Скачать 77.69 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры" Конспект урока химии "Важнейшие представители карбоновых кислот вокруг нас" Алейникова Ирина Ивановна, учитель высшей категории МБОУ СОШ № 23 Мурманск 2013 План-конспект урока 1. Класс: учащиеся 10 класса 2. Предмет: химия Тема урока: Важнейшие представители карбоновых кислот вокруг нас 3. Этап обучения по данной теме: основной, в рамках изучения темы «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» по программе «Химия» 10 класс, авторы Карцова А.А., Левкин А.Н.(профильный уровень). 4. Цели:
5. Тип урока: урок-обобщение. 6. Используемые приемы, методы, технологии обучения: словесные (диалог, пояснение), наглядные (метод демонстрации), практические (поиск информации, исследование), метод погружения в учебную проблему, деятельностный метод; личностно-ориентированное взаимодействие, педагогика сотрудничества, технология проблемного обучения, электронные образовательные ресурсы, метод рефлексии). 7.Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: урок – диалог, урок – погружение. 8. Оборудование и основные источники информации: демонстрационный материал - интерактивная доска, электронная презентация; раздаточный материал –реактивы и посуда для опытов, лекарственный препарат БЕЛОСАЛИК, справочники, энциклопедии. 9. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности): учебно-познавательная, коммуникативная, информационная, компетентности, повышение мотивации к дальнейшему саморазвитию. Ход урока 1.Организационный этап: (СЛАЙД 1) Учащиеся входят в класс, занимают свои места. Вступительное слово учителя: Добрый день! Давайте для начала обсудим некоторые правила проведения занятия: при готовности ответа, поднять руку, отвечать можно не вставая с места, дополнять и исправлять ответы одноклассников -только после окончания ответа. - Прежде чем мы начнем рассмотрение новых вопросов раздела «карбоновые кислоты» и определим тему сегодняшнего занятия, давайте вспомним, что являлось предметом изучения вами на прошлом уроке химии (ответы-…HCOOH, CH3COOH). (СЛАЙД 2) - Предлагаю освежить в памяти полученную ранее информацию и использовать материал д/з для работы в ваших опорных конспектах: я попрошу заполнить пока только 1 и 2 пункт таблицы, для этого можете воспользоваться материалом учебника и записями в тетрадях. Через 2-3 минуты проверим, что у нас получилось(2 мин.) Возьмите в руки опорные конспекты и заполните 1, 2 пункт таблицы (проверка заполнения таблицы). (переключиться на …СЛАЙД 3) Проверка муравьиной кислоты, вопрос про жжение, УХР (пункт 1, приложения1). - Как, по-вашему, можно назвать графы таблицы, используя глаголы? (ответ: называют, классифицируют, получают, встречаются, применяют) (СЛАЙД 4 ) Проверка уксусной кислоты (пункт 2, приложения 1). (СЛАЙД 5) 2. Проверка понимания изученного ранее, подготовка к восприятию нового материала: -Сейчас я попрошу вас самостоятельно, используя материал учебника (стр. 263 учебника Карцовой А.А., Левкина А.Н. ), заполнить таблицу для следующего представителя карбоновой кислоты- стеариновой (пункт 3, приложения 1)- (2 мин.). Проверка ответов (СЛАЙД 6), опыт с мылом, УХР получения. (пункт 4 приложения 1). Заполнение графы "дополнение" (Приложение 1). (СЛАЙД 7)- проверка заполнения таблицы (закрепление полученных знаний и способов деятельности). 3.Изучение нового материала. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот (тех, что мы только что рассмотрели)является наиболее важным среди веществ этого класса. Но представление об этих соединениях в целом, будет не полным без рассмотрения карбоновых кислот с другими характеристиками (СЛАЙД 8 - схема). Как раз для этой работы и понадобятся ваши 3 группы: каждой команде будет предложено извлечь информацию из учебника и перенести ее в таблицу (Приложение 2, для каждой группы) для того примера карбоновой кислоты, которой выделен в ваших рабочих картах. По сути, вам предстоит заполнить недостающие фрагменты таблицы (обратите внимание на номера стр., указанные вам в помощь в графе "Дополнение"). На работу отводится 3-4 минуты, при возникновении затруднений -поднимите руку, я подойду (пояснения к дополнению). Афиширование результатов проводится 1 представителем группы, дополнения к ответу от участников других групп- приветствуются! 1 группа - (СЛАЙД 9) - видеоопыт про СУПЕРАБСОРБЕНТ, 2 группа- (СЛАЙД 10) - демонстрационный опыт "ИНЕЙ" (СЛАЙД 11) - 3 группа - (СЛАЙД 12) После проверки заполнения таблицы подхвалить учащихся. Молодцы, замечательно! Таким образом, в ваших таблицах осталась еще одна графа, с примером кислоты, в молекуле которой содержатся 2 функциональные группы. О ней есть только упоминание в учебнике, а недостающую информацию вам предоставлю я. 4. Применение знаний и способов деятельности на практике. Зачитывается текст (СЛАЙД 13): Сотни лет назад знахари умели снижать жар и снимать боль с помощью водной настойки коры вербы или ивы. В 1838 году (СЛАЙД 14) итальянский химик Рафаэль Пириа выделил из ивовой коры кристаллическое вещество - салициловую кислоту, которая и сейчас находит щирокое применение и вам предстоит выяснить КАКОЕ? На ваших столах имеется лабораторное оборудование и реактивы, в качестве исследуемого образца – лекарственный препарат «БелоСалик», активным веществом которого является салициловая кислота. Вам, с помощью предложенных химических реактивов и необходимой инструкции нужно доказать, что в предложенном образце имеется салициловая кислота (не забываем о правилах безопасного использования реактивов ), иными словами, выполнить задание 1 (Приложение 3), указанное в ваших раздаточных материалах (время на работу 2-3 минуты, распределите функции между всеми членами группы). ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ опытов, УХР. С помощью справочной информации (Приложение 4) предположить, какими фармакологическими свойствами обладает данный препарат, (СЛАЙД 15) т.е. предложить свою краткую инструкцию по применению лекарства по обозначенному плану (выполнить задание 2 (Приложение 3). При нехватке времени сделать его -Д/З (дописать на СЛАЙДе 15 слово "домашнее"). -Давайте подведем итоги нашей встречи: Какой вывод можно сделать по содержанию материала сегодняшнего урока? Какие возникли вопросы в ходе занятия? (коррекция знаний) (СЛАЙД 16). Исходя из всего вышесказанного, как может звучать тема урока (СЛАЙД 17), Учащиеся высказывают свои варианты названия темы. Объявление оценок. Большое спасибо всем за сотрудничество! Меня очень порадовали ваши стремления к познанию окружающего мира; ваши ответы, порой выходящие за страницы учебника и пределы урока! И помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, а у того, кто ищет, все обязательно получится! Успехов вам во всем! Удачного дня! Список литературы:
Сайты:
|