Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем»





НазваниеТезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем»
страница1/8
Дата публикации22.01.2015
Размер1.13 Mb.
ТипТезисы
100-bal.ru > Литература > Тезисы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И.И.Брагинского

21 ноября 2013 года г. Черноголовка

Пленарные доклады

  1. «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем»

Назин Константин Иванович,

школьный психолог, МОУ СОШ «Веста», г.Черноголовка

Василий Александрович Сухомлинский. В этом году ему исполнилось бы 95 лет. Его нет на просторах земли уже 43 года. Но об уходе человека из мира дольнего в мир высший Василий Александрович писал: «Мы превращаемся в горсть праха, а Любовь остаётся. Мы живём в памяти своих внуков и правнуков – потому что есть Любовь». Это не просто слова, это слова Истины, в которую проникло его огненное сердце.

Не случайно Василий Александрович написал в своём предисловии к книге «Сердце отдаю детям» следующие слова: «Если говорить на языке тонких человеческих отношений, то этот труд посвящён сердцу педагога». А ведь огни сердца зажигает бескорыстная забота о ближнем. Педагогический труд имеет столько возможностей для бескорыстного труда, что сердце просто не может не вспыхнуть огнями красоты.

Истинная Любовь, писал Василий Александрович: «…рождается в горении, в борьбе за человека, нередко – в муках». Когда читаешь это признание, то начинаешь понимать, что созидательная любовь это не просто лёгкое чувство, созидательная любовь – это усилие, созидательная любовь - это устремление к более высокому отношению к людям. Это, в первую очередь победа над собственными негативными чувствами, которые вырастают непреодолимой стеной между тобой и другим человеком. Отсюда и борьба, и муки. Василий Александрович сравнивал сердце ребёнка, которое несёт в себе «много уродливого» от результатов неправильного воспитания с сердцем, которое становится «как гнойник, как язва, корни которой уходят в глубину тех дней, когда перед ребёнком только открылось оконце в мир». Но он же и предупреждает: «Искусство нашей профессии состоит в том, чтобы ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе живёт оно».

Василий Александрович был достойным продолжателем всепланетного труда Великих Учителей. В той же книге «Сердце отдаю детям» в диалоге с самим с собой он спрашивал: «Что самое главное было в моей жизни?» и без раздумий отвечал: любовь к детям. «Любить ребёнка - считал Сухомлинский - значит защищать его от зла, которое ещё окружает многих детей в жизни».

Его работы изданы на английском, немецком, французском, польском, испанском, японском и многих других языках. Вы только представьте себе, что каждый, кто читает его книги в других странах, утверждается в мысли о созидательной силе Любви. А значит, в сердца читающих проникает Истина вселенского масштаба.

Почему так важна Любовь? Почему вслед за Великими Мудрецами жизни он закладывал те же живые камни человеческого сосуществования, где Любовь является основой основ. Ведь он не просто повторял эти истины, он утверждал их в жизни каждого дня конкретными делами, конкретными поступками, конкретным словом. Пожалуй, наиболее точный ответ на этот вопрос можно найти в словах апостола Павла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто».

Личная судьба Василия Александровича несла ему немало горя. Словно волны, которые не спешат останавливаться в своём беге, а, наоборот, только усиливают свой напор от ветра, так и трагические события неслись навстречу этому человеку.

Родился Сухомлинский в 1918 году. Время революции, перемен и немалой ненависти одних людей к другим. Время его учёбы в школе совпадает с невиданным на Украине голодом, когда обезлюдили, вымерли многие сёла. В этот период от голодной смерти умерло, по разным данным, от сотен тысяч до 12 млн. людей. Василий Александрович остался жить. Сохранит его судьба и во время Великой Отечественной войны. На фронт Василий Александрович уходит добровольцем. И сразу же под Смоленском получает первое боевое крещение и первое ранение. В феврале 1942 года подо Ржевом он получает уже тяжёлое ранение в грудь, но чудом остаётся жив. В его лёгких на всю жизнь останутся осколки от того снаряда, который нёс ему смерть.

Но на этом, его жизненные испытания не закончатся. Страшнее этого ранения было известие о гибели его семьи. Вот как сам вспоминал об этом Сухомлинский: «Во время оккупации её (жену) арестовало гестапо – за распространение советских листовок, сброшенных с самолёта, за перепрятывание советских бойцов, бежавших из плена, за сохранение и передачу им оружия. Фашисты жестоко пытали её, выкололи глаза, после этого мучили ещё несколько дней и потом повесили. Когда жена была в гестаповском застенке, к её родителям-старикам приехали два гестаповца и забрали больного десятимесячного ребёнка – якобы для того, чтобы мать его покормила. Они принесли ребёнка в камеру и сказали: если не скажешь, кто руководит вашей организацией, убьём сына. И убили на глазах у матери, а потом выкололи глаза и мучили. Обо всём этом я узнал после освобождения района. Я сам был при допросе нашими товарищами предателя-полицейского, который рассказал, как выколол ей «только» один глаз, а второй, мол, выколол не я, (поэтому) сжальтесь…».

Отсутствие духовного начала в человеке делает его жестоким, циничным и одновременно трусливым.

Василий Александрович видел много горя, много ненависти, много человеческого зла. Но что из этого опыта бесчеловечности и бездуховности выносит его сердце? Он неоднократно повторял слова индийского философа Рабиндраната Тагора: «Человек хуже зверя, когда он зверь». И чтобы подрастающие души детей, а мотом взрослых людей не устремились ко злу и не стали зверями, он всеми силами противопоставляет бесчеловечности – Любовь.

Не просто ему далась и педагогическая деятельность. Он сполна испытал на себе гнёт, силу и мощь чиновников от педагогики. Во времена, когда понятия «душа» и «дух» были изгнаны из официального обращения, Сухомлинский вдруг возрождает их и, более того, делает неотъемлемой частью самого человека и ещё глубже – считает духовное начало в человеке ведущим и наиглавнейшим. Сердце для Василия Александровича становится не только физиологическим органом, а источником незримой, но созидательной энергии. Сухомлинский, по своему призванию, становится не просто педагогом, хорошо знающим свой предмет, он становится учителем жизни.

Чтобы лучше понять суть труда Василия Александровича, нам нужно глубоко осознать, что самой главной ценностью на земле является человек, его сознание, его незримый путь эволюционного восхождения в своём внутреннем мире. Ибо если этого не происходит, то результаты падения человеческого в человеке налицо – войны, репрессии, ненависть, уничтожение произведений искусства, коррупция, болезненная жажда власти, убийства.

Но уже давно подмечена психологическая особенность, без которой невозможно духовное становление и развитие. Эта особенность выражена в формуле – человек созидается человеком. Отсюда профессия учителя на земле является главной, если, конечно, учитель помогает чьему-то сознанию двигаться по ступеням духовного совершенствования.

На что же обращал внимание сам Василий Александрович в этом нелёгком труде?! Он обращал внимание на то, что каждый человек беспределен в своём внутреннем мире. Это очень важно. Трудность в постижении беспредельности всегда несёт в себе, в какой-то момент жизни, определённую усталость. Но усталость это не конец пути, не окончание познания, а значит ещё не предел выявлению собственных возможностей и возможностей другого человека.

Но двигаясь в незримой беспредельности познания себя и других можно легко перешагнуть границы дозволенного: уверенность может превратиться в надменность, желание познавать в желание выискивать, умение сопоставлять факты в циничный расчёт. Поэтому нужен особый маяк для успешного продвижения. У Сухомлинского таким маяком была нравственность. Центральный стержень, без которого немыслима гармоничная, всесторонне развитая личность – это человечность в человеке. Василий Александрович писал: «Без нравственной чистоты теряет смысл всё – образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство». При этом Сухомлинский неоднократно подчёркивал, что средоточием нравственности является долг. Поэтому одним из оснований его педагогики является идея нравственного долга: человека перед человеком, обществом, Отечеством; отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями; отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами.

Но даже следование нравственным ценностям может превратиться в морализаторство, в раздражение по отношению к окружающему несовершенству. Поэтому так важно, чтобы в нашем внутреннем мире было развито чувство красоты. Именно красота оградит нас от излишних и обидных слов, от некрасивых мыслей и поступков. Ведь красота это тоже энергия высокого качества. Василий Александрович писал: «Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Важнейшая задача эстетического воспитания – научить видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе». Без красоты, считал Сухомлинский, чувства остаются глухими ко всему прекрасному.

Конечно же, проникновение во все тонкости внутреннего мира невозможно без знаний. Но знания не должны быть простым хранилищем информации. Знания должны стать плодами «человеческого духа, плодами поиска, творчества – труда мысли, души». Василий Александрович считал, что главной потребностью человека «должна быть мысль, думанье, открытие истины – именно в этой сфере должна развиваться деятельность духа… Деятельность духа должна быть добыванием мыслей, жажда духовных богатств рождается лишь тогда, когда маленький человек каждодневно испытывает радость зарождения мысли, постижения истины, углубления в тайны мира». Значение мысли в человеке неоспоримо. Именно мысль является ведущим началом в человеке. И если значение мысли понято, а душа утверждает красоту и любовь, то внутреннее преобразование человека не за горами. А точнее оно будет происходить ежедневно, ежеминутно и перед самим человеком, без всякой техники, будут открываться новые возможности духа.

Попытавшись, хотя бы штрихами, обозначить главные направления работы Василия Александровича Сухомлинского, я неожиданно открыл для себя работу Е.И. Рерих, которая называется «Три ключа». Это духовное завещание выдающегося философа XX века и тоже учителя жизни. В этой работе она пишет: «Эти три великих ключа хранятся не на других планетах, не в иных звездных мирах, а в самом себе. Но овладевая ими, ты овладеешь тем, что можно сравнить только с мирами. Разумно ли от этих ключей отказаться? Конечно, нет. Значит, не теряя часа, пойдем за ними. Именем своей любви к вам я напомню вам о путях, ведущих к овладению этими ключами. Имена их: ЛЮБОВЬ, КРАСОТА и ЗНАНИЕ. Запомните эти пути, идите по ним и укажите другим».

Василий Александрович Сухомлинский не только устремился к этим трём ключам, но всем своим трудом утверждал их в каждом дне своей жизни. Прекрасно ощущая все плоды этого устремления в своём внутреннем мире, все преимущества такого духовного роста, он как истинный Учитель жизни помогал в этой работе совсем молодым или заплутавшим душам. Но было бы наивным думать, что высоты внутренней жизни достигаются легко и просто. Это далеко не так. Для духовного становления нужно мужество, такое же безграничное как внутренний мир человека. Но мужество особое, созидающее, наполненное истинной Любовью.

P.S. В «Новой газете» было напечатано интервью с Даниилом Граниным, которое вышло под общим названием «Страна. Перебежками к правде». И вот в конце этого интервью Даниил Александрович размышляет: «Всё в жизни затягивается плёнкой повседневности, остаётся только воспоминание о любви. Если её не было, человек несчастен. Ничего нет для личности важнее любви. Сейчас, к сожалению, любовь отошла на третий план в сравнении с карьерой, жаждой власти, корыстью, накопительством. Много людей, которые просто одержимы этим. Но зачем?.. Как говорит мой товарищ, гроб карманов не имеет».

Весьма настораживают слова: «Много людей, которые одержимы этим». Значит, многие утеряли духовные ориентиры, утеряли или никогда и не искали эти главные Три ключа. И если понять всю значимость духовной жизни для ребёнка и для взрослого, то работы Василия Александровича Сухомлинского зазвучат для нас Красотой Истинной Жизни.

  1. «Проект как форма произвольной учебной деятельности»


Громова Любовь Анатольевна,

доцент кафедры начального общего образования ГБОУ АСОУ Московской области
При введении федерального государственного стандарта (далее Стандарт) большое значение придается развитию проектной деятельности школьников. Предполагается, что по окончании четырех лет обучения выпускник начальной школы сможет:

  • «планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

  • использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

  • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

  • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания».

С точки зрения Л.С.Выготского в начальной школе ребенок преодолевает период между двумя кризисами. Это кризис семи лет характеризующийся таким новообразованием как соподчинение внутренних и внешних мотивов деятельности, формированием самосознания, и кризис тринадцати лет – формирование произвольности поведения, чувства компетентности при выполнении учебных заданий. Оба этих новообразования плохо формируются в классно-урочной системе организации современной школы. Можно много рассуждать о субъектной позиции ученика на уроке, но обеспечить таковую может только небольшая часть учителей начальной школы. Тем более что особенностью отношения учащихся в этом возрасте является стремление подражать любимой учительнице без критического к ней отношения. Наиболее эффективная форма работы учителя по формированию произвольной учебной деятельности младших школьников – организация проектной деятельности учащихся.

Именно проектная деятельность младших школьников может способствовать развитию произвольных познавательных процессов, которые характеризуются тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в контексте игровой деятельности ребенка, возникают самостоятельные виды психической деятельности. Запоминание и запечатление превращается в деятельность целенаправленного, произвольного заучивания; восприятие — в деятельность наблюдения и фиксации результата, мышление — в деятельность размышления и т. п.

Особенно хочется отметить важность формирования такого компонента проектной деятельности младшего школьника как целеполагание. Еще Дж.Дьюи, отец метода проектов, полагал главной целью образования составление такого набора видов сегодняшнего опыта, который плодотворно и творчески жил бы в завтрашнем. Цель проектной работы не должна быть поставлена только учителем, а тем более не должна быть предметом балльного оценивания. Да, конечно, к способности поставить самостоятельно цель проекта ребенка надо подвести. Но это надо сделать так, чтобы он почувствовал внутреннюю потребность, увлеченность предстоящей деятельностью. И здесь очень важно обратить внимание взрослого на переживание ребенка, как понимал его Л.С.Выготский - как внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности. Как только взрослый начинает учитывать этот фактор деятельности ребенка, возникают самые интересные темы проектной деятельности. Такие проекты становятся не только источником призов и грамот для школы, но и определенной вехой в психическом развитии ребенка, что намного важнее.

Планирование своей проектной деятельности, как считает большинство учителей и родителей, ученик младшей школы выполнить самостоятельно не способен в силу отсутствия такого психического новообразования. Однако если этот компонент проектной деятельности не развивается в начальной школе, в дальнейшем ученик испытывает большие затруднения на следующих этапах среднего образования. Причинами этого могут быть такие новообразования подросткового возраста как возрастающая психическая индивидуальность, стремление к освобождению от авторитета взрослых, влияние ближайшего окружения ровестников. С другой стороны в основной школе в соответствии со стандартом проектная деятельность должна стать основной формой обучения, то есть ее компоненты должны быть к началу этого этапа быть уже сформированы. В силу того, что временные рамки произвольной деятельности по планированию к концу четвертого класса не могут превышать одной недели, ученик должен научиться планировать краткосрочные проекты. Работа, длящаяся более одной недели должна быть, как рекомендует К.Н.Поливанова, разделена на небольшие отрезки.

Особенно серьезная проблема формирования проектной деятельности младших школьников существует в области развития способности к контролю и коррекции своей работы со стороны ученика. В первую очередь это связано с тем, что в современной педагогике не разработаны достаточно вопросы адекватного оценивания учебных достижений учащихся. С одной стороны стремление к стандартизации образования не позволяет отказаться от балльного принципа аттестации учащихся. С другой стороны качественное оценивание работ учащихся зависит и от субъективных факторов, традиционно сильных в российской школе. Если в урочной деятельности отметка имеет право на существование, как показатель успешности овладения учеников конкретным содержанием предмета, то в проектной деятельности младших школьников любое введение балльных показателей (очков, отметок, мест) приводит к резкому снижению эффективности работы учителя за счет тех детей, которые в силу субъективных и объективных причин создали проекты, не получившие высокой отметки. В результате, снижается, иногда довольно резко, произвольность учебной деятельности младшего школьника. Осознание неуспешности собственного проекта, то есть той деятельности, где по логике вещей успешны должны быть все («я делаю то, что мне интересно, что я делаю лучше других»), приводит к увеличению пассивности ребенка. Такая опасность практически не учитывается взрослыми. Часто это связано с тем, что родители и учителя не видят новообразований, связанных с кризисом семи лет (по Л.С.Выготскому), ожидают от ребенка того же отсутствия самокритичности, самосознания, которое он демонстрировал в старшем дошкольном возрасте.

Отдельных серьезных исследований требует проблема развития положительной ретроспективной рефлексии ребенка по отношению к уже выполненной проектной работе. К особенностям психики современного младшего школьника можно отнести феномен забывания состоявшегося события, если оно не обсуждалось на следующий день. Это можно объяснить как физиологической незрелостью высших функций головного мозга в этом возрасте, так и огромным количеством разнообразной информации, которая обрушивается сегодня на младшего школьника. Без серьезно работы взрослых по организации обсуждения результатов деятельности ребенка, подчеркивания положительных, ярких моментов прошедшего события (например, защиты проектов на школьной конференции) многие переживания, как внутреннее отношение ребенка к своей выполненной работе, стираются из памяти. Л.С. Выготский отмечал, что «переживание является определяющим с точки зрения того, как тот или иной момент среды влияет на развитие ребенка». И это касается не только трудных, тяжелых ситуаций, в которые попадает ребенок, но и светлых, теплых моментов, которые влияют на его психику.

Подходить к развитию положительной рефлексии ребенка надо очень осторожно и, конечно, неформально. Говорить о «педагогических технологиях» как представляется, в данной ситуации было бы некорректным. Это очень индивидуальный, личностный процесс, в котором каждый ребенок становится живым, трепещущим субъектом. Так одна ученица третьего класса, например, очень расстроилась, когда ее проект о Юрии Гагарине похвалили словами: «Ты, наверное, тоже хочешь быть космонавтом?» Оказывается, она считала, что космонавт – это не женская профессия, а в своей женственности сомневалась. Целью развития положительной рефлексии младшего школьника должна стать подготовка его к «перестройке внутреннего переживания, перестройке, которая коренится в изменении потребностей и побуждений, движущих поведением ребенка» (по Л.С.Выготскому), то есть к новому кризису, завершающему формирование произвольности учебной деятельности ребенка на этом этапе.

Необходимо обратить внимание и на особую важность исследования роли семьи в формировании произвольной проектной деятельности. Если урочная деятельность чаще всего оценивается родителями как зона ответственности классного руководителя, то создание ребенком проекта часто вызывает у родителей честолюбивые претензии на руководство и «активную» помощь ребенку. Такие родители готовы не только подсказывать и показывать ребенку, как выполнить проект, но и иногда просто переделывают или делают всю работу заново. К сожалению, администрация школ часто не только не замечает, но и поощряет в этом семью. В результате полностью разрушается смысл работы ребенка. К.Н.Поливанова в одном из своих выступлений перед учителями называет главный планируемый результат проектной деятельности школьника - самоизменение действующего субъекта, который можно выразить словами: «Я почувствовал, что я могу это сделать! Я поменялась! Я справилась!». Если работу ребенка выполняют родители, то самоизменение принимает уродливые формы и не способствует полноценному формированию произвольной учебной деятельности. Это ни в коей мере не значит, что ребенка, создающего проект надо изолировать. Главное, необходимо организовать продуктивное взаимодействие семьи, школы и ребенка как субъекта проектной деятельности. Как, и в какой степени, семья должна участвовать в такой деятельности предстоит еще исследовать тем специалистам, которые будут сопровождать проектную деятельность младших школьников. Возможно, это будут не только классные руководители и школьные психологи, но и такие новые для российской школы специалисты, как тьюторы.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем» iconРегламент Московских межрегиональных педагогических чтений им. И....
Назин Константин Иванович, школьный психолог, моу сош «Веста», г. Черноголовка «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем» iconТезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем» iconИ. И. Брагинского, 4 апреля 2013 года, г. Черноголовка
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем» iconТезисы участников IV окружных педагогических чтений
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем» iconТельная среда как фактор повышения качества образования материалы...
Рекомендовано к изданию организационным комитетом международной научно-практической конференции
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем» iconПлеханова Фонд «Альтернативы»
Современная демократия: история, актуальные проблемы и потенциалы развития. Тезисы и доклады V всероссийской научно-практической...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем» iconПрограмма проведения городских педагогических чтений «От компетентного...
Награждение победителей и участников муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России в 2013-2014 году» Е. В. Пентегова,...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем» iconMaterial science and technology
Научные статьи, монографии, тезисы докладов и доклады на конференциях, депонированные тезисы докладов, статьи и доклады, отчеты
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Забота о здоровье детей — важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, миро­воззрение, умственное...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Библиотека как развивающая среда нового поколения: материалы V межрегиональных библиотечных юниор чтений, Сыктывкар, 19-20 ноября...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каникулы осенние с 9 октября по 13 октября 2013 года (5 дней), начало занятий 14 октября 2013 года; с 20 ноября по 24 ноября 2013...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем» iconБиблиотека как развивающая среда нового поколения
Библиотека как развивающая среда нового поколения: материалы IV межрегиональных библиотечных юниор чтений, Сыктывкар, 25-27 ноября...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем» iconПрограмма второго дня Московских методических чтений
История, обществознание, экономика, мхк, искусство, черчение, обж, технология, начальная школа, психология, библиотека
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем» iconПамятка родителям участников егэ 2013 года
Открыть пункты проведения экзаменов (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по русскому языку 27 мая...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем» iconПоложение об организации и проведении III межрегиональных образовательных чтений
Уяснение важности совершенствования системы российского образования на основе разумного сочетания многовековых отечественных образовательных...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского 21 ноября 2013 года г. Черноголовка Пленарные доклады «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность временем» iconПрограмма (предварительный вариант на 16 апреля 2008 г.) Регламент
Регламент: пленарные лекции – 30 мин, устные доклады 20 мин, из них 5 мин на вопросы. Утренние заседания: 10: 00 – 13: 00; вечерние...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск