Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.10.2013
Размер94.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТРОИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ХИМИИ

В 8 КЛАССЕ



Учитель биологии и химии

Сенина М.А.

Основная цель урока:

  • Продолжить формирование знаний учащихся о составе и физических свойств кислот, изучить химические свойства кислот.

Задачи урока:

Задачи:

  • Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о свойствах кислот, продолжить совершенствовать умения учащихся составлять ионные уравнения реакций;

  • Развивающие: способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний; речевых навыков учащихся. Создать условия для повышения познавательной активности учащихся в приобретении новых знаний; способствовать развитию процессов мышления: анализа, синтеза, обобщения. Развивать умения учащихся работать в парах, совершенствовать практические умения и навыки.

  • Воспитательные: воспитывать в детях чувства товарищества, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами. Воспитывать уверенность в своих силах, настойчивость, умение действовать самостоятельно, культуру умственного труда.

  • Здоровьесберегающие: профилактика общего и зрительного утомления, обеспечение физиологически необходимых этапов восприятия и переработки новой информации.


Оборудование: спиртовка, газоотводная трубка, периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, держатели. Таблички с указанием маршрута следования
Реактивы: соляная кислота, гидроксид натрия, р-р фенолфталеин, серная кислота, хлорид бария, цинк, оксид меди (II).
Методы: беседа, самостоятельная работа по группам, проблемное изложение
Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, растворы кислот: соляной, серной, фосфорной; индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин,

  1. профилактика общего и зрительного утомления, обеспечение физиологически необходимых этапов восприятия и переработки новой информации.

Маршрут путешествия: (записан на доске)

  1. Станция Химическая разминка.

  2. Станция Информационная.

  3. Станция Вкусовая.

  4. Станция Практическая.

  5. Станция Проверочная.


Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.

I. Организационный момент.

а. Объявление цели и задачи урока.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? (Соединения химических элементов).

- Какие соединения химических элементов мы изучили? (Оксиды, основания).

- Покажем свои знания и начнем с химической разминки

Станция «Химическая разминка». Работа - убери лишнее.

Из данного перечня веществ убери формулы оксидов и дай им названия:

HNO3; HBr; Mg(OH)2; Al2O3; CO2; NaOH; H3PO4; Cu(OH)2; H2CO3; Fe2O3; KOH; N2O5; Fe(OH)3; HCl; Na2O; H2SO4; LiOH

(Учащиеся обводят в кружок формулы оксидов и дают им названия).

- Какие вещества называют основаниями? Убери их. (Учащиеся продолжают работу и одной чертой зачёркивают основания).

- Почему некоторые из формул вы не убрали? (Их нельзя отнести ни к оксидам ни к основаниям, так как не соответствуют им по составу).

- Вспомним, что вы знаете о кислотах?

- Какие кислоты вам известны?

- Какие из них встречаются в природе? (уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая)

- Почему эти вещества называют кислоты?

- Каковы физические свойства кислоты?

- Могут ли кислоты быть опасны для человека?

- Кислота – это природный продукт или результат деятельности человека?

- Итак, обобщим, что мы знаем о кислотах?

  1. состав.

  2. классификацию

  3. физические свойства

  4. получение

- Что не достает в нашем портрете?

- Можем ли мы считать его завершенным?
III. Усвоение новых знаний.

Мы продолжим знакомиться со сложными веществами и совершим увлекательнейшее путешествие в страну кислот.

Девиз нашего путешествия: “Ученье с увлеченьем!”

Путешествие предлагаю начать с записей в путевом дневнике (тетради учеников). И первая из них «Этапы путешествия». По пути следования мы сделаем несколько остановок на станциях: информационная, вкусовая, практическая, проверочная. И так в добрый путь.

- Что вы хотите узнать о кислотах? (учащиеся дают ответы)

Учитель: станция информационная.

- Все ли кислоты одинаковы?

Учитель: Существуют и твёрдые кислоты, и те которые сразу разлагаются с образованием газов. Состав кислот различен. Существует несколько классификаций кислот: по происхождению, по числу атомов водорода, по наличию кислорода, по растворимости.

Учащиеся записывают в своих путевых дневниках (тетрадях) схемы классификации кислот по числу атомов водорода, по наличию кислорода.

Вывод: Кислоты – сложные вещества. Существует несколько классификаций кислот: по происхождению, по числу атомов водорода, по наличию кислорода, по растворимости.

Пассажирам разложить карточки с формулами кислот перед собой и приготовиться отвечать на вопросы. (на карточке записаны формулы с одной стороны HCl с другой HNO3 и так далее. По сигналу учителя учащиеся показывают формулы кислот:

а) одноосновных

б) кислородсодержащих

в) двухосновных

г) бескислородных

д) растворимых

е) нерастворимых.

- Что же общее в составе кислот? (наличие атомов водорода)

- Почему эти вещества называют кислотами? (они кислые на вкус). Наличие ионов водорода (Н+) определяют их кислый вкус. А все ли кислоты кислые? Именно это нам предстоит выяснить на станции Вкусовая.

Дома вы все пробовали яблоки, лимоны, аскорбиновую кислоту (демонстрируем эти фрукты, вещества)

- Какой вкус вы ощущали? (кислый)

- Все ли кислоты кислые? Кислоты есть сладкие и горькие (никотиновая).

Вывод: Большинство кислот кислые на вкус и обусловлено это наличием ионов водорода (Н+), но есть еще сладкие и горькие.

Учитель: Однако какими бы разными не были кислоты, все они при диссоциации образуют катион водорода.

Задание: написать электролитическую диссоциацию следующих кислот: Н2S, НNО3, Н2SiО3 , что для этого необходимо знать? (растворимость в воде, сильные или слабые электролиты)

Ребята отвечают, что Н2SiО3 не растворяется, поэтому диссоциацию не пишут.

(2 ученика пишут на доске электролитическую диссоциацию Н2S, НNО3).

Учитель: Как определить, что при диссоциации образуется катион водорода? (действием индикатора)

- Назовите окраску лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа в кислотной среде (ответы учащихся доказываю демонстрационным опытом)

Станция Практическая.

Учитель: Как можно распознать кислоты, не пробуя их? Правильно! С помощью индикаторов.

- Какие индикаторы вы знаете? (лакмус, метилоранж, фенолфталеин.)

Беседа с использованием инструкции № 1 об охране труда при работе с кислотами.

Лабораторные опыты.

Учащиеся 1-го ряда исследуют действие индикатора на раствор соляной кислоты, 2-ой ряд – раствор серной кислоты, 3-ий ряд – раствор фосфорной кислоты. Результаты исследования учащиеся записывают в тетради.

- Какой вывод можно сделать? (индикаторы изменяют цвет в растворах кислот)

Вывод о том, что индикаторы изменяют свой цвет в растворах кислот. Это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями в их строении.

Учитель: вспомнить слова М. Фарадея: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты, поэтому постоянный контроль опытом необходим”. Поэтому опытным путем докажем химические свойства кислот, соблюдая технику безопасности.

Задание: провести лабораторный опыт (на столе у учащихся лежат карточки с заданием и инструкциями - Инструкция “Меры безопасности при работе с кислотами”, инструкция проведения опыта), работают по парам, учащиеся разделены на 2 группы. Перед выполнением лабораторного опыта, учащиеся читают инструкцию № 1 (см. Приложение 1).

Первая группа выполняет лабораторные опыты

  1. Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)

  2. Взаимодействие кислот с солями.


Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?

  2. К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?

  3. Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.

  4. В пробирку налейте 2 мл серной кислоты и прибавьте несколько капель хлорида бария. Что вы наблюдаете?

  5. Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции

Вторая группа - лабораторные опыты

  1. Взаимодействие кислот с металлами.

  2. Взаимодействие кислот с металлами


Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку положите 2 гранулы цинка и прилейте соляную кислоту, закройте пробирку пробкой. Подождите некоторое время, чтобы она заполнилась водородом, затем откройте пробку и поднесите зажженную спичку к отверстию.

  2. Что вы наблюдаете?

  3. Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.

  4. В пробирку насыпьте немного оксида меди (СuО) и прилейте раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что вы наблюдаете?

  5. Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.


После выполнения работы один учащийся от каждой группы выходят к доске и пишут уравнения реакции под соответствующими карточками. В это время другой ученик представляет отчет о проделанной работе.

Затем зачитываю применение кислот в быту. Уксусная и лимонная кислота применяется для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях. 1 чайная ложка на 1 стакан воды, подогреть до кипения и ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор или пятно протереть раствором, а затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением несколько капель нашатырного спирта – для нейтрализации кислоты.
IV. Закрепление

Учитель: прибываем на станцию Проверочную.

Задание: составьте возможные уравнения реакций взаимодействия перечисленных веществ с раствором серной кислоты. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из элементов четвертого периода таблицы Д.И. Менделеева.

1) SiО2 А

2) LiОН К

3) Ва (NО3 )2 А

4) НСI С

5) К2О Л

6) К2 SiО3 И

7) Н NО3 О

8) Fе(ОН)3 Й

V. Домашнее задание: параграф 38,

На оценку

“3” - упр 1,2

“4” - упр 1,2,4

“5” - упр 1,2, 4,5.
VI. Подведение итога урока. Выставление оценок.

Рефлексивный тест.

1. Я узнал (а) много нового

2.Мне это пригодится в жизни

3. На все возникшие вопросы я получил (а) ответы

4. На уроке я поработал (а) добросовестно.

Тест учащиеся не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив него знак «+»

Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели, было ли интересно вам на уроке или совсем неинтересно?

Приложение 1

Инструкция № 1

Меры безопасности при работе с кислотами


  1. Особую осторожность следует соблюдать при работе с кислотами.

  2. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку в ладонь). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.

  3. При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг или частиц на лицо или одежду.

  4. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.

  5. После употребления реактива банку и склянку закрыть пробкой и поставить на место.

  6. При нагревании пробирки не держать ее отверстием к себе или в сторону товарищей.

  7. При разбавлении концентрированных растворов серной кислоты необходимо приливать тонкой струйкой в воду, а не наоборот.


Карточки – инструкции.

Тема « Кислоты. Химические свойства кислот»

Лабораторный опыт

« Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)»

Порядок выполнения работы

  1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?

  2. К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?

  3. Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.

Тема « Кислоты. Химические свойства кислот»

Лабораторный опыт

« Взаимодействие кислот с солями»

Порядок выполнения работы

  1. В пробирку налейте 2 мл серной кислоты и прибавьте несколько капель хлорида бария. Что вы наблюдаете?

  2. Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.

Тема « Кислоты. Химические свойства кислот»

Лабораторный опыт

« Взаимодействие кислот с металлами»

Порядок выполнения работы

  1. В пробирку положите 2 гранулы цинка и прилейте соляную кислоту, закройте пробирку пробкой. Подождите некоторое время, чтобы она заполнилась водородом, затем откройте пробку и поднесите зажженную спичку к отверстию.

Что вы наблюдаете?

  1. Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.

Тема « Кислоты. Химические свойства кислот»

Лабораторный опыт

« Взаимодействие кислот с основными оксидами»

Порядок выполнения работы

1.В пробирку насыпьте немного оксида меди (СuО) и прилейте раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что вы наблюдаете?

2.Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск