Скачать 85.33 Kb.
|
МОУ «ХЛЕБНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» МО «МАРИ-ТУРЕКСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» УРОК ХИМИИ ПО ТЕМЕ: «АЗОТНАЯ КИСЛОТА» 9 КЛАСС КАШИНА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА, УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ План-конспект Тема урока: «Азотная кислота». Место урока в учебном плане: Неорганическая химия. Тема 3: «Неметаллы». Урок 35. Класс: 9. Тип урока: комбинированный. Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, Flash с презентацией. Программное обеспечение и цифровые ресурсы: обучающие диски по школьному курсу химии:
Аннотация Урок изучения нового материала об азотной кислоте с использованием ИКТ, включает в себя разнообразные формы работы (групповая, индивидуальная, самостоятельная). Использование мультимедийной технологии на этом уроке является актуальным потому что:
В ходе урока проводится демонстрация озвученных видеофрагментов и компьютерная презентация, подготовленная в Power Point. План урока I. Мотивационно-ориентировочный этап 1. Организационный момент - 1 мин. 2. Постановка темы урока – 1 мин. 3. Постановка целей урока и актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке – 1 мин. II. Операционно-исполнительский этап. 1. Повторение пройденного материала – 5 мин. 2. Изучение нового материала – 30 мин.
1). Общие с другими кислотами 2).Специфические свойства а). с неметаллами; б). с металлами; 3). Сообщение дополнительной информации о «царской водке» 4). Химический эксперимент «Окислительные свойства азотной кислоты»
III. Оценочно-рефлексивный этап. 1. Самооценка своей деятельности учащимися -3 мин. IV. Заключительный этап.
Конспект урока Девиз урока: «Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» (О..М. Нефёдов) «Лучший путь к истине, это изучать вещи, как они есть, а не верить, что они такие, как нас этому учили» (Д.Локк) Цели урока:
Систематизировать и углубить знания учащихся о кислотах; познакомить со строением молекулы и физическими свойствами азотной кислоты; изучить химические свойства азотной кислоты; рассмотреть получение и применение азотной кислоты.
Продолжить формирование познавательного интереса через использования ИКТ, воспитание положительного отношения к знаниям, развитие коммуникативного умения в процессе работы.
Продолжить развитие учебно–интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, вести конспект, проводить эксперимент в виртуальной лаборатории, применять знания на практике. Ход урока I. Мотивационно-ориентировочный этап 1. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. 2. Постановка темы и целей урока (слайды 1,2) Сегодня мы с вами на уроке должны:
3. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках. Но, для начала нам необходимо повторить некоторые моменты: 1) Перечислите общие свойства кислот (называются общие свойства кислот – реакция на индикатор, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, растворами некоторых солей). 2) Охарактеризуйте азотную кислоту по составу молекулы и силе? (характеризуют HNO3: одноосновная, кислородсодержащая, сильная). 3) Почему всем кислотам характерны общие химические свойства? (объясняют, что общие свойства кислот объясняются наличием в молекулах кислот протонов водорода, способных диссоциировать в раствор и замещаться на катионы металлов). II. Операционно-исполнительский этап. 1. Повторение пройденного материала. Учитель проводит «Само- и взаимоконтроль» по теме «Азот» (слайд 3). Учащиеся выбирают уровень (повышенный или базовый) теста, выполняют задания. По итогам выставляют друг другу в парах сразу оценки. 2. Изучение нового материала.
Предлагается учащимся написать молекулярную формулу, изобразить электронную и структурную формулы азотной кислоты, а затем выводятся на слайде ответы. Учащиеся записывают в тетрадь формулы и сверяют с готовыми формулами.
Ознакомление с физическими свойствами кислоты. Учитель показывает концентрированную и разбавленную азотные кислоты. Напоминает правила ТБ. Выясняют причину, почему концентрированная азотная кислота «дымит».
1). Общие с другими кислотами (слайд 6) В начале урока мы повторили общие свойства кислот, теперь вы самостоятельно составьте уравнения химических реакций азотной кислоты в свете ТЭД с: а) оксидом магния; б) гидроксидом меди (II); в) карбонатом кальция. Затем уравнения выводятся на экран компьютера. 2).Специфические свойства (слайды 7,8) Учитель обращает внимание учащихся на специфические свойства азотной кислоты и ставит проблему: в чем причина сильных окислительных способностей азотной кислоты? Объясняет окисление серы, фосфора, углерода в азотной кислоте и показывает их уравнения реакций. Демонстрирует видеофрагмент «Горение фосфора в азотной кислоте». Учащиеся составляют уравнения реакций с точки зрения ОВР. Затем учащиеся работают со схемой взаимодействия азотной (концентрированной и разбавленной) кислотой с металлами. Самостоятельно ведут поиск информации в схеме, составляют уравнения окислительно-восстановительных реакций. Наблюдают процесс реакции азотной кислоты со свинцом из видеофрагмента. Еще более сильным окислителем, чем чистая азотная кислота, является смесь концентрированной азотной кислоты с концентрированной соляной кислотой ("царская водка") (Сообщение дополнительной информации о «царской водке» с использованием сети Интернет) (слайд 9). Чтобы познакомиться с окислительными свойствами азотной кислоты учащиеся выполняют виртуальную лабораторную работу по инструкции (работают группой на компьютере, где заранее установлена программа «Виртуальная химическая лаборатория»): Инструкция /пошаговая/ (слайд 10) 1. Запустите программу «Виртуальная химическая лаборатория» (щелчок мышкой) а) Фамилия à Имя à (регистрация) б) класс à 9 à (вход) 2. Войдите в раздел «Свойства неорганических веществ» а) щелчок: «Подгруппа азота» б) щелчок: название лабораторного опыта 3. Ознакомьтесь с порядком выполнения работы 4. Проделайте опыт по инструкции 5. По окончании работы нажмите мышкой левый верхний угол 6. Составьте уравнение реакций в молекулярном виде 7. Составьте краткие ионные уравнения 8. Результаты эксперимента оформите в лабораторную тетрадь, при оформлении используйте справочные материалы «Коллекция», «Таблица» 9. Выход: нажмите правый верхний угол. После выполнения работы учащиеся делают вывод: 1. Сильные окислительные свойства азотной кислоты обусловлены строением ее молекулы; 2. При ее взаимодействии с металлами никогда не образуется водород, а образуются нитраты, оксиды азота или другие его соединения (азот, нитрат аммония) и вода в зависимости от концентрации кислоты и активности металла.
Учитель объясняет способ получения азотной кислоты в лаборатории и предлагает классу подумать, как можно из аммиака получить азотную кислоту. Используя поисковую систему RAMBLER, найдите статьи, содержащие материал по теме «Получение азотной кислоты в промышленности». Запишите соответствующие ссылки на сайты.
Учитель предлагает схему и обращает внимание на основные области применения и демонстрирует видеофильм «Применение азотной кислоты в медицине». Учащиеся ведут самостоятельный поиск информации в схеме и предлагают основные области применения. III. Оценочно-рефлексивный этап. 1. Самооценка своей деятельности учащимися (слайд 13) Учитель проводит работу «Проверь себя»: Составьте практически осуществимые уравнения реакций азотной кислоты с веществами. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название соли азотной кислоты, которую применяют в медицине для прижигания ран (Ответ: ляпис). IV. Заключительный этап. 1. Итог урока. Сегодня на уроке мы с вами (слайд 14):
Больщую часть урока вы сами искали истину, думали и рассуждали. Осталось нам подвести итог, оценить вашу работу и записать домашнее задание. 2. Домашнее задание (слайд 15).
Урок закончен. Всем огромное спасибо! Литература
|