Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс





Скачать 341.94 Kb.
НазваниеРабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс
страница1/3
Дата публикации22.02.2015
Размер341.94 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа курса
  1   2   3
МКОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа»

Принято. Утверждаю

педагогическим советом Директор школы

№ ___ от _________ 2013 _____________Заикина Л.В.

_____________

Рабочая программа курса

по выбору «Химия в быту»

9 класс

Составитель:

Пономарева Е.С.

2013

Пояснительная записка

Актуальность курса: курс раскрывает один из способов гуманитаризации обучения химии на основе включения знаний из области естествознания, медицины, анатомии и физиологии человека. Курс информирует учащихся о необходимых веществах и материалах, обеспечивающих комфортность жизни человека, помогает разобраться в обширном ассортименте товаров бытовой химии, формирует умение работать с веществами и материалами, грамотно применять свои знания в повседневной жизни, дает информацию по охране здоровья.

Содержание курса знакомит с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами предосторожности в работе с ядовитыми и огнеопасными веществами.

«Химия в быту» носит межпредметный характер. Содержание предоставляет возможность учащимся реализовать свой интерес к предмету химии, создает базу для ориентации в мире современных профессий. Каждое занятие насыщено интересными заданиями. Предлагаемые темы, разделы, задачи касаются разных сторон нашего быта, повседневной жизни и досуга, условий жизни человека и сохранения окружающей среды. Прорабатываются важные сведения о здоровье и гигиене человека, советы по рациональному использованию различных веществ, проблемы экологии.

Формой отчетности по изучению данного курса выдвигается защита учащимися проектных работ, зачетов, создание компьютерных программ, слайд-презентаций, подготовка и защита рефератов, сообщений.

Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с реактивами и оборудованием.

Проектная деятельность учащихся направлена на формирование у них навыка, самостоятельно приобретать и применять знания в новой учебной ситуации, развивает их творческие способности.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Главной особенностью программы является деятельностный подход: лабораторные и практические занятия, выполнение и защита рефератов, проектов.
Количество часов – 8

Цели и задачи курса:

  • формирование основ химического знания;

  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в повседневной жизни;

  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемых в повседневной жизни;

  • выработка у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Формы и методы изучения курса: наряду с лекционной формой особую роль в изложении материала курса играют примеры, насыщенные реальной современной информацией. Предусматривается активная форма обучения с использованием практических знаний, с непосредственным вовлечением каждого учащегося индивидуально или в малой группе в процессе проведения практических занятий.

Требования к уровню подготовки учащихся.

учащийся должен уметь:

  • определять принадлежность веществ к определенному классу,

  • характеризовать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве,

  • определять биологически важные соединения,

учащийся должен знать :

  • правила поведения в конкретной ситуации, способствующие защите окружающей среды от загрязнения,

  • методы оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.


Содержание.

I. Правила и инструкции по применению препаратов бытовой химии – 1 час.

Классификация препаратов и товаров бытовой химии. Форма упаковки товаров бытовой химии. Правила техники безопасности при хранении и применении препаратов бытовой химии.

II. Ремонт своими руками.

  1. Виды красок – 1 час. Группы красок. Как правильно выбрать краску. Правила техники безопасности при работе с красками.

  2. Вспомогательные материалы – 1 час. Виды и типы грунтовок, шпаклевок, разбавителей, смывок, лаков, растворителей. Способы нанесения. Правила безопасности и использования этих препаратов.

  3. Клеящие средства – 1 час. Виды клеев. Общие правила обращения с клеями. Практическая работа. Склеивание различных видов материала: бумаги и картона; древесины и наклеивание на древесину; металлов и наклеивание на них других материалов; стекла, фарфора и керамики; кожи; резины и приклеивание к ней других материалов; изделий из пластмасс

III. Наводим чистоту дома.

  1. Чистящие средства – 1 час. Виды чистящих средств. Классификация чистящих средств по способам применения. Правильное применение чистящих средств.

  2. Моющие средства – 1 час. Основные типы СМС (синтетические моющие средства). Правила правильного и безопасного применения СМС. СМС и режимы стирки стиральной машины.

Практическая работа

Цель: сформировать понятие о синтетических и натуральных моющих средствах, о ПАВ; отработать умение распознавать маркировку на одежде. Отработка экспериментальных навыков (обнаружение в растворах СМС сульфат- ионов, фосфат – ионов, карбонат – ионов).

  1. Химчистка дома – 1 час. Удаление пятен с одежды. Виды пятен и правильный подбор препаратов для их выведения. Правила выведения пятен. Способы выведения пятен.

Практическая работа:

удаление жирных и масляных пятен с различных видов тканей;

удаление пятен органического происхождения (от фруктов, овощей, травы, чая, шоколада, чернил, плесени, молока, кофе, крови).

1V. Косметические средства и препараты.Товары бытовой химии и окружающая среда– 1 час.

Средства гигиенического назначения. Их виды, применение (мыла, шампуни, крема, дезодоранты, антиперспиранты, лосьоны, одеколоны).Плюсы и минусы использования препаратов бытовой химии. Проблема загрязнения окружающей среды препаратами бытовой химии и пути ее решения.

Невозможно объять необъятное. Данный элективный курс не может познакомить учащихся со всеми выпускаемыми в нашей стране товарами бытовой химии, но если при изучении данного курса учащиеся поймут, что нужно точно следовать рекомендациям, приведенным на упаковках препаратов, пунктуально соблюдать привила техники безопасности, то можно считать поставленные цели и задачи данного курса достигнутыми.

Учебно-тематический план

(8 часов)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов (всего)

Виды занятий

Указание конкретного вида занятия


Образователь-ный продукт

Теорети-ческие (количество часов)

Практи-ческие (количество часов)

1

Правила и инструкции по применению препаратов бытовой химии

1 час

1час




Лекция

Опорный конспект

2

Виды красок

1 час

1 час




Лекция


Опорный конспект, отчет о домашней практической работе

3

Вспомогательные материалы

1 час

1 час




Лекция

Опорный конспект, доклады

4

Клеящие средства

1 часа




1 час

Лекция практикум

Отчет о практической работе

5

Чистящие средства


1 часа

1 часа




Лекция

Опорный конспект, сообщения

6

Моющие средства

1 час




1 час

Практикум

Отчет о практической работе

7

Химчистка дома

1 часа




1 час

Лекция практикум

Опорный конспект, отчет

8

Косметические средства и препараты

Товары бытовой химии и окружающая среда

1 час

1 час




Семинар

Доклады, сообщения, презентации


Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я

  • Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. М: Химия, 1979;

  • Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1974; Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. М.: Аркти, 2003;

  • Тихвинская М.Ю. Практикум по химической технологии. М.: Просвещение, 1984;

  • Шепелев А.М. Ремонт квартиры своими руками. М.: Московский рабочий, 1979;

  • Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. М.: Химия, 1982.

Л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с я

  • Габриелян С.С. Химия-9. М.: Дрофа, 2008;

  • Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия холдинг, 2000;

  • Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М: Высшая школа, 1992;

  • Энциклопедия для настоящих девочек. Минск: Современное слово, 1999;

  • Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия для вас. М.: Химия, 1985

Сайты в Интернете:

http://www.ysolie.org/

http://1000domsovetov.ru

http://www.housewife.name/node/56

http://www.narkotiki.ru/chem_3702.html

http://www.doctor-al.ru/get_news.php?news_id=99&type=article

http://www.bibliotekar.ru/domovodstvo-2/107.htm

http://flbl.ru/bytovaya-ximiya-vash-vernyj-pomoshhnik

http://collection.cross-edu.ru

http://www.alfagiips.ru

http://lifeandculture.ru/ximiya/11-chudesnaja-khimija.html

http://ecologyhome.blogspot.com/2007/07/blog-post.html

Приложение

Темы рефератов (проектов)

  • Техника выведения различных пятен. Современные пятновыводящие средства.

  • Химия и косметика.

  • Искусственная пища: за и против.

  • Общие тенденции современного макияжа.

  • Какая краска для волос лучше?

  • Средства ухода за обувью, мебелью, одеждой.

  • Ароматические средства.

  • Экологически безопасное поведение при использовании средств бытовой химии.

  • Химические материалы, использующиеся в искусственных органах.

  • Соединения серы и селена в косметике.

  • Как придать одежде обновленный вид (крахмаление, аппретирование, антистатистическая обработка).

  • Отравление препаратами бытовой химии. Токсикомания.

Классификация товаров бытовой химии.

К товарам бытовой химии относят товары химической природы, предназначенные для различных хозяйственных нужд. ТБХ – продукция многих отраслей промышленности (химической, нефтеперерабатывающей, лакокрасочной, масложировой, лесохимической и др.). Их применение оптимизирует процессы, экономит ресурсы, но при этом нужно отметить отрицательные стороны их использования: они токсичны и аллергенны, экологически жестки, химически активны. Также требуют строгого соблюдения правил эксплуатации, упаковки, хранения и сроков реализации. По назначению ассортимент ТБХ делится на:

1. Клеящие товары.

2. Средства для стирки и мытья (моющие, отбеливающие, подсинивающие, подкрашивающие средства, подкрахмаливающие).

3. Лакокрасочные товары.

4. Чистящие средства.

5. Пятновыводящие средства.

6. Полирующие средства.

7. Дезинфицирующие средства.

8. Средства для борьбы с насекомыми и грызунами.

9. Средства для борьбы с вредителями садов и огородов.

10. Минеральные удобрения.

11. Автокосметика.

12. Прочие химические товары (антистатики, антинакипины, дезодоранты, замазки, мастики, шампуни, гели и др.).

Клеи
Клеи – это растворы или расплавы, способные после нанесения на поверхности склеивать их с различной степенью прочности. Состав клеев очень сложен, потому для их производства используют следующие группы сырья:

1. Клеящие вещества – крахмал, декстрин, растительные смолы, нитроцеллюлоза, каучук синтетический, а также синтетические смолы: бакилитовофенольные, мочевиноформальдегидные, полиэфирные, полиамидные, ПВХ смолы.

2. Группа растворителей – бензин, ацетон, сложные эфиры.

3. Наполнители – тальк, мел, каолин. Их применяют для удешевления клея и водостойкости.

4. Пластификаторы – камфорное масло, глицерин. Добавляют для придания клеевой плёнке гибкости и эластичности.

5. Отвердители – металл, пластмасса, фарфор, стекло. Добавляют для ускорения затвердения.

6. Прочие добавки – антисептики, противостарители и вещества, препятствующие комкованию порошкообразных клеев.

К потребительским свойствам относят: клеящую способность (прочность склеивания, которая зависит от вида клеящего вещества и формирует назначение клеев); жизнеспособность клея ( срок, в течение которого клей сохраняет клеящую способность); вязкость в рабочем состоянии.
КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЗОР АССОРТИМЕНТА
Ассортимент клеев подразделяют по следующим признакам:

По происхождению клеящего вещества: природные и синтетические.

По консистенции: твердые, жидкие, самоклеящиеся плёнки.

По назначению: для склеивания бумаги и картона, кожи, ткани, металлов, универсальные.

По отношению к нагреванию: термопластичные и термореактивные.

По водостойкости: высоководоупорные, водоупорные, неводоупорные.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс iconРабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту»
Содержание курса знакомит старшеклассников с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в...
Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс iconПояснительная записка к преподаванию элективного курса «Химия в быту»
Элективные курсы «Химия для гуманитариев 10, 11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель Н. В. Ширшина
Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс iconРабочая программа химия 11 класс 2013-2014 пояснительная записка...
«Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»), и программы курса химии...
Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс iconРабочая программа дисциплины Химические материалы, используемые в...
Цели и задачи освоения дисциплины курсов по выбору. Цель прибретение студентоами знаний о химических свойствах веществ используемых...
Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс iconОбразовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас»
Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,...
Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс iconГабриелян О. С предполагает изучение курса по учебнику Габриелян О. С. Химия 9 класс
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на...
Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс iconРабочая программа элективного курса для учащихся 11-х классов «Химия и экология»
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ,окружающих нас...
Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс iconРабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс
Учебная программа курса по выбору "К тайнам мысли и слова" (8 ч.) содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует...
Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс iconРабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь»
Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов,...
Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа курса «Химия»
...
Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс iconРабочая учебная программа по курсу «Химия наука о веществах и их...
Составлена на основе примерной программы«Химия – наука о веществах и их превращениях» под редакцией В. П. Артеменко
Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Химия. Ввод­ный курс. 7 класс» авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова и А. К. Ахлебинина (Программа пропедевтического курса...
Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс iconРабочая программа учебного курса «Общая химия»
Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Дрофа, 2010 г.). Рабочей программе соответствует учебник: «Химия 11 класс»...
Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс iconРабочая программа по учебному предмету "химия" учителя химии Трофимовой...
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, составленных на основе примерных с учётом федеральных стандартов....
Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс iconРабочая программа по курсу «Химия» 9 класс
И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия», базовый уровень, Москва, «Русское слово», 2008г
Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс iconРабочая программа по предмету химия класс 10 2011-2012
Рабочая программа разработана на основе Программы курса химии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск