Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины





Скачать 242.65 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины
Дата публикации03.12.2014
Размер242.65 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР________ «____»_____________2012 г.






МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Рабочая программа дисциплины

Аналитическая химия и физико-химические методы анализа

________________________________________________

(наименование дисциплины)


Направление подготовки _ 240700_ Биотехнология ______________________________________________________________

(указывается наименование направления подготовки)
профиль - «Технология белка и биологически активных веществ»

Квалификация (степень) ___ Бакалавр


Форма обучения ______ очная______


Орел 2012 год

Составитель_____Воронкова М.В., к.с.-х.н., доцент______________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________20__г.

Рецензент__Ермакова Н.В., к.б.н., доцент_______________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________20__г.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по

направлению______240700 Биотехнология_____________________________

и примерной учебной программы_____________________________________

Программа обсуждена на заседании кафедры__ химии___________________

Зав. кафедрой__Ярован Н.И., д.б.н., профессор_________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) протокол № _____ «__» __________20__г.

Проверено:

Начальник отдела менеджмента качества УМУ
__________________________________________________________________

(ФИО)

Лист согласования рабочей программы

Декан __Масалов В.Н., д.б.н., профессор_______________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________20__г.

Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки ______240700 Биотехнология__________ протокол №______________

(направление)

Председатель учебно-методической комиссии по направлению подготовки__240700 Биотехнология _________________________________________

_И.В. Горькова, к.с.-х.н., доцент

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________20__г.

Заведующий выпускающей кафедрой биотехнологии

__Павловская Н.Е., д.б.н., профессор_

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________20__г.

Директор библиотеки Орел ГАУ__Ишханова Е.В._______________________

(ФИО) «__» __________20__г.

Оглавление

Введение

1. Цели освоения дисциплины…………………………………………………7

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата, специалитета, магистратуры………………………………………………………………..…………8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины……………………………………………………………………………..8

4. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………….………..9

5.Содержание дисциплины…………………………………………………....10

5.1. Содержание разделов дисциплины………………………………..11

5.2. Лабораторный практикум……………………………………………13

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………………………….………….14

7. Рекомендуемая литература…………………………………………………15

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)……….…..16

Введение.

Рабочая программа составлена для студентов II-III курса направления подготовки 240700 «Биотехнология», профиль - «Технология белка и биологически активных веществ», квалификация бакалавр и разработана на основе ФГОС высшего профессионального образования 3поколения соответствующей специальности и в соответствии с современным методологическим и научным содержанием курса аналитической химии и физико-химических методов анализа.

Для изучения дисциплин «Биохимия», «Физическая и коллоидная химия», «Пищевая химия» и других, необходимо комплексное рассмотрение биологических явлений: с позиции химии, физики, математики.

Аналитическая химия является одной из фундаментальных научных дисциплин химического цикла. Курс аналитической химии для студентов биотехнологических специальностей является необходимой базой для успешного изучения как химических, так и биологических дисциплин, а также для учебных практик и спецпрактикумов.

1. Цели освоения дисциплины.

Предметом аналитической химии как науки является теория и практика методов химического анализа.

Цель преподавания дисциплины - дать знания, сформировать умения и навыки в выборе и реализации современных методов анализа рудного сырья, продукции металлургической и химической промышленности, объектов окружающей среды, природных и техногенных загрязнителей, биологических объектов.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- логическую связь между химико-аналитическими свойствами ионов и положением элементов в Периодической системе;

- роль аналитической химии в системе наук;

- общие теоретические основы химических и физико-химических методов анализа;

- метрологические основы аналитической химии;

- области применения различных методов анализа при разработке новых технологий, определении природных и техногенных загрязнителей, исследовании биологических объектов;

уметь:

- на основе теоретических знаний оценить возможности методов, обоснованно выбрать соответствующий метод для решения практической задачи;

Студент должен иметь навыки:

- в проведении анализов конкретных объектов;

- в грамотном использовании приборов и оборудования;

- в математической обработке результатов исследования;

- в умелом использовании вычислительной техники.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина относится к вариативным естественнонаучным дисциплинам и основывается на знаниях, навыках и умениях, приобретенных в результате освоения неорганической химии (периодический закон и периодическая система элементов; общие законы химии; химия растворов; растворы сильных и слабых электролитов; кислотно-основное взаимодействие; окислительно - восстановительные процессы; комплексные соединения; гетерогенные процессы; химии элементов); математики (алгебра и элементарные функции; элементы математической статистики; интегральное и дифференциальное исчисление); физики (строение атома, ионизация и диссоциация; законы сохранения энергии, газовые законы; электродные процессы, законы электролиза, электропроводность; оптика, законы поглощения и преломления света); физической химии (законы термодинамики и кинетики, термодинамическая теория ЭДС, равновесия в растворах электролитов, законы межфазного распределения); коллоидной химии (поверхностные явления, высокодисперсные системы, коагуляция и пептизация).

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Бакалавры в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, ФГОС ВПО по направлению 240700 – Биотехнология, должны обладать следующими компетенциями:

  • стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных и гуманитарных дисциплин наук (ОК-7);

  • работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

  • понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации;

  • быть способным и готовым использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);

  • использовать знания о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строения вещества для понимания окружающего мира и явления природы (ПК-2);

  • понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-3);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером, как средством управления информацией (ПК-4);

  • уметь работать с научно-технической информацией, уметь использовать отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности, систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов производства (ПК-6);

  • владеть основными методами приемами и проведения экспериментальных исследований в области своей профессиональной деятельности (ПК-7);

  • владеть планированием эксперимента, обработкой и представлением полученных результатов (ПК-8);

  • использовать современные информационные технологии в своей профессиональной области, в том числе базы данных и пакеты прикладных программ (ПК-9)

4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы. Рекомендуемая форма итогового контроля – зачет.

Виды учебной нагрузки

Всего часов/

зач.ед

Семестры

3

4

5

6

Аудиторные занятия (всего)

72/2

32/0,8










В том числе




Лекции




12










Лекции-презентации




6










Проблемные лекции




2










Лекция дискуссия




2










Модули




-










Семинары (С)




-










Лабораторные работы (ЛР)




20










Поисковые лабораторные работы




12










Самостоятельная работа (всего)

40/1,1

40










В том числе




Расчетно-графические работы

-

-

-







Реферат

5

5

-







Другие виды самостоятельной работы
















Подготовка к лабораторным работам

10

10

-







Выполнение заданий по УИРС

10

10

-







Подготовка к коллоквиуму

-

-

-







Подготовка к текущей аттестации, к про-

межуточному контролю, к модулям, выполнение домашних заданий.

5

5

-







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

15

15

-







Консультация

-

-

-







Общая трудоемкость час/зач. ед



72

72










2

2












5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Раздел

дисциплины


Лекции


Лабора-торные

работы


Самостоя-тельная

работа

1.

1.1.

1.2.

Ведение в аналитическую химию.

Введение в аналитическую химию.

Метрологические основы аналитической химии

-

-

-

-


10

2.

Лекция-презентация №1. Качественный анализ. Классификация ионов

2

4

-

3.
3.1.

3.2.


3.3.
3.4.

3.5.



Количественный анализ.

Количественный анализ. Гравиметрический (весовой) метод анализа.

Лекция-дисскуссия №2.

Титриметрический (объемный) метод анализа. Основные операции объемного анализа. Методы кислотно-основного титрования (метод нейтрализации)

Лекция-презентация №3. Методы окислительно-восстановительного титрования. Перманганатометрия

Хроматометрия (Дихроматометрия). Цериметрия. Броматометрия.

Йодометрия. Йодхлориметрия. Нитритометрия

Комплексонометрия

Осадительное титрование




-

2
2

-
-



-

4

-
-
-
4




5
10
7,5

7,5

4.
4.1.

4.2.

4.3.

Классификация физико-химических методов анализа

Проблемная лекция №4. Физико-химические методы анализа.

Оптические методы анализа.

Рефрактометрия.

2

4

2

4

4

4

-

-

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

Лекция-презентация №5. Электрохимические методы анализа.

Лекция №6. Физико-химические методы разделения и концентрирования. Радиометрический анализ

Масс-спектрометрический анализ.

4
4

2

2

4


-


5.2. Содержание разделов дисциплины

1. Введение в аналитическую химию.

Предмет, задачи аналитической химии. Методы анализа. Основные этапы развития аналитической химии. Значение аналитической химии. Единицы количества вещества. Выбор метода анализа. Стадии аналитического процесса: Отбор проб. Подготовка пробы к анализу. Стадия измерения. Оценка результатов измерений.
2. Качественный анализ. Классификация ионов.

Основные понятия качественного анализа. Аналитические реакции и способы их выполнения. Условия выполнения аналитических реакций. Дробный и систематический анализ. Кислотно-основная классификация катионов. Классификация анионов, основанная на реакциях осаждения.

3. Количественный анализ.

Гравиметрический (весовой) метод анализа. Общая характеристика метода. Операции гравиметрии. Применение. Принцип титриметрического анализа. Методы титриметрического анализа. Растворы в титриметрии. Титрование. Кривые и диаграммы титрования. Индикация. Расчеты в титриметрическом анализе. Сущность кислотно-основного титрования. Теории индикаторов кислотно-основного титрования. Порядок титрования. Применение. Методы окислительно-восстановительного титрования. Перманганатометрия. Классификация методов. Индикаторы. Перменганатометрия. Сущность. Титрант, его приготовление. Стандартизация. Т.Э. Индикаторы. Применение. Хроматометрия (Дихроматометрия). Сущность метода. Определение точки эквивалентности. Индикатор метода. Применение. Цериметрия. Сущность метода. Определение точки эквивалентности. Индикатор метода. Применение. Броматометрия. Сущность метода. Определение точки эквивалентности. Индикатор метода. Применение. Йодометрия. Сущность метода. Определение точки эквивалентности. Индикатор метода. Недостатки йодометрии. Виды титрования в йодометрии. Применение. Йодхлориметрия. Сущность метода. Определение точки эквивалентности. Индикатор метода. Применение. Нитритометрия. Сущность метода. Определение точки эквивалентности. Индикатор метода. Применение. Комплексонометрия. Сущность метода. Комплексоны. Приготовление стандартного раствора трилона Б. Способы фиксирования конечной точки титрования. Условия комплексонометрическоro титрования. Способы комплексонометрического титрования. Применение. Осадительное титрование. Классификация методов.Требования к реакциям. Аргентометрия. Меркуриметрия.

4. Физико-химические методы анализа.

Общая характеристика физико-химических методов анализа. Классификация физико-химических методов. Оптические методы анализа. Теоретические основы спектральных (оптических) методов анализа, их классификация. Эмиссионный спектральный анализ. Люминесцентный (флуоресцентный) анализ. Абсорбционный спектральный анализ. Атомно-абсорбционный метод. Рефрактометрия. Сущность метода. Область применения рефрактометрии. Электрохимические методы анализа. Электрохимические методы анализа, их классификация, сущность. Потенциометрия и потенциометрическое титрование. Полярографический анализ, теоретические основы метода. Физико-химические методы разделения и концентрирования. Хроматографические методы анализа. Классификация хроматографических методов. Экстракция как метод разделения и концентрирования веществ. Основные термины экстракционного процесса. Кривые титрования. Индикаторные ошибки титрования. Диализ. Электрофорез. Электрофорез в медицине. Электрофорез в научных исследованиях. Радиометрический анализ. Способы радиометрического анализа. Применение радиометрического анализа. Масс-спектрометрический анализ. Сущность масс-спектрометрического анализа. Принцип работы и устройство масс-спектрометра. Источники ионов. Масс-анализаторы. Детекторы. Хромато-масс-спектрометрия. Характеристики масс-спектрометров и масс-спектрометрических детекторов. Применения масс-спектрометрии.

5.3. Лабораторный практикум (3 семестр)



п/п

№ раздела

дис-цип-лины

Наименование

лабораторных работ


Ко-личе-ство часов


Самостоятельная работа

1.

2.

Качественный анализ.

Лабораторная работа №1.

«Качественные реакции на катионы I- IV групп (кислотно-основной метод).

Качественные реакции на анионы I- III групп (реакции осаждения)».


4

Подготовка к лабораторному занятию.

Конспект:

«Биологическая роль и значение катионов I-VI аналитических групп».

Конспект:

«Биологическая роль и значение анионов I-III аналитических групп».

2.

3.

Количественный анализ.

Гравиметрический (весовой) метод анализа. Определение биогенных элементов весовым методом анализа.

Титриметрический (объемный) метод анализа. Основные операции объемного анализа. Методы кислотно-основного титрования (метод нейтрализации).

Лабораторная работа №2.

«Определение содержания кислоты в растворе

Определение кислотности плодов и овощей».

4

4

Подготовка к лабораторному занятию.

3.




Методы окислительно-восстановительного титрования. Перманганатометрия.

Лабораторная работа №3.

«Определение содержания железа в соли Мора».

Иодометрия.

Лабораторная работа №4.
«Определение содержания меди в исследуемом растворе».

4

4

Подготовка к лабораторному занятию.

4.

4.

Физико-химические методы анализа. Оптические методы анализа.

Лабораторная работа №5.

«Фотоколориметрическое определение содержания меди».

«Фотометрическое определение марганца и хрома при их совместном присутствии».

Рефрактометрия.

Лабораторная работа №6.

«Определение глюкозы методом рефрактомерии».

«Определение концентрации хлорид-ионов турбидиметрическим методом. Определение белковых фракций сыворотки крови нефелометрическим методом».

4

4

4

4

4

Подготовка к лабораторному занятию.

Решение задач.

5.




Электрохимические методы анализа.

Лабораторная работа №7.

«Определение рН и содержания щелочи в растворах потенциометрическим методом».

«Потенциометрическое определение железа (II), (III)».
bS0становить серебро(1лезо(III


4

4

Подготовка к лабораторному занятию.

Решение задач.

6.




Хроматографический анализ.

Лабораторная работа№8.

«Разделение меди и железа с помощью бумажной хроматографии».

«Разделение смеси аминокислот методом распределительной хроматографии на бумаге».

4

4

Подготовка к лабораторному занятию.

Решение задач.

7.




Решение задач.

Подведение итогов реферативной работы студентов.

4

Подготовка рефератов


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

6.1. Перечень домашних задач (Приложение 1).

6.2. Реферативная работа студентов (Приложение 2).

6.3. Контрольные вопросы для самостоятельной работы (Приложение 3).

6.4. Тестовые задания (Приложение 4).

6.5. Перечень вопросов к зачету (приложение 5).

6.6. Экзаменационные билеты (приложение 6).

Всего по текущей работе в течение семестра студент может набрать 50 баллов, в том числе:

лабораторные работы – 15 баллов;

тесты – всего 20 баллов;

домашние и индивидуальные задания – 10 баллов;

подготовка и защита реферата – 5 баллов.


Шкала интервальных баллов

Итоговая оценка

45-50

отлично

44-35

хорошо

34-16

удовлетворительно

15 и ниже

неудовлетворительно



7. Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

1. Васильев В.П. Аналитическая химия: в 2 кн.: учебник для студ. вузов / В.П.

Васильев . – 5-е изд., стереотип. Кн 1. Титриметрические и гравиметрические

методы анализа – М: Дрофа.- 2005 .- 367 с.

2. Васильев В.П.Аналитическая химия: в 2 кн.: учебник для студ. вузов / В.П.

Васильев . – 5-е изд., стереотип. Кн 2. Физико-химические методы анализа. М:

Дрофа – 2005. – 383 с.

3. Коренман, Я.И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых

продуктов: учеб. пособие для студ. вузов : в 4 кн .- 2-е изд., перераб. и доп. Кн.

1: Титриметрические методы анализа.- М.: КолосС. - 2005 .- 239 с.

4. Коренман, Я.И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых

продуктов: учеб. пособие для студ. вузов : в 4 кн .- 2-е изд., перераб. и доп. Кн.

2 : Оптические методы анализа. - М.: КолосС. - 2005 .- 288 с.

5. Коренман, Я.И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых

продуктов: учеб. пособие для студ. вузов : в 4 кн .- 2-е изд., перераб. и доп. Кн.

3 : Электрохимические методы анализа - М.: КолосС. - 2005 .- 228 с.

6. Коренман, Я.И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых

продуктов: учеб. пособие для студ. вузов : в 4 кн .- 2-е изд., перераб. и доп. Кн.

4 : Хроматографические методы анализа - М.: КолосС. - 2005 .- 296 с.25.

7. Цитович И.К. Курс аналитической химии. 2 изд-во Лань, 2004.
б) дополнительная литература:

1. Васильев В.П. Аналитическая химия. Лабораторный практикум / Васильев,

Р.П. Морозова, Л.А. Кочергина; под. ред. В.П. Васильева .- 2-е изд., перераб.

и доп .- М. : Дрофа, 2004 .- 415 с.

2. Маркина В.М., Тарловская К.З. Количественный анализ. Орёл ГАУ, 2001 (методические указания).

3. Маркина В.М., Тарловская К.З.Качественный анализ. Орёл ГАУ, 2004.

4. Маркина В.М., Тарловская К.З.Задачи и вопросы для самостоятельной работы студентов. ОрёлГАУ, 2005.

5. Маркина В.М. Молекулярно- абсорбционная спектроскопия, (методические указания). Орёл ГАУ,2005.

6. Маркина В.М.Электрохимические методы анализа. Орёл ГАУ, 2005.

7. Маркина В.М., Тарловская К.З., Блинникова В.Д. Учебное пособие по аналитической химии и физико-химическим методам анализа (методическое пособие для самостоятельной работы). ОрёлГАУ, 2006.
Химия в сети:

1. Портал фундаментального химического образования в России

www.chem.msu.ru

2. Сайт химического факультета МГУ

http://www.chem.msu.su/rus/journals/chemlife/welcome.html

3. Мультимедийныйучебник «1С: Репетитор. Химия»

http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?10;3

4. Учебник «Открытая химия»

http://www.college.ru/chemistry/course/design/index.htm.

5. Гроссе Э, Вайсмантель Х. «Химия для любознательных. Основы химии и

занимательные опыты».

http://lib.rin.ru/cgi-bin/load/docs.pl?open=15576.txt&page=0.

6. Портал научно-популярной химической информации www.alhimik.ru;

7. Популярная библиотека химических элементов

http://n-t.students.ru/ri/ps/

8. Научный химический журнал - Вестник Московского Университета, серия

«Химия»

http://www.chem.msu.su/rus/vmgu/welcome.html

9. Журнал «Успехихимии» http://rcr.ioc.ac.ru/ukh.html

10. Электронная периодическая таблица

http://www.college.ru/chemistry/applets/ptable.html

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Для обеспечения данной дисциплины имеются:

  • Лекционные аудитории

  • Лаборатории:

  • лаборатория аналитической химии (№ 408),

  • лаборатория физико-химических методов анализа (№ 408),

  • Технические средства обучения:

  • фотоэлектроколориметр «КФК-3»;

  • кондуктометр LCR-TLC-131D;

  • потенциометрический анализатор «МПА-1»;

  • pH – метр-милливольтметр;

  • рефрактометр ПРФ-454 БМ;

  • весы технические;

  • весы аналитические;

  • сушильный шкаф;

  • муфельная печь;



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины (модуля) «История инженерного дела»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Энергосберегающие технологии в апк»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины (модуля) «История инженерного дела»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Системы и оборудование для точного земледелия»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества»
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Материаловедение. Технология конструкционных материалов
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины iconРабочая программа по дисциплине «Материаловедение. Технология конструкционных материалов»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины (модуля) Органическая химия Направление...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск