Рабочая программа кружка" Юный химик "





Скачать 87.59 Kb.
НазваниеРабочая программа кружка" Юный химик "
Дата публикации25.05.2015
Размер87.59 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа кружка" Юный химик " для 9 класса разработана на основе Примерной программы по химии среднего общего образования.

Общая характеристика

Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.

Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”.

В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека.

Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 12 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 занятие по 1 ч. в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 13-15 лет.

Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.

Основные методы: Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, выполнение экспериментальных работ.

Основные формы: Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.

Цели и задачи

Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике

Задачи программы:

Обучающие:

- формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности; - формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;

- формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента; - продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся; - продолжить формирование коммуникативных умений; - формирование презентационных умений и навыков;

- на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством; - дать возможность учащимся проверить свои способности в естественнообразовательной области.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

Воспитательные:

  • Вызвать интерес к изучаемому предмету

Ожидаемые результаты

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

• правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

• правила сборки и работы лабораторных приборов;

• определение массы и объема веществ;

• правила экономного расхода горючего и реактивов;

• порядок организации своего рабочего места;

Уметь:

• осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и лабораторный эксперимент;

• осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность исследуемых веществ;

• иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды;

• работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для проведения опытов;

• получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией, работать с растворами различных веществ;

• находить проблему и варианты ее решения;

• определять цель, выделять объект исследования, овладеть способамирегистрации полученной информации, ее обработки и оформления;

• организовать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно- популярной литературой;

• писать рефераты, придерживаясь определенных требований;

• работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

• вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;

• уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.
Содержание программы

1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Юный химик”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.Игра по технике безопасности.

3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).

Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории.

Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.

Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей

Практическая работа.

1.Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

  1. Перегонка воды.

7. Выпаривание и кристаллизация

Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .

8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.

Демонстрация фильма.

Практическая работа. Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.

9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.

10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.

Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).

Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.

11. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.

Устный журнал на тему химия и медицина.

12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов:

«Вулкан»на столе

«Зелёный огонь»

«Вода-катализатор»

«Звездный дождь»

«Разноцветное пламя»

Вода зажигает бумагу

13. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай».

Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.

Игра. «Счастливый случай»

14. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:

«Химическая эстафета»

«Третий лишний».

15. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

Демонстрация опытов:

  • Химические водоросли

  • Тёмно-серая змея.

  • Оригинальное яйцо.

  • Минеральный «хамелеон».

16. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

-Ваше питание и здоровье

-Химические реакции внутри нас

17. Проведение дидактических игр

Проведение конкурсов и дидактических игр:

  • кто внимательнее

  • кто быстрее и лучше

  • узнай вещество

  • узнай явление

18. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.

Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.

19. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”

Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.

Проведение заключительной игры.

Игра. « Что? Где? Когда?»


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.

  • Голикова З.Ф. "Химия - любознательным".С.,1988 г.

  • Гольдфельд М.Г.- Внеклассная работа по химии/ Сост. М.: Просвещение 1976.

  • Гостев М.М. "Экспериментальная работа учащихся в химическом кружке" М., 1959 г.

  • Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.

  • Крницман В.А. "Книга для чтения по неорганической химии" М., "Просвещение"., 1983 г.

  • Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

  • Назаров Т.С. "Химический эксперимент в школе" М., "Просвещение"., 1987 г.

  • Чертков И.Н. "Химический эксперимент с малыми количествами реактивов" М., "Просвещение"., 1989 г.

  • Шульгин Г.Б. "Эта увлекательная химия" М., "Химия" 1984 г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа кружка\" Юный химик \" iconРабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса
В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи
Рабочая программа кружка\" Юный химик \" iconРабочая программа научного кружка «Юный химик»
Химия это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Роль хи­мии в жизни человека огромна. Химическая промышленность развивается...
Рабочая программа кружка\" Юный химик \" iconПрограмма кружка «юный эколог»
Основные цели кружка – выработка у учащихся сознательного бережного отношения к природе, создание условий для углубления знаний по...
Рабочая программа кружка\" Юный химик \" iconПрограмма рассчитана на 2 часа в неделю то есть всего 68 часов
Модифицированная программа на основе комплексной программы кружка «Химик» С. Н. Калугиной
Рабочая программа кружка\" Юный химик \" iconОбразовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник»
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –...
Рабочая программа кружка\" Юный химик \" iconРабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической...
Программа предназначена для учащихся 13-15 лет как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами...
Рабочая программа кружка\" Юный химик \" iconОценка реологических свойств в штукатурных составах
Л. С. Стреленя, к Х. н., главный технолог, М. С. Илларионова, руководитель лаборатории, Н. Г. Сергиенко, химик-технолог; Н. А. Шкута,...
Рабочая программа кружка\" Юный химик \" iconПрограмма кружка «юный математик» для учащихся 5-6 классов
«О проведении Дня 1150-летия славянской письменности и культуры в образовательных учреждениях 24 мая 2013г.»
Рабочая программа кружка\" Юный химик \" iconЗанятие химического кружка «М. В. Ломоносов – великий химик» Цели
Родины, бережного отношения к окружающей среде. Развивающие: развивать творческие способности, речь учащихся, умение работать с дополнительной...
Рабочая программа кружка\" Юный химик \" iconРабочая программа внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь»
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее...
Рабочая программа кружка\" Юный химик \" iconПрограмма экологического кружка «Юный эколог»
Преемственность и логичность, структурированность образовательного процесса, распределение содержания на основе интегрированного...
Рабочая программа кружка\" Юный химик \" iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Рабочая программа кружка\" Юный химик \" iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Рабочая программа кружка\" Юный химик \" iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Рабочая программа кружка\" Юный химик \" iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Рабочая программа кружка\" Юный химик \" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа кружка «Юный исследователь» рассчитана на учащихся 8-11 классов общеобразовательной школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск