Скачать 42.05 Kb.
|
Урок по технологии педагогической мастерской. С кем общаются кислоты? (Химические свойства кислот. 8 класс) Пояснительная записка Урок разработан в соответствии с программой химии для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы программы: Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Урок проводится по технологии педагогической мастерской. Учащиеся делятся на 4-5 групп по 6 человек. Вначале урока ставится задача, учитель создаёт алгоритм действий, развивающий творческий процесс, самостоятельный поиск решения. В ходе урока чередуется индивидуальная и групповая работа. Пользоваться учебником, справочной литературой запрещается. Урок состоит из нескольких этапов. I – индукция- создание эмоционального настроя, включение области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. II- самоконструкция- индивидуальное создание гипотезы, решения. III -социоконструкция- обсуждение в группе, выбор общего решения. IV- афиширование- каждая группа показывает своё решение проблемы, представляя свой выработанный в ходе обсуждения проект, который может быть стихотворением, сказкой, опорным конспектом, схемой. V- учитель предлагает свой проект. Все учащиеся вместе с учителем, который теперь руководит, обсуждают проблему, обращаются к учебнику, справочнику, приходят к единому, верному решению. Учащиеся переносят в тетрадь откорректированный свой проект или одноклассников, или проект учителя. VI- рефлексия- отражение чувств, состояния, которые возникли у всех участников мастерской. Оценка за урок не ставится, т.к. важен не результат, а процесс познания и творчества. Цель: закрепить знания о составе кислот, навыки в составлении уравнений диссоциации и реакций ионного обмена; развивать творческие способности учащихся в ходе работы с дидактическим материалом и при проведении эксперимента; формировать навыки анализа, сравнения; научить работать в команде. Оборудование: микролаборатории Дидактические материалы: таблица растворимости; электрохимический ряд активности металлов; раздаточные карточки, Периодическая система химических элементов. Ход урока I. Индукция На учительском столе: лимон, яблоко, склянки с соляной и серной кисло- тами, гидроксидом натрия, кефир, уксус 9%, пачка соды, гвозди, медная проволока, гранулы цинка. Учитель: Ребята, посмотрите на выставку веществ на моём столе. Подумайте, почему эти вещества собраны вместе? Выскажите свои предположе- ния. Учитель( после обсуждения): Кислота, когда здорова Угостить друзей готова Тем, что ей дала природа Катионом водорода.(Слайд 1) Для каких друзей кислоты- гостеприимные хозяйки? Тема нашего сегодняшнего урока: С кем общаются кислоты? (Слайд 2) Работая с раздаточным материалом, проводя эксперимент, вы ответите на этот вопрос и создадите свой проект, который может быть рисунком, стихотворением, опорным конспектом и т.д. Учебником пользоваться не разрешается. II. Самоконструкция Учащиеся работают индивидуально и в группе с раздаточным материалом и проводят эксперимент( см. приложение) III. Социоконструкция Учитель предлагает учащимся обсудить в группах свои решения и создать общий групповой проект, в котором бы отразился ответ на вопрос темы урока. IV. Афиширование Учащиеся выставляют свои проекты, представитель от группы защищает проект. Учитель представляет свой проект(Слайд 3) V. Разрыв. Учащиеся сравнивают свои проекты с проектом учителя. В обсуждении и в работе с учебником корректируются ошибки .Исправленный свой проект или любой понравившийся ребята переносят в тетрадь. VI. Домашнее задание. Учебник Химия 8 класс. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Москва «Русское слово» 2009 год. § 48, 49, упр.1,2,3 стр. 181. VII. Рефлексия В нашем огромном государстве Химия много разных городов. Сегодня вы познакомились поближе с жителями города Кислот и с их друзьями. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответ- ствует вашему настроению после посещения города Кислот.(Слайд 4) ПРИЛОЖЕНИЕ Раздаточные карточки 1. В раствор Н2SO4 и в сок лимона опустите УИБ. Как изменился её цвет в обоих растворах? Сделайте вывод. Напишите уравнение диссоциа- ции Н2SO4. 2. В три пробирки налейте НCl. В первую опустите Мg Во вторую- Zn В третью- Сu В каких пробирках протекает реакция? Какой её признак? В какой пробирке не идёт реакция? Почему? Посмотрите на ряд активности металлов и определите положение в нём каждого из трёх металлов. Сделайте вывод: Какие металлы реагируют с кислотами, а какие нет? 3. В раствор NaOH добавьте несколько капель фенолфталеина. Как изменил- ся цвет? Затем добавьте соляную кислоту. Что наблюдаете? Напишите молекулярно-ионное уравнение реакции между NaOH и НСl. 4. Какие из оксидов реагируют с НСl? Выберите ответы. Запишите уравне- ния реакций между НСl и выбранными оксидами. а) ВаО б) SO3 в) NO г) Al2O3 5. К раствору соли карбоната натрия добавьте соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите молекулярно-ионное уравнение протекающей реакции. Проект учителя Рисунок |