Скачать 341.94 Kb.
|
МКОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» Принято. Утверждаю педагогическим советом Директор школы № ___ от _________ 2013 _____________Заикина Л.В. _____________ Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс Составитель: Пономарева Е.С. 2013 Пояснительная записка Актуальность курса: курс раскрывает один из способов гуманитаризации обучения химии на основе включения знаний из области естествознания, медицины, анатомии и физиологии человека. Курс информирует учащихся о необходимых веществах и материалах, обеспечивающих комфортность жизни человека, помогает разобраться в обширном ассортименте товаров бытовой химии, формирует умение работать с веществами и материалами, грамотно применять свои знания в повседневной жизни, дает информацию по охране здоровья. Содержание курса знакомит с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами предосторожности в работе с ядовитыми и огнеопасными веществами. «Химия в быту» носит межпредметный характер. Содержание предоставляет возможность учащимся реализовать свой интерес к предмету химии, создает базу для ориентации в мире современных профессий. Каждое занятие насыщено интересными заданиями. Предлагаемые темы, разделы, задачи касаются разных сторон нашего быта, повседневной жизни и досуга, условий жизни человека и сохранения окружающей среды. Прорабатываются важные сведения о здоровье и гигиене человека, советы по рациональному использованию различных веществ, проблемы экологии. Формой отчетности по изучению данного курса выдвигается защита учащимися проектных работ, зачетов, создание компьютерных программ, слайд-презентаций, подготовка и защита рефератов, сообщений. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с реактивами и оборудованием. Проектная деятельность учащихся направлена на формирование у них навыка, самостоятельно приобретать и применять знания в новой учебной ситуации, развивает их творческие способности. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Главной особенностью программы является деятельностный подход: лабораторные и практические занятия, выполнение и защита рефератов, проектов. Количество часов – 8 Цели и задачи курса:
Формы и методы изучения курса: наряду с лекционной формой особую роль в изложении материала курса играют примеры, насыщенные реальной современной информацией. Предусматривается активная форма обучения с использованием практических знаний, с непосредственным вовлечением каждого учащегося индивидуально или в малой группе в процессе проведения практических занятий. Требования к уровню подготовки учащихся. учащийся должен уметь:
учащийся должен знать :
Содержание. I. Правила и инструкции по применению препаратов бытовой химии – 1 час. Классификация препаратов и товаров бытовой химии. Форма упаковки товаров бытовой химии. Правила техники безопасности при хранении и применении препаратов бытовой химии. II. Ремонт своими руками.
III. Наводим чистоту дома.
Практическая работа Цель: сформировать понятие о синтетических и натуральных моющих средствах, о ПАВ; отработать умение распознавать маркировку на одежде. Отработка экспериментальных навыков (обнаружение в растворах СМС сульфат- ионов, фосфат – ионов, карбонат – ионов).
Практическая работа: удаление жирных и масляных пятен с различных видов тканей; удаление пятен органического происхождения (от фруктов, овощей, травы, чая, шоколада, чернил, плесени, молока, кофе, крови). 1V. Косметические средства и препараты.Товары бытовой химии и окружающая среда– 1 час. Средства гигиенического назначения. Их виды, применение (мыла, шампуни, крема, дезодоранты, антиперспиранты, лосьоны, одеколоны).Плюсы и минусы использования препаратов бытовой химии. Проблема загрязнения окружающей среды препаратами бытовой химии и пути ее решения. Невозможно объять необъятное. Данный элективный курс не может познакомить учащихся со всеми выпускаемыми в нашей стране товарами бытовой химии, но если при изучении данного курса учащиеся поймут, что нужно точно следовать рекомендациям, приведенным на упаковках препаратов, пунктуально соблюдать привила техники безопасности, то можно считать поставленные цели и задачи данного курса достигнутыми. Учебно-тематический план (8 часов)
Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я
Л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с я
Сайты в Интернете: http://www.ysolie.org/ http://1000domsovetov.ru http://www.housewife.name/node/56 http://www.narkotiki.ru/chem_3702.html http://www.doctor-al.ru/get_news.php?news_id=99&type=article http://www.bibliotekar.ru/domovodstvo-2/107.htm http://flbl.ru/bytovaya-ximiya-vash-vernyj-pomoshhnik http://collection.cross-edu.ru http://www.alfagiips.ru http://lifeandculture.ru/ximiya/11-chudesnaja-khimija.html http://ecologyhome.blogspot.com/2007/07/blog-post.html Приложение Темы рефератов (проектов)
Классификация товаров бытовой химии. К товарам бытовой химии относят товары химической природы, предназначенные для различных хозяйственных нужд. ТБХ – продукция многих отраслей промышленности (химической, нефтеперерабатывающей, лакокрасочной, масложировой, лесохимической и др.). Их применение оптимизирует процессы, экономит ресурсы, но при этом нужно отметить отрицательные стороны их использования: они токсичны и аллергенны, экологически жестки, химически активны. Также требуют строгого соблюдения правил эксплуатации, упаковки, хранения и сроков реализации. По назначению ассортимент ТБХ делится на: 1. Клеящие товары. 2. Средства для стирки и мытья (моющие, отбеливающие, подсинивающие, подкрашивающие средства, подкрахмаливающие). 3. Лакокрасочные товары. 4. Чистящие средства. 5. Пятновыводящие средства. 6. Полирующие средства. 7. Дезинфицирующие средства. 8. Средства для борьбы с насекомыми и грызунами. 9. Средства для борьбы с вредителями садов и огородов. 10. Минеральные удобрения. 11. Автокосметика. 12. Прочие химические товары (антистатики, антинакипины, дезодоранты, замазки, мастики, шампуни, гели и др.). Клеи Клеи – это растворы или расплавы, способные после нанесения на поверхности склеивать их с различной степенью прочности. Состав клеев очень сложен, потому для их производства используют следующие группы сырья: 1. Клеящие вещества – крахмал, декстрин, растительные смолы, нитроцеллюлоза, каучук синтетический, а также синтетические смолы: бакилитовофенольные, мочевиноформальдегидные, полиэфирные, полиамидные, ПВХ смолы. 2. Группа растворителей – бензин, ацетон, сложные эфиры. 3. Наполнители – тальк, мел, каолин. Их применяют для удешевления клея и водостойкости. 4. Пластификаторы – камфорное масло, глицерин. Добавляют для придания клеевой плёнке гибкости и эластичности. 5. Отвердители – металл, пластмасса, фарфор, стекло. Добавляют для ускорения затвердения. 6. Прочие добавки – антисептики, противостарители и вещества, препятствующие комкованию порошкообразных клеев. К потребительским свойствам относят: клеящую способность (прочность склеивания, которая зависит от вида клеящего вещества и формирует назначение клеев); жизнеспособность клея ( срок, в течение которого клей сохраняет клеящую способность); вязкость в рабочем состоянии. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЗОР АССОРТИМЕНТА Ассортимент клеев подразделяют по следующим признакам: По происхождению клеящего вещества: природные и синтетические. По консистенции: твердые, жидкие, самоклеящиеся плёнки. По назначению: для склеивания бумаги и картона, кожи, ткани, металлов, универсальные. По отношению к нагреванию: термопластичные и термореактивные. По водостойкости: высоководоупорные, водоупорные, неводоупорные. |
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» Содержание курса знакомит старшеклассников с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в... | Пояснительная записка к преподаванию элективного курса «Химия в быту» Элективные курсы «Химия для гуманитариев 10, 11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель Н. В. Ширшина | ||
Рабочая программа химия 11 класс 2013-2014 пояснительная записка... «Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»), и программы курса химии... | Рабочая программа дисциплины Химические материалы, используемые в... Цели и задачи освоения дисциплины курсов по выбору. Цель прибретение студентоами знаний о химических свойствах веществ используемых... | ||
Образовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас» Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,... | Габриелян О. С предполагает изучение курса по учебнику Габриелян О. С. Химия 9 класс Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на... | ||
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11-х классов «Химия и экология» Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ,окружающих нас... | Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс Учебная программа курса по выбору "К тайнам мысли и слова" (8 ч.) содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует... | ||
Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов,... | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа курса «Химия» ... | ||
Рабочая учебная программа по курсу «Химия наука о веществах и их... Составлена на основе примерной программы«Химия – наука о веществах и их превращениях» под редакцией В. П. Артеменко | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Химия. Вводный курс. 7 класс» авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова и А. К. Ахлебинина (Программа пропедевтического курса... | ||
Рабочая программа учебного курса «Общая химия» Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Дрофа, 2010 г.). Рабочей программе соответствует учебник: «Химия 11 класс»... | Рабочая программа по учебному предмету "химия" учителя химии Трофимовой... Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, составленных на основе примерных с учётом федеральных стандартов.... | ||
Рабочая программа по курсу «Химия» 9 класс И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия», базовый уровень, Москва, «Русское слово», 2008г | Рабочая программа по предмету химия класс 10 2011-2012 Рабочая программа разработана на основе Программы курса химии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор... |