Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 11 -го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по химии и программы предмета «химия» для учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений, разработанной О.С.Габриеляном, 2009 г.
Программа рассчитана на 34 ч. (1 ч. в неделю), количество часов для проведения контрольных работ 2 ч., итоговое тестирование 1ч, практических работ 2 ч.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Учебному плану МБОУ «Новотимошкинская СОШ» с универсальным ( непрофильным) обучением на 2011-2012 учебный год (Приказ № 132 от 06.09.2011г.). Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного среднего (полного) образования по химии и авторской программой учебного предмета О.С.Габриеляна.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоения знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладения умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитания убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
В авторскую программу О.С. Габриеляна, которая рассчитана на 1(2) ч в неделю, внесены некоторые изменения.
Увеличено число часов на изучение темы «Химические реакции» на 1 час, так как в эту тему включены вопросы, которые не изучались в курсе химии основной школы и темы «Вещества и их свойства» на 1 час, так как данная тема является ключевой в курсе химии средней школы.
Уменьшено число часов на изучение темы «Строение вещества» на 2 часа, т. к. исключены: раздел «Полимеры», который подробно изучался в 10 классе и «Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного»- задач этого типа нет в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ.
Исключены некоторые вопросы темы «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева»: положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; темы «Химические реакции»: роль воды в химической реакции, растворимость и классификация веществ по признаку растворимости, биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке, электролитическое получение алюминия (нет в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ); химические свойства воды (тема изучалась в основной школе); темы «Вещества и их свойства»: взаимодействие натрия с этанолом и фенолом (вопрос изучался в 10 классе); особые свойства азотной и концентрированной серной кислот (нет в Требованиях к уровню подготовки выпускников). Также исключены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты. Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели. Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ.
В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников в результате изучения химии на базовом уровне учащийся должен:
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
- использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
-экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; - безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; - приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников. Конкретные требования к уровню подготовки выпускников, установленные стандартом, определены для каждого урока и включены в поурочное планирование. Учебно-методический комплект:
1. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:Дрофа, 2006.
2. Денисова В.Г. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой.изд. «Учитель», 2010.
3. Настольная книга учителя.Химия 11класс .изд. «Дрофа», 2004
4.Гара Н.Н., Зуева М.В..Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 классы изд. «Дрофа», 2001.
Календарно-тематическое планирование по химии 11 класс
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности.
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Дом. задание
| Дата проведения
| план
| факт
| 1-2
| Строение атома. Электронная оболочка. Особенности строения электронных оболочек переходных элементов. Орбитали s и p.
| 2
| Комбинированный урок
| Фронтальный, индивидуальный.
| .Текущий. Фронтальный опрос. Для закрепления темы: с.10,вопросы 1,2,4.
| Знать:
-современные представления о строении атомов;
-сущность понятия «электронная орбиталь», формы.
| §1,упр.1-11, с.12. Подготовить сообщение.
|
|
| 3
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
| 1
| Комбинированный урок
| Самостоятельный, индивидуальный.
| Текущий опрос. Для закрепления темы: работа по дидактическим материалом.
| Знать смысл и значение Периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины.
Уметь давать характеристику элемента на основании его положения в Периодической системе.
| §2,упр. 1-10,c.24.Индивид.карточки.
|
|
| 4
| Химическая связь. Ионная и ковалентная.
| 1
| Комбинированный урок
| Фронтальный, индивидуальный.
| Текущий. Для закрепления темы: с.56,№3-4.
| Знать классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них.
| §3-4,упр.3-9,с.28 тесты.
|
|
| 5
| Металлическая химическая связь.
| 1
| Комбинированный урок
| Фронтальный, индивидуальный.
| Текущий. Работа по дидактическим материалом.
| Уметь характеризовать свойства вещества по типу химической связи.
| §5,упр.1-6,с.53.
|
|
| 6.
| Водородная химическая связь.
| 1
|
|
|
|
| Параграф 6,упр.4
|
|
| 7
| Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решёток.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Фронтальный, индивидуальный.
| Тематический. СР. Для закрепления темы: с.64,№1,2.
| Знать характеристики веществ молекулярного и немолекулярного строения.
Уметь характеризовать свойства вещества по типу кристаллической решётки.
| §10,упр.1-6,с.94.
|
|
| 8
| Состав веществ. Причины многообразия веществ.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Фронтальный, индивидуальный.
| Фронтальный опрос.
| Знать причины многообразия веществ. Важнейшие функциональные группы.
| §8-9, упражнений к
§9. Индивид.карточки.
|
|
| 9
| Чистые вещества и смеси.
| 1
| Комбинированный урок
| Фронтальный, индивидуальный.
| Фронтальный опрос, работа с дидактическим материалом.
| Знать Периодический закон, способы разделения смесей.
Уметь вычислять массовую долю компонента смеси.
| §12,упр.1-6,с.53 тесты.
|
|
| 10
| Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.
| 1
| Комбинированный урок
| Фронтальный, индивидуальный.
| Текущий опрос. Работа с дидактическим материалом.
| Знать физическую и химическую теории растворов.
Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе.
| §9,12,упр.6,7,10,12,с.111.Задачник: Хомченко И.Г.,№4.26-4.30.
|
|
| 11
| Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели).
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Фронтальный, индивидуальный.
| Текущий. Для закрепления темы: с.71, №1-3.
| Знать:
-определение и классификацию дисперсных систем;
-понятия «истинные» и «коллоидные» растворы;
-эффект Тиндаля.
| §11,упр.1-11,с.104.
|
|
| 12
| Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Тепловой эффект химической реакции.
| 1
| Комбинированный урок
| Фронтальный, индивидуальный.
| Для закрепления темы: с.116,упр.1-3.
| Знать:
-какие процессы называются химическими реакциями и в чём их суть.
Уметь устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации.
| §13-14,упр.1-9,с.126,тесты из ЕГЭ.
|
|
| 13
| Электролитическая диссоциация. Реакция ионного обмена.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Фронтальный, индивидуальный.
| Текущий. Решение упражнений, с.156, №7.
| Знать:
-понятие «электролиты» и «неэлектролиты», примеры сильных и слабых электролитов;
-роль воды в химических реакциях;
-сущность механизма диссоциации;
-основные положения ТЭД.
| §17,упр.1-10,с.149,решение задач.
|
|
| 14
| Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов. Водородный показатель.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Фронтальный, индивидуальный.
| Текущий. Решение упражнений, с.174-175.
| Знать типы гидролиза солей и органических соединений.
Уметь составлять уравнения гидролиза солей (1-ая ступень), определять характер среды.
| §18,упр.1-8,с.155,задания из ЕГЭ.
|
|
| 15
| Окислительно-восстановительные реакции.
| 1
| Комбинированный урок
| Фронтальный, индивидуальный.
| Текущий. Работа по дидактическим материалом.
| Знать:
-понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».
-отличия ОВР от реакций ионного обмена.
Уметь составлять уравнения ОВР методом электронного баланса.
| §19,упр.1-7,с.162,задания из ЕГЭ.
|
|
| 16
| Скорость химической реакции.
| 1
| Комбинированный урок
| Фронтальный, индивидуальный.
| Работа по ДМ. Для закрепления темы: с.140, №1-4.
| Знать:
-понятие «скорость химической реакции»;
-факторы, влияющие на скорость реакции;
-понятие о катализаторе и механизме его действия;
-ферменты- биокатализаторы.
| §15,упр.1-11,с.136, задания из ЕГЭ.
|
|
| 17
| Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
| 1
| Комбинированный урок
| Фронтальный, индивидуальный.
| Текущий. С.147, №4,5.
| Знать:
-классификацию химических реакций (обратимые и необратимые);
-понятие «химическое равновесие» и условия его смещения.
| §16,упр.1-6,с.143, задания из ЕГЭ.
|
|
| 18
| Обобщение и систематизация материала по общей химии.
| 1
| Урок применения знаний и умений.
| Фронтальный, индивидуальный, Практический.
| Обобщающий.
| Знать:
-понятия «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «электроотрицательность», «валентность», «степень окисления», «вещества молекулярного и немолекулярного строения»;
-классификацию химических реакций;
-ТЭД.
Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи.
| Повторить §1-19,тесты,подгот.к контрольной работе.
|
|
| 19
| Контрольная работа 1.
| 1
| Контроль знаний.
|
| Тематический.
|
| Задачник: Хомченко И.Г.,№7,10.
|
|
| 20
| Классификация и номенклатура неорганических соединений.
| 1
| Комбинированный урок
| Фронтальный, индивидуальный.
| Текущий. С.190, решение упражнений.
| Знать важнейшие классы неорганических соединений.
Уметь определять принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений.
| Слайд-лекция «Основные классы неорганических веществ», проектор, Ноутбук.Л.18-19,с.211.Ознакомление с коллекциями Ме и НеМе.
|
|
| 21
| Металлы и их свойства.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Фронтальный, индивидуальный.
| Текущий опрос. Индивидуальные работы по карточкам.
| Знать основные металлы, их общие свойства.
Уметь характеризовать свойства металлов, опираясь на их положение в Периодической системе химических элементов и строение атомов.
| §20,упр.1-5,с.173, задания из ЕГЭ.
|
|
| 22
| Общие способы получения металлов. Коррозия.
| 1
| Комбинированный урок
| Фронтальный, индивидуальный.
| Текущий. Задачи по дидактическим материалам.
| Понимать суть металлургических процессов.
Знать причины коррозии, основные её типы и способы защиты от коррозии.
| §20,упр.6-8,с.174, задания из ЕГЭ.
|
|
| 23
| Неметаллы и их свойства. Благородные газы.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Фронтальный, индивидуальный.
| Текущий. Решение упражнений, с.240-241.
| Знать:
-основные неметаллы, их свойства;
-области применения благородных газов.
Уметь характеризовать свойства неметаллов, опираясь на их положение в Периодической системе химических элементов Менделеева.
| §21,упр.1-5,с.179,индив.карточки, задания из ЕГЭ.
|
|
| 24
| Общая характеристика галогенов.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Фронтальный, индивидуальный.
| Текущий. Решение упражнений.
| Знать:
-основные свойства галогенов, области их использования;
-важнейшие соединения хлора.
| §21,упр.7,с.179, тесты.
|
|
| 25
| Оксиды.
| 1
| Комбинированный урок. Лекция.
| Фронтальный, индивидуальный.
| Фронтальный опрос.
| Знать состав, строение и классификацию оксидов, их номенклатуру.
Уметь характеризовать их свойства.
| Конспект лекции,задания из ЕГЭ
|
|
| 26
| Кислоты.
| 1
| Комбинированный урок
| Фронтальный, индивидуальный.
| Текущий. Работа по дидактическим материалам.
| Знать классификацию, номенклатуру кислот.
Уметь характеризовать их свойства.
| §22,упр.1-9, с.187.Задания из ЕГЭ.
|
|
| 27
| Основания.
| 1
| Комбинированный урок
| Фронтальный, индивидуальный.
| Текущий. Работа по
дидактическим материалам.
| Знать классификацию, номенклатуру оснований.
Уметь характеризовать их свойства.
| §23,упр.1-9, с.192.Задания из ЕГЭ.
|
|
| 28
| Соли.
| 1
| Комбинированный урок
| Фронтальный, индивидуальный.
| Текущий. Работа по
дидактическим материалам.
| Знать классификацию, номенклатуру солей.
Уметь характеризовать их свойства.
| §24,упр.1-6, с.199.
|
|
| 29
| Генетическая связь между классами соединений.
| 1
| Урок применения знаний и умений.
| Фронтальный, индивидуальный, Самостоятельный.
| Текущий, с.262,№1-4. Работа по дидактическим материалам.
| Знать важнейшие свойства изученных классов неорганических соединений.
| §25,упр.1-7,с.204,задания из ЕГЭ.
|
|
| 30
| Обобщение и систематизация знаний о неорганических веществах.
| 1
| Урок применения знаний и умений.
| Фронтальный, индивидуальный.
| Обобщающий. Работа по дидактическим материалам.
| Знать:
-основы классификации и номенклатуры неорганических веществ;
-важнейшие свойства изученных классов соединений.
Уметь составлять уравнения реакций в ионном виде и ОВР.
| Повторить главу 3.
|
|
| 31
| Контрольная работа 2.
| 1
| Контроль знаний.
| Тематический.
| ПР 1,с.214.
|
|
| 32
| Практическая работа 1. Получение, собирание и распознавание газов.
| 1
| Практическая работа.
| Практический.
| Опрос по правилам техники безопасности.
| Знать:
-основные правила техники безопасности;
-основные способы получения, собирания и распознавания газов (водород, кислород, аммиак, углекислый газ) в лаборатории.
| Повторить §8. Задачник Хомченко И.Г.,№2.11,2.12,9.1-9.8 ПР 2,с.216.
|
|
| 33
| Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических веществ. Решение экспериментальных задач.
| 1
| Практическая работа.
| Практический.
| Опрос по правилам техники безопасности.
| Знать:
-основные правила ТБ;
-качественные реакции на хлориды, сульфаты, ацетат-ион и ион аммония.
Уметь определять по характерным свойствам белки, глюкозу, глицерин.
| Повторить §20-25,задания из ЕГЭ.
|
|
| 34
| Итоговая контрольная работа.
| 1
| Контроль знаний.
|
| Итоговый.
|
|
|
|
| |