Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/13
Дата публикации30.03.2014
Размер1.78 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Министерство культуры Республики Коми

Коми республиканская юношеская библиотека

Библиотека как развивающая среда нового поколения


Материалы V Межрегиональных библиотечных юниор чтений

19-20 ноября 2009 г.


Сыктывкар 2010

Составители: Н. Г. Симанкова,

В. И. Ситникова

Художник: И. И. Касилова

Ответственный за выпуск: О. А. Мищенко


Библиотека как развивающая среда нового поколения: материалы V Межрегиональных библиотечных юниор чтений, Сыктывкар, 19-20 ноября 2009 г. / сост. Н.Г. Симанкова, В.И. Ситникова; худож. И.И. Касилова. – Сыктывкар: Коми респ. юнош. б-ка, 2010.
«Юниор – чтения» как фактор консолидации

библиотечного сообщества Республики Коми

Винниченко Ольга Аркадьевна,

директор ГУ «Коми республиканская

юношеская библиотека»
Идея проведения юниор чтений возникла в 2004 году, когда мы искали эффективные формы взаимодействия с библиотеками различных систем и ведомств, обслуживающих молодёжь в возрасте от 14 до 30 лет.

Данную категорию пользователей в республике обслуживает:

  • Национальная библиотека Республики Коми;

  • Национальная детская библиотека Республики Коми;

  • Коми республиканская юношеская библиотека;

  • Муниципальные библиотеки - 367;

  • Библиотеки высших и средних - специальных учебных заведений – около 30;

  • Библиотеки УНПО – более 20;

  • Школьные библиотеки – около 400.

В то же время очевидна профессиональная разобщённость библиотек, обслуживающих молодёжь. Библиотекари ВУЗов, ССУЗов, УНПО, муниципальных публичных библиотек мало знают о деятельности друг друга.

Причинами профессиональной разобщённости можно назвать:

  • Различную ведомственную подчинённость;

  • Большую территориальную удалённость;

  • Недостаточную межведомственную и внутриведомственную координацию проведения мероприятий по повышению квалификации библиотечных работников.

Основной задачей библиотечных Юниор – чтений «Библиотека как развивающая среда нового поколения» стало налаживание профессиональных связей между научными, учебными и муниципальными библиотеками республики.

Важно было понять, какими информационными ресурсами располагают библиотеки региона и какие направления деятельности считают для себя приоритетными.

Чтобы обеспечить участие в юниор чтениях библиотекарей с ССУзов и УНПО мы обратились в Министерство образования и высшей школы РК.

Было заключено «Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и высшей школы Республики Коми и Коми республиканской юношеской библиотекой. Согласно ему Министерство образования и высшей школы РК:

  • Передало Коми республиканской юношеской библиотеке полномочия по оказанию методического обеспечения библиотек учреждений начального профессионального образования республики;

  • Взяло на себя обязательства содействовать организации повышения квалификации библиотечных работников учебных заведений РК и включило Юниор – чтения в свой план.

Это дало возможность обеспечить участие в конференции специалистов учебных библиотек отдалённых северных районов: г. Воркуты, Инты, Печоры, Усинска, Сосногорска, Ижемского, Усть-Цилемского районов.

Достаточно сложным оказался вопрос участия в юниор - чтениях и муниципальных публичных библиотек. Большое количество республиканских мероприятий по непрерывному образованию библиотечных работников, их слабая координация, ограниченность средств заставляли муниципальных библиотекарей отказываться от ряда профессиональных мероприятий.

Впервые библиотечные Юниор – чтения прошли в статусе региональных и имели название «Состояние и перспективы библиотечного обслуживания учащейся молодёжи Республики Коми». В их работе приняли участие более 70 человек: специалисты публичных, научных и учебных библиотек республики, представители молодёжных общественных организаций, педагоги, специалисты в области молодёжной и социальной политики. Были рассмотрены вопросы информационной поддержки образования, формирования информационной культуры молодых пользователей, деятельности библиотек в решении социальных проблем молодёжи, работы с особыми категориями пользователей, внедрение информационных технологий в библиотечное обслуживание. Участники самостоятельно определяли темы докладов и выступлений в соответствии с тем, что считали особенно острым, актуальным и интересным в своей деятельности.

Проанализировав работу первой конференции, организаторы сделали следующие выводы:

  • Юниор – чтения способствуют созданию системы профессиональных коммуникаций между специалистами библиотек различных типов и видов, объединённых поиском решения вопросов оперативного, полного и качественного предоставления необходимой информации;

  • Библиотеки региона находятся на очень разных уровнях развития информатизации и автоматизации библиотечных процессов. Необходимо выравнивание этой ситуации для организации единого информационного пространства республики;

  • Следует расширять тематические рамки конференции, рассматривать не только библиотечное обслуживание учащейся молодёжи, но и работающей молодёжи, творческой молодёжи, молодых семей, молодёжных организаций и объединений;

  • Необходимо привлечь к участию представителей библиотек других регионов России с целью ознакомления с инновационным опытом работы коллег;

  • Юниор - чтения должны проходить ежегодно и иметь постоянный срок проведения.

Начиная с 2006 г. конференция становится межрегиональной и получает название «Библиотека как развивающая среда нового поколения». Ежегодно в ней принимают участие от 70 до 100 человек. Нашими гостями были специалисты областных юношеских библиотек Вологды, Кирова, Волгограда, Казани, Ярославля, ЦБС Ленского района Архангельской области.

За 4 года определился круг профессиональных интересов библиотек различных типов. Специалисты ВУЗов преимущественно говорят о развитии информационных технологий, создании и использовании собственных и корпоративных информационных ресурсов.

В тематике выступлений ССУЗов преобладают вопросы формирования информационной культуры пользователя, профессиональной направленности личности.

Специалисты библиотек учреждений начального профессионального образования поднимают вопросы поддержки воспитательного процесса, формирования мировоззрения и социальной адаптации молодёжи в учебном заведении.

Наибольшим разнообразием рассматриваемых тем отличаются выступления специалистов республиканских и муниципальных публичных библиотек:

  • Информационные технологии;

  • Проектная деятельность;

  • Возможности библиотек в решении социальных проблем молодёжи;

  • Продвижение чтения в молодёжную среду;

  • Изучение читательских интересов;

  • Участие библиотек в профессиональной ориентации молодёжи;

  • Работа с молодыми людьми с ограниченными физическими возможностями;

  • Формирование гражданственности и патриотизма.

и т.д.

Тематика полностью отражает основные функции библиотек.

Казалось бы, при таком различии задач, интересов, технического состояния библиотек, профессионального опыта специалисты не могут с интересом относиться ко всем выступлениям. Но опыт показал, что общая работа имеет свои преимущества. Это даёт возможность оценить уровень своей деятельности на фоне других библиотек Республики Коми, прикинуть возможность внедрения технологических новшеств, уже существующих в других библиотеках, подпитаться новыми идеями, непосредственно обратиться к коллегам с вопросами и получить профессиональную поддержку.

Отличительной особенностью нашей конференции являлась её «привязанность» к Межрегиональной Ярмарке социальных молодёжных инициатив, которую с 2001 г. проводил отдел молодёжи Министерства образования и высшей школы Республики Коми. Мероприятие собирало ежегодно до 1,5 тысячи молодых людей. Организаторы определяли своей целью развитие взаимодействия органов государственной и муниципальной власти и молодёжных общественных объединений, создание условий, способствующих общественной активности и гражданской инициативе молодёжи на основе программной деятельности.

В ходе Ярмарки молодые люди – участники общественных организаций и объединений Республики Коми демонстрировали свои проекты как новые, так и уже реализованные; получали грантовую поддержку. Участвовали в ток-шоу, мастер – классах, круглых столах на которых обсуждались актуальные проблемы молодежной политики и опыт социального партнёрства.

Нам хотелось, чтобы специалисты библиотек могли познакомиться и завязать деловые и партнёрские отношения с социально активными молодыми людьми, почувствовать, чем живёт молодёжь, что считает для себя главным. Немаловажной была возможность получения грантов на реализацию библиотечных проектов, направленных на работу с молодёжной аудиторией. Многие муниципальные библиотеки воспользовались этой возможностью. В течении нескольких лет были получены гранты на реализацию проектов:

  • «Организация на селе центра социальной адаптации молодёжи» (Корткеросская ЦБС);

  • «Создание интеллектуально – досугового клуба для молодых семей» (Усть-Вымская ЦБС);

  • «Информационно – правовая служба для детей, подростков и молодёжи» (Удорская ЦБС);

  • «Создание социально – правового центра «Служу Отечеству» (Княжпогостская ЦБС);

  • «Изучение информационных потребностей молодёжи и возможностей их удовлетворения» (Усть-Цилемская ЦБС);

  • «организация досуга молодых людей с ограниченными физическими возможностями» (Сыктывдинская ЦБС)

и др. Всего более 20 проектов.

Подводя итоги, отметим, что Юниор – чтения «Библиотека как развивающая среда нового поколения» реально способствуют расширению регионального и межрегионального библиотечного сотрудничества, упрочнению межведомственных связей. Они содействуют взаимному использованию ресурсов различных библиотек, координации комплектования фондов, использованию инновационного опыта коллег.

Привлечение молодежи к работе в библиотечных проектах в Великобритании

Янков Алексей Викторович,

главный библиотекарь РГБМ
Вступление. К истории вопроса.

10 февраля 2003 года Департамент информации по культуре и спорту Англии опубликовал первый национальный проект стратегического развития публичных библиотек под названием «Структура будущего». Этот проект, состоящий из одиннадцати разделов, предполагается реализовать к 2013 году.

Вскоре после опубликования проекта Совет по развитию музеев, библиотек и архивов (MLA) разработал план действий, нацеленный на выполнение некоторых стратегических положений проекта. План действий, разработанный MLA и финансируемый Департаментом информации по культуре и спорту, состоит из ряда частных проектов, направленных на осуществление тех или иных разделов национального проекта.

Так, например, одним из направлений плана стратегических действий MLA является уже действующая программа TRF (Their Reading Futures) - для публичных и школьных библиотек, работающих в партнерстве с другими организациями, такими как SCL (Общество руководителей библиотек) и Cilip (Институт библиотечных специалистов). Программа TRF включает в себя ряд проектов для публичных библиотек, одним из которых является проект «Fulfilling their potential» («Реализуй свой потенциал»), направленный на обслуживание и привлечение молодежи в возрасте от 11 до 19 лет к участию в тех или иных библиотечных программах. Основными целями этого проекта является улучшение качества обслуживания молодых пользователей публичных библиотек, а также формирование у подростков позитивного социального опыта и снижение влияния на них улицы. Цели, задачи и реализация программы TRF отражается на популярном одноименном Веб-сайте (www.theirreadingfutures.org.uk).

Следует подчеркнуть, что привлечение молодежи к участию в некоторых библиотечных проектах имеет смысл лишь в том случае, если библиотеки всерьез осознают свои интересы и потребности. Участие подростков в библиотечных проектах часто является тяжелым испытанием для самих библиотекарей, хотя при разумно организованном партнерстве это приносит обоюдную выгоду.

В настоящее время в Великобритании практикуются две модели привлечения молодежи к деятельности публичных библиотек:

1. Кратковременное сотрудничество. (Подростки участвуют в каком-либо конкретном библиотечном проекте – например, в создании игрового клуба. Их участие заканчивается с завершением проекта).

2. Сотрудничество на постоянной основе (например, молодежные советы при библиотеках).

Последняя модель за последние десять лет получила широкое распространение в США, где в настоящее время молодежные советы функционируют практически во всех публичных библиотеках. Однако в рамках этой модели сотрудничество библиотек с молодежью носит более формальный характер. Для Великобритании же в большей степени характерна первая модель сотрудничеств – более оперативная и практически нацеленная. Ниже будет дано описание некоторых библиотечных проектов, к участию в которых привлекаются подростки. Эти библиотечные проекты отобраны потому, что на начальных этапах сотрудничества библиотек и молодежи именно такие проекты организовать проще всего. К тому же они не требуют серьезных финансовых затрат.

Проект 1. Участие в дизайне библиотечных помещений.

Участие в конструировании или реконструкции библиотечных помещений – один из наиболее популярных способов привлечения молодежи в библиотеку и к тому же это самая наглядная и креативная деятельность. Очень важно, чтобы молодежь имела в библиотеке некое пространство (зону), которое они могли бы назвать и почувствовать своим. В идеале такое пространство должно быть комфортабельным, иметь современный дизайн, кафе или буфет, разнообразные информационные ресурсы и технологии, уголки для неформального общения и высокое качество библиотечного обслуживания.

В реальной жизни выполнение этих условий зависит, естественно, от возможностей вашего бюджета. Если бюджет невелик, стоит посоветоваться с подростками, на что именно его потратить. Иногда оказывается достаточным разместить современные постеры или автомат с напитками. Кроме того, подростки могут участвовать в усовершенствовании дизайна молодежных зон самыми различными способами:

- могут выбрать, сколько из выделенных денег потратить на мебель, краску или покрытие полов,

- могут создать портфолио дизайна того или иного библиотечного пространства,

- могут самостоятельно позиционировать и определить стиль нового библиотечного пространства,

- могут высказать свои эстетические предпочтения с помощью обычного или он-лайнового анкетного опроса,

- могут участвовать в создании художественных инсталляций во внутренних помещениях библиотеки или декорировать наружные стены в стиле граффити.

Так, например, в публичной библиотеке в Блекберне с участием подростков первый этаж библиотеки, где ранее располагалось кафе, был переделан в молодежную зону. Теперь здесь располагаются настенный плазменный экран, автоматы с напитками, телевизор, установлены плейстейшн и аудиоаппаратура. Проект был выполнен студентами технологического института в качестве курсовой работы.

В этой молодежной библиотечной зоне собираются участники молодежной читательской группы, а также члены группы создателей графических новелл и клуба аниме. Здесь же проводятся и различные тематические молодежные вечера. В дальнейшем библиотека планирует создать молодежную фокус-группу (волонтеры) из числа постоянных посетителей для составления перспективных планов работы с молодежью.

У публичной библиотеки города Дадли-Вуд к определенному моменту сложились весьма напряженные отношения с местными подростками. В результате имели место акты подросткового вандализма в отношении библиотеки – было разбито огромное фронтальное окно, и библиотека была вынуждена закрыть его металлическими ставнями, которые выглядели весьма неприглядно. С целью сделать здание библиотеки более привлекательным для молодежи, библиотечное руководство решило пригласить местных художников, работающих в стиле граффити, а также привлечь к участию в этом проекте в качестве помощников членов местных молодежных групп. В результате совместного творчества фасад библиотеки стал красивым, современным и привлекательным. С тех пор акты вандализма прекратились, а число молодых пользователей библиотеки увеличилось.

Проект 2. Привлечение молодежи к формированию единого библиотечного фонда.

Этот проект является прекрасной возможностью привлечь молодежь к участию в библиотечных программах. К тому же его достаточно легко организовать и участие в нем выгодно для обеих сторон – и для библиотеки, и для молодежи.

Польза для библиотеки:

  • возникает хорошая возможность наладить контакты с молодежью, которая не пользуется библиотечными услугами,

  • молодежь узнает, что хотят читать их сверстники, а это делает библиотечный фонд боле сфокусированным,

  • увеличивается количество новых пользователей за счет участников проекта, их друзей и родственников,

  • улучшается имидж библиотеки в глазах молодежи, особенно если подростки помогают организовывать выставки или маркетинг коллекций,

  • повышается квалификация библиотекарей в области интересов и потребностей молодежи,

  • формируется конструктивный опыт общения с молодежью.

Польза для молодежи:

  • приобретается опыт работы с бюджетными средствами,

  • улучшается отношение к чтению,

  • приобретается опыт командной работы,

  • формируется чувство собственной нужности (значимости).

Подготовка библиотеки к участию подростков в формировани библиотечного фонда.

  1. Выделение из бюджетных средств той части, которую подростки будут расходовать самостоятельно.

  2. Определение той части фонда, с которой будут работать подростки: нехудожественная литература, комиксы или свободный выбор.

  3. Установка на консультации членов фокус-группы с другими подростками или полную самостоятельность группы при отборе.

  4. Налаживание партнерских отношений с молодежными группами и центрами с целью привлечения в библиотеку новых пользователей и участников отбора.

  5. Организация демонстрации отобранной подростками коллекции источников как в библиотеке, так и в школе или молодежном центре. (В публичной библиотеке Дадли-Вуд отобранная коллекция демонстрируется в библиотечной молодежной зоне).

  6. Привлечение подростков к участию в демонстрации и маркетинге нового фонда.

  7. Готовность к тому, что молодежь может интересоваться в первую очередь вовсе не книжным фондом. В таком случае подростков можно привлечь к приобретению журналов, CD, DVD и компьютерных программ. (В публичной библиотеке Кембриджа эта практика применяется весьма широко).

Методы привлечения молодежи к формированию фонда.

1. Посещение книжных магазинов.

Подросткам из фокус-группы выделяется определенная сума денег и дается разрешение на приобретение книг (или других носителей информации – по договоренности) в местном книжном магазине по заранее подготовленным спискам учебных дисциплин, тем или жанров. (В практике Великобритании эти книги можно вернуть потом обратно в магазин).

2. Посещение выставочных экспозиций библиотечных поставщиков.

Библиотечный комплектатор берет с собой в демонстрационный зал поставщика группу подростков-«экспертов» для знакомства с издательским репертуаром «де-визо» и дальнейшей закупки новых книг. Такая практика прочно закрепилась в публичной библиотеке Бирмингема.

3. Использование книготорговых Веб-сайтов.

Организуется доступ подростков к информации Интернет-магазинов с целью отбора наиболее интересных для них книг и других носителей.

4. Использование «ящика для предложений (пожеланий)».

В библиотеке устанавливается «ящик для предложений (пожеланий)», в который подросток может опустить записанное на бумаге индивидуальное предложение (пожелание) или же в предложенном библиотекарями списке отметить наиболее желательные для него приобретения в фонд.

5. Использование библиотечного Веб-сайта.

На Веб-сайте библиотеки открывается специальная страничка или окно, которые молодежь может использовать для своих рекомендаций по новым закупкам в фонд библиотеки.

6.Утвержденые коллекции новых поступлений.

Молодые люди знакомятся с уже утвержденным библиотекарями-специалистами списком намеченных к приобретению источников и имеют право выбрать те названия, которые их заинтересовали в наибольшей степени. (Публичная библиотека в Дадли-Вуд). Отобранные ими названия также составят экспертную коллекцию новых поступлений в фонд библиотеки.

Сопутствующие мероприятия:

  1. Коллекция новых поступлений, отобранная группой подростков, должная иметь «паблисити». Для этого на книги и другие источники следует прикрепить наклейки, свидетельствующие о том, что они выбраны именно подростками.

  2. Молодежь должна принимать непосредственное участие в выставке своей коллекции новых поступлений.

  3. Презентацию коллекции новых поступлений желательно сопровождать фуршетом с приглашением прессы (публичная библиотека в Шелдоне).

  4. Кого-либо из подростков-участников отбора коллекции новых поступлений нужно попросить написать репортаж с открытия выставки, обзор новых поступлений. для местной прессы или библиотечного Веб-сайта.

  5. Можно организовать фоторепортаж с комментариями, иллюстрирующими процесс отбора и покупки подростками книг и других носителей.

  6. В библиотечной практике Великобритании подростки привлекаются к возврату книг, если они были взяты в книжном магазине и не устроили отдел комплектования.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск