Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 140.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.10.2013
Размер140.95 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы


Пример мастер-класса педагога музыкального отдела

ЦДТ «Ново-Переделкино»
Тема мастер-класса: «Занятие, как увлекательное путешествие, открытие и сказка. Эвристико-дидактический подход в процессе обучения детей младшего возраста игре на фортепиано».

Цель: познакомить педагогов дополнительного образования детей с методикой преподавания основ игры на фортепиано детям младшего возраста с применением игровых технологий.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • Познакомить педагогов с методикой освоения основ музыкальной грамоты детьми дошкольного возраста в доступной их возрасту игровой форме;

  • Познакомить педагогов с приемами побуждения малышей к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на занятиях;

  • Познакомить педагогов с методикой обучения детей-дошкольников исполнению несложных музыкальных произведений на фортепиано и синтезаторе;

  • Познакомить педагогов с приемами направления личностного образовательного роста обучающихся (их знаний, чувств и опыта).

  1. Развивающие:

  • Познакомить педагогов с методикой развития музыкальных способностей детей-дошкольников;

  • Познакомить педагогов с приемами развития творческой инициативы и фантазии малышей;

  • Познакомить педагогов с приемами обогащения обучающихся детей новыми впечатлениями;

  • Познакомить педагогов с методикой развития музыкального слуха, чувства ритма, внимания у детей-дошкольников;

  • Познакомить педагогов с методикой развития речи обучающихся детей.

  1. Воспитательные:

  • Познакомить педагогов с приемами формирования заинтересованного, позитивного отношения детей к занятиям музыкой;

  • Познакомить педагогов с приемами воспитания навыков работы в группе у дошкольников, умения слушать объяснения педагога и повторять показываемые ею приемы игры на фортепиано и синтезаторе.


Оборудование кабинета: два фортепиано, детские музыкальные инструменты (треугольник, металлофон, бубен, маракасы), музыкальный центр с колонками, пальчиковые игрушки, выставка методической литературы, ноутбук, проектор, экран.
Дидактические материалы: игры: «Доминотки», «Музыкальное путешествие», «Путешествие на воздушном шаре», «Клавиши и ноты первой октавы», «Клавиши и ноты четырех октав», «Этажи – октавы», «Нотки и домики», «Музыкальные инструменты», «Музыкальный паровозик», «Птички Та и Ти-ти»; «Мишкины лапки», лото: «Ноты скрипичного ключа», «Ноты басового ключа», «Ноты первой октавы».
Педагог высшей квалификационной категории, лауреат фестиваля педагогов дополнительного образования г. Москвы «Признание» в номинации «Мастер-виртуоз» Меркурьева Марина Леонидовна проводила 26/01/2011 в 17-00 мастер-класс для педагогов образовательных учреждений Москвы и коллег из музыкальной студии ЦДТ «Ново-Переделкино». На мастер-классе присутствовали дети старшего дошкольного возраста 1 года обучения (групповые занятия) – 4 человека и дети-школьники 2 года обучения – 2 человека. Для объяснения коллегам и педагогам из других образовательных учреждений используемых приемов работы педагог использовала наглядные пособия – тематические игры и лото, разложенные на столах и музыкальные инструменты, стоявшие в кабинете – 2 фортепиано и синтезатор. С помощью презентации Марина Леонидовна дала определение эвристико-дидактического подхода в процессе обучения детей игре на фортепиано и синтезаторе и познакомила собравшихся гостей с методикой преподавания основ игры на фортепиано детям младшего возраста с применением игровых технологий.
Ход занятия:
1. Организационный момент: педагог готовит детей к занятию, представляет их гостям, рассказывает о форме проведения мастер-класса.

2. Сообщение темы.

3. Теоретическая часть мастер-класса: педагог дает конкретное определение эвристико-дидактического подхода в процессе обучения детей игре на фортепиано и синтезаторе. В эвристическом обучении ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности. Для этого ему предлагается реальный объект (материал для конструирования), но не готовые знания о нем. Полученный учеником продукт деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т.д.) затем с помощью учителя сопоставляется с достижениями в соответствующей области. В итоге ученик переосмысливает и достраивает свой результат. Происходит личностный образовательный рост ученика (его знаний, чувств и опыта). Главным видом деятельности эвристического познания ребёнка дошкольного возраста является игра. Играя, ребёнок активизирует эмоции, внимание, память, интеллект, переживает в действии изучаемое, познаёт его изнутри, постигая суть и терминологию. В игре он перевоплощается, раскрепощается, забывает об «официальности» занятия. А в качестве игровой среды на уроках, музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры и пособия.

4. Практическая (творческая) часть мастер-класса:

    • Начало «Музыкального путешествия»: Миша Макаров играет на синтезаторе, а девочки младшего возраста подпевают знакомые слова детской песенки и аккомпанируют, подыгрывая ему на треугольнике, бубне и маракасах, двигаясь в игровой зоне кабинета «паровозиком» - одна за другой.

    • Первая остановка «Музыкальный дворец» - клавиатура фортепиано, этажи – октавы, на которых живут разные зверюшки (каждая на своем этаже): слон, мишка, волк, лиса, зайчик, мышка, птичка. Дети вместе с преподавателем хором повторяют названия – клавиатура, октава и перечисляют животных. Затем дети по очереди раскладывают на клавиатуре фортепиано фигурки зверюшек (пальчиковые куклы), ещё раз называя их и обозначая нажатием клавиш диапазон октавы. Педагог знакомит собравшихся гостей с игрой «Домики для нот» - в каждой октаве два домика: маленький (ноты ДО-РЕ-МИ) и большой (ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ), в домиках живут нотки, обозначаемые знакомыми детям предметами-маркерами для лучшего запоминания: ДОМ-РЕПА-МИШКА-ФАКЕЛ-СОЛНЫШКО-ЛЯГУШКА-СИНИЧКА. На нотной линейке наглядно (с помощью презентации) показывается расположение каждой нотки (значком-изображением знакомого предмета), а дети ещё раз повторяют все вместе названия нот и маркеров-предметов: до-дом, ре-репа, ми-мишка, фа-факел, соль-солнышко, ля-лягушка, си-синичка. Цель этой игры: дети должны уметь найти на любом этаже-октаве любую нотку. Педагог вызывает детей младшего возраста по одному и каждому дает задание: показать конкретную нотку в каком-либо этаже-октаве. Дети охотно выходят и безошибочно показывают заданную ноту, поясняя, в каком домике (в большом или в маленьком, эта нотка живет). Каждый ребенок показывает по 2-3 нотки в разных октавах, давая пояснения.

    • Продолжение «Музыкального путешествия»: Миша Макаров играет на синтезаторе, а девочки младшего возраста (Олеся, Рита и Саша) подпевают знакомые слова детской песенки и аккомпанируют, подыгрывая ему на треугольнике, бубне и маракасах, двигаясь в игровой зоне кабинета «паровозиком» - одна за другой.

    • Станция «Цирк ловких пальчиков». Дети и педагог под веселую песенку показывают гостям зарядку для пальчиков рук. Затем педагог знакомит собравшихся гостей с игрой «Путешествие на воздушном шаре»: на картинке изображены две раскрытые ладошки, на каждой их них в центре ладони нарисован кружочек в виде купола, каждый пальчик обозначен цифрой от 1 до 5, над пальчиками располагаются пальчиковые куклы. Цель игры: научить ребенка правильно формировать свод кисти руки и постановку пальцев для игры на фортепиано, отработать плавные движения кистей рук, уметь определять цифровое обозначение каждого пальчика.

Игра: ребенок кладёт свои ладошки на нарисованные, «надувая» воздушный шар, собирает кисть в купол, затем на вершину купола (тыльная сторона кисти руки) сажается лягушонок-путешественник и летит (плавные движения кистью руки, так, чтобы не уронить пальчиковую куклу) к другой пальчиковой кукле по выбору ребенка или педагога, называя номер указанного пальца. Далее игрушка-путешественник плавно сходит по трапу (по своему пальчику) и приглашает другой персонаж в путешествие – поднимаются и летят вдвоем. Пока летят (плавная широкая амплитуда рукой ребенка), ребенок фантазирует, что игрушки-путешественники видят: какие моря-океаны, леса, горы и т.д., – ребенок фантазирует, строит красивые образные словосочетания (важно для развития речи), сочиняет сказку (если зверек-путешественник упадет, прибежит доктор Айболит и вылечит её). Педагог и ребенок показывают гостям игру на практике.

    • Две девочки младшего возраста - Олеся и Рита - дуэтом на одном фортепиано играют «Вальс собачек», предварительно прохлопав ритм, и синхронно с этим по слогам произнеся: «вальс тан-це-вать», а Миша и Саша аккомпанируют им с помощью треугольника, бубна, двигаясь в игровой зоне кабинета «паровозиком».

    • Станция «Филармония веселых ноток» - звукоряд. Дети читают стихи про нотки, рассказывая о расположении нот на нотном стане, дублируя анимационное появление ноток на экране.

    • Миша и Саша играют на синтезаторе песню «Голубые санки», а Олеся и Рита аккомпанируют им с помощью треугольника, маракасов, двигаясь в игровой зоне кабинета «паровозиком».

    • Станция «Ритмический зоосад». Педагог показывает игру «Птички Та и Ти-ти», разработанную педагогом в помощь детям дошкольного возраста для закрепления чувства ритма. Педагог произносит ритмическую задачку-стишок, а дети показывают ритмические доли двумя руками (красные знаки – правая рука, синие – левая) на слайде презентации. Затем задача усложняется: добавляются цифры, и ритм отбивается разными пальчиками. После чего эти пальчики переносятся на клавиатуру и, «надевая перчатки», назначаем каждой клавише определенный пальчик. Таким образом, по цифрам, даже не зная нот, дети-дошкольники могут сыграть свои первые мелодии.

    • Игра «Три медведя»: три медведя идут по лесу, оставив много следов. Следы большого медведя, медведицы и Мишутки – это наглядное воплощение длительностей нот. «Та-а» – шаги Михайла Ивановича, «та» – Настасьи Петровны, «ти-ти» – шаги Мишутки. Дети «читают» следы, проговаривая и притопывая ногами ритм.

    • Паровозик отправляется в путь. Все дети исполняют ансамблем песенку «Ваня – простота». Миша - на синтезаторе, Рита и Олеся на фортепиано в четыре руки, а Саша - на металлофоне.

    • Станция «Лаборатория музыкальных загадок». С помощью мультимедийных технологий дети помогают заблудившимся ноткам найти свои клавиши, отгадывают загадки и ребусы, закрепляющие знания расположения нот на нотном стане. Игра «Музыкальный ребус»: нотка изображает слог слова, которое дети должны отгадать. Усложнение задания: стихотворения-ребусы о рыбках (сокращение времени на отгадывание слова).

    • Затем творческое задание адресуется гостям. Необходимо спеть частушечный кроссворд, отгадывая загадки про музыкальные инструменты. Гости с большим энтузиазмом принимают участие в этом конкурсе.

    • Станция «Музыкальная игротека». Здесь педагог демонстрирует дидактический материал, применяемый на практике в игровой деятельности с учениками. Игры «Доминотки» - домино с нотами, «Клавиши и ноты первой октавы», «Лото», «Музыкальный паровозик».

    • «Музыкальный паровозик» - адаптированная к игре запись нотного текста песенки в виде вагончиков – тактов и колёс – долей такта. Ученик исполняет заданную мелодию, переходя от вагончика к вагончику. В случае ошибки, вагончик отправляется в «депо» на ремонт, таким образом, в игровой форме ребёнок учится добиваться качественного исполнения, воспитывая усидчивость и трудолюбие. Далее над вагончиками изображаются символы животных, которые едут в вагончиках с нотками. Животные соответствуют значениям гармонических функций в малой и большой октавах и при совместной игре двумя руками на синтезаторе составляют линию автоаккомпанемента.

    • На экране демонстрируется видеоролик, созданный педагогом, который иллюстрирует прошедший новогодний концерт класса. Новогодняя тематика настраивает на новый этап путешествия.

    • Игра «Музыкальные чудеса». На экране появляется изображение сказочной страны, где дети видят природные явления всех времён года, кроме зимы. Цель игры - вернуть зиму в сказочную страну. Для этого дети поочерёдно переходят от картинки к картинке, исполняют свои музыкальные произведения на синтезаторе с автоаккомпанементом, и тем самым возвращают зиму в сказку. Так, Саша, исполнив «Jingle bells», превращает ландыши в колокольчик. Олеся, исполнив песню «Новый год» превращает избушку Бабы Яги в ёлку. Рита, сыграв спиричуэл «Когда святые маршируют», превращает грибочки в поющих детей, а Миша, аккомпанируя девочкам, которые спели песенку «Как на тоненький ледок», заморозил тучку. В это время на экране пошёл снежок, и в сказочную страну пришла зима. Эта игра-концерт привела всех к вратам «Музыкальной сокровищницы».

    • «Музыкальная сокровищница». На экране под классическую музыку возникают шедевры мировой живописи – картины с изображением музыкантов и музыкальных инструментов. Агния Исай исполняет на синтезаторе пьесу Людвига ванн Бетховена «Весёлая. Грустная» Синтезатор передаёт звучание струнного оркестра и клавесина. Затем мы переходим в следующий зал «Музыкальной сокровищницы», где демонстрируются слайды о П.И.Чайковском. Ученицы исполняют пьесы из «Детского альбома»: Агния Исай - «Бабу Ягу» и Маша Уткина - «Вальс».


5. Подведение итога занятия: дети по просьбе педагога повторяют теоретические понятия – закрепление пройденного. Красивые стихи, посвящённые музыкальному искусству и юным музыкантам, которые прочитала педагог, завершили это яркое и насыщенное разными приёмами и методами мероприятие.
6. Заключительная часть: Обсуждение мастер-класса. Ответы педагога на вопросы.

Марина Леонидовна подарила всем присутствующим коллегам и гостям комплекты раздаточного материала – все виды игр и лото, используемые ею при обучении детей дошкольного возраста основам игры на фортепиано и синтезаторе.

Анализ мастер-класса.
У педагога дополнительного образования по классу фортепиано и синтезатора Меркурьевой Марины Леонидовны имеется в наличии необходимая для работы документация: программа, учебный план, журнал учета работы, заявления родителей, медицинские справки о состоянии здоровья детей, ксерокопии их свидетельств о рождении.

Занятия музыкальной студии по классу фортепиано и синтезатора у педагога Меркурьевой М.Л. проходят на базе ГОУ ЦДТ «Ново-Переделкино» в просторном, красиво оформленном кабинете (стенды, содержащие информацию о композиторах, большое количество зеленых растений, «детский уголок», представляющий нам всех воспитанников педагога с помощью оформленных самими детьми фоторамок с их фотографиями). Кабинет оборудован необходимой мебелью, инструментами (два фортепиано и синтезатор), полностью соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Педагогический анализ мастер-класса: педагог Меркурьева М.Л. поставила цель и задачи грамотно и обосновано. Педагог продемонстрировала коллегам и гостям используемые ею формы и методы обучения дошкольников: иллюстративный, объяснительно-наглядный (репродуктивный), методы получения новых знаний и методы закрепления и контроля, рассказала о методах стимулирования и мотивации, методах контроля и самоконтроля, мотивировала необходимость использования методики игровых технологий. При работе с детьми дошкольного возраста педагог учитывает психофизические и возрастные особенности детей (опора на эмоциональную сферу при организации мыслительной деятельности, увлекательный эмоциональный рассказ (наглядность, образность, занимательность и т.д.), вызов удивления, восхищения, заинтересованности у детей; прекрасное эстетическое оформление кабинета, отличное состояние оборудования кабинета, наглядных материалов; собранность педагога, четкая грамотная речь, тактичность по отношению к детям, гостям и коллегам из ЦДТ, соответствующий внешний вид; создание и поддержка благоприятного климата). Педагог владеет педагогикой сотрудничества, рационально использует рабочее время (четкость дозировки труда детей в каждом звене занятия, переключение вида деятельности, предупреждение нерабочих пауз). Марина Леонидовна учит детей слушать музыку, слышать друг друга, большое внимание уделяет речи детей, восприятию ими музыки и их эмоциональным переживаниям музыкальных произведений. Дети работают увлеченно, проявляя повышенную работоспособность. Продемонстрированные педагогом формы и методы работы оказались эффективными для работы с детьми дошкольного возраста, которые за время обучения в первом полугодии текущего учебного года освоили нотную грамоту и к концу января самостоятельно исполняют не менее 5-6 музыкальных пьес каждый. Раздаточный материал полностью иллюстрирует все технологии и методики, используемые с детьми-дошкольниками, поэтому они могут быть транслируемы педагогами во всех образовательных учреждениях.

Итоговая оценка занятий: «хорошо».
















Литература

  1. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс

Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1


  1. Браславская Д. И., Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования детей

Дополнительное образование и воспитание. –2008. – № 5. – С. 21-23


  1. Литвинова А. Х. Мастер-класс: за или против?

Методист. – 2004. – № 5. – С. 36-37


  1. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Часть 1. Теоретические и организационные аспекты

Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А.

Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009. – 100 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА

по подготовке и проведению мастер-класса
Этап подготовки
Приглашение на мастер-класс в различных формах:

  1. Через Интернет: объявление на сайте, электронная почта – подготовить макет объявления и передать ответственным за размещение лицам.

  2. Через текстовые формы: листовки, буклеты, объявления, афиши – распространение в ОУ района, в фойе Центра детского творчества.

  3. Через личные контакты: устная информация по телефону, на предыдущем мероприятии и т.д.


Структура объявления о мастер-классе:

  1. ФИО автора

  2. Сведения об авторе

  3. Фото

  4. Тема мастер-класса

  5. Аннотация мастер-класса

  6. Кому адресован, на какой возраст детей рассчитан

  7. Дата

  8. Аудитория

  9. Примерная продолжительность

  10. Контактный телефон, электронный адрес


Подготовка помещения:

  1. Посадочные места + столы или планшеты.

  2. Ковер (в случае ролевых игр, спец. упражнений и т.п.).

  3. Технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т.п.

  4. Оборудование в зависимости от профиля: станки, мольберты, спортивные снаряды, музыкальные инструменты и т.п.

  5. Расходные материалы.

  6. Канцелярские принадлежности: писчая бумага, ручки, карандаши, маркеры и т.п.

  7. Напитки: минеральная вода, чай, кофе и т.п.


Регистрация участников:

  • Лист регистрации участников.

  • Ответственные за регистрацию.


Раздаточный материал для участников мастер-класса:

  • Информационная справка о мастер-классе.

  • Методические рекомендации по применению представляемой технологии.

  • Дидактические материалы: схемы, выкройки, чертежи, фотографии и др. материалы по усмотрению мастера.


План-конспект мастер-класса (необходим для самого педагога-мастера; по окончании мастер-класса предоставляется методистам Центра детского творчества в электронном виде для последующей подготовки отчета о мероприятии).
Структура плана-конспекта мастер-класса:

  • Тема.

  • Цель и задачи мастер-класса.

  • Ожидаемые результаты.

  • Ход мастер-класса.

  • Методы и приемы.

  • Дидактические материалы.

  • Список литературы.



План конспект в бумажном варианте + Комплект материалов по мастер-классу (раздаточный материал для участников мастер-класса) и для методической копилки ЦДТ – предоставляется заместителю директора по НМ и ЭР



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск