Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту»





НазваниеРабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту»
страница1/3
Дата публикации16.03.2015
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2   3


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Лобановская основная общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА курс по выбору «Химия в быту»

КЛАСС 9 класс

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ 1
Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ Боровинских Ирина Александровна


село Лобаново

Катайский район

Курганская область

2012 год

Курс по выбору "Химия в быту"

Пояснительная записка

Актуальность курса: курс раскрывает один из способов гуманитаризации обучения химии на основе включения знаний из области естествознания, медицины, анатомии и физиологии человека. Курс информирует учащихся о необходимых веществах и материалах, обеспечивающих комфортность жизни человека, помогает разобраться в обширном ассортименте товаров бытовой химии, формирует умение работать с веществами и материалами, грамотно применять свои знания в повседневной жизни, дает информацию по охране здоровья.

Содержание курса знакомит старшеклассников с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами предосторожности в работе с ядовитыми и огнеопасными веществами.

Курс по выбору «Химия в быту» носит межпредметный характер. Содержание курса предоставляет возможность учащимся реализовать свой интерес к предмету химии, создает базу для ориентации в мире современных профессий. Каждое занятие насыщено интересными заданиями. Предлагаемые темы, разделы, задачи касаются разных сторон нашего быта, повседневной жизни и досуга, условий жизни человека и сохранения окружающей среды. Прорабатываются важные сведения о здоровье и гигиене человека, советы по рациональному использованию различных веществ, проблемы экологии.

Формой отчетности по изучению данного курса выдвигается защита учащимися проектных работ, зачетов, создание компьютерных программ, слайд-презентаций, подготовка и защита рефератов, сообщений.

Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с реактивами и оборудованием.

Проектная деятельность учащихся направлена на формирование у них навыка, самостоятельно приобретать и применять знания в новой учебной ситуации, развивает их творческие способности.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Главной особенностью программы является деятельностный подход: лабораторные и практические занятия, выполнение и защита рефератов, проектов.
Курс рассчитан на учащихся 9 класса.

Количество часов – 8

Цели курса:

- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

- применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды.

Задачи курса:

  • помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения;

  • расширение и углубление знаний учащихся о строении, свойствах, применении средств бытовой химии, лекарств, косметики и др. веществ и методах получения новых материалов;

  • воспитание гражданской ответственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным ценностям;

  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям.

Формы и методы изучения курса: наряду с лекционной формой особую роль в изложении материала курса играют примеры, насыщенные реальной современной информацией. Предусматривается активная форма обучения с использованием практических знаний, с непосредственным вовлечением каждого учащегося индивидуально или в малой группе в процессе проведения практических занятий.

Форма оценки знаний, умений и навыков учащихся: устный опрос учащихся, оценивание сообщений, докладов, рефератов, презентаций творческих работ.

Ожидаемый результат:

учащийся должен уметь:

  • определять принадлежность веществ к определенному классу,

  • характеризовать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве,

  • определять биологически важные соединения,

учащийся должен знать :

  • правила поведения в конкретной ситуации, способствующие защите окружающей среды от загрязнения,

  • методы оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

Содержание курса

1. Химия – экспериментальная наука. История развития химии, как науки. Цели и задачи современной химии. Разделы и отрасли химии. Методы химии. Роль химии в жизни человека и развитии человечества. Перспективы развития химии.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать разделы и методы химии, практическая значимость химии в жизнедеятельности человека, виды профессий связанные с химией.

2. Вода удивительная и удивляющая. Вода в природе. Содержание воды в природе. Физические свойства воды. Аномалии физических свойств. Химические свойства воды. Растворяющая способность воды. Проблемы питьевой воды.

Практическая работа. 1. Химические свойства воды. 2. Растворяющее действие воды. 3. Очистка воды. 4. Спираль на воде

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать значение воды для живых организмов, строение молекулы и свойства воды, суть физико-химического процесса растворения, методы очистки питьевой воды.

3.Пища, которую мы едим. Пищевая ценность продуктов питания. Пищевые добавки. Синтетическая пища и ее влияние на организм. Содержание нитратов в растениях и пути уменьшения их содержания при приготовлении пищи. Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов.

Практическая работа. 1. Определение нитратов в плодах и овощах. 2. Расшифровка кода пищевых продуктов, их значение. 3. Опыт с молоком. 4. Секретное послание.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать основной состав продуктов питания (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, макро- и микроэлементы), процессы, происходящие при варке овощей, способы и сроки хранения пищевых продуктов.

4. Будьте красивыми. Средства ухода за зубами их виды и качество. Декоративная косметика: виды, состав и действие на организм.

Практическая работа. 1. Решение задач. 2. Изучение состава декоративной косметики по этикеткам.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать назначение средств ухода за зубами и уметь подбирать зубные пасты и щетки, декоративная косметика и ее применение в зависимости от возраста и цели.

5. Дом, в котором мы живем. Материалы, из которых построены дома, сделана мебель, покрытия и их влияние на здоровье людей. Загрязнения и их влияние на жизнедеятельность людей. Вопросы экологии в современных квартирах. Приемы разумного ведения домашнего хозяйства.

Практическая работа. 1. Определение относительной запыленности воздуха в помещении. 2. Решение задач с экологическим содержанием.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать различные виды строительных материалов и их состав, понятие об экологически чистых материалах, виды загрязнений (пылевые, радиационные, биологические, шумовые), значение живых организмов в домах и квартирах.

6. Химия и быт. Азбука химчистки. Пятновыводители и удаление пятен. Синтетические моющие средства их виды. Жесткость воды и ее устранение.

Практическая работа. 1. Удаление пятен. 2. Получение мыла. 3. Удаление накипи.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать технику выведения пятен различного происхождения, состав мыла и СМС, причины жесткости воды и образования накипи, способы умягчения воды.

7. Товары бытовой химии и окружающая среда

Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Способы разрешения создавшейся экологической ситуации на Земле, в нашем селе.

Практическая работа. 1. Проектные работы на тему «Идеальное село…» 2. Решение экологических задач.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать глобальные экологические проблемы, роль каждого человека в природоохранной деятельности, редкие и исчезающие виды животных и растений РТ.

8. Заключение. – 1час. Защита творческих работ и презентаций.

Учебно-тематический план

(8часов)

№ п/п

Тема занятия

Виды занятий

Образователь-ный продукт

Теорети-ческие (количество часов)

Практи-ческие (количество часов)

1

Химия – экспериментальная наука. Роль химии в жизни. Отрасли химии. Задачи современной химии. Развитие химии как науки.

1




Опорный конспект

2

Вода удивительная и удивляющая. Вода в природе. Вода и жизнь на земле. Вода как сложное вещество. Вода как растворитель

0,5

0,5

Опорный конспект, отчет о домашней практической работе

3

Пища, которую мы едим. Качество продукта за красивой оберткой. Пищевая ценность продуктов. Сроки хранения пищевых продуктов.

0,5

0,5

Опорный конспект, доклады

4

Будьте красивыми. Декоративная косметика. Дезодоранты. Духи. Помада. Средства ухода за зубами.

0,5

0,5

Отчет о практической работе

5

Дом, в котором мы живем. Экология жилища и здоровье человека. Приемы разумного ведения домашнего хозяйства

0,5

0,5

Опорный конспект, сообщения

6

Химия и быт. Средства бытовой химии – наши помощники. Химчистка на дому. Удаление пятен.

0,5

0,5

Отчет о практической работе

7

Товары бытовой химии и окружающая среда

1




Доклады, сообщения, презентации

8

Заключительные занятия




1

Защита творческих работ

Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я

  • Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. М: Химия, 1979;

  • Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1974; Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. М.: Аркти, 2003;

  • Тихвинская М.Ю. Практикум по химической технологии. М.: Просвещение, 1984;

  • Шепелев А.М. Ремонт квартиры своими руками. М.: Московский рабочий, 1979;

  • Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. М.: Химия, 1982.

Л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с я

  • Габриелян С.С. Химия-9. М.: Дрофа, 2008;

  • Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия холдинг, 2000;

  • Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М: Высшая школа, 1992;

  • Энциклопедия для настоящих девочек. Минск: Современное слово, 1999;

  • Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия для вас. М.: Химия, 1985

Сайты в Интернете:

http://www.ysolie.org/

http://1000domsovetov.ru

http://www.housewife.name/node/56

http://www.narkotiki.ru/chem_3702.html

http://www.doctor-al.ru/get_news.php?news_id=99&type=article

http://www.bibliotekar.ru/domovodstvo-2/107.htm

http://flbl.ru/bytovaya-ximiya-vash-vernyj-pomoshhnik

http://collection.cross-edu.ru

http://www.alfagiips.ru

http://lifeandculture.ru/ximiya/11-chudesnaja-khimija.html

http://ecologyhome.blogspot.com/2007/07/blog-post.html

Приложение

Темы рефератов (проектов)

  • Техника выведения различных пятен. Современные пятновыводящие средства.

  • Химия и косметика.

  • Искусственная пища: за и против.

  • Общие тенденции современного макияжа.

  • Какая краска для волос лучше?

  • Средства ухода за обувью, мебелью, одеждой.

  • Ароматические средства.

  • Экологически безопасное поведение при использовании средств бытовой химии.

  • Химические материалы, использующиеся в искусственных органах.

  • Соединения серы и селена в косметике.

  • Как придать одежде обновленный вид (крахмаление, аппретирование, антистатистическая обработка).

  • Отравление препаратами бытовой химии. Токсикомания.

Классификация товаров бытовой химии.

К товарам бытовой химии относят товары химической природы, предназначенные для различных хозяйственных нужд. ТБХ – продукция многих отраслей промышленности (химической, нефтеперерабатывающей, лакокрасочной, масложировой, лесохимической и др.). Их применение оптимизирует процессы, экономит ресурсы, но при этом нужно отметить отрицательные стороны их использования: они токсичны и аллергенны, экологически жестки, химически активны. Также требуют строгого соблюдения правил эксплуатации, упаковки, хранения и сроков реализации. По назначению ассортимент ТБХ делится на:

1. Клеящие товары.

2. Средства для стирки и мытья (моющие, отбеливающие, подсинивающие, подкрашивающие средства, подкрахмаливающие).

3. Лакокрасочные товары.

4. Чистящие средства.

5. Пятновыводящие средства.

6. Полирующие средства.

7. Дезинфицирующие средства.

8. Средства для борьбы с насекомыми и грызунами.

9. Средства для борьбы с вредителями садов и огородов.

10. Минеральные удобрения.

11. Автокосметика.

12. Прочие химические товары (антистатики, антинакипины, дезодоранты, замазки, мастики, шампуни, гели и др.).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» iconПрограммы курсов по выбору для предпрофильной подготовки в 9-ых классах (химия)
Данный курс рассчитан на 12 часов. Рекомендован для преподавания в 9 классе как курс по выбору
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» iconРабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс
Содержание курса знакомит с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами...
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» iconРабочая программа учебного предмета «Химия»
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8-го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» iconРабочая программа дисциплины Химические материалы, используемые в...
Цели и задачи освоения дисциплины курсов по выбору. Цель прибретение студентоами знаний о химических свойствах веществ используемых...
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» iconРабочая учебная программа предмета физическая и коллоидная химия...
Рабочая учебная программа предмета «Физическая и коллоидная химия» предназначена для реализации государственных требований к содержанию...
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Элективный курс «Химия в нашем доме» предназначен для учащихся 8-9 классов основной школы. Курс ориентирован на углубление и расширение...
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» iconРабочая программа элективного курса для учащихся 11-х классов «Химия и экология»
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ,окружающих нас...
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» iconРабочая программа спецкурса «Химия для восьмиклассников»
Элективный курс должен способствовать развитию устойчивого интереса к химии, выбору профессии, содействовать формированию диалектико...
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» iconРабочая программа учебного предмета «Физика»
Курс «Физика в быту» направлен на формирование социально значимых знаний и умений, позволяет связать изучаемый материал с жизнью,...
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» iconПояснительная записка к преподаванию элективного курса «Химия в быту»
Элективные курсы «Химия для гуманитариев 10, 11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель Н. В. Ширшина
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10 -го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» iconРабочая учебная программа предмета органическая химия по специальности...
Изучение предмета базируется на атомно-молекулярной теории, периодической системе Д. И. Менделеева, теории строения атома, теории...
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» iconПрограмма дисциплины ер. Р. 01 Химия окружающей среды цели и задачи...
Курс «Химия окружающей среды» проводится после изучения систематических курсов общая и неорганическая химия, органическая химия,...
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 11 -го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» iconО преподавании учебного предмета «Химия» в 2011/2012 учебном году
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Химия» установлено...
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного...
Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск