Тезисы к итоговому выступлению





Скачать 422.82 Kb.
НазваниеТезисы к итоговому выступлению
страница1/4
Дата публикации26.05.2015
Размер422.82 Kb.
ТипТезисы
100-bal.ru > Химия > Тезисы
  1   2   3   4
Тезисы к итоговому выступлению

ректора Казанского федерального университета профессора И.Р.Гафурова на расширенном заседании

Ученого совета
Уважаемые коллеги!

Сегодня у нас завершающее в этом году заседание Учёного совета, на котором мы по традиции подводим итоги вслед уходящему году.

Несмотря на обескураживающий декабрь, о котором отдельный разговор, этот год был для университета достаточно успешным, поскольку нам удалось решить много серьёзных задач, а главное – создать солидный задел, который, я в этом уверен, позволит всем нам без существенных потерь преодолеть неминуемые сложности и достойно пережить непростое время.

В своём выступлении я хотел бы остановиться на наших основных достижениях, акцентировать ваше внимание на главных проблемах университета и обозначить алгоритм наших действий в будущем.

В уходящем году завершается первый пятилетний этап Программы развития университета, реализация которой была начата одновременно с присвоением нам статуса «федерального» вуза. За указанный период в рамках данной стратегической программы университет получил поддержу из федерального бюджета на сумму немногим менее 5 млрд рублей.

Если говорить об основных достижениях в рамках первого пятилетнего этапа Программы развития, то, прежде всего, необходимо отметить, что мы выполнили, а по большинству индикаторов и существенно перевыполнили все плановые показатели, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации.

За счет средств Программы развития мы ежегодно оснащали в среднем более 100 учебных и порядка 30 научно-исследовательских лабораторий оборудованием на уровне лучших мировых стандартов, создав тем самым передовую материально-техническую базу – важнейший элемент современной научно-исследовательской и образовательной инфраструктуры.

Параллельно шла работа по участию в конкурсах на получение мегагарнтов согласно Постановлениям Правительства России №№ 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» (6 проектов на общую сумму почти 2,5 млрд рублей ) и 220 "О мерах по привлечению ведущих учёных в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования" (2 проекта на общую сумму 135 млн рублей). Победа в этих конкурсах обеспечила нам возможность: во-первых начать тесное сотрудничество с компаниями реального сектора, обозначив востребованность университетских исследований и разработок отечественным бизнесом, а также мотивировать наших коллег к более интенсивной работе на результат, во-вторых пригласить в Казань ведущих зарубежных и российских учёных. Благо появилась возможность предоставить для их профессиональной деятельности все необходимые условия.

Во многом благодаря наличию современной исследовательской базы, интенсификации собственной научной деятельности и привлечению ведущих российских и иностранных ученых мы, с позиций сегодняшнего дня, почти вчетверо улучшили наши показатели по публикационной активности по сравнению с 2010 годом. Если в 2010-ом в базах данных WoS/Scopus было всего 292 публикации, то в уходящем году мы должны выйти на уровень полутора тысяч статей.

Правда, при несомненном росте количественных показателей публикационной активности нам, конечно, необходимо совершенствовать их качество. И мы непременно добьёмся этого! Интересно только, что после этого скажут господа оппоненты, которые сперва вообще не верили в то, что мы выполним наши показатели. Затем стали подвергать сомнению качественный уровень опубликованных работ и репутацию изданий… Видимо все произойдет как в известной восточной притче про собаку и караван.

Не могу не сказать о еще одной преференции, полученной нами благодаря федеральному статусу. Речь идёт о Деревне универсиады, обретение которой сразу предоставило КФУ исключительное конкурентное преимущество: мы закрыли вопрос о дефиците мест в общежитиях и улучшили качество поступающих к нам абитуриентов. При этом, мы смогли теперь рассчитывать на куда большее количество иностранных студентов, имея возможность расселить их в кампусе, ничем не уступающем по условиям проживания международным образцам. Напомню, если кто забыл, изначально Деревня универсиады рассматривалась как межвузовский студгородок. Но нам удалось убедить руководство страны и республики в целесообразности передачи этого объекта именно федеральному университету как главной научно-образовательной площадке Приволжского Федерального округа.

Мы постарались не забыть также про улучшение социально-бытовых условий для профессорско-преподавательского состава и работников КФУ других категорий. Так, в соответствии с договорённостью с Государственным жилищным фондом около 500 (480) наших сотрудников получили квартиры по ипотечной программе.

По соглашению с Фондом РЖС нами создан кооператив по возведению коттеджного посёлка на площадях Ботанического сада. 110 уже человек оплатили паевые взносы. С весны должно начаться строительство.

В отдельном доме по ул. Журналистов нам выделено 22 квартиры для проживания приглашённых в университет специалистов. Помещения полностью укомплектованы мебелью и бытовой техникой.

Наконец, в Деревне Универсиады Университет подготовил для приглашаемых иностранных научных работников, преподавателей и аспирантов Гостевой дом, где с комфортом могут разместиться более ста человек.

И буквально недавно на традиционной предновогодней встрече ректоров вузов Татарстана с Рустамом Нургалиевичем Миннихановым был обговорён вопрос об арендном жилье для молодых учёных. Я думаю, что в ближайшее время поручение Президента начнёт реализовываться.

Тем самым, нами решаются две важнейшие задачи: создание научно-исследовательской и учебной инфраструктуры, оборудованной современными приборами и обеспечение необходимыми социально-бытовыми условиями студентов и сотрудников.

Как видите, ректорат свои обязательства выполняет. А результаты и их качество зависят уже от вас, уважаемые коллеги.

К настоящему времени мы ежегодно проводим около 200-от международных научно-практических конференций и летних школ по различным направлениям исследований.

По оценкам получается, что в конференциях на базе КФУ в 2014 году приняли участие около 2 000 зарубежных ученых, а всего более 20 000 человек. Сделано более 10 000 устных и стендовых докладов.

Наверно нет смысла перечислять все академические события, которые прошли на площадке университета за последние пять лет, но ряд научных форумов уходящего года по своему значению стоит выделить особо.

Это, конечно же, Международная конференция "Магнитный резонанс: фундаментальные исследования и инновационные приложения" посвященная 70-летию открытия ЭПР в Казанском университете.

Это XXVI Международная Чугаевская конференция по координационной химии, собравшая в Казани около шестисот участников, 21 из которых представляли РАН, а 16 – мировую химическую научную элиту.

Это проведенный на базе КФУ представительный IV (XX) Всероссийский археологический съезд, внесший крупный вклад в развитие отечественной археологии.

Это IV международная научно-практическая конференция, посвящённая самому актуальному направлению биомедицины в XXI веке - постгеномным методам анализа в сфере биологии и медицины. Данное мероприятие по уровню участия ученых с мировым именем (36 человек) было одним из крупнейших международных форумов, прошедших в стенах университета. Несколько слов хотел бы сказать о нашей научной библиотеке. В решении задач, направленных на информационное сопровождение университета в наукометрии, библиотека имени Лобачевского взяла на себя функции по сути современного научного информационного и ресурсного центра.

В целях информационного обеспечения научного и образовательного процессов был открыт доступ к отечественным и зарубежным электронным ресурсам, в том числе к издательствам Elsevier и Oxford University Press, к компаниям ProQuest и Thomson Reuters, к аналитическим базам Scopus, Web of Science, InCites. Всего к 33-ём зарубежным и 8-ми отечественным электронным базам данных, через которые в информационный оборот может быть вовлечено до 90 млн единиц документов.

Для повышения информационно-аналитических компетенций научно-педагогических работников университета был также проведен цикл научно-образовательных обучающих семинаров и тренингов по зарубежным электронным ресурсам и подготовке высококачественных научных статей к публикации в зарубежных журналах. Семинары вели представители зарубежных и российских издательств и компаний: Thomson Reuters, ProQuest, Elsevier, Oxford University Press, Wolters Kluwer, КОНЭК, НЭИКОН.

Также на базе Научной библиотеки для сотрудников университета была реализована углубленная 2-дневная Программа сертификации по Web of Science, организованная компанией Thomson Reuters.

Я, заметьте, не затрагиваю традиционный функционал нашей библиотеки. Хотя можно было бы рассказать про новые поисковые сервисы, виртуальные читальные залы, последовательную оцифровку книжного фонда, антипожарные мероприятия в отделе редких книг и рукописей, ремонт самого здания, где раньше зимой можно было заниматься только в шубах, и про многое другое. Поэтому я испытываю крайнее удивление, когда в некоторых СМИ или кулуарных беседах иных наших коллег нет-нет, да и появится «новость» то ли о закрытии университетской библиотеки, то ли о ее гибели… Как уж там Марк Твен говорил про слухи о своей смерти?

Уважаемые коллеги! По итогам прошедших 5 лет значительные качественные изменения просматриваются и в сфере модернизации образовательного процесса.

Прежде всего, хотел бы сказать об оптимизационных мероприятиях. Сам факт слияния в один университет шести самостоятельных вузов не оставлял нам шансов во избежание дублирования многих учебных программ и административных функций не пойти по пути сокращения известного количества кафедр и подразделений. Иначе мы бы никогда не вышли на приемлемые показатели в соотношениях «преподаватель – студент» и «АУП – ППС».

С другой стороны, мы стремились сделать подготовку студентов более универсальной на базе тесной интеграции родственных и взаимодополняющих подразделений. Именно с этой целью в этом году произошло объединение Института социологии и массовых коммуникаций с философским факультетом, Института территориального развития с финансово-экономическим, а ранее Института истории с Институтом востоковедения и международных отношений.

Кстати, правомерность содержательного укрепления институтов гуманитарного блока КФУ подтверждается опытом становления ведущих вузов России. Так, в период формирования МГИМО в 40-50х годах научно-образовательная компонента института была усилена видными профессорами Московского института истории, философии и литературы. Чуть позже в состав МГИМО были включены Московский институт востоковедения и Институт внешней торговли. Тем самым был решен вопрос междисциплинарной подготовки всесторонне эрудированных специалистов-международников для работы в органах государственной власти, дипломатических миссиях и внешнеторговых организациях. Убеждён, что и у нас многолинейная интеграция и новый укрупнённый формат придадут необходимую синергию в деятельности перечисленных институтов.

Отдельно следует сказать о филиальной системе КФУ. Мониторинг эффективности вузов, проводившийся нашим профильным Министерством, очень жестко, но в то же время вполне объективно, указал нам на необходимость сокращения тех наших филиалов, у которых были не просто непроходные показатели (т.н. красная зона), но и вовсе не существовало никакой возможности эти показатели улучшить. Поэтому мы пошли на ликвидацию Зеленодольского филиала, прекрасно осознавая, что содержание обособленного учебного подразделения в 40 километрах от головного вуза – неэффективное распыление ресурсов и девальвация диплома Казанского федерального университета. При этом, мы, конечно, приложили максимум усилий, чтобы никто из студентов бывшего филиала, ни из его сотрудников не испытывал каких-либо затруднений при переводе в Казань.

Знаете, никто из нас, конечно, не мог в самых пессимистических прогнозах представить нынешнюю экономическую ситуацию, но я возьму на себя смелость сказать, что наш постоянный призыв концентрировать усилия и работать на результат с чётко очерченной задачей – оказался более чем оправданным и верным.

Еще одной проблемой после слияния вузов стала необходимость выработки нового формата педагогического образования. В нашем головном вузе мы сделали выбор в пользу распределённой модели подготовки педагогов, у которой, если вы помните, несколькими годами ранее было немало оппонентов. Сегодня же мы можем с уверенностью констатировать положительные результаты некогда принятого нами решения.

Во-первых, мы смогли повысить качество предметной подготовки учителей, предоставив им возможность использовать наш современный приборный парк. Во-вторых, наметился важный перелом в притоке талантливой молодежи на педагогические направления подготовки. Приёмная кампания 2014 года дала впечатляющие результаты. Средний конкурс по профилям был не менее 20 заявлений на бюджетное место, а по профилю «начальное образование» превысил 40 человек. Средний балл абитуриентов по УГС «Образование и педагогика» стал одним из лучших в стране, превысив 72 единицы. Всё это означает, что в школы республики через несколько лет придут более мотивированные и прекрасно подготовленные выпускники. В-третьих, резко увеличилось число желающих учиться на контрактной основе. Например, по профилю «начальное образование» мы приняли на одного бюджетника четырёх договорников.

Сегодня КФУ стал не только одним из крупнейших центров по подготовке учителей в России, где он располагается в лидирующей тройке, но и одним из локомотивов модернизации педагогического образования. Как известно, в рамках реформирования этой сферы высшего образования в 2014 году Министерством образования и науки РФ были объявлены 23 гранта, 3 из которых выиграл наш университет (Институт психологии и образования, Институт физики и Елабужский институт). Их общая сумма превысила 40 миллионов рублей.

За время действия Программы развития у нас в два с половиной раза выросла доля образовательных программ, прошедших международную валидацию. В текущем году мы подали необходимые документы на аккредитацию еще шести основных образовательных программ по приоритетным направлениям развития, а также программу бизнес-образования MBA. Кроме того, за рассматриваемый период в 10 раз возросло число новых программ дополнительного образования.

Не могу не упомянуть о том, что на средства Программы развития, а также благодаря поддержке наших попечителей учебные аудитории большинства институтов были отремонтированы и снабжены современным интерактивным оборудованием.

Уважаемые коллеги! В начале 2015 года Казанскому федеральному университету предстоит пройти процедуру комплексной государственной аккредитации. К экспертизе будет представлено 273 направления подготовки. В том числе 157 направлений по головному вузу, 88 по Институту в Набережных Челнах, 21 по Елабужскому институту, 7 по филиалу в городе Чистополь.

Мы постоянно мониторим ход подготовки к проведению аккредитации и знаем, что идёт интенсивная работа, но при этом не можем не сказать, что ситуация очень далека от идеальной. К сожалению, ранее было упущено время, и теперь многое приходится навёрстывать в режиме цейт-нота, что чревато ошибками. Но ошибок нам никто не простит и никто не войдёт в «наше положение». Поэтому в который раз я призываю и требую - тщательная подготовка и максимальное внимание к проведению аккредитации!

Главная и персональная ответственность будет лежать на директорах институтов и заведующих кафедрами. Посмотрите сайты ваших подразделений на предмет фактического соответствия представленной там информации, вплоть до телефонных номеров. Доведите до каждого члена ваших коллективов всю серьёзность этого мероприятия. К тому же, буквально на днях мы провели общероссийский семинар по проблемам вузовской аккредитации, участниками либо организаторами которого многие из вас были и смогли на собственном опыте убедиться, что мелочей здесь не бывает.

Коллеги! В ноябре текущего года мы актуализировали Программу развития КФУ на второй этап (2015-2020 гг.), общий объём финансирования которого составит 2 745,0 млн. рублей.

Необходимо отметить, что в рамках второй пятилетки реализация Программы развития не предусматривает поддержки из федерального бюджета, так как теперь Программа будет реализовываться полностью за счет средств, приносящей доход деятельности, в том числе внебюджетных средств университета, средств бюджета Республики Татарстан, а также средств стратегических партнеров университета. Говоря более приземлённо, - следующий год мы начнём без федерального миллиарда в нашем бюджете.

В этой связи и с учётом сегодняшнего экономического состояния, я хотел бы обратиться к коллегам, прежде всего к руководителям структурных подразделений и кураторам направлений, с призывом к предельной концентрации в работе, к тщательному сбору информации по грантам, к выработке вариативных предложений для внешних партнёров по хоздоговорам, к рачительности в потреблении ресурсов и применении расходных материалов, к поощрению эффективных работников, к жесткому соблюдению сотрудниками дисциплины труда.

Все мы прекрасно представляем, что в условиях нынешнего кризиса бюджеты всех уровней претерпят существенные сокращения, поэтому наша главная задача и дело нашей чести, если хотите, – показать результативную работу на той отличной материально-технической базе, которая была создана благодаря государственной поддержке Программы развития университета.
Уважаемые коллеги, с 2013 года университет реализует свою вторую стратегическую программу – «Дорожную карту» повышения конкурентоспособности, в которой в качестве главных точек роста определены, как вам всем хорошо известно, 4 приоритетных направления: биомедицина и фармацевтика, перспективные материалы, нефтедобыча, нефтепереработка и нефтехимия, а также инфокоммуникационные и космические технологии.

Первые результаты показали правильность выбранного пути. В первую очередь это продвижение в опорном для нашей «Дорожной карты» мировом
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тезисы к итоговому выступлению iconТезисы к выступлению Руководителя Агентства инвестиционного развития...

Тезисы к итоговому выступлению iconТезисы к выступлению на Форуме работников дошкольного образования...
Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле....
Тезисы к итоговому выступлению iconКонспект должен содержать: или тезисы, выписки и планы, или тезисы...
Конспект – это краткое письменное изложение содержания текст. Это особый вид текста, который создаётся в результате систематизации...
Тезисы к итоговому выступлению iconТезисы докладов
Тезисы докладов, опубликованные сотрудниками Вашего подразделения (в т ч в сборниках научных трудов, указанных в п. 2)
Тезисы к итоговому выступлению iconТезисы доклада «Эксперимент: когенерация науки и инженерии»
Данные тезисы имеют цель обосновать актуальность анализа конструкции и функций эксперимента в разделении и развитии наук и инженерии...
Тезисы к итоговому выступлению iconТезисы выступления. Аникина Галина Александровна, учитель начальных...
Роль методов и приёмов технологии развития критического мышления в обучении младших школьников (тезисы выступления)
Тезисы к итоговому выступлению iconТезисы VI всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1978. С. 176-178
Собкин В. С. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в общении / Теоретические и прикладные проблемы психологии...
Тезисы к итоговому выступлению iconПравила подачи тезисов Внимание! Тезисы докладов будут опубликованы...
Ооо “подиатр” – официальный дистрибьютор Медицинской Системы ФормТотикстм (Новая Зеландия)
Тезисы к итоговому выступлению iconMaterial science and technology
Научные статьи, монографии, тезисы докладов и доклады на конференциях, депонированные тезисы докладов, статьи и доклады, отчеты
Тезисы к итоговому выступлению iconТезисы проекта «Лицейское братство»
Тезисы проекта «Лицейское братство», представленного в номинации «Лучший образовательный проект»
Тезисы к итоговому выступлению iconТезисы докладов Часть I секции 1−4 Москва − 2010 в части I сборника...
В части I сборника представлены тезисы докладов VIII всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы развития нефтегазового...
Тезисы к итоговому выступлению iconТезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского
Тезисы к итоговому выступлению iconСбор и хранение грудного молока
Подготовить материал к выступлению на научно-практической конференции (районной и школьной)
Тезисы к итоговому выступлению iconАлгоритмы формирования молочных сгустков
Подготовить материал к выступлению на научно-практической конференции (районной и школьной)
Тезисы к итоговому выступлению iconТезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского
Тезисы к итоговому выступлению iconПейте, дети, молоко будете здоровы!
Подготовить материал к выступлению на научно-практической конференции (районной и школьной)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск