», «Эксмо - пресс», 2003.

  2. Бобырев В.Г., Кузьмин Н.М. Физические и химические методы исследования.   Волгоград: ВСШ МВД, 1979.

  3. Габриэлян О.С. Химия. 8 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2011.

  4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Учебное пособие для выпускных классов общеобразовательных учебных заведений. – Москва, 2000.

  5. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. В.А. Рабиновича.   Л.: Химия, 1983.

  6. Дорохова Е.Н., Прохорова Г.В. Аналитическая химия. Физико-химические методы анализа: Учебное пособие.   М.: Высшая школа, 1991.

  7. Зайцев А.Н. О безопасных пищевых добавках и «зловещих» символах «Е» журнал «Экология и жизнь», № 4, 1999.

  8. Кукушкин Н.Н. Химия вокруг нас – М.: Высшая школа, 1992.

  9. Машковский, М.Д. Лекарственные средства: в 2 т. / М.Д. Машковский - 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Новая волна, 2004. - Т. 1.

  10. Научно-методический журнал «Химия» в школе,  «Центр Химпрес» (за 2001-2003 гг.).

  11. Пичугина Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни» - Москва: «Аркти», 2000.

  12. Третьяков Ю.Д. и др. Химия и современность: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

  13. Чернобельская Г.М. «Методика обучения химии в средней школе», Москва «Владос», 2000.

  14. Юдин А. М., В. Н. Сучков. «Химия для Вас». – М.: Химия, 2001

  15. Шульгин Г.Б. «Химия для всех», Москва, «Знание», 1987.

  16. Энциклопедия для детей. Химия. – М.: Аванта +, 2005.

  17. www.eco.nw.ru/lib/data/07/3/030307.htm - пищевые добавки.

Перечень средств обучения (обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, мультимедиа и т.п.):

  1. Компьютерная программа представляет собой тесты, включающие вопросы, на каждый из которых предлагается ряд ответов, из которых необходимо выбрать верные.

  2. Презентации к занятиям « Лабораторное оборудование»,

« Приготовление растворов», «Химия лекарств», «Химия и пища»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица № 1. Пищевые добавки и их значение (тема «Химия и пища»)

Тип

добавок

Значение

Примеры

Е100 – красители

Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения. Для окрашивания бесцветных продуктов. Для повышения интенсивности цвета. Применяется при подделке продуктов.

    1. Натуральные красители, сырье для них – ягоды, цветы, листья, корнеплоды. Например, -каротин или краситель из шиповника.

    2. Синтетические красители не содержат вкуса, витаминов, дают яркие цвета. Например, фуксин кислый, индигокармин, родамин С, тартразин, метиловый фиолетовый.

Е200 –

консерван-ты

  1. Для увеличения срока год-ности, предотвращения порчи продуктов, происходящей под действием микроорганизмов.

  2. Заготовка продуктов впрок, доставка их в труднодоступные районы.

  3. Угнетают рост плесневых грибков, дрожжей, аэробных и анаэробных бактерий.

    1. В домашних условиях – соль, сахар, уксус (они меняют вкус продукта).

    2. Промышленные – сернистая, сорбиновая, бензойная кислоты, сорбит калия, бензоат натрия, соединения серы (практически не модифицируют вкус продукта).

    3. Антибиотики-консерванты (для транспортировки мяса и рыбы)

Е300 – антиокислители

  1. Защищают жиросодержащие продукты от прогоркания.

2.Останавливают самоокисление продуктов

Природные – аскорбиновая кислота, токоферолы в растительном масле. Синтетические – бутилоксианизол и бутилокситолуол.

Е400 – загустител

Позволяют получить продукты с нужной консистенцией, улучшают и сохраняют их структуру. Используются в производстве мороженого, желе, консервов, майонеза.

1. Натуральные – желатин, крахмал, пектин, агар, карраген.

2. Полусинтетические – целлюлоза, модифицированный крахмал.

Е500 – эмульг

торы

1. Отвечают за консистенцию пи-щевого продукта, его вязкость.

2. Используются в производстве маргарина, кулинарного жира, колбасного фарша, в кондитерских и хлебобулочных изделиях (не дают им быстро черстветь).

1. Натуральные – яичный белок, природный лецитин.

2. Синтетические – фосфаты кальция и аммония, фосфорная кислота.

Е600 – усилители вкуса

1. Для усиления выраженного вкуса и аромата.

2. Придают ощущение жирности низкокалорийным йогуртам и мороженому.

3. Смягчают резкий вкус уксусной кислоты и остроту в майонезе.

4. Подсластители

1. Натуральные – получают из натурального сырья.

2. Идентичные натуральным – искус-ственные соединения, имитирующие ароматы натуральных продуктов.

3. Искусственные – не имеют аналога в природе: глутаминовая кислота, мальтол, глютамат натрия.

4. Подсластители, содержащие калории: сорбит, ксилит; некалорийные: сахарин, сахарол, аспартам.

Таблица № 2. Качественные химические реакции по обнаружению нейролептиков и антидепрессантов (тема «Химия лекарств»)

Лекарственные средства

Серная кислота

Азотная кислота

Соляная кислота

Дифениламин

Галоперидол

(р-р, 1 мл)

Окраска

отсутствует

Окраска

отсутствует

Окраска

отсутствует

Желтая

Хлорпротиксен (табл., 15 мг)

Оранжевая

Ярко-розовая

Светло-розовая

Оранжевая

Трифтазин (табл., 0,005 г)

Окраска

отсутствует

Светло-розовая

Розовая

Оранжевая

Аминазин (р-р, 25 мг/мл)

Оранжевая

Пурпурно-фиолетовая

Красно-фиолетовая

Пурпурная

Амитриптилин (р-р, 2 мл)

Окраска

отсутствует

Окраска

отсутствует

Окраска

отсутствует

Коричневая

Амитриптилин (таб., 25 мг)

Окраска

отсутствует

Окраска

отсутствует

Окраска

отсутствует

Темно-оранжевая




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа научного кружка «Юный химик» iconРабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса
В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи
Рабочая программа научного кружка «Юный химик» iconРабочая программа кружка" Юный химик "
Ак как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества...
Рабочая программа научного кружка «Юный химик» iconПрограмма кружка «юный эколог»
Основные цели кружка – выработка у учащихся сознательного бережного отношения к природе, создание условий для углубления знаний по...
Рабочая программа научного кружка «Юный химик» iconПрограмма рассчитана на 2 часа в неделю то есть всего 68 часов
Модифицированная программа на основе комплексной программы кружка «Химик» С. Н. Калугиной
Рабочая программа научного кружка «Юный химик» iconОбразовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник»
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –...
Рабочая программа научного кружка «Юный химик» iconРабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической...
Программа предназначена для учащихся 13-15 лет как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами...
Рабочая программа научного кружка «Юный химик» iconОценка реологических свойств в штукатурных составах
Л. С. Стреленя, к Х. н., главный технолог, М. С. Илларионова, руководитель лаборатории, Н. Г. Сергиенко, химик-технолог; Н. А. Шкута,...
Рабочая программа научного кружка «Юный химик» iconРабочая программа кружка «Инфознайка»
...
Рабочая программа научного кружка «Юный химик» iconПрограмма кружка «юный математик» для учащихся 5-6 классов
«О проведении Дня 1150-летия славянской письменности и культуры в образовательных учреждениях 24 мая 2013г.»
Рабочая программа научного кружка «Юный химик» iconЗанятие химического кружка «М. В. Ломоносов – великий химик» Цели
Родины, бережного отношения к окружающей среде. Развивающие: развивать творческие способности, речь учащихся, умение работать с дополнительной...
Рабочая программа научного кружка «Юный химик» iconРабочая программа внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь»
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее...
Рабочая программа научного кружка «Юный химик» iconПрограмма экологического кружка «Юный эколог»
Преемственность и логичность, структурированность образовательного процесса, распределение содержания на основе интегрированного...
Рабочая программа научного кружка «Юный химик» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Рабочая программа научного кружка «Юный химик» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Рабочая программа научного кружка «Юный химик» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Рабочая программа научного кружка «Юный химик» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск