Скачать 78.92 Kb.
|
Для чего нужна пальчиковая гимнастика В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнаcтикой? Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Логопед проводит диагностику речевого развития и индивидуальные логопедические занятия с детьми от 4-х лет.В занятие входят следующие направления: коррекция звукопроизношения; развитие фонематического слуха; общее развитие речи; растормаживание речи (у не говорящих детей от 3 лет). В этом возрасте важно не пропустить нарушение речевой функции и отличить патологическую речь от физиологической, присущей данному возрасту. Так, возникнув в детстве, речевое нарушение без квалифицированной помощи логопеда, закрепляется и с большим трудом преодолевается в последующие годы и может сохраниться на всю жизнь. Занятия с логопедом позволяют устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию всесторонне развитой личности. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Понедельник Вторник Среда 10.00. Фронт. занятие (подг. гр.)10.30-11.30 индив.занятия 10.00. Фронт. занятие (стар. гр.)10.30-11.30 индив.занятия 10.00. Фронт. занятие (подг. гр.)10.30-11.30 индив.занятия Четверг Пятница Суббота 10.00. Фронт. занятие (сред. гр.)10.30-11.30 индив.занятия 10.00. Фронт. занятие (стар. гр.)10.30-11.30 индив.занятия Понедельник Вторник Среда 10.00. Фронт. занятие (подг. гр.)10.30-11.30 индив.занятия 10.00. Фронт. занятие (стар. гр.)10.30-11.30 индив.занятия 10.00. Фронт. занятие (подг. гр.)10.30-11.30 индив.занятия Четверг Пятница Суббота 10.00. Фронт. занятие (сред. гр.)10.30-11.30 индив.занятия 10.00. Фронт. занятие (стар. гр.)10.30-11.30 индив.занятия Логопедическое занятие в старшей группе на развитие речи. Тема: Книги. Цель: Активизация словаря детей. Задачи: 1.Коррекционно-обучающие: расширение объема словаря через ассоциативное и логическое мышление, развитие речевой активности 2.Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, 3.Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к наблюдению за словом, Оборудование: макет книги, свиток, предметные картинки, тетради, цветные карандаши, игрушка муравья, береста СЛОВАРЬ: буриме, рифма, свиток. 1. Организационный момент. Логопед. Дети, вы любите отгадывать загадки? Отгадывание загадок: -Неживой живого учит. -Эта слоенная лепешка и глупым даст ума немножко. -Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. 2. Ребята, книги появились давно. Их писали на бересте. Береста-это кора деревьев. Скручивали ее в форме трубочки-свитка. Слово «книга» в переводе и есть свиток. А сейчас книги бумажные. А вы любите рассматривать книги? Слушать когда читают родители? Сегодня мы встретимся с новой книгой (вносится большой макет книги) . Эта книга бумажная, самая обыкновенная. А из нее сказки бегут, загадки. В ней много всего прячется. Посмотрим? 3. Всему название дано – и зверю и предмету. Вещей вокруг полным -полно, а безымянных нету! И все, что может видеть глаз – под нами и над нами – И все, что в памяти у нас означено словами. На первой странице игра «Найди пару». К картинкам, изображенным в книге, нужно найти пару из картинок, лежащих на столе перед детьми. 4. А нам сейчас пришел черед сыграть в игру «Наоборот» (вторая страница книги) . Скажу я слово «высоко», а ты ответишь «низко». Скажу я слово «далеко», а ты ответишь «близко». 5. На третьей странице – изображение муравья и грузовика. Дети, сравните эти картинки (общее и различное) К нам в гости пришел муравей Кузя. Он предлагает закончить предложение: «Ели бы я был муравьем… » А сейчас Кузя поиграет с вами. Физминутка: Открывай скорее книжку! В книжке мошка, мышка, мишка, В книжке мячик круглый бок: вверх-вниз, прыг-скок. В книжке зонт, открой и пой, Лупит дождь, а ты сухой! Киска в книжке близко-близко. На цветной картинке киску Долго глажу я рукой- Ведь у киски мех такой! 6. Дети переворачивают страницу. На четвертой странице написано слово «Буриме». БУРИМЕ – это французское слово. Это сочинение на заданную рифму. РИФМА – это когда окончание слов совпадают или звучат складно. Дети подбирают к картинке рифмующиеся слова. 7. На пятой странице книги нарисована кошка. Дети, кто это? Но почему-то она грустная. Почему? (она не раскрашена) . Давайте подберем слова-признаки к слову «кошка». А теперь мы сделаем подарок для нашей кошки. Раскрасим ее. Раздаются тетради, в которых уже нарисована кошка и предлагается детям раскрасит ее. 8. Вот и закончилась игра, нам книгу закрывать пора. Мы все надеемся, что с ней ты стал немножечко умней. Узнал ты много слов смешных и много всяких всячин! И если ты запомнил их, не зря твой день потрачен! 9. Итог. Дети, какие новые слова мы узнали? (буриме, рифма, свиток) Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) Тема: Путешествие за сокровищами. Цели: Автоматизация звука Л с слогах, словах, фразах. Задачи: Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; совершенствовать навыки движения под музыку. Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами. Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность Оборудование: мольберт с картой, игрушка – Лунтик, кораблик из плотной бумаги, конверты с заданиями, раздаточный материал (звуковые фишки, картинки, маркеры, камешки, лимон разрезанный дольками, чай с сахаром, салфетки) Ход занятия I. Организационный момент. (Дети под музыку входят в зал) Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе. Дети: Здравствуйте! 1. Психогимнастика Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать ДОБРОЕ СОЛНЫШКО (Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.) Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра. Дети здороваются друг с другом 1.Проблемная ситуация: Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал … давайте отгадаем, кто же это? Дети отгадывают имя героя, по первым звукам слов- картинок. (Ложка, Утюг, Ножницы, Телефон, Иголка, Конфеты – «ЛУНТИК») Лунтик: Здравствуйте ребята. Я хочу Вас позвать в опасное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной? Дети: Да. Лунтик: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь. Логопед: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись» Дети: Все вместе произносят волшебные слова. Дыхательная гимнастика Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом (Вдох носом- выдох ртом) Развитие зрительного внимания Логопед: (разворачивает карту и показывает детям) Ребята вот карта, по мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте). А что еще необходимо всем путешественникам в пути? Лунтик: Ребята, я Вам буду показывать картинки, а вы попробуйте отгадать, что это. (Показывает картинки нарисованные по точкам – штурвал Дети отгадывают картинки и объясняют зачем эти предметы нужны. Логопед: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!» 3. Введение в тему. Кораблик приплыл к Протоку Звуков. Характеристика звука. Логопед: Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л) Лодка плыла по волнам. Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный) Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок. Логопед: Еще он какой? Дети: Твердый, звонкий. Логопед: Можем плыть дальше. II. Основная часть. Логопед: Итак, мы приблизились к озеру Перемен. Задание на развитие фонематического восприятия - Игра “Добавь звук” (с помощью мяча) Логопед: Я буду говорить слово, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы звук Л был вторым в этом слове: сон – слон, газ – глаз, пот – плот, бок – блок, сух – слух, пан – план, кок – клок, сова – слова, куб – клуб. Логопед: Ребята, а что такое звуки? Дети: Звуки – то, что мы слышим и произносим Развитие мелкой моторики Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем выложить эту букву из камней, на берегу озера. Молодцы! Отправляемся в путь дальше. Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза Дети собирают цветок с лепестками – картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, в середине слова, в конце слова. Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше. Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание - Закончить предложение словами-неприятелями Упражнение детей в подборе антонимов. Пушинка легкая, а камень – …. (тяжелый) Летом погода жаркая, а зимой – …. (холодная) Горчица горькая, а сахар – … (сладкий) Суп горячий, а компот – … (холодный) Заяц трусливый, а лев – …. (смелый) Дедушка старый, а внук - … (молодой) Волк летом сытый, а зимой … (голодный) Асфальт шершавый, а камень … (гладкий) Лужа мелкая, а река … (глубокая) Волшебница добрая, а колдунья … (злая). (Дети произносят предложения и проходят по ребристому мостику) Логопед: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Физминутки». 5. Остров Физминутки (Танец – имитацияс зонтиками, движение под музыку) Задание на чтение слогов Отработка навыка послогового чтения. Логопед: Ребята теперь нам нужно перебраться на другой остров. Но чтобы туда попасть, надо пройти по кочкам и прочитать слоги. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ, ЭЛ). Дети читают слоги. Итог. Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к сокровищам. - Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад. - Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь» - Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей) - С каким звуком и буквой мы повстречались? - Где мы с вами побывали? -Что мы с вами приготовили? - Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу. |