Скачать 94.7 Kb.
|
Основная цель урока:
Задачи урока: Задачи:
Оборудование: спиртовка, газоотводная трубка, периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, держатели. Таблички с указанием маршрута следования Реактивы: соляная кислота, гидроксид натрия, р-р фенолфталеин, серная кислота, хлорид бария, цинк, оксид меди (II). Методы: беседа, самостоятельная работа по группам, проблемное изложение Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, растворы кислот: соляной, серной, фосфорной; индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин,
Маршрут путешествия: (записан на доске)
Тип урока: изучение нового материала. Ход урока. I. Организационный момент. а. Объявление цели и задачи урока. II. Актуализация знаний. Учитель: Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? (Соединения химических элементов). - Какие соединения химических элементов мы изучили? (Оксиды, основания). - Покажем свои знания и начнем с химической разминки Станция «Химическая разминка». Работа - убери лишнее. Из данного перечня веществ убери формулы оксидов и дай им названия: HNO3; HBr; Mg(OH)2; Al2O3; CO2; NaOH; H3PO4; Cu(OH)2; H2CO3; Fe2O3; KOH; N2O5; Fe(OH)3; HCl; Na2O; H2SO4; LiOH (Учащиеся обводят в кружок формулы оксидов и дают им названия). - Какие вещества называют основаниями? Убери их. (Учащиеся продолжают работу и одной чертой зачёркивают основания). - Почему некоторые из формул вы не убрали? (Их нельзя отнести ни к оксидам ни к основаниям, так как не соответствуют им по составу). - Вспомним, что вы знаете о кислотах? - Какие кислоты вам известны? - Какие из них встречаются в природе? (уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая) - Почему эти вещества называют кислоты? - Каковы физические свойства кислоты? - Могут ли кислоты быть опасны для человека? - Кислота – это природный продукт или результат деятельности человека? - Итак, обобщим, что мы знаем о кислотах?
- Что не достает в нашем портрете? - Можем ли мы считать его завершенным? III. Усвоение новых знаний. Мы продолжим знакомиться со сложными веществами и совершим увлекательнейшее путешествие в страну кислот. Девиз нашего путешествия: “Ученье с увлеченьем!” Путешествие предлагаю начать с записей в путевом дневнике (тетради учеников). И первая из них «Этапы путешествия». По пути следования мы сделаем несколько остановок на станциях: информационная, вкусовая, практическая, проверочная. И так в добрый путь. - Что вы хотите узнать о кислотах? (учащиеся дают ответы) Учитель: станция информационная. - Все ли кислоты одинаковы? Учитель: Существуют и твёрдые кислоты, и те которые сразу разлагаются с образованием газов. Состав кислот различен. Существует несколько классификаций кислот: по происхождению, по числу атомов водорода, по наличию кислорода, по растворимости. Учащиеся записывают в своих путевых дневниках (тетрадях) схемы классификации кислот по числу атомов водорода, по наличию кислорода. Вывод: Кислоты – сложные вещества. Существует несколько классификаций кислот: по происхождению, по числу атомов водорода, по наличию кислорода, по растворимости. Пассажирам разложить карточки с формулами кислот перед собой и приготовиться отвечать на вопросы. (на карточке записаны формулы с одной стороны HCl с другой HNO3 и так далее. По сигналу учителя учащиеся показывают формулы кислот: а) одноосновных б) кислородсодержащих в) двухосновных г) бескислородных д) растворимых е) нерастворимых. - Что же общее в составе кислот? (наличие атомов водорода) - Почему эти вещества называют кислотами? (они кислые на вкус). Наличие ионов водорода (Н+) определяют их кислый вкус. А все ли кислоты кислые? Именно это нам предстоит выяснить на станции Вкусовая. Дома вы все пробовали яблоки, лимоны, аскорбиновую кислоту (демонстрируем эти фрукты, вещества) - Какой вкус вы ощущали? (кислый) - Все ли кислоты кислые? Кислоты есть сладкие и горькие (никотиновая). Вывод: Большинство кислот кислые на вкус и обусловлено это наличием ионов водорода (Н+), но есть еще сладкие и горькие. Учитель: Однако какими бы разными не были кислоты, все они при диссоциации образуют катион водорода. Задание: написать электролитическую диссоциацию следующих кислот: Н2S, НNО3, Н2SiО3 , что для этого необходимо знать? (растворимость в воде, сильные или слабые электролиты) Ребята отвечают, что Н2SiО3 не растворяется, поэтому диссоциацию не пишут. (2 ученика пишут на доске электролитическую диссоциацию Н2S, НNО3). Учитель: Как определить, что при диссоциации образуется катион водорода? (действием индикатора) - Назовите окраску лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа в кислотной среде (ответы учащихся доказываю демонстрационным опытом) Станция Практическая. Учитель: Как можно распознать кислоты, не пробуя их? Правильно! С помощью индикаторов. - Какие индикаторы вы знаете? (лакмус, метилоранж, фенолфталеин.) Беседа с использованием инструкции № 1 об охране труда при работе с кислотами. Лабораторные опыты. Учащиеся 1-го ряда исследуют действие индикатора на раствор соляной кислоты, 2-ой ряд – раствор серной кислоты, 3-ий ряд – раствор фосфорной кислоты. Результаты исследования учащиеся записывают в тетради. - Какой вывод можно сделать? (индикаторы изменяют цвет в растворах кислот) Вывод о том, что индикаторы изменяют свой цвет в растворах кислот. Это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями в их строении. Учитель: вспомнить слова М. Фарадея: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты, поэтому постоянный контроль опытом необходим”. Поэтому опытным путем докажем химические свойства кислот, соблюдая технику безопасности. Задание: провести лабораторный опыт (на столе у учащихся лежат карточки с заданием и инструкциями - Инструкция “Меры безопасности при работе с кислотами”, инструкция проведения опыта), работают по парам, учащиеся разделены на 2 группы. Перед выполнением лабораторного опыта, учащиеся читают инструкцию № 1 (см. Приложение 1). Первая группа выполняет лабораторные опыты
Порядок выполнения работы:
Вторая группа - лабораторные опыты
Порядок выполнения работы:
После выполнения работы один учащийся от каждой группы выходят к доске и пишут уравнения реакции под соответствующими карточками. В это время другой ученик представляет отчет о проделанной работе. Затем зачитываю применение кислот в быту. Уксусная и лимонная кислота применяется для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях. 1 чайная ложка на 1 стакан воды, подогреть до кипения и ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор или пятно протереть раствором, а затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением несколько капель нашатырного спирта – для нейтрализации кислоты. IV. Закрепление Учитель: прибываем на станцию Проверочную. Задание: составьте возможные уравнения реакций взаимодействия перечисленных веществ с раствором серной кислоты. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из элементов четвертого периода таблицы Д.И. Менделеева. 1) SiО2 А 2) LiОН К 3) Ва (NО3 )2 А 4) НСI С 5) К2О Л 6) К2 SiО3 И 7) Н NО3 О 8) Fе(ОН)3 Й V. Домашнее задание: параграф 38, На оценку “3” - упр 1,2 “4” - упр 1,2,4 “5” - упр 1,2, 4,5. VI. Подведение итога урока. Выставление оценок. Рефлексивный тест. 1. Я узнал (а) много нового 2.Мне это пригодится в жизни 3. На все возникшие вопросы я получил (а) ответы 4. На уроке я поработал (а) добросовестно. Тест учащиеся не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив него знак «+» Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели, было ли интересно вам на уроке или совсем неинтересно? Приложение 1 Инструкция № 1 Меры безопасности при работе с кислотами
Карточки – инструкции. Тема « Кислоты. Химические свойства кислот» Лабораторный опыт « Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)» Порядок выполнения работы
Тема « Кислоты. Химические свойства кислот» Лабораторный опыт « Взаимодействие кислот с солями» Порядок выполнения работы
Тема « Кислоты. Химические свойства кислот» Лабораторный опыт « Взаимодействие кислот с металлами» Порядок выполнения работы
Что вы наблюдаете?
Тема « Кислоты. Химические свойства кислот» Лабораторный опыт « Взаимодействие кислот с основными оксидами» Порядок выполнения работы 1.В пробирку насыпьте немного оксида меди (СuО) и прилейте раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что вы наблюдаете? 2.Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции. |